Характер и влияние византийской культуры на Русь
Московский Государственный Институт радиотехники, электроники и автоматики
(Технический Университет)
МИРЭА
РЕФЕРАТ
На тему: «Характер и влияние
византийской культуры на Русь»
Студент: Бирюков А.Г.
Группа: ЭМ-1-98
Москва 1999 г.
ВИЗАНТИЯ (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство
периода IV-XV веков, образованное при распаде Римской империи, в её
восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное
Средиземноморье). Столица- Константинополь, Население- греки, сирийцы,
копты, армяне и др. Господствующий язык- греческий. В IX- начале VII веков
в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII века
рабовладения). Особенности византийского феодализма: сохранившиеся в раннее
средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный
государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной
замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы,
непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины. Наибольшего
территориального расширения Византия достигла в VI веке при Юстиниане I.
Завоевание в период VII-IX веков арабов, славян, лангобардов свели её
территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват
в 1204 году участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к
падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не
завоеванной крестоносцами территории- греческих государств (Никейской,
Трапезундской империй, Эпирского государства). Византийская империя была
восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя
турецкими войсками положило конец Византийской Империи.
(справка из советского энциклопедического словаря)
В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница
греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи,
была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономически развитым
европейским государством. Вполне естественно, что её влияние было
определяющим на достаточно большом отрезке русской истории.
С глубокой древности славяне торговали с Византией, используя великий
водный путь волхвов - Днепр - так называемый «из варяг в греки». Вывозили
мёд, меха, воск, рабов, а из Византии везли предметы роскоши, искусства,
бытовые изделия, ткани, а с появлением письменности - и книги. На этом пути
возникают многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск,
Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русские князья
совершали военные походы на Царьград (Константинополь), которые
заканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь
Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь,
сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году
заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи. Сын
Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против
Дунайской Болгарии.
Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством
его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения
славянских племён в единое русское государство.
Влияние пришедшего из Византии христианства на русских славян началось
задолго до эпохи Владимира Святого. Есть известие, что Приазовская Русь
частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX века и что первая
русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в
867 г. в Тьмуторокани.
В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х века. Из
договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских
варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св.
Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая
княгиня Ольга сама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены
княжеской дружины последовали ее примеру.
Внук Ольги Владимир Святославич, занявший киевский престол в 980 г. после
своего старшего брата Ярополка, погибшего в междоусобной войне,
первоначально был ревностным язычником. Он поставил в Киеве близ княжеского
двора кумиры языческих богов, которым киевляне приносили жертвы, иногда
даже человеческие. По рассказу летописи, многие религиозные посольства
посещали двор киевского князя и предлагали ему принять их веру: «немцы»
(католики) от папы, болгары (мусульмане), хозарские евреи, наконец
греческий «философ», проповедь которого произвела на Владимира особенно
сильное впечатление. Вскоре после этого Владимир, по совету своей дружины,
послал своих послов для испытания вер в различных странах. По возвращении
послов Владимир снова собрал бояр и «старцев» и предложил послам рассказать
о том, что они видели в разных странах; послы с особым восторгом
рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском
кафедральном храме св. Софии. Владимир, по совету бояр, решил принять
греческое христианство и вскоре крестился сам и крестил киевлян.
Подробности этого великого события не вполне ясны. Бесспорны главные факты:
поход Владимира на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму; крещение его
(в 988 или 989 году) и женитьба его на греческой царевне Анне.
Возвратившись в Киев с греческим и южнославянским (болгарским)
духовенством, Владимир крестил киевлян на берегах Днепра и его притока
Почайны и сделал христианство господствующей религией своего государства.
Кумиры старых богов были ниспровергнуты и затем сожжены или брошены, были
построены христианские церкви. Первоначально христианство распространялось
преимущественно по линии Днепра- Волхова; есть известие, что в Новгороде
новая вера встретила сопротивление язычества, которое было подавлено
силою. К востоку от великого водного пути, в области Оки и верхней Волги,
христианство распространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники
новой веры долго встречали ожесточенное сопротивление язычников.
