Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Анализ литературно-художественного произведения - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Анализ литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

    А. Идейное содержание включает:

тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражениемгероического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед намитрагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в“Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близоксентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себеутверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое- это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознанысатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

    Б. Художественная форма включает:

Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве); Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа); Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

    Схема анализа литературно-художественного произведения.
    История создания.
    Тематика.
    Проблематика.

Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос. Жанровое своеобразие.

Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. Центральные персонажи.

    Сюжет и особенности строения конфликта.

Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

    Место произведения в творчестве писателя.
    Место произведения в истории русской и мировой литературы.
    Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.
    А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

    Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
    2. Традиции и новаторство писателя в области:
    а) идей;
    б) тематики, проблематики;
    в) творческого метода и стиля;
    г) жанра;
    д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. Социальное и материальное положение.

    Внешний облик.

Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

    а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). Область чувств:

    а) тип отношения к окружающим;
    б) особенности внутренних переживаний.
    Авторское отношение к персонажу.
    Какие черты личности героя выявляются в произведении:
    а) с помощью портрета;
    б) в авторской характеристике;
    в) через характеристику других действующих лиц;
    г) с помощью предыстории или биографии;
    д) через цепь поступков;
    е) в речевой характеристике;
    ж) через “соседство” с другими персонажами;
    з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

    План разбора лирического стихотворения.
    Дата написания.
    Реально-биографический и фактический комментарий.
    Жанровое своеобразие.
    Идейное содержание:
    Ведущая тема.
    Основная мысль.

Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

    Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
    Преобладание общественных или личных интонаций.
    Структура стихотворения:
    Сопоставление и развитие основных словесных образов:
    а) по сходству;
    б) по контрасту;
    в) по смежности;
    г) по ассоциации;
    д) по умозаключению.

Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

    Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

    Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

    Краткий план содержания.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011