Первоисточник по культурологии Л. Толстой. Путь жизни
|О вере |Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать - что он |
| |должен и чего не должен делать. Для этого ему нужна вера. Вера –|
| |знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. |
| |(стр. 9) |
|Истинная|Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов. |
|вера |Учения этих мудрых людей в самом главном сходятся к одному. Это |
| |одно учение для всех людей и есть настоящая вера. |
| |По мнению Л. Н. Толстого только истинная вера отвечает на такие |
| |вечные вопросы, как смысл жизни, что такое окружающий мир и т. |
| |п. (стр. 9) Он пишет, истинная вера, только та, в которой нет |
| |сомнений. «Есть две веры:… вера в человека, и таких вер много, |
| |и… вера в бога, и такая вера одна для всех людей» |
| |«Верить – значит доверять…, не спрашивая о том, отчего это так и|
| |что из этого выйдет. Такова истинная вера» Человеку, узнавшему |
| |истинную веру, всё становится ясно и на душе весело. (стр. 10) |
| |Автор считает, что жизнь человека без веры – жизнь животного. |
| |Если человек или даже целый народ живет плохо, то это только |
| |оттого, что они потеряли веру, не знают «истинного закона |
| |жизни». Чем яснее понимают люди веру, тем лучше их жизнь.(стр. |
| |12) |
|Истинная|«Вера у разных людей и в разные времена может быть разная, но |
|вера – |любовь у всех и всегда одна и та же. Истинная вера одна – любовь|
|любовь |ко всему живому. (Ибрагим Кордовский) Любовь дает людям благо, |
| |потому что соединяет человека с богом.» По мнению Толстого, |
| |достигнуть вечности – соединится с богом духом – можно не |
| |молитвами, а только любовью. (стр. 11) |
|Ложная |Вера, учащая, что надо отказаться от этой жизни ради жизни |
|вера |вечной – ложная вера. (Индийская Вамана Пурана) (стр. 11) |
| |Толстой пишет, что закон бога прост и ясен, но всегда ложные |
| |учителя поучали людей «признавать богом, то, что не есть бог и |
| |законом бога, то, что не есть закон бога». Посему не стоит |
| |верить ничему, что не сходится с любовью к богу и ближнему.(стр.|
| |13) Вера истинна не оттого, что она старая: чем дольше живут |
| |люди, тем яснее становится им истинный закон жизни. (стр. 13) |
| |«У всех народов всегда были такие люди, которые говорили…, что… |
| |они одни знают истинный закон бога… Кроме того, люди эти |
| |записывали свой закон в книги и уверяли народ., что в книгах |
| |этих всё истинно, что книги эти внушены и написаны самим богом. |
| |Всё это неправда. Закон божий открывается… равно всякому |
| |человеку, если он хочет узнать его… Все же книги дело рук |
| |человеческих, и во всех может быть полезное, и вредное, и |
| |истинное, и ложное». (стр. 13) |
| |Для того чтобы познать истинную веру, человеку, прежде всего, |
| |надо отказаться от той веры, которой он слепо верил и проверить |
| |разумом всё то, чему его научили с детства, пишет Толстой. (стр.|
| |14) |
|О |Молитвы, храмы, обряды – это обман бога, а бога обмануть нельзя,|
|внешнем |обманываешь только себя. Настоящая вера – всегда жить доброю |
|богопочи|жизнью, всегда поступать с ближним, как хочешь, чтобы поступили |
|тании |с тобой, а не в том, чтобы исполнять церковные обряды и обычаи –|
| |пишет Толстой, – достигается истинная вера только наедине с |
| |собой. (стр. 15) «…Учение Христа в том, что между богом и людьми|
| |не может быть посредников и что нужны для жизни не дары богу, а|
| |наши добрые дела». (стр. 16) |
|Желание |Толстой пишет, что если человек держится веры в надежде на |
|награды |какие-то блага в будущем, то это не вера, а расчет. И расчет |
|за |неверный. Потому что истинная вера дает благо только в настоящем|
|добрую |и не может ничего дать в будущем. (стр. 16) |
|жизнь – |Разница между истинной верой и ложной в том, что при ложной |
