Монастырь Высокопетровский
Уральская Государственная Лесотехническая Академия
Реферат
по культурологии
«Монастырь Высокопетровский»
Выполнила студентка :
Дмитриева О.А.
Специальность
:06011
IV курс
Шифр : 50821
Екатеринбург 1998г.
Монастырь Высокопетровский.
(Петровский, Петра Великого или Петровский на Высокой)
Мужской, 2-ого класса необщежительный монастырь. Упоминается с 1377 года,
когда будущий его настоятель архимандрит Иоанн сопровождал посланца Русской
православной церкви Митяя (Михаила) в Константинополь для положения сана
митрополита.
Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 году, великий князь
Московский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимо
Высокой слободы, принадлежавшей, по приданию, боярину Кучко, вдруг увидел
перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение
снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился увиденным с
митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора - это князь, снег -
митрополит Петр, и, поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть,
митрополит уйдет из жизни раньше князя.
Считают, что в память о видении Иван Данилович Калита повелел поставить на
этом месте церковь Боголюбской Божьей Матери, строительство которой
завершили в 1379 году. Она и стала основой для создания монастыря,
основание которого принадлежит внуку Ивана Даниловича Калиты - Дмитрию
Донскому по возвращении с Куликова поля в 1380 году.
Однако есть и другая версия, согласно которой монастырь основан еще при
жизни митрополита Петра и назывался Петропавловским. Следовательно, тогда
на месте новой обители была установлена церковь, а также жилища для ее
насельников. Известно также, что митрополит Петр скончался в 1326 году,
отсюда значит, если следовать этой версии, что монастырь был основан в
1326 году, вскоре после того, как князю Ивану Даниловичу Калите
представилось видение. Видимо, у князя и митрополита были основания не/
откладывать строительство монастыря на следующий год. И далее: Иван Калита
велел заложить церковь, но во имя святых апостолов Петра и Павла, а не
Боголюбской Богоматери.
Отсюда и наименование Петропавловской обители. Это предположение
подтверждается тем, что через 14 лет умер и сам князь Московский Иван
Данилович Калита.
Если следовать информации, что строительство церкви, заложенной им,
закончено в 1379 году, т.е. через 53 года, то следовательно, и создание
монастыря должно было растянуться на эти годы. В то же время по архивным
материалам монастырь уже упоминается с 1377 года т.е. за два года до
завершения строительства церкви Боголюбской Божьей Матери.
Сопоставляя эти даты, убеждаешься в обосновании предположения о создании
монастыря в 1326 году, тем более что на строительство деревянной церкви
требовалось всего несколько дней, но никак не полвека.
В этой связи становится правомерным предположение, что церковь Боголюбской
Божьей Матери построил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович в 1379 году,
незадолго до выхода его на Куликово поле, как гаранта победы, а не по его
возвращении.
Москва при своем основании заключалась в одном Кремле. Затем, когда
умножилось число жителей, и город сделался столицей сперва княжества
Московского, а потом и всего государства Российского, обыватели начали
строиться около Кремля, и это их поселение называлось Посадом, из коего в
1534 году образовался Китай-город. Но, как и вне Китай-города было уже
довольно много строений, то эти строения назывались Московскими слободами
или загородьями, которые преимущественно образовывались из разных
предместий, жалованных боярам царями. К царствованию Федора Ивановича, (
годы правления 1584 - 1598 гг., последний представитель династии
Рюриковичей )сына Ивана Васильевича Грозного, московские слободы или
загородья, значительно распространились. Желая оградить и эту часть Москвы
от нашествия врагов, повелено было обнести ее каменной стеной.
Работа началась 1587 году и окончена в два с небольшим года. Она
произведена русским зодчим Федором Конем. Стена начиналась от нынешнего
Яузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешних
улиц: Покровки , Мясницкой, Сретенки , Петровки , Тверской , Никитской ,
Арбата и Причистинки , и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского
девичьего монастыря (позднее храм Христа Спасителя) стена упиралась в
Москва - реку .
Все, что находилось внутри за стеной получило название - Белый город. Стена
Белого города имела девять ворот и одни из них получили название
Петровских, так как находились напротив Высокопетровского монастыря. Стена
была построена по инициативе Бориса Годунова, который был фактический
правитель Русского государства, с 1597 до 1600 года — царь России, и когда
было окончено строительство, монастырь оказался в черте города, южнее
Петровских ворот, от которых шла дорога - прародительница улицы Петровки.
