Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Особенности древнегреческой мифологии

Сущность Греческой мифологии становится понятной только при учете

особенное первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь

одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие

человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует

рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную),

но постоянно изменяющеюся в социальном и историческом контексте античного

мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты,

исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады — воительницы,

относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими

периодами являются древнейший хтонический (от греч ((??, земля), или

фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический

период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии,

связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и

строгому героизму. По мере разложения общинно родовой формации

складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии.

В дальнейшем наивная мифология — своего рода единственная форма

первобытного мышления — гибнет как самостоятельное творчество и приобретает

служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного

рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей

рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию,

широко используется в литературе и искусстве.

Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве

памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными

источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея»

Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений, в

реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у

Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и

идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает

космогоническую систему в связи с историей происхождения богов

(«Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В

классической лирике (7—5 вв. до н. э.), где мифология служит средством для

передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной

мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты.

Греческая драма (5 в. до н. э. — Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом

внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в

лирике. В трагедии судьба, рок — вся эта трудно усваиваемая бездна

античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из

комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до

н. э.). Эллинистическая поэзия — Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н. э.) и

другие авторы — дает ряд мелких и изящных мифологических образов.

Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами,

содержат гимны Каллимаха (3 в. до н. э.). Из поэтов-александрийцев особенно

интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н. э.), нарисовавший ряд

выразительнейших картин из мифологии аргонавтов, из поздних авторов — Квинт

Смирнский (4 в, н. э.), изложивший в поэме «После Гомера» события после

смерти Гектора до взятия Трои, и Нонн Панополитанский (5 в.), который в

поэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью

Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии, являются также труды

Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н. э.), Каллистрата (4 в.)

и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н. э., и др.).

Из собраний гимнов важны т. н. Гомеровские гимны, пять из которых (к

Аполлону — два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический

период (но позже «Илиады» и «Одиссеи»), остальные — в эллинистическую

эпоху. В т. н. Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н. э., но

составленных в целом в 3-2 вв. до н. э., содержатся эпитеты богов,

помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов —

гимны Прокла (5 в. н. э.) резюмируют работу античной мифологической мысли

над рядом центральных образов.

Сведения по греческой мифологии содержатся в произведениях римских

авторов 1 в. до н. э. — 2 в. н. э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций

Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик),

«Метаморфозы» Овидия представляют собой по существу мифологическую

энциклопедию.

При изучении греческой мифологии используются сочинения историков:

Геродота (5 в. до н. э.), Полибия (3-2 вв. до н. э.), Диодора

Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н. э.),

географа Страбона (1 в. н. э.), а также сохранившиеся во фрагментах

сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других.

Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целую

космогонию.

Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (2 в. н. э.), который

путешествовал по Греции и свои описания памятников старины уснащал

разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии

содержатся также у Варрона (2- 1 вв. до н. э.).

Греческая философия тесно связана с греческой мифологией, философы

разных эпох стремились осмыслить греческую мифологию в целом и отдельные

мифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в. н. э.) составлено

руководство по греческой мифологии. Из сочинений эклектиков и философов

позднего эллинистического периода особенный интерес представляют сочинения

Плутарха (1-2 вв. н. э.) и Атенея (3 в. н. э.), а также Цицерона (1 в. до

н. э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (3 в. н. э.)

содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат об

Эроте, у Порфирия (3 в. н. э.) — ценные фрагменты из ранних авторов и

рассуждение «О пещере нимф». Обширные комментарии Порфирия к «Илиаде» и

«Одиссее» послужили источником для позднейших комментаторов Гомера — Цеца и

Евстафия, а его сочинение «О статуях» — источником для Евсевия и Макробия.

Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н. э.),

большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано

Дамаскием (5-6 вв.).

Мифографы — собиратели и излагатели мифов — появились в Греции не

позднее 5 в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних

историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский,

Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий

Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказов

под названием «О невероятном».

Особенно много для собирания и толкования древних мифов сделали

александрийцы (4-2 вв. до н. э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах

Александрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширную

мифологическую «Библиотеку», дающую подробное изложение теогонии и

главнейших мифических родословных Девкалиона, Инаха, Агенора, Пеласга,

Атланта, Асопа, Кекропа и Пелопа). Аполлодор излагает мифы по Гомеру,

Гесиоду и особенно трагикам. Собранный материал послужил источником для

многих позднейших схолий. Из собирателей более позднего времени следует

упомянуть Филодема (труд «О благочестии»), Дидима (послужившего, по-

видимому, источником для схолий к Софоклу, Еврипиду и Пиндару) и Феона

(послужившего источником для схолий к Каллимаху, Никандру, Ликофрону,

Феокриту и Аполлонию Родосскому).