Проникая постепенно в душу и в быт русского общества, христианство, с его
учением о любви и милосердии, производило глубокую нравственную перемену.
Перемена эта прежде всего сказалась в самом княжеском роде, точнее в лучших
его представителях. Сам Владимир, бывший в молодости развратным и жестоким,
совершенно переродился после крещения.
С особой силой и яркостью проявился новый дух христианской любви и
смирения в поведении любимого сына Владимира - Бориса: смерть отца застала
его в главе войска, возвращавшегося из похода против печенегов; он имел
полную возможность вооруженной рукой захватить киевский трон, и дружина
советовала ему это сделать, но он ответил, что не может «поднять руку» на
своего старшего брата Святополка. Но хищному и жестокому Святополку
христианское учение осталось чуждым, и он приказал убить своих братьев.
Князья-мученики Борис и Глеб стали первыми канонизированными святыми
национальной русской церкви и остались в памяти князей и народа примером и
символом христианского смирения и братолюбия.
Занявший киевский престол после победы над Святополком Ярослав Мудрый был
ревностным строителем церквей и насадителем христианского просвещения.
Следует также упомянуть, что при Ярославе Мудром началась, а при его
сыновьях продолжилась запись норм обычного русского права (с добавлением
позднейших княжеских законодательных постановлений), которая образовала
впоследствии юридический сборник, известный под названием «Русской Правды».
Внук Ярослава Мудрого знаменитый Владимир Мономах (занимавший киевский
великокняжеский престол в 1113-1125 г.) является воплощением идеала
христианского князя киевской эпохи. Его усилия были постоянно направлены к
тому, чтобы защитить землю Русскую от нападений внешних врагов (половцев),
установить мир и согласие между князьями и защитить слабых от притеснения
их сильными. Он оставил для своих детей свое знаменитое «Поучение»,
сохраненное нашей летописью. Владимир ознаменовал своё княжение некоторыми
мерами в области социального законодательства, именно им законом был
установлен максимальный оборот по займам, а также было запрещено обращение
в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у
заимодавца. Эти примеры явно подтверждают влияние византийского
законодательства на русское законотворчество.
Исключительно важным и плодотворным было культурное влияние церкви на
Руси. Церковь явилась на Русь со славянским богослужебным языком, близким и
понятным всему народу. Она принесла на Русь письменность, основанную на
славянском (церковнославянском) алфавите, составленном святыми братьями -
просветителями славян - Кириллом и Мефодием во второй половине IX века.
Поэтому византийское христианство могло на Руси очень скоро укорениться,
срастись с душой русского народа, сделаться его национальной религией.
Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская (или
древнеболгарская) письменность послужила основой для развития русской
письменности и для выработки древнерусского литературного языка, и таким
образом церковь заложила основы национальной русской культуры.
Настоящими центрами, носителями и рассадниками древнерусского просвещения
становятся монастыри, и особенно знаменитый Киево-Печерский монастырь,
основанный св. Антонием и приведенный св. Феодосием в состояние стройной
внешней организации и высокого духовного совершенства (во второй половине
XI века). Благочестивые иноки-книголюбы собирали, переписывали и переводили
(с греческого) книги самого разнообразного содержания: книги Священного
Писания и богослужебные книги, разного рода сборники, поучения, сказания,
жития святых (которые сделались любимым чтением грамотного древнерусского
человека). В Печерском монастыре, возникло и русское летописание: первым
летописцем, по преданию, был Нестор (живший во 2-й половине XI века), а
составителем первого летописного свода был игумен одного киевского
монастыря Сильвестр (начало XII века). Их преемники продолжали в течение
многих веков дело записи достопамятных событий, совершавшихся из года в год
(отсюда название - «летописи»), и, сохранив для нас исторические события
далекого прошлого, оказали этим огромную услугу русской исторической науке
и развитию русского национального самосознания.
В монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки
рукописных книг. Огромное большинство этих книг погибло впоследствии в
результате междоусобных войн и вражеских нашествий (особенно во время
страшного татарского погрома), а также в результате частых пожаров и
небрежного хранения, но сохранившиеся малые остатки книжных богатств и
краткие заметки летописей дают возможность составить приблизительное
понятие о том громадном количестве рукописных книг, которое было создано и
которое читалось древнерусскими «книголюбами».