|не |человек хочет, чтобы за его жертвы и молитвы бог угождал |
|истинная|человеку, а при истинной человек хочет только одного: научиться |
|вера |угождать богу – считает писатель. (стр. 17) |
|Разум и |«Мы не разумом доходим до веры. Но разум нужен для того, чтобы |
|вера |поверять ту веру, которой учат нас». Мы должны сами своим |
| |разумом проверить то, чему нас учили прежде; принять то, что |
| |согласно с разумом, а все остальное откинуть – считает Толстой. |
| |(стр. 18) «Самый закон жизни не может изменяться, но люди могут|
| |всё яснее и яснее и понимать его, и научиться тому, как в жизни |
| |исполнять его». (стр. 19) |
|О Душе |«…Неосязаемое, невидимое, бестелесное начало, отделенное телом |
| |от всего остального и сознаваемое нами собою, мы называем |
| |душою». Толстой пишет, что душа – это непременное «я», которое |
| |есть в человеке не зависимо от его возраста. Человек верно и |
| |вполне знает только свою душу, а не окружающий мир, считает |
| |писатель. (стр. 20) |
| |«Если человек не сознает в себе свою душу, это не значит то, что|
| |в нем нет души, а только то, что он не научился ещё сознавать |
| |душу в себе» |
| |«…Чего мы только не умеем! Чего не можем! Но чего-то, и самого |
| |важного, всё-таки не хватает нам... Не знаем того, кто живет в |
| |нас. Если бы мы знали и помнили то, что живет в каждом из нас, |
| |то жизнь наша была бы совсем другая». (По Гр. Сковороде) (стр. |
| |21) Душа, пишет Толстой, была, есть и будет всегда. Она – тверже|
| |всего. (стр. 22) |
| |«Каждый из нас особенный от всех других людей человек… и в |
| |каждом из нас… живет одно и тоже духовное существо…» (стр. 23) |
| |Неправильного говорить, что разум, душа, любовь – от тела, пишет|
| |Толстой. Тело только лишь нужно для души, но начало жизни не в |
| |теле, а в душе. |
| |«…Кроме жизни телесной, которая была и будет, мы знаем в себе |
| |ещё другую жизнь: жизнь духовную… Эта-то жизнь и есть настоящая |
| |жизнь. И хорошо человеку, когда он живет этой духовной, а не |
| |телесной жизнью». (стр. 24) |
|О |В каждом человека живут два человека, считает писатель, один |
|совести |слепой, телесный, а другой – зрячий, духовный. Телесный человек |
| |делает что-то, а зрячий, духовный – одобряет или не одобряет, то|
| |что делает слепой человек. Зрячую, духовную часть человека |
| |называют совестью. Совесть – как компас: пока человек делает все|
| |правильно, она молчит; но стоит человеку поступить неправильно –|
| |совесть покажет человеку, куда и насколько он сбился. «…Совесть-|
| |голос того единого существа, которое живет во всех» (стр. 24-25)|
|Божестве|«Бога никак нельзя понять умом. Мы знаем, что он есть, только |
|нность |потому, что знаем его не умом, а тем, что сознаем его в себе. |
|души |Для того, чтобы человеку быть настоящим человеком, ему надо |
| |сознавать бога в себе. Спрашивать, есть ли бог, всё равно, что |
| |спрашивать: есть ли я? То, чем я живу и есть бог». По мнению |
| |Толстого, «живет» не какой-то конкретный человек, а «духовное |
| |существо» - душа. Человек – только средство для проявления души.|
| |(стр. 27) |
| |«Я то же, что и бог, но только он – он, а я – я» (Магомет) |
| |Толстой пишет, что каждый человек слышит голос, и этот голос |
| |управляет всеми людьми, но никто никогда не видел того, кто |
| |говорит. И если человек станет повиноваться этому голосу, тем |
| |ему будет лучше, потому что этот голос – голос бога в человеке. |
| |(по Эмерсону) Когда говорят: «спасать душу», по мнению Толстого|
| |это неверно – душа бессмертна; душу надо очищать для того, чтобы|
| |бог лучше проходил через нее. (стр. 29) |
|Жизнь |Толстой пишет, если человек будет делать то, что требует от него|
|человека|тело: добиваться славы, богатства и т. д., то жизнь его будет |