Из грамматиков выделяется Парфений Никейский (1 в. до н. э.), автор

сочинения «О любовных страстях». Из мифологов — Гигин (1 в. до н. э. - 1 в.

н. э.). Позднее мифографы делятся на две группы: собиратели мифов

«превращений» и «звездных» мифов. К первой группе относятся Никандр

Колофонский, Антигон Каристийский и Бой (их сочинения — прямые источники

«Метаморфоз» Овидия), а также Антонин Либерал — автор 41 рассказа о

«превращениях» (вероятно, 1 в. до н. э.). Ко второй группе мифографов

относятся Эратосфен (3 в. до н. э.), которому приписываются «Катаетеризмы»

(букв. «Превращения в звезды»); Арат Солский (4-3 вв. до н. э.) с его

«Феноменами», где в стихотворной форме излагаются мифы о звездах; анонимные

комментарии к Арату; «Астрономия», приписываемая Гигину. Из христианских

апологетов для греческой мифологии важен «Протрептик» Климента

Александрийского (3 в. н. э.).

На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов Фульгенция, подражавшего

историку Птолемею Хенну (1 в. н. э., известному по «Библиотеке» Фотия и

некоторым цитатам из Евстафия и Цеца); она отличалась часто некритическим

отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит

сочинение о 12 подвигах Геракла, созданное на основе «Библиотеки»

Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе «Метаморфоз»

Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.

Большую ценность представляют сочинения трех мифографов 7 в.,

известных под названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг

у друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в

систематическом виде обзор всей античной мифологии. Изложение изобилует

множеством разного рода вариантов и отдельных редкостных мелочей.

Общая характеристика греческой мифологии.

При рассмотрении греческой мифологии в развитии в пределах каждого

отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты

(т. е. остатки прежних эпох), которые сосуществуют с ферментами нового,

возникающего в сюжете мифа. Например, в мифе о рождении Афины Паллады в

полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую

супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлении и

каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского

индивидуума над женским и символику мудрости верховного божества —

свидетельства патриархата, наконец, гротеск, свойственный времени распада

общинно родовой формации и начальному периоду греческой классики.

Один и тот же мифологический мотив может и составлять основное

содержание мифа, и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного

зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием

мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады — основное в содержании

мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание

мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце,

воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению

рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением

основного содержания мифа.

Греческая мифология в ее наиболее развитом, т.н. классическом,

состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-

демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии).

Героическая микология связана с периодом патриархата, однако, в ней

прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего

генетические рудименты, указывающие нахождение: Ахилл — сын морской богини,

Ио — дочь аргосской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны на

отождествлении разного рода предметов или существ: луна — корова, солнце —

бык, Инах - река и царь Аргоса и др. Многочисленны ипостасные элементы:

Агамемнон — ипостась Зевса; Ифигения — ипостась Артемиды и т.д. Огромное

количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер:

Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой — в виде

грома и молнии, с Европой — в виде быка и др. Из иконографических

рудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического

персонажа) в мифах фигурирует змеиный хвост у Кадма, рот и копыта у Пана,

совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и т.д.

Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают в виде

закостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другим

персонажам, орел и Ника около Зевса; сова или змея около Афины и др.

Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют также

функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубец

Посейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др. Если рудимент мифа

отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущее развитие мифа. У

Гесиода эхидна — полузмея-полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна

людям. Этот мотив отвержения эхидны — элемент в мифе, объясняющий

стремление человека обуздать стихийные силы природы. Тантал наказан за

человеческое жертвоприношение; это, — несомненно, фермент,

свидетельствующий о позитивных сдвигах в морали. Прометей у Гесиода

представлен заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить самого Зевса. Но

именно этот момент противодействия Зевсу в дальнейшем лег в основу

эсхиловской концепции Прометея-богоборца.

Между составляющими миф элементами устанавливаются не только

хронологические, но и самые разнообразные смысловые связи, образующие

мифологические комплексы. Один из таких комплексов — комплекс-интерполяция

— состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менее

механически. Примером такого комплекса является гомеровское представление о

тенях в загробном мире, которое дается в XI песне «Одиссеи». Если комплекс-

интерполяция понимается как объединение в одно целое чуждых друг другу

элементов без всякой мотивировки, то комплекс-компиляция есть объединение

элементов, также несходных или противоположных, но это объединение уже

определённым образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначально

были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не

связанными. Их объединение — Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса —

есть мифологический комплекс-компиляция. Олимпийская семья богов,

образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских

божеств, — тоже компиляция, поскольку присоединённые азиатские божества

стали трактоваться как дети Зевса и Геры.