Что касается конкретных результатов в различных областях культуры, то
следует отметить, что под византийским влиянием культура Киевской Руси за
короткий период достигла уровня передовых стран Европы. Русское
художественное ремесло славилось во всем мире. «Кузнецы по злату и серебру»
создавали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со
сканью и зернью, с чернью и позолотой. Мечи, доспехи, ювелирные изделия
пользовались спросом на Руси и за ее пределами.
До Х в. в Киевской Руси преобладали традиции деревянного зодчества. После
принятия христианства возводятся каменные храмы по византийскому крестово-
купольному образцу (храм святой Софии в Киеве). Большую роль играла отделка
и окраска здания. С XII в. появляются храмы башеннообразной формы с
элементами романского стиля - декоративной резьбой по камню (Дмитриевский
собор во Владимире). Храмы украшались монументальной живописью: фреской,
мозаикой, иконописью. Византийская техника возводилась в канон и строго
оберегалась церковью. Торжественное плоское изображение ликов святых на
стенах храма было созвучно архитектурному замыслу. Качественный скачок в
развитии культуры обусловлен появлением письменности. Создание славянской
азбуки связывают с именами братьев-монахов Кирилла и Мефодия. Более ранний
алфавит (глаголица) был вытеснен у южных и восточных славян кириллицей.
Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание -
ежегодные записи событий по летам. Сюда же включались сказания, библейские
сюжеты, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников
летописания является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-
Печорского монастыря Нестором. История Русской земли и история княжеской
власти - ведущая тема летописи. Местные летописцы Новгорода, Пскова,
Владимира сосредоточивали внимание на локальных событиях, рассматривают
историю своих земель как продолжение истории Русского государства.
Появляются родовые княжеские летописи, исторические повести об отношениях
между князьями.
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал
школу в Новгороде для детей духовных лиц. Учили письму, счету, богословию.
Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной
деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печорском монастыре.
Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика.
Преподавание велось на родном языке.
«Книжными мужами» были Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах
и др.
Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях. Новгородские
берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие грамотности
среди простых горожан. Ремесленники оставляли надписи на своих изделиях.
Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата». В XII в.
возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались
библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника»
князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Большинство же памятников до-
монгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных
нашествиях и феодальных войнах.
В заключение следует подробней рассказать в сфере излагаемой темы о
некоторых важных особенностях деятельности русской церкви как «проводника»
христианства. По своему положению она являлась митрополией византийской
церкви, главой которой был константинопольский патриарх. Он назначал на
Руси митрополита; вначале это были греки, и лишь при московских царях
русская церковь стала избирать своего митрополита, а в XVI веке и своего
патриарха. Это означало её полную независимость. Церковными административно
- территориальными единицами были епархии с городским центром. Ими
руководили епископы, которые подчинялись митрополиту. В основном русская
церковь была создана по образу византийской.
Первая вступительная задача новоустроенной русской церкви состояла в том,
чтобы водворить в языческой душе русского человека новую христианскую веру.
На Руси в первое время после принятия христианства, люди, привыкая к
христианскому Богу, вместе с тем благоговейно чтили и свои прежние святыни.
С утратой сознательной веры в прадедовских богов окончился первый период
чистого двоеверия. Но христианству рано еще было торжествовать полную
победу. В народном веросознании после утраты особых языческих богов
оставалась еще нетронутой целая обширная область язычества. Это весь тесно
сросшийся с народным бытом культ языческий с системой годовых праздников,
со множеством поэтически-символических обрядов. Медленность успехов в этом
миссионерском деле церкви зависела от скудости просветительных средств,
находившихся в ее распоряжении: за исключением исключений не было народных
школ, не было книг, не было учителей. Источники очень мало сообщают о
характере религиозности простого народа, но достаточно говорят о русских
князьях и вообще об аристократическом меньшинстве, наиболее просвещенном и
наиболее прочно «христианизованном». Набожность, измеряемая усердием к
молитве домашней и общественной, к строению и благоустроению церквей и к
некоторым другим делам внешнего благочестия, повидимому сразу же сделалась
довольно характерной чертой всех русских людей, хорошо усвоивших новую
религию. Усердие к построению храмов весьма рекомендует набожность
древнерусских князей. Некоторые историки, поражаясь числом 600 церквей,
сгоревших в 1124 г. в Киеве, заключают отсюда о беспримерной ревности
князей к строительству храмов.