В 1493 году, после Никольского пожара, монастырь был сильно разорен и
долгое время не мог привести свое хозяйство в порядок. Но вот в 1505 году
по велению князя Московского Василия Ивановича в связи с его восшествием на
престол монастырь перестроили и, как указывает Амвросий в “Истории
российской иерархии “, назвали Петровским на Высоком в честь митрополита
московского Петра. После смерти митрополит был причислен к лику святых, а
мощи его навечно положили в церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Однако
через девять лет после переименования обители эту маленькую церквушку
разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый
построил восьмилепестковый каменный храм (1514 - 1517) , но уже с престолом
во имя святого Петра Митрополита.
XVII столетие занимает особое место в истории нашей страны. Это было время
зарождения новых отношений в экономике, окончательного оформления
крепостнической системы и вместе с тем крестьянских войн, иностранной
интервенции, многочисленных городских восстаний.
В 1612 году монастырь был оплотом борьбы с польской шляхтой. Как только
Москва освободилась от литовско - польских интервентов , вокруг обители
возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 году ,
по всей вероятности с согласия митрополита Филарета ( в миру Романов Федор
Никитич (1554 - 55 - 1633), государственный деятель , патриарх с 1619г.,
отец первого царя из династии Романовых — Михаила. В 1610 г. учавствовал
в свержении царя Василия Ивановича Шуйского. При Михаиле стал фактическим
правителем страны. Похоронен в Успенском соборе Кремля. ) в севернее храма
святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой
Богородицы , надо полагать , в честь возведения его сына Михаила Федоровича
на царский трон .
Без малого еще через полсотни лет в этой церкви захоронили братьев царицы
Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра 1) Ивана и Афанасия, убитых
стрельцами во время восстания в Москве в мае 1682 года. Восстание 1682 г. “
Хованщина “ (по имени князя И. А. Хованского, руководителя стрелецкого
движения, начальника Стрелецкого приказа) , антифеодальное восстание ,
главным образом стрельцов и солдат Москвы, явилось следствием усиления
феодально - крепостнического гнёта , роста злоупотреблений боярско -
дворянской администрации и притеснений стрельцов и солдат. Восстание 1682
года было облегчено борьбой за власть в правящей верхушке. Брожение в
стрелецких полках вымелось в восстание, ускореное смертью царя Федора
Алексеевича (27 апреля 1682 года ).Оплакивая братьев, царица решила
построить над их могилами большой каменный собор. Выполняя ее волю, в 1684
году на месте разобранной церкви Покрова заложили пятиглавый храм во имя
Боголюбской Божьей Матери. Строительство шло ускоренными темпами и уже на
следующий год митрополит Иоким в присутствии Натальи Кирилловны освятил
собор, а через некоторой время отслужили торжественную панихиду по убитым
братьям, гробницы которых установили в обширной трапезной.
Следует заметить, что с обретением единовластия в 1689 году, Петр 1 уделял
монастырю особое внимание. После завершения строительства Боголюбского
собора начались большие работы по обновлению монастыря. Правда, еще
продолжалась постройка собора святого Петра Митрополита, которую царица
затеяла в ознаменование победы ее сына Петра 1 над его старшей сестрой
Софьей (дочерью первой жены царя Алексея Марии Ильинечны Милославской). В
процессе работ вокруг собора возвели галерею - гульбище, огражденную
парапетом, придавшую зданию особую стройность. Открытие собора состоялось 8
мая 1690 года.
Большое строительство развернули в юго - западной части монастыря на
территории бывшей усадьбы Нарышкиных, пожертвованной обители в
ознаменование рождения наследника престола Петра Алексеевича в 1715 году.
На подклети каменных палат построили кирпичный корпус Братских келий,
ограничивающих территорию монастыря по линии Петровской дороги и Старо -
Серебряного (ныне Крапивенского) переулка. Новый корпус своей оригинальной
отделкой каменных наличников, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа,
расчлененного на равные части колонками, подчеркнуто строгой линией
карниза, придал всему ансамблю монастырских построек особую красоту и
изящество.
Праздничность декора верхнего этажа Братских келий усиливает скупость
оформления первого этажа, расчлененного широкими лопатками на равные части
с прорубленными в них окнами - бойницами. Он как бы продолжает плоскость
прясел монастырских стен опоясывающих территорию.
Внутри двора на уровне первого этажа арочная галерея Братского
корпуса, соединенная с галереей церкви Сергия Радонежского, образует
архитектурное единство южной хозяйственной части обители.
