Протестантизм
Введение
С началом “веберовского ренессанса” 70-80-х годов в западной
социальной науке и культуре наблюдается значительный рост интереса к
социологической теории Вебера. Влияние идей Вебера на исследования
политических структур и процессов заметно возросло в последние годы. Многие
западные ученые опираются на теорию бюрократии Вебера при проведении
сравнительных исследований системы государственного управления в различных
странах.
М. Вебер (1884 - 1920) -виднейший немецкий социолог. Одной из
основных его работ считается "Протестантская этика и дух капитализма", в
продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных
факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было
опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших
работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
Отечественная социология также может многое почерпнуть в арсенале
веберианской политической теории. Разработанные Вебером понятия могут, по-
видимому, успешно использоваться для анализа структур государственного
управления в нашей стране на различных этапах их эволюции. Обращение к
веберовским политическим идеям должно способствовать лучшему пониманию как
недавнего прошлого нашей страны, так и современного состояния ее
политической системы.
В работе были использованы произведения отечественных и зарубежных
авторов, учебники, статьи и сама работа Вебера «Протестантская этика и дух
капитализма». Особо хотелось бы отметить статьи и монографии Масловского
В.М. и соавторство Гайденко П.П. и Ионина Л.Г. Социология культуры, в
которой подробно описываются особенности веберовской концепции, к этим
писателям автор наиболее прибегал при изучении и написании работы.
1. Протестантизм как направление культуры
Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в
XVІ веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана
Кальвина. Название “Протестантизм” случайное и не более обоснованное, чем,
скажем, “большевизм”. В 1529 году, в самом начале протестантского движения,
был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры.
Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической
церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и
возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их
так называли, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”,
подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам
евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм
или реформатство и англиканство.
В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова. В
конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была
подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных
степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских
первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим
злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция.
Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических
движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних
ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому
что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена
с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание
обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым
разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или
целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.
Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они
потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на
костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем
не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали
личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание,
софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и
сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола,
монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался
преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век на
Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За
сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90
миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий.
Протестанты, справедливо отказываясь от определенных заблуждений
католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов. Выступая против
неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания
всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая католическое учение
о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались
признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое,
либо воспоминательное значение.
2. Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»
В основе «капиталистического духа» по М. Веберу лежит протестантская
концепция спасения. «Высокие» религии внедряют в сознание верующих
представления о смысле жизни и ее высшей цели – о спасении. Для
христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной
целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем
мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина.
Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном религиозно-
культурном комплексе общие представления о нормах и правилах отношения
индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его
активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий.
Протестант живет для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю в
мир. Для этого он должен подчинить все свое земное бытие преобразованию
мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов.
Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута
суровой аскезой и рациональностью.
Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути
достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире,
меру и направления его активности.
Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая
аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного
мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно
предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих
потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее
служения Богу.
При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще,
идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность,
направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на
служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно
назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву
социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических,
экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных
интересов»[1].
В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать
христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся
от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд,
например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера,
«гигиеническую» ценность[2], становится принятым религией средством
послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчеркивает, что
западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах
практическую работу – будь то непосредственное производство материальных
благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность.
Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама
по себе, а духовные цели.
Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том,
что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в
посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру
рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его
несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности,
направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает
аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в
свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет
обретает способность к деятельности такого рода»[3].
М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически
непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной
уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический
протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его
несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект
исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей
надмирного бога»[4]. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в
себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою
деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его
призвание.[5]
3. М. Вебер и протестантская этика
В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в
различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии,
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди
владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев
рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если
среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди
протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни
больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным
складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в
политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и
религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо
другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение
социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что
действительно существуют объективно-исторические причины преобладания
протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же
склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в
"устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом
положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа
капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер
понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом
зрения их культурного значения.
Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является
неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек
- " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать
приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о
чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна
только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при
полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как
самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о
некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является
прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает,
что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная
честность.
Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать
капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало
именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе,
деление на классы, но не было нацеленности на рациональную
организованность труда.
Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для
извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в
позднее образованных проповедниками северных штатах.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком
и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно
обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих
протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках
мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача
человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат
протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение
мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение
мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его
местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е.
декларируется равенство всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:
1. .Человек изначально грешен
2. До начала жизни все предопределено
3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в
своей профессии.
4. Послушание властям
5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
6. Примирение со своим местом в мире.
Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и
человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным.
Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный
долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно
обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -
трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради
самих денег.
Вот, например одна из особенностей «национальные и религиозные
меньшинства (в разных странах) добровольно или вынужденно отказываются от
политического влияния и политической деятельности, концентрируют все свои
усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России и
Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического прогресса так же с
гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в
Англии. Но так же надо сказать, что и в те времена, когда в Англии и
Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие
от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики.
Скорее можно считать установленным, что протестанты как в качестве
господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в
качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую
склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали
и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного
поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать
прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а
не только в его внешнем историко-политическом положении».
Можно заметить, что Вебер строит изложение своей теории иногда на
отрицании или перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений
и доводов. То есть он строит предположение, а потом далее или утверждает,
или отрицает его.
По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно
рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между
людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и
науки. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не
значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота,
рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих
ценностей на Западе.
М. Вебер пытался проанализировать все формы религии и те способы
действия людей, которые они порождают. В этом заключается его глубокое
социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая
занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким
образом, социальные действия – это предмет ее изучения. Социология
образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося,
противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только
частные события.
Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к
выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и
он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и
духом капитализма.
4. Будущее протестантской этики глазами М. Вебера
М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления
первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная,
религиозная мотивация предпринимательской деятельности, ее восприятие с
точки зрения религиозного спасения души доминировала над стремлением к
наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном
западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из
религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую
ценность:
«В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой
мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается
более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное
своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает
наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти,
подчас близкой к спортивной»[6].
Из протестантских этических ценностей лишь «представление о
"профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных
идей»[7]. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой
профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как
свидетельствуют современные социологические исследования, прямого
соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой
этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная
протестантская традиция.
Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а на
своем собственном базисе. Если первоначально человек со своими целями,
ценностями, стремлениями создавал капиталистическое хозяйство, то теперь
оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ
мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему свои нормы и
«правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы
должны быть таковыми».
Заключение
В книге М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма” автор
сравнивает предпренимательские способности представителей
капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий,
в частности он сравнивает католиков и протестантов. Сравнивая, Вебер
отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди
приуспевающих комерсантов приобладают сторонники протестантизма. Вебер
пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со
смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя
внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и
литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное
преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей,
среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и
коммерческого персонала современных предприятий». Далее автор делает
различные предположения, о природе данного факта преобладания
протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической – «В XVI в.
многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий
и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого
факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и
экономическое процветание». Так же с позиции экономической (финансовой) и
общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и
выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже
их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить
имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков
процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и
торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному
предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов – этот
факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».
М. Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование,
имеющее своей целью показать особенности присущие протестантскому
направлению мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и
капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между
приверженностью к той или иной христианской конфессии и успехом в
коммерции. В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым
литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути разносторонних
сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их
с разных сторон.
Социальная теория М. Вебера исходит из индивида, из его субъективной
осмысленности своих действий. Работа “Протестантская этика и дух
капитализма” показывает глубину мысли М. Вебера. Многое из того, что он нам
дал в своих работах и исследованиях, широко используются в средствах
массовой информации и в научной среде, что очередной раз показывает
значимость его работ для нашего времени.
Список использованной литературы:
1. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990
2. Вебер М.Избранные произведения. М., 1990,
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб.
пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
Логос, 2000.
5. Масловский В.М. Веберовская концепция патримониализма и ее
современная интерпретация // Социологический журнал 1995 № 2,
6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология
Макса Вебера и веберовский ренессанс // Вопросы философии. 1991.
-----------------------
[1] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234
[2] там же, с. 249
[3] там же, с. 237
[4] там же, с. 250
[5] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и
предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75
[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207
[7] там же |