Таким образом, русская церковь за время киевского периода успела создать
общий тип русского человека, искренно привязанного к христианской религии,
с усердием исполняющего дела внешнего богопочитания, но еще мало
богословски сознающего основы исповедуемой им религии и, конечно, еще
довольно густо опутанного старыми языческими суевериями. Перевоспитывая
«догматическое» сознание масс, церковь перевоспитывала и их личную и
общественную мораль. И в этой, может быть, труднейшей области ее достижения
довольно велики. Церковь раскрыла для него понятие греха и указала его даже
в малейших, ни для кого невидимых движениях человеческого сердца, а над
всем внутренним миром человека и над всеми частностями его внешнего
поведения поставила Бога, как бдительного Судию. Мысль о неизбежном
божественном суде производила необыкновенно сильное впечатление на пугливое
воображение язычника и отрезвляющим образом влияла на его нравственное
поведение. Церковь, кроме прямых нравственно-воспитательных влияний на
совесть каждого отдельного ее члена, известна и своим мощным преобразующим
влиянием на нравственность общественную, в связи с универсальным
воздействием ее на всю жизнь человечества, на всю цивилизацию и культуру.
Великодушно призванная княжеской властью к содействию в гражданском
законодательстве и вообще в строении земли русской, церковная иерархия тем
самым поставлена выла в наилучшие условия для христианизации русского
общества. И она действительно успела провести в законодательство и жизнь
несколько благодетельных влияний.
Так прежде всего обстояло дело с переустройством древнерусской языческой
семьи на новых началах. Церковь уничтожила многоженство и приступила к
устроению положения женщины, как жены и матери, согласно с духом
христианской семьи. В борьбе с принципиальным предубеждением русских людей
против человеческих прав женщины церковь привнесла в законодательство о
браке и семье целый ряд целесообразных предписаний. Для возвышения
нравственного достоинства выходящей замуж девицы прежде всего необходимо
было признать за ней свободную личную волю, свободное произволение на брак.
И церковь положительно восстает против языческого умыкания невест, заменяя
его свободным сговором, закрепляемым обручением. Личная свобода женщины,
гарантированная церковными законами в момент заключения брака, под
воздействием той же церкви расширялась и в сфере взаимных отношений мужа и
жены. В языческую пору русской жизни жена составляла полную принадлежность
мужа, его рабыню. Между тем, идеал христианской семьи требовал для жены
положения свободной советницы мужа. Чтобы превратить жену из имущества мужа
в его советницу, нужно было ее самое сделать субъектом имущественного
права. Этим утверждалась ее личная свобода и известная степень гражданского
равноправия с мужем. Но несомненно, что только с принесением византийского
Номоканона, ясно проводящего этот принцип раздельности, русская женщина
окончательно приобрела указанную частичную имущественно-юридическую
эмансипацию. Церковь и наблюдала за раздельностью имущества супругов: по
уставам первых князей она разбирала тяжбы между мужем и женой «о животе»,
то есть об имуществе. Начало особого имущества полагалось приданым, и Слово
Даниила Заточника говорит о приданом, как уже установившемся факте русской
жизни.
Наконец, в случае смерти мужа, церковь, опираясь на независимое
имущественное положение (жены) вдовы, старалась укрепить ее авторитет, как
наследницы семейного главенства мужа и воспитательницы своих детей: второй
брак такой вдовой детной матери не одобрялся, как измена высокой
обязанности вдовы — быть исключительно преданной строению и воспитанию
осиротевшей семьи. Русская Правда выделяет детной вдове известную часть из
имущества мужа только под условием невступления ее во второй брак,
мотивируя свое постановление таким выражением: «обругала убо первого мужа
вторым браком», что представляет довольно близкий перевод одной фразы из
византийских законов, т. е. свидетельствует о проведении этого закона
представителями церкви.