Тогда же в 1690 году, в память о спасении молодого Петра в Троице -
Сергеевом монастыре 8 августа 1689 года от расправы восставших стрельцов,
заложили южнее собора святого Петра большую теплую пятиглавую трапезную
церковь во имя Сергия Радонежского ( Сергий Радонежский (около 1321 - 1391)
— основатель и Троеце - Сергиева монастыря. Активно поддерживал
объединительную и национально - освободительную политику Дмитрия Донского)
и завершили ее строительство 1694 году. После освещения 1 декабря 1695 года
она была открыта для насельников обители и прихожан.
Величественное трехярусное здание храма с двухэтажной трапезной
палатой, окруженное стройным арочным гульбищем на уровне второго этажа, с
декорированными белым камнем наличниками окон, колонками и карнизами стало
украшением двора монастыря. В дальнейшем трапезная церковь регулярно
подновлялась (1777 , 1778, 1808, 1896 гг.), а в 1836 году в ней устроили
предел святого Алексея Митрополита (меирополит Алексий (1290 - 1378)
поддерживал политику московских князей. Фактический глава московского
правительства при малолетнем князе Дмитрии (Донском) ) , а несколько
позднее - придел святого Митрофания Воронежского.
До развертывания крупного строительства в монастыре в 1680 году
начали возводить святые трехарочные ворота. Как только в 1691 году над ними
поставили “ нарышкинский “ четверик , туда сразу же переместили церковь
Покрова Пресвятой Богородицы , а к 1694 году над воротами возвысились
стройные ярусы восьмигранной колокольни - звонницы с луковичной главкой ,
установленной на изящной шейке . Строительством колокольни и каменных стен
композиционно и архитектурно завершили западную сторону монастырского
ансамбля , которым вот уже 300 лет любуются москвичи . Причем все затраты
на обновление и строительство оплатили Нарышкины .
В 1744 году по желанию стас - дамы Нарышкиной Анастасии Александровны
по проекту архитектора И.Ф.Мичурина заложили церковь Толгской иконы Божьей
Матери . Небольшой храм , строительство которого завершилось через 11 лет ,
дожил до наших дней и стоит между колокольней и Братскими кельями ,
встроенный западной стороной в прясло стены .
Спустя десятилетие (1753 - 1755)над южными воротами , выходящими в
Крапивенский переулок , рядом с Братскими кельями поставлена церковь
святого Пахомия Великого . После пожара 1812 года ее упразнили и передали
под хранилище фондов епархиальной библиотеки . Но 13 сентября 1914 года на
средства некой Ф.В.Лесковой восстановили , но освятили уже во имя святых
апостолов Петра и Павла . Все возвращается на круги своя .
В одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы
Божьей Матери . Казанская Божья Матерь явилась в городе Казани в 1579 г .
эта икона была найдена земле под печью згоревшего дома, завернутая в старое
сукно. На месте явления её выстроен женский монастырь. Икона была привезена
из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил
в столицу в 1613 году и освободил город от поляков. По изгнанью врагов
князь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя Казанской
Божьей Матери, где и поставил икону (храм, разрушен в 1930 г . ныне
востановлен). Эта икона сейчас находится в Петербурге в Казанском соборе.
Известно , что в конце 19 века художник М.В.Нестеров в одной из
церквей обители написал портрет архиепископа Антония Волынского
(Храповицкого)- потомка знаменитого стас - секретаря Екатерины второй ,
автора известных записок об отделении церкви от государства . Изображен он
был стоящим на амвоне перед царскими вратами и произносящим проповедь .
Очевидцы свидетельствуют , что портрет был очень красив по колориту: цвета
церковного облачения - черный и белый перекликались со сверкающим окладом
иконостаса .
Монастырь принадлежал к числу богатых особенно в 17 - 18 веках . В
его подчинении находились земельные вотчины и мелкие загородные монастыри
. Если в 1678 году за ним числилось 519 крестьянских дворов , то через 22
года их уже было 612 . К 1744 году монастырь владел 5998 крестьянами .
Правда , после реформы Екатерины второй за ним к началу 20 века оставалось
всего 50 гектаров пахотной земли . Губернская реформа 1775 г . и “ Грамота
на право вольности и преимущества благородного российского дворянства “
представили этому сословию, монопольное право на владение крестьянами и
землей. В то же время на содержание обители государственная казна ежегодно
выплачивала жалованье в сумме 1249 рублей 37 копеек . Какой-то доход
приносили также вклад и пожертвования прихожан .
Петровская обитель получила архимандрию во второй половине 17 века с
правом участия в деятельности церковных соборов . Во времена секуляризации
в 1764 году ее причисляли ко второму классу с возведением в степень
ставрогиального монастыря (Ставрогиальный монастырь — находящийся в прямом
ведении патриарха или Синода), а с 1775 года он стал епариальным . В его
помещениях разместили духовный цензурный комитет и склады , а позднее и
епархиальную библиотеку Московского общества любителей духовного
просвещения .