|только в|адом; если же он будет добиваться смирения, любви – то чего |
|душе |хочет душа – рай наступит у человека в душе. (стр. 31) |
| |Толстой считает, что жизнь телесная – жизнь человека |
| |приговоренного к смерти. А при жизни духовной смерть человеку не|
| |страшна, он может быть свободен духом, даже если чем-то |
| |ограничен физически. (стр. 32) |
|Душа |Все люди отделены друг от друга своими телами, но все соединены |
|объединя|тем одним духовным началом, которое дает жизнь всему. И чтобы |
|ет людей|соединиться со всеми людьми, что по мнению автора – большое |
| |благо, надо думать не о единении людей, а о единении этого |
| |духовного начала. (стр. 33) |
| |Автор пишет, что человек познает всё на свете двумя способами. |
| |Первый, когда человек осознает себя отдельным существом, тогда |
| |ко всем остальным он не может чувствовать ничего, кроме, |
| |равнодушия, ненависти, злости, зависти. Другой способ – когда |
| |осознает связь со всеми остальными живыми существами, при этом |
| |они кажутся нам частью самого себя, и потому мы страдаем вместе |
| |с ними, любим их. «Живи для тела, и ты один среди чужих; живи |
| |для души, и тебе все родня». (стр. 34) |
| |Толстой пишет, что благодаря тому, что во всех один и тот же |
| |дух, и все люди равны. И относиться надо ко всем одинаково, с |
| |осторожностью и уважением. А если человек не видит в другом |
| |духа, который соединяет всех людей мира, то живет он как во сне.|
| |Живет по-настоящему только тот, кто во всяком ближнем видит и |
| |себя и бога. (стр. 35) |
|Духовное|«…Делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали». |
|начало |«Человек не потому выше животных, что может мучить их, а потому,|
|одно во |что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что|
|всем |чувствует, что живет в них то же, что живет и в нем». (стр.36) |
|живом |«…Чем больше в человеке жалости, тем лучше для него» |
| |«Не убий относиться не к человеку только, но и ко всему живому».|
| |Толстой пишет, что поскольку человеку ни в чем не дано достичь |
| |совершенства, человек не может жить, не причиняя смерти другим |
| |существам. Дело человека, однако, к этому стремиться. (стр. |
| |37-38) |
|Люди |Толстой пишет, что на свете много людей, которые думают, что они|
|будут |– всё, а другие – ничто. И жить таким людям тесно, и умирать |
|жить |мучительно, потому что в них умирает все, чем они жили. Но есть |
|лучше, |другие люди «разумные и добрые», которые понимают, что жизни |
|когда |других людей и животных также важна, как и их собственная. Этим |
|осознают|людям легко жить и умирать. (по Шопенгауэру) (стр. 38) |
|свое |«Счастье свое человек находит только в служении ближним. А |
|духовное|находит он счастье… потому, что, служа ближним, он соединяется с|
|единство|тем духом божиим, который живет в них». (стр. 39) |
| |«Чем больше живут люди, тем всё больше и больше понимают они то,|
| |что жизнь их только тогда истинная и счастливая, когда они |
| |признают свое единство в одном и том же духе, живущем во всех». |
| |(стр. 41) |
|О боге |Бог, пишет Толстой, - это нечто бестелесное, дающее жизнь, |
| |связанное с нашим телом. Это мы называем душой, это же |
| |называется и богом. (стр. 43) |
| |Толстой пишет, что искать бога в храмах – бессмысленно; найти |
| |бога можно только в себе. Бог – некое духовное существо, которое|
| |есть во всех людях. (стр. 44) «Люди разно говорят про бога, но |
| |чувствуют и понимают его одинаково». (стр. 46) |
|Воля |«Мы узнаем бога не столько разумом, сколько тем, что чувствуем |
|бога |себя во власти его…» (стр. 48) «Чем больше человек исполняет |
| |волю бога, тем больше он знает его». «Бога мы не можем знать. |
| |Одно, что мы знаем про него, - это его закон, волю его…» (стр. |