Таким образом церковь систематически содействовала возвышению женщины, как
полноправной личности, и тем возвышала нравственную атмосферу всей русской
семьи.
К чести русской церкви следует сказать, что она даже за краткий
сравнительно период (киевский) своего существования успела не только
провести в гражданское законодательство несколько новых положительных норм,
но и сумела ослабить и переработать сообразно со своим духом такого рода
отрицательные установления русского права, которые прочно срослись с
основами государственной и общественной жизни и однако противны были
христианским началам, а именно: ростовщичество и холопство. Церковь, не
призванная в данной сфере к прямой законодательной деятельности, проявила
здесь свое влияние косвенным путем. Она боролась против зла своим духовным
оружием — словом обличения и наставления, направленным к совести отдельных
граждан, как членов церкви. Древнерусские поучения и духовнические
наставления полны резких порицаний ростовщиков и рабовладельцев. Русская
Правда устанавливает законный размер годового роста в 50%. При Владимире
Мономахе действие этой статьи было сильно ограничено: было дозволено брать
такой процент только в течение двух лет. Когда, таким образом, взятый
процент сравнивался с суммой долга, то кредитор не имел уже права брать
каких-либо дальнейших процентов и ждал только возвращения занятой суммы.
Если же он осмеливался взять 50%-ный рост в третий раз, то, по закону,
лишался права требовать уплаты самого долга. Помимо внутреннего характера
такого узаконения, явно обличающего в себе христианские побуждения, для
него действительно находится прямой источник в византийском «Прохироне».
Крупную победу одержала церковь и в борьбе с холопством. Особенную крепость
институту рабства придавала его неделимость, т. е. отсутствие в нем
переходных ступеней от безусловной зависимости раба от владельца — к
условной и ослабленной. В греко-римском мире рабство крепко было своей
неделимостью, между тем на Руси появилось именно такое разнообразие
степеней в сословии холопов, облегчившее разложение и уничтожение
холопства. Холопская неволя таяла под действием церковной исповеди и
духовного завещания. Рабовладелец добровольно, ради спасения души, смягчал
свои права или даже поступался ими в пользу холопа. Личные проявления
человеколюбия входили в привычки и нравы, которые потом облекались в
юридические нормы. Таким путем церковь, соображаясь с положениями
византийского законодательства и свободно применяя их к условиям русской
жизни, повлияла на установление в русском гражданском праве изучаемого
периода нескольких случаев обязательного дарового отпуска холопов на волю:
1) раба, прижившая детей с своим господином, обязательно освобождалась
после его смерти вместе с прижитыми детьми, при чем в Церковном Уставе кн.
Всеволода заповедуется даже выдавать таким детям часть из имущества
прижившего их господина; 2) свободный человек, совершивший насилие над
чужой рабой, этим самым подпадал под обязательство сделать ее свободной, т.
е. обязывался выкупить ее на волю; 3) холоп или раба, которым причинено
увечье по вине их господина, выходили на волю. Кроме этих случаев церковь
всячески старалась облегчить холопам возможность выкупа на волю. Итак,
русская церковь, выполняя свое высокое назначение, перевоспитывая своих
членов духовно и нравственно, не ограничилась при этом только влияниями на
их индивидуальный душевный строй, но содействовала и переустройству общего
гражданского порядка на христианских началах. Русская церковь,
перевоспитывая русский народ в духе нового, ею дарованного ему
православного миросозерцания, тем выполняла свое прямое назначение, свою
апостольскую миссию. Но универсальный, по существу теократический характер
христианского миросозерцания глубоко влиял решительно на все стороны
русского бытия.
Прежде всего церковь воспитала и укрепила своей санкцией авторитет
государственной власти и возвысила назначение самого государства. Насадила
просвещение, потому что книжность, искусства и науки — естественные
спутники церкви.
