А.П. Чехов и его произведения: "Унтер Пришибей", "Палата N6", "Дом с мезонином" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Антон Павлович Чехов и его произведения: “Унтер Пришибеев”, ”Палата №6”, “Дом с мезамином”
А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Чехов был 4’м ребенком в семье. 1876г. - отец разорился и убегает от кридиторов в Москву оставив семью в Таганроге. 1879г. - Чехов заканчивает гимназию и получив степеньдию от купечества уезжает в Москву где поступает в МГУ на медецинский факультет и заканчивает его в 84г. Будучи студентом , начинает писать начинает писать рассказы и посылает их в Петербург в юмористические журналы где печатался под псевдонимоми “Брат моего брата”, “Человек без Селезенки”, “Антоша Чехонте”.
1880г. - 1й рассказ “Письмо ученому - сатиру”.
В ранних рассказах у Ч. нет глубины образов. Он создает сотни миниатюр которые обхватывают все многообразие российской обывательской жизни, обрядовая сторона церковной жизни с ее обрядами, постами, семейно-бытовые сцены, служебно-бытовые отношения и даже общественные явления, “Жизнь прекрасна”, “Руководство для желающих женится”, “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, “Хамелион”, “Брожение умов” и тд.
В молодости Чехов писал много и легко: 83г. - 120 рассказов 85г. - 129 рассказов 86г. - 112 рассказов 87г. - 66 рассказов 88г. - 12 рассказов
Первая книга Ч. 84г. “Сказки Мельполины”. В 86г. 2й сборник “Пестрые рассказы”. 87г. Ч. получил Пушкинскую премию за сборник “В сумерках”. Его творчество получило высокое одобрение писателем старшего поколения Григоровичем. 1876г. - 1ая песа “Иванов” В конце 80-х начале 90-х годов Ч. отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблеммам общественно-политического характера. Острее делаются характеры героев. Ч. разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости: “Человек в футляре”, “Дом с мезамином”, “Дама с собачкой”, “Палата № 6”. 1890г - Он уезжает на о. Сахалин, через Сибирь на лошадях, чтобы познакомится с жизнью ссыльных. Прожил он там пол года, сделал перепись населения, посещал рудники, тюрьмы. Возвратился кораблем. Вернувшись, написал книгу “о. Сахалин”. 1889г. - Ч. приобрел участок под Московой (Мелихово), там же он строит 2 школы, лечил людей, состоял в комитете. 1896г. - В петербурге в Александрийском театре премьера новой пьсы Чехова “Чайка” - Провал. 1897г. - Ч вынужден продать Мелихово, лечится в Ницсе. Покупает на горе “Аутка” в Ялте усадьбу. 1898г. - В Москве появляется театр МХТ который ставит песу “Чайка” - успех. 1898г - Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “Ионыч”. 1899г. Песа “Дядя Ваня”.
Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли. 1900г. - Женится на Книпер. 1901г. - “Три сестры” 1094г - написал полный рассказ “невеста”. 1904 - 15 июля в Германии Чехов умирает. “Унтер Пришибеев”
Герой рассказа отставной унтер - добровольный шпион и тупой самозваный администратор. Он по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Этот человек терроризирует деревню где живет, считает, что он один знает порядки как необходимо обращаться с людьми низшего звания. Фигура Унтера выростает в фигуру всероссийского городового олицетворяя самодержавную власть в России. В этих рассказах подобных этому , смешное не развлекает, а заставляет задуматься, о том, что в небольшом произведении Чехов говорит о больших явлениях.
Палата №6.