Оба типа мифологических комплексов (интерполяция и компиляция), а

также бесконечно разнообразные приближения то к одному, то к другому такому

типу встречаются в античной мифологии постоянно. Например, Диомед то

вступает в бой с богами и ранит их, то заявляет о невозможности вступать в

борьбу с богами. Прометея наказывают в одном случае раз навсегда, без

всякой надежды на освобождение, в другом — его освобождает Геракл. В

греческой мифологии может быть выделен также монолитно-художественный

мифологический комплекс, в котором все элементы мифа составляют одно целое.

Примером такого комплекса является образ сирен у Гомера. Это — полуптицы

полуженщины; они поют такими завлекающими, чарующими голосами, что всякий

путник высаживается на берег, но сирены тут же его уничтожают, поэтому у

них на берегу целые горы человеческих костей и гниющих остатков. В этом

образе совмещаются художественный восторг и гибель, т. е. красота и смерть.

С другой стороны, у Гомера в этом мифе совмещаются различные эпохи

культурного социального развития: наряду с фетишизмом и людоедством

характерная для Гомера высокоразвитая эстетическая культура.

В т. н. полярном комплексе противоположные по смыслу элементы в силу

именно общей художественной идеи даны сразу: и во всей своей

противоположности, и во всём своём тождестве. Например, самый «светлый» бог

Зевс вступает в брак с самой «темной» богиней Персефоной, и от этого брака

рождается Загрей. Загрея ещё младенцем растерзывают и поедают титаны. Но из

золы испепелённых Зевсом титанов происходят люди, которые поэтому являются

носителями и титанического, и дионисийского начала. Афина горгона убивает

горгону Медузу и оттого сама перестаёт быть горгоной. Либитина — любовь и

смерть одновременно.

При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать её

географическое распространение (т. н. географическая мифология) и

исторические особенности тех или иных местностей, к которым

приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа

нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене —

к Спарте и др.

Доолимпийский период.

Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно

нагромождённом виде, окружающее материализуется, одушевляется, населяется

какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании

первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности,

диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля с

составляющими её предметами представляется первобытному сознанию живой,

одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо,

которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода,

матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля

понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому

древнейшая мифология может быть названа хтонической. В её развитии

прослеживаются отдельные этапы. На раннем этапе, т. е. на стадии

собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено непосредственно

чувственным восприятием, непосредственно видимыми и осязаемыми вещами и

явлениями, которые одушевляются, на них переносятся социальные функции

общинно родовой формации. Такая вещь, с одной стороны, насквозь

материальная, с другой — одушевлённая первобытным сознанием, есть фетиш, а

мифология — фетишизм. Древний человек понимал фетиш как средоточие

магической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мир

представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир, и

демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно

обитало. Например, Зевс — верховное божество в позднейшей греческой

мифологии — почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде

каменной пирамиды, на Ликейской горе в Аркадии — в виде колонны. Геру в

городе Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на

острове Самое — в виде доски. Аполлона представляли пирамидой, его мать

Лето на Делосе — необработанным поленом и др.

Несмотря на всё позднейшее идейно-художественное развитие таких

образов, как Зевс, Гера, Аполлон, Афина Паллада, Афродита, Эрот, хариты,

Геракл и др., их продолжали почитать в виде камней и кусков дерева

(обработанных и необработанных) даже в период наибольшего расцвета

греческой цивилизации. Примером архаического фетиша является дельфийский

омфал, или «пуп земли». Когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса

новорождённого Зевса, дала ему вместо младенца Зевса завёрнутый в пелёнки

камень, который и был проглочен Кроносом. Извергнутый Кроносом, он был

помещён в Дельфах как центр земли («пуп земли») и стал почитаться как

святыня: его облачали в разные одежды и умащали благовониями. Виноградная

лоза и плющ, хотя первоначально и не связывались с Дионисом (который

вначале был богом производительных сил природы вообще), в дальнейшем прочно

вошли в его мифологию. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса,

связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктом

виноградной лозы. «Виноградный», «многогроздный», «виноносец»,

«виноразливатель» и др. — главные эпитеты Диониса, а название одного из

дионисовских праздников

Боги и демоны греческой мифологии

По мере развития производящего хозяйства человек начинает

интересоваться вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и

принципами их строения Тогда то человек научился отделять «идею» вещи от

самой вещи, а так как вещами являлись фетиши — отделять идею фетиша от

самого фетиша, т. е. отделить магическую силу демона вещи от самой вещи —

так совершился переход к анимизму. Как и фетишизм, анимизм имел свою

историю. Вначале существовало представление, что демон вещи настолько

неотделим от самой вещи, что с ее уничтожением он тоже прекращает свое

существование (подобно нимфам дерева гамадриадам, умирающим вместе с

порубкой самого дерева). В дальнейшем росло представление о

самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и

способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее

длительного срока после уничтожения этих вещей (подобно нимфам дерева

дриадам уже остающимся в живых после уничтожения самого дерева).