Церковь принесла, неведомую русским язычникам, идею богоустановленной
власти. Из идеи божественного происхождения и авторитета власти делалось
два вывода. Во-первых, если дарование власти дело Промысла, то добиваться
ее насильно нельзя. Во-вторых, богоустановленностью предопределяется и
санкционируется и качество власти, каково бы оно ни было. О хороших
властителях не возникает сомнения: они воздвигаются Промыслом на благо
людей, но и худые имеют также свое назначение свыше: они попускаются Богом
в наказание за наши грехи. По отношению к самой власти из той же идеи
делался вывод об ее ответственности не только пред людьми, но и перед
Богом.
Просвещение — не случайный результат влияния церкви; оно неизбежный ее
спутник, хотя этим еще не предопределяется высота его уровня. Св. Владимир,
когда вводил на Руси христианство, то вместе с переменой веры более всего
заботился о превращении своего народа в просвещенную, культурную и
блестящую нацию по подобию Византии. Владимир ведет с греками войну,
добивается их союза, родства с императорами и только тогда крестит свой
народ. Для одной перемены веры это было бы излишне: иерархия, хотя и не
высшего ранга, охотно бы явилась из Греции, церковная утварь и разные
другие драгоценности могли быть куплены за деньги. Но Владимир хотел не
того. Ему было нужно, чтобы греки, породнившись с ним, преодолели
отвращение к русским, как к варварам, перестали скупиться — уделить нам
часть своих культурных благ, возымели усердие учить нас наукам и
искусствам, открыли нам, так сказать, «профессиональную тайну» своей
образованности. Из Корсуня Владимир, вместе с церковными святынями,
перевозит в Киев и несколько бронзовых статуй, торопясь видеть свою столицу
похожей на просвещенную царицу Босфора. Как только произошло крещение
киевлян, Владимир немедленно задался целью дать настоящее просвещение детям
высшего сословия. Он надеялся, что младшее поколение аристократии, пройдя
полный цикл наук, необходимых для образованного человека того времени,
будет надежным проводником просвещения и для всего русского народа.
Следы первоначального, введенного Владимиром систематического школьного
образования, очень заметны и несомненны в первой половине киевского
периода. Не все княжеские и боярские дети были ленивы, бездарны, не все, с
другой стороны, греки-учителя покинули русскую страну и уехали домой; были
лица, усвоившие греческую школьную науку; были и учителя, оставившие по
себе преемников по профессии. Только этим и можно объяснить себе появление
в до-монгольскую эпоху у нас таких сравнительно совершенных в формальном
отношении литературных произведений, каких не имеем за все московское
время. Такие произведения, как «Слово о законе и благодати» митрополита
Иллариона, «Слово о полку Игореве», Слова и молитвы Кирилла Туровского. Из
летописи известно, что в Смоленске, равно как и в Киеве, русские книжники
знали и язык греческий. Следовательно, учителя греческого языка и связанной
с ним литературы еще долгое время после князя Владимира существовали в
больших и богатых городах. Знакомства русских до-монгольских книжников с
греческой школьной мудростью, с греческими школьными направлениями
богословской мысли предполагало еще в половине XII в. присутствие на Руси
учителей-греков, это видно и из факта появления у нас во второй половине
XII века такого выдающегося по литературному образованию писателя, как
Кирилл епископ Туровский. Усилия св. Владимира по водворению у нас
настоящего греческого просвещения, хотя и не увенчались полным успехом, но
не исчезли бесплодно и дали свой естественный результат, свой отголосок на
протяжении почти всего до-монгольского периода. Если принять все это во
внимание и поставить рядом такие выдающиеся литературные произведения, как
«Слово» Иллариона, «Слово о полку Игореве», Слова Кирилла Туровского,
подобных которым не было во всей московской литературе, то приходится
признать, что в до-монгольское время у нас была не одна грамотность, а и
настоящая школьная образованность.
Список использованной литературы:
1.А.В.Карташев «Очерки по истории русской Церкви»
2.В.Е.Титов «Православие»
3. «Как была крещена Русь» под ред. Л.И.Волковой
4. «Пособие по истории России для выпускников и поступающих в ВУЗы»
5. «Microsoft Word для Windows» |