Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита") - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Духовно-религиозные искания М. А. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита”) Наверное, любому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений, свойствен поиск некоего пристанища в этом безграничном пространстве, огромной частью которого является религия. Духовно-религиозные искания для людей творческих — это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг. Герои большинства произведений М. А. Булгакова реалистичны и современны автору. Фантастико-историческо-аллегорический роман“Мастер и Маргарита” дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора. Введение плана исторического (Пилат и Иешуа) позволяет писателю (и читателю) размышлять о проблемах выбора, ответственности и наказания и, главное, переосмысливает Евангельскую историю. Введение в реальную современность фантастико-метафизических героев (Воланд и его свита) дает толчок к поиску Истины Мастеру, Маргарите и Ивану Бездомному. Еще одна линия исканий связана с“вечной любовью” Мастера и Маргариты. Герои ищущие — это Пилат, Мастер, Маргарита и отчасти Иван Бездомный. Маргарита и Иван менее первых, ибо для Маргариты главное приобретается после встречи с Мастером, а Иван, идущий к истине не самостоятельно, а ведомый страшными чудесами и случайными встречами, не познает ее до конца. Нужно отметить, что между Пилатом и Мастером устанавливаются дополнительные отношения Творца и творения, поскольку для данного произведения Пилат является еще и героем романа Мастера. Поэтому наибольшая смысловая нагрузка именно на нем. Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показав тем самым, что за кровь Христа ответствен не он, а иудеи. Пилат булгаковский ответственности за смерть Иешуа снять со своей души не смог. Но дело здесь даже не в крови невинного. Пилат увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа—он ею не воспользовался и потому ответствен за свой выбор и наказан за него бессмертием. Булгаков переосмысливает Библейский сюжет не только на примере Пилата. У него другой Христос, не Богочеловек, а всего лишь Тот, Кто знает и несет Истину. Его образ лишен чудесного, в отличие от Во ланд а, который является в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосудия, прокладывающим дорогу к познанию Истины. Искания Мастера — это искания всякого писателя, равно как и любого творческого человека. Он проходит испытания главным в его жизни— романом и любовью, —не выдерживая, кажется, даже второго, потому что не выдерживает первого, сжигая рукопись. Но для Булгакова важно, что“рукописи не горят” и “вечная любовь” существует, потому что есть надземная, Высшая сила, которая спасает книгу и дарует Мастеру счастье с любимой женщиной, ибо, написав свой роман, Мастер заранее заплатил за все. Перераспределяется у Булгакова соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России. В основной массе человеческая натура столь нелицеприятна, что сам Сатана становится пророком Истины. Царство бездуховности и лжи на земле — эта мысль проходит через весь роман. “Каждый получает то, что выстрадал”, — так можно трактовать финал романа. “Прощенный в ночь на воскресенье.... жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат” уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. “Кто-то” отпустил “на свободу Мастера”, даровав ему и Маргарите не Небесный, но его собственный и Маргариты рай — полное спокойствие. Иван Бездомный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что он хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния. А для самого Булгакова “рукописи” по-прежнему “не горят”. Эта главная истина для писателя проверена временем на примере его произведений.
|