Рассказы и повести 90х годов, направлены против жестокой и пошлой жизни. Этот рассказ написан после возвращения Ч. с о. Сахалин. Образ тюрьмы преследует писателя и палата №6 - это тюрьма. “Всюду - палата №6. Это Россия” (Лесков). Повесть начинается с описания флигеля больницы, там расположены душевно - больные. Тягостное впечатление складывается после описания флигеля, а еще больше усугубляется с описания палаты и сторожем Никитой. Больные похожи на арестантов, больница на тюрьму, где все перемешалось и трудно отличить нормального человека от сумасшедшего. Единственный человек способный здраво рассуждать это душевнобольной И. Д. Громов. Доктор Рагин говорит, навещая его в страшной палате: “Если бы вы знали друг мой, как мне надоели всеобщее бездарность, бездумность, тупость и с с какой радостью я всякий раз беседую с вами. Вы умный человек и я наслаждаюсь вами”. Жизнь среди нормальных людей, свела его с ума, и он заболел манией преследования, весьма распространенное заболевание того времени. Громов попадает в то заведение, где больных не лечат. а истязают. Громов болезненно реагирует на зло, несправедливость, беззаконие. Он не перестает протестовать, возмущаться, и не теряет веры в то, что рано или поздно правда наконец восторжествует. Иначе смотрит на жизнь доктор Рагинь. “При всякой обстановке мы можем найти успокоение в самих себе”. Следуя этой идее Рагель не вмешивается в дела больницы, не пытается изменить положение больных: “ В своей нечестности виноват не я а время”. Чехов восстает против насильного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Устами Громова автор осуждает Рагина: “Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым кабинетом нет никакой разницы. “Страданья презираете, а небось прищеми вам палец дверью, заорете во все горло”. Лишь перед смертью Врагель понял правду Громова, правду тех, кто не хочет, не может мириться с насилием. Когда в палате №6 Никита избивает его, это событие освещает пронзительным светом ложь его жизни и его философского мировоззрения. Наступает пробуждение совести, появления чувства вины, в голове его мелькнула страшная, невыносимая боль, что такую же точно боль должны были испытывать годами эти люди. Рагин умер не от побоев Никиты, а от мук проснувшейся совести.
“Дом с мезамином”
Второе название - “Рассказ художника” - это значит, что будут воспоминания о передуманном и пережитом, а значит исповедь. Ведутся идейные споры и развертываются любовные истории кончающиеся печально. Противником в споре выступает художник и старшая сестра Лида Волчатинова, а безалаберный и чудаковатый художник в какой-то степени выражает мвсли автора. Он утверждает, что все беды человеческие - от грубого физического труда. Надо только освободить человека от этого, а пока этого не произошло, необходимо разделить труд на всех. От этого одного он ожидает великих и благих последствий от человечества. Подобные взгляды утопительны и наивны, но автору они нравятся, а мысли и дела Лиды которая в своих аптечках и библиотечках видик главное средство улучшения жизни народа автору не по душе. Ее ограниченность не в том, что она увлечена малыми делами, а в том, что этими малыми делами она все и ограничивает. Они ее удовлетворяют, так же как и уездная игра в земский парламентарий. “Народ окутан цепью великой, а вы ее не рубите, а лишь прибавляете новые звенья”. Очевидно художник ближе к правде, чем рассудительная Лидия, но в жизни оказывается победителем она, а не художник вместе с его любовью и бесполезнвми пейзажами. Но все таки в свете высших ценнотей тоскливый возглас художника “Мисюсь! Где ты? ” значит больше чем все земские победы. Жестокости одерживают не полную и не безусловную победу. Трилогия Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник” - о любви. Сквозная тема этих произведений - разоблачение “пошлостей пошлого человека”.
Обьединяет их идея отделить смысл человеческой жизни.
Футляр - Беликов считал страх перед жизнью, это стремление спрятаться за формулу “как бы что не вышло”. С другой стороны Беликовщина - активный характер. Беликовщина парализует все доброе, честное, свободное, всякое стремление к лучшему. “Он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью, своими чисто футлярскими соображениями”. Беликов держит в страхе не только гимназию, но и весь город. “Стали боятся посылать письма, знакомиться, громко говорить и тд. “Подчинились ему, терпели его люди мыслящие, знающие, читающие”. Боялись его потому что он был доностчиком, шпионом
|