Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Русский народный фольклор

Русский народный фольклор.

ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение

художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества

, возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в

научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался

широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его

обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени

содержание термина суживалось. Существует несколько точек зрения,

трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное

поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых

видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных

форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность

творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом,

передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

Коллективная жизнь определяла появление у различных народов однотипных

жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, как

гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный

эпитет, сравнения. Роль фольклора была особенно сильна в период

преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие

виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой,

взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного

творчества влияние и испытывая обратное воздействие.

Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности

(древнейшие виды фольклора)

Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения

профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней

Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В

отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского

профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только

две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции,

включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство

сказителей, скоморохов и др.).

Ко времени русской православной гимнографии фольклор имел многовековую

историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности.

Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани

социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают, что

догосударственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь)

восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой

обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое

значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной

музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников

оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы

вне связи с породившим его язычеством.

Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно

относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением

греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих

летописных источниках и в канонических церковных постановлениях. Известны,

например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XI в. Якову

Черноризцу, где говорится по поводу священников: «Тем лицам иерейского

сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцы повелевают

соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением; когда же

войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы,

встать (из-за стола), дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и

услышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когда

будет большой соблазн».

Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная

область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или

«карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами

театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых

следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от

храмовых праздников. «Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом»

действительности, абсурдной «дурацкой» жизнью, где все было наоборот, все

менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия. Для

этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование

для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой карнавальной

атрибутики.

Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси

составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной

одаренности русского народа. Обряд был нормативным, строго

регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение

столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления

природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их

содержание связано с представлениями о круговороте природы, с

земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни

крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды,

которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая

обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца,

Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

Один из самых древних жанров – хороводные песни. Водили хороводы на

протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после пасхи.

Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально

хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий

они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во

многих из них:

А мы просто сеяли, сеяли!

Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

А мы просто вытопчем, вытопчем!

Ой, Дид Ладо, вытопчем.

Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские

пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность,

пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые

напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во

садочке» и др.

В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением подблюдных

песен – наступало таинственное время святочных гаданий. Одной из наиболее

старых подблюдных песен является «Хлебная Слава», не раз привлекавшая

внимание русских композиторов:

А мы эту песню хлебу поем, Слава!

Хлебу поем да хлебу честь воздаем, Слава!

С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и

образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о

путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных

восстаниях.

Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние

песни. В XVIII в., в период становления профессиональных светских жанров

(опера, инструментальная музыка) народное искусство впервые становится

предметом изучения и творческого претворения. Просветительское отношение к

фольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист А.Н.Радищев в

проникновенных строках своего «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Кто

знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто,

скорбь душевную означающее... В них найдешь образование души нашего

народа». В XIX в. Оценка фольклора как «образования души» русского народа

стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-

Корсакова, а сама народная песня – одним из источников формирования

национального музыкального мышления.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011