Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Творчество Рембрандта

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший

расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового

искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей

верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые

передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени. Художник поднял

изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой

жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный

язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и

насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала

отныне доступной изображению средствами реалистического искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он явился

создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь

человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и

противоречивости. Как исторический живописец, он претворил далекие античные

и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных

земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к

общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным

пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым

соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и

жестокости.

В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина

иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и

Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью

тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. [pic]Легенда

рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Трагическая смерть

учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. Художник

вглядывается в лица, стараясь проникнуть в души людей, прочесть реакцию

каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери

Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и

любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенса

того же названия, используя отдельные композиционные мотивы великого

фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувств

действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности

многофигурной композиции. Три главных момента легенды — снятие с креста,

обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными

источниками света, интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением

значения сцены. [pic] Начало нового периода в жизни и творческой

деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые

произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены,

оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной дозор»—

большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого

произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта

перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из

этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее,

собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к

внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует

рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя

на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой

царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от

руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через

десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный

первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини.

Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому,

Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти

Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной

хозяйки. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело

Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в

Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-

служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и

второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались

такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего

периода аккуратным, рисующим мазком.

Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном

варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов.

Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим

появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть

картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве

доминант.

Во втором варианте, то есть в 1646—1647 годах, Даная получила и углубленную

психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный

внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и

переживаний. «Даная», таким образом,—наглядный конкретный пример

становления знаменитого рембрандтовского психологизма. [pic]

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в

области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило,

большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно

сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к

зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные

долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум па

лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику

блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного

возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эрмитажа эти работы

хорошо представлены незаказными портретами:

«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в

красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная

галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой

задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует

ту же тему— человек наедине со своими думами. На этот раз художник

применяет строго симметричную композицию, изображая неподвижно сидящего

старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена

выражения лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то

вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с

руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник

достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени,

которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение

элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль

играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо

старика и узловатые натруженные руки обретают художественную,

выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся

жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей

движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и

благородством стал выражением новой этической позиции художника,

открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения

человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное

произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как

завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея

всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой

Рембрандт служил всю свою жизнь,— находит наивысшее, совершеннейшее

воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством

и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал

художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и

покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в

объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая радость этих

двоих — старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына,

охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди отца,— составляет

главное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли

невольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют

золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при

бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В

нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но

и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст

непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного

сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация

красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то

как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый

незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий,

проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое

произведение.

В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не

произносится — все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано

давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и

светлой...

«Возвращение блудного сына» было последним большим произведением мастера. В

1669 году Рембрандт умер.

Использованная литература:

1. Ю. Кузнецов. «Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже».

Издательство «Искусство», Ленинградское отделение,1988г

2. «Эрмитаж. Планы выставок» составитель Ю.Шапиро. Лениздат, 1977г.

3. «Энциклопедический словарь юного художника» составители Н. Платонова и

В. Синюков, Изд-во «Педагогика», Москва, 1983г.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011