| |49) |
| |«…Спасение всегда одно, и верное: перестать думать о боге, а |
| |думать только об его законе и исполнять его, любить всех…» (стр.|
| |50) |
|Бога |«Чувствовать бога в себе можно и нетрудно. Познать же бога, что |
|нельзя |он такое, - невозможно и ненужно». (стр. 50) |
|понять |Толстой пишет, что не стоит познавать бога, надо стараться |
|разумом |исполнять его волю. «Бог, которого мы познали, уже не бог: |
| |познанный бог уже становится таким же конечным, как мы сами. |
| |Бога нельзя знать. Он всегда непознаваемый.» (По Вивекананде) |
| |Толстой пишет, что его жизнь – стремление к богу, и если бы он |
| |понял, достиг его, то и жизни бы не стало. Однако хоть он не |
| |может понять его, он знает направление к нему. И знать бога |
| |больше автору, в теперешней жизни, не нужно. Любая попытка |
| |воображения, что он познает бога удаляет его от бога и |
| |прекращает приближение его к богу. (стр. 51-52) |
|О |«Бог есть. Нам не нужно этого доказывать. Доказывать бога – |
|неверии |кощунство отрицать его – безумие. Бог живет в нашей совести, в |
|в бога |сознании всего человеческого, в окружающей нас вселенной…» (стр.|
| |54) |
| |«Нет бога только для того, кто не ищет его.» (стр. 53) |
|Любовь к|«Любить ближнего может только тот, кто любит бога, того бога, |
|богу |который во всех людях. Так что непонятна не любовь к богу, а |
| |непонятна любовь к ближнему без любви к богу». (стр. 54) |
|О любви |«…Соединяется душа с богом все большим и большим сознанием в |
| |себе бога, с душами же других существ – все большим и большим |
| |проявлением любви».(с.55) |
| |«Любить можно только совершенство. и потому для того, чтобы |
| |любить, надо одно из двух: или считать совершенным то, что |
| |несовершенно, или любить совершенство, то есть бога. Если |
| |считать совершенным, то, что несовершенно, то ошибка рано или |
| |поздно окажется, и любовь кончится. Любовь же к богу, то есть к |
| |совершенству, не может кончиться». (стр. 55-56) |
| |«Бог есть любовь; пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в |
| |нем. Бога никто не видит нигде; но если мы любим друг друга, то |
| |он пребывает в нас, и любовь его в нас свершилась…» (По I посл. |
| |Иоанна, IV) |
| |«…Любить всех людей кажется трудно. Но кажется трудным каждое |
| |дело, когда не научился его делать… Также надо учиться и тому, |
| |чтобы любить всех людей. И выучится этому нетрудно, потому что |
| |любовь людей друг к другу вложена нам в душу». (стр. 56) «…Для |
| |того, чтобы люди любили нас, надо не угождать им, а надо только |
| |приближаться к богу. Только приближайся к богу и не думай о |
| |людях, и люди полюбят тебя». |
| |«Тот, кто говорит, что любит бога, но не любит ближнего, тот |
| |обманывает людей. Тот же, кто говорит, что любит ближнего но не |
| |любит бога, тот обманывает самого себя». (стр. 57) |
|Душа |Толстой пишет, что подобно тому, как предметы притягиваются к |
|человека|земле, так же и души притягиваются друг к другу и к богу. «Живы|
|без |все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть |
|любви |любовь в людях…» |
|страдает|«Все беды людей не от неурожая, не от пожаров, не от злодеев, а |
| |только от того, что они живут врозь. А живут врозь они потому, |
| |что не верят тому голосу любви, который живет в них и влечет их |
| |к единению». «…Как только человек начнет жить духовно, так ему |
| |становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от |
| |других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет |
| |людей только любовь». (стр. 58-59) |
| |«Жизнь каждого человека только в том, чтобы становиться … лучше.|
| |И чем люди становятся лучше, тем они ближе соединяются друг с |
| |другом. А чем ближе соединяются люди, тем жизнь их лучше».(стр. |
| |59) | |