Первоначальный анимизм связан с представлением о демонизме как о некоей

силе, злой или (реже) благодетельной, определяющей судьбу человека. У

Гомера имеется много примеров именно такого безыменного, безликого,

внезапно действующего совершенно неожиданного и страшного демона.

Олимпийские боги тоже бывают страшными, но они имеют человеческий вид,

имена, к ним можно обращаться с просьбами, с ними возможно общение. Но то,

что Гомер называет демоном, часто совершенно противоположно этому. Это есть

именно мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила,

о которой человек не имеет ни какого представления, которую не может

назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение, т. к. этот

демон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще

очертания. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит

катастрофу и тут же бесследно исчезает. Демон — это первоначально та

внезапно действующая сила, о которой человеку ничего не известно, его

законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем. В

дальнейшем в результате освоения мифологическим мышлением этих демонов

появляются демоны отдельных вещей, событий, обладающие, разной силой

воздействия на человеческую жизнь и природу. С момента, когда прежде

безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит переход

от преанимизма к анимизму. Боги и демоны греческой мифологии мыслятся

обычно как существа материальные, чувственные. Они обладают самым

обыкновенным телом, хотя оно возникает из разных видов материи. Если

древние греки представляли себе, что самая грубая и тяжелая материя — это

земля, вода же есть нечто более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода,

и тоньше воздуха огонь, то и демоны состояли из всех этих стихий. Боги же

состояли из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно — из эфира.

Миксантропическими (т. е. соединившими в себе черты человека и

животного) демонами являются сирены (полуптицы полуженщины), кентавры

(полукони полулюди). Все это примеры невыделенности в первобытном

человеческом сознании человека из природы, рас сматривавшею себя как

неотъемлемую ее часть

Стихийно чудовищная гератологическая мифология эпохи матриархата

(Медуза, горгоны, Сфинкс, эхидна, Химера — чудовища женского пола) получает

обобщение, и завершение в образе Великой матери или богини матери. В

классическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план, но в

глубинах догомеровской истории в эпоху матриархата происходит возрождение

архаики, тератологическая мифология (и, прежде всего культ богини-матери)

имела огромное значение.

Олимпийский период

В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату,

появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами,

некогда пугавшими воображение человека.

Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог

Зевс. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон,

которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной

деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в

покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство,

искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в

загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах

совершенно новое оформление. Прежде всего, преображается вся природа,

которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами.

Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более

уверенно ориентироваться в ней (вместо того, чтобы прятаться от неё),

находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если

раньше нимфы рек и озёр — океаниды или нимфы морей — нереиды, а также нимфы

гор, лесов, полей и др. — это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа

предстаёт умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией

принадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому

богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом

поэтического любования.

Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде

он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого

божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же

гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами

Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда

и для каких целей пользуется он своим перуном. Характерно окружение Зевса

на Олимпе. Около него Ника («победа») — уже не страшный и непобедимый

демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи

самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была

страшным законом её стихийных и беспорядочных действий. Теперь она

воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка,

находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Детьми

Зевса и Фемиды являются горы — весёлые, прелестные, благодетельные, вечно

танцующие богини времён года и государственного распорядка, справедливейшим

образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путём открывания и

закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба — символ вечной

юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-

орлом. Даже мойры — страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие

всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную

жизнь на Олимпе. Мудрое, весёлое и изящное окружение характерно и для

Аполлона с его музами, и для Афродиты с её Эротом и другими игривыми

демонами любви, с её харитами, с её вечными танцами, улыбкой и смехом.

Человеческий труд также получил своё дальнейшее отражение в мифологии: по

повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле и

учит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком — отголосок этого

сохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Пан

следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы

знаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своими

открытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством.

Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для

спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для

своего полёта с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икара

дан Овидием в «Метаморфозах», VIII 183—235). Посейдон и Аполлон строят

стены города Трои. Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лире

заставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранились

мифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Орфей,

которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящей

цивилизации.

Подвиги Геракла — вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и

смертной женщины Алкмены — истребитель разного рода чудовищ (немейского

льва, лернейской гидры, керинейской лани и стимфалийских птиц), победитель

природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о

поясе, добытом у амазонки Ипполиты.

Тема победы смертного человека над природой звучит и в других

греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс,

она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфеи) не поддался

завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же

момент погибли.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011