Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Русская культура 17 века

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

1. Введение .............................................. 2

2. Материальная культура ..................... 3

3. Устное народное творчество .............. 4

4. Научные знания .................................. 8

5. Литература .......................................... 10

6. Зодчество ............................................ 11

7. Скульптура и резьба ......................... 12

8. Живопись ........................................... 13

9. Музыка театр ..................................... 14

10. Заключение ....................................... 15

11. Список литературы .......................... 16

ВВЕДЕНИЕ

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию надо верить.

Ф.И. Тютчев

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное

разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.

Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-

ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-

готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была

комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде

всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)

и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,

в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-

лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на

протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-

щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у

них.

Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,

приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-

не, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. По-

является неудержимое стремление к описательности, декоративности.

Художественное творчество из священного занятия превращается в ре-

месло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха

Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,

традиционной : от саобытного типа культуры страна не отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодально-

го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-

чальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-кре-

постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-

ного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-эконо-

мической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало про-

мышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы

в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в

прикладное искусство.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значи-

тельной территории Российского государства и подрыву его матери-

альной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на

положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдви-

ги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-

бенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового

превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в

XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значи-

тельному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки

железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,

подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерст-

вом выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено произ-

водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичани-

на Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных ме-

таллов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золо-

той и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-

товлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное значение имела чеканка монет.

В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был

отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты

в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с

сыном для митрополитного двора в Ростове.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Осо-

бенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские

плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а

также производство поташа. Возникли центры массового производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,

Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-

ботали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также

производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой

обуви, крупным центром которого стал Углич.

Значительно большее по сравнению с предшествующими временами раз-

витие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготов-

лялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

достигла высокого уровня.

В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее

творцами и создателями были многие тысячи народных масте-

ров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицирован-

ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев произ-

водство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных

мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и

выполняли сложные технические работы с большим искусством.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас,

благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном

творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными

конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был

временем значительного подъема народного творчества. Характерно ши-

рокое распространение исторических песен, проникнутых чувством глу-

бокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины,

песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца

XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческ-

их качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до

наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за

гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические

отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одно-

го дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет". Для XVII ве-

ка характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте:

"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-

верие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота шиороки, а со

бвора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по

крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ

- послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - при-

воз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что

рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества

стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его

имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды,

песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказы-

вался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и

Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья

Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Мурамец ока-

зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание

как праздник:

На матушке Волге праздник -

Сходись, голытьба, на праздник.

Готовтесь, бояре на праздник.

Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и

антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на

письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой

развития демократического, светского направления в литературе XVII

века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело од-

ной из важных своих предпосылок значительное расширение количества

грамотных людей в семнадцатом веке.

Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться

неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII в. зна-

чительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие го-

родской жизни, а также системы государственного управления вызвало

боьшую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,

сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России

среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей

- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%. Мож-

но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в

различных слоях русского общества был выше, нежели в первой полови-

не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру-

гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен-

ные учреждения, приказы и тем самым освободитться от тягла. К концу

семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450

подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые "площадные

подьячие", которые за плату составляли всякие челобитные и другие

документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-

щее делопроизводство.

Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее

распространение получали и рукописные книги. Несмотряна развитие

книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим

спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду с изготов-

лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди

хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники,

в которых модержались различные материалы - и духлвенского, и

светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях

были срециальные хранилища книг во главе с книгодержателями. Часть

книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло

письменное делопроизводство государственных учреждений - московских

приказов, приказных изб в городах.

С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные "Куранты" -

своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты попытки организации производст-

ва бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумаж-

ные мельницы", отданные правительством на оброк голандским предпри-

нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Рос-

сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Гол-

ландии.

Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились

берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.

Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, при-

сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-

зили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с

Воробьевых гор.

Книги "одевали" в деревяные, обитые кожей доски. На коже выделы-

вались различные металлические украшения. В виде украшений выполня-

лись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покры-

вались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукопис-

ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого

века. Так называемый растительный "травный орнамент" получил в

этой период широкое распространение наряду со старопечатным орна-

ментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому

стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", ха-

рактерной чертой которого было сочетание изображения раститель-

ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями.

Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициала-

ми царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.

На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос-

транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял

собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работа-

ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200

названий книг. Распространение книг приобрело значительно более

широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах

распространялась переводная литература. Стали составлять обширные

библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, поль-

ском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Го-

лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

Дальнейшее распространение рукописности печатной литера-

Туры выдвигало потребность более организованного обучения

грамоте и письму.

Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц,

подъячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в

семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания

учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-

терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-

вались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"

патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей -

Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации

школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обу-

чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие

представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в

самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные

школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий

возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. свяще-

ник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенс-

кой церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во

главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подъячих

русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся

"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Ки-

тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах

Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных

при ее открытии.

Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г.

Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными гре-

ками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-

ние, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла-

тинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и воз-

раста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чинов-

ников государственной службы. Академия сыграла большую роль в раз-

витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины

XVIII в.

Распространение грамотности и просвещения в России продрывало

вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам

светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное

место в истории русского просвещения.

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного

производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали

предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний XVII в. Коне-

чно, и в это время продолжала распространяться старая литература о

природе с ее богословско-мистическим истолкованием различных явле-

ний. Но наряду с этим появлялся интерес к научной литературе западно-

европейского Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлени-

ям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого

ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование

и распространение научных взглядов. Сами условия жизни Российского

государства в XVII в. требовали перехода к более конкретному и реали-

стическому изучению природы, отказа от богословско-символического и

мистического ее истолкования. При этом развивалась чисто пракитеская

сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оста-

валась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере

объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковни-

ки заявляли, что "кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился".

Так, например, в семнадцатом веке умели решать многие практические

задачи по математике, но теоретический уровень математических позна-

ний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдви-

нули необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с по-

мощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав рат-

ных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Оли-

симан Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изло-

жены в "Уставе" практические сведения, сведения в облапсти химии.

Описаны также различные приборы для артиллерийского дела.

Медицинские знания носили также преимущественно узкопракти-

ческий характер и в немалой степени основывались на многовековом на-

родном отпыте лечения болезней. Широкое распространение получили

переводы иностранных лечебников и "травников".

Наряду с практическими знаниями в области медицины на протяже-

нии XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внима-

ние русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материа-

лам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый

труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. "О

строении человеческого тела".

Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие,

так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные

нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, вре-

менеми года и тому подобное.

В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника,

знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что

на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была по-

зиция церкви.

Большое развитие получили географические знания. Одно только

продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских

побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.

Было составлено несколько карт ( в основном они несли стратегический

характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных

стран (Китая, Монголии).

В развитии знаний о природе XVII в. занимает особое место как вре-

мя явно определившегося кризиса средневекового мировоззрения и под-

готовки крушения господствовавших безраздельно религиозных взглядов.

О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют

проповеди и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь лю-

дей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли

в XVII в.

В силу самих условий исторической жизни русская церковь к сере-

дине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних измене-

ний.

При той большой доли, какую играла церковь во всех сферах об-

щественной жизни возникла необходимость усиления воздействия церк-

ви на народные массы - приведения церковной организации в соответс-

твии с общим процессом централизации государственной власти. Воссое-

динение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и

украинсокй церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это

выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной жизни.

В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том,

чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а

креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали кате-

горические требования привести все книги в соответствие не с русскими,

а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам.

Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в

1656 году защитников старых обрядов официально отлучил от церкви,

эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так

произошел церкви.

ЛИТЕРАТУРА

Как и в предшествующее время, литература XVII в. были тесно свя-

заны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отра-

жала и воплощала в своих произведениях социально-политические уст-

ремления различных общественных слоев, живо откликалась на важней-

шие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила

в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в

развитии форм литературного творчества.

Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и

церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. ста-

ла автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых

защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о сво-

ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.

Новым явлением в литературе было распространение силлабическо-

го стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусс-

кого ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Моск-

ву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий перело-

жил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко

распространенным учебным пособием в России.

В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симео-

на-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Си-

меона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государтсва и его

правителей, они пампезны и нарядны.

В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль ба-

рокко" второй половины XVII в.

Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, по-

лучило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Мед-

ведева и Кариона Истомина.

Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные пе-

ремены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный

шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-

действия религиозной идеологии.

ЗОДЧЕСТВО

Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое

место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой

силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в дере-

внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и

отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных

строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как

пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили

города и села.

Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились но-

вые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в

XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся

произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коло-

менском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного

старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная ху-

дожественная культура.

Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество.

Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было

развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось

на более высокий уровень.

Каменные постройки появились теперь не только в городах, но

иногда и в селах.

Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века

является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в

1635-1636 г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной

дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народ-

ного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-

этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком".

Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали

дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой.

Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного

зодчества. Богатством декоративного уюранства отличается Золотое

крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.

Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-

1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым

возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала

парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские собо-

ры с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ан-

сабль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно но-

вый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному

ансаблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.

Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - цер-

ковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Кастроме и РОманове и

другие.

Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бес-

сильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зод-

честве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в

зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два

столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА

Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и

декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву,

камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву яв-

ляется многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие

ретали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.

Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощени-

ем этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украша-

лись дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка

резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обра-

ботки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных

особенностей русской национальной культуры.

Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использо-

вано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу

строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения го-

сударственных заказов.

Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохрани-

лось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и

по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы.

Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на

оружии.

В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изоб-

ражению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица ста-

новились более индивидуализированными. Реалистические тенденции

определились и в этой области искусства.

ЖИВОПИСЬ

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства

на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами

старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедо-

вала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее стро-

го религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и

городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко

отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало

живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще

очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. тра-

диция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хо-

рошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изоб-

ражения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были

перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изобра-

жений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. По-

мимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир че-

ловека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось

изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отсту-

пала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке свя-

зана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова

(1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в

котором художник изобразил классически правильное лицо, а также

большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г.

С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший,

как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, бы-

ло распространение портретных изображений. Это оказалось не только

в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати ста-

ли заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже по-

явились попытки создания портретов.

Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную

эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути станов-

ления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаичес-

ких традиций.

МУЗЫКА И ТЕАТР

К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые мно-

говековые традиции. Как и другие области народного творчества, она

была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими

особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое много-

голосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные

песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и

глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые раз-

личные психологические состояния человека. Особенности народного

хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной

музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался

народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил тра-

диционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями

против богачей, попов, неправедных судей.

Новым явлением было возникновение первого придворного театра.

Инициатором его создания был широко образованный по тому времени

боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому

отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60

человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды,

где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами люби-

тельские спектакли.

Просле смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влияни-

ем патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземно-

му, театр прекратил существование.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для уз-

кого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил

серьезных следов в истории русской театральной культуры.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Определяя основное содержание и направление историко-куль-

турного процесса средневековой России, можно с полным основанием

говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное твор-

чество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В ус-

ловиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила за-

мечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы пи-

тали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в

переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она

жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная

любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое

нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, спра-

ведливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтич-

ность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных яв-

лений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произ-

ведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степе-

ни, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные это-

му времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в ко-

нечном счете, социально-политическими и экономическими процесса-

ми, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с прису-

щими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господс-

твом замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом,

традициями к сохранению политической системы феодальной раздроб-

ленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных

традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние

оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла оп-

ределенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зод-

чества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои

догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь

тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от миро-

вой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее раз-

витие.

Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непри-

ходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего

национального богатства, славы и величия нашего народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авт.кол. М.Ю.Брандт, М.М.Горинов "Россия и мир",

часть I; изд."Владос", г.Москва, 1994 г.

2. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров "Очерки истории

русской культуры"

3. журнал "Очаг" 5/6 1993 г. (выборочно)

4. В.О.Ключевский "Русская история" в 3-х томах;

изд."Мысль", г.Москва, 1993 г.

5. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",

изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011