Нельзя не отметить и тот факт , что в период эпидемии чумы 1771 года
в монастыре открыли карантин и лечебницу . В сентябре 1812 года трибунал
французского маршала Мортье казнил несчастных горожан , подозреваемых в
поджогах , и тут же у колокольни их хоронили . Обитель разграбили , святыни
осквернили . Лишь через 50 лет была восстановлена церковь Покрова
Пресвятой Богородицы.
Итак , после стрелецкого бунта 1682 года Боголюбская церковь стала
усыпальницей бояр Нарышкиных . Первыми , как упоминалось , здесь были
погребены дяди Петра 1 - Иван и Афанасий , над могилами которых он в 1690
году поставил белокаменные гробницы . Здесь же покоятся его бабушка - Анна
Леонтьевна и мать - Наталья Кирилловна , скончавшаяся в 1694 году 43 лет от
роду . Сюда же привезли из Кирилло - Белозерского монастыря тело его деда
Кирилла Полуэктовича , умершего при загадочных обстоятельствах 30 апреля
1691 года. В 1662 году сторонники Милославских насильно постригли его в
монахи и сослали в далекую обитель . По желанию Петра останки Кирилла
Нарышкина захоронили в склепе часовни , поставленной по этому случаю рядом
с собором Боголюбской Божьей Матери . К концу 19 столетия в соборе было 18
памятников - гробниц , не сохранившихся до наших дней . Тогда они
располагались в трапезной по три в ряд - девять мужских справа и девять
женских слева . На надгробных камнях - черные дощечки с надписями . После
1771 года здесь уже не хоронили .
Согласно решению Моссовета , монастырь закрыли в 1926 году . Церкви
же его закрывали поочередно: в 1921 году - Сергия Радонежского , в 1926
году - Покрова Пресвятой Богородицы и где-то ближе к осени 1927 года -
Боголюбской Божьей Матери . Последнюю вечерню в ней отслужил владыка
Варфоломей . Самой последней в 1928 году прекратила сосуществование часовня
Казанской иконы Божьей Матери .
Итак , какие памятники архитектуры особенно ценны на территории
Высокопетровского Монастыря? Ансамбль включает в себя комплекс памятников
архитектуры , построенных главным образом на средства бояр Нарышкиных конец
17 века - начало 18 века . В прясла стен вписаны Нарышкинские палаты -
великолепный памятник московского борокко , а также также трапезная и
некоторые другие строения . В центре ансамбля - главный храм , кубический
объем которого увенчан пятиглавием , возведен в 1684 году над родовой
усыпальницей Нарышкиных . Рядом церкви Сергея Радонежского (1629 год) и
Петра Митрополита (1690 год). В ансамбль входят памятники и 18 века:
миниатюрная Томская церковь (середина 18 века , архитектор Мичурин И.Ф.) ,
надвратная церковь Пахомия и надвратная ярусная церковь “ под колоколы “ .
Ансамбль в стадии научной реставрации , руководитель работ - архитектор
Б.Дедушенко . В Нарышкинских палатах - экспозиция Государственного
Литературного музея , посвященная истории русской литературы от 18 века до
1917 года .
Как мы уже отмечали, к монастырю вела Петровская дорога -
прародительница улицы Петровки (одной из немногих московских улиц никогда
не менявшей своего названия) . Петровка и сама является памятником
архитектуры . Она шла от стен Китай-города и перспективу улицы замыкает ее
главная вертикаль - многоярусная колокольня Высокопетровского монастыря . В
начале Петровки частично сохранился дом , принадлежавший в первой половине
18 века поэту и философу А.С.Хомякову (1822 - 1824 годы , архитектор О.Бове
, надстроен 1866 году) . Квартал напротив занимает ЦУМ . Старый корпус был
возведен для магазина крупных торговцев “ Мюр и Мерилиз “ (1909 год ,
архитектор Р.Клейн) . Фасады оформлены в готическом стиле . Стрельчатые
окна , башенки , детали декора причудливо сочетаются с огромными витринами
и каркасной конструкцией . Через Кузнецкий мост дом 8 построен для
французской виноторговой фирмы Депре (1900 год , архитектор Р . Клейн) . К
нему примыкает дом с высокими арками . Это Петровский пассаж , с двумя
двухъярусными торговыми линиями (1906 год , архитектор Калугин С.) . Рядом
бывшая усадьба Раевских (начало 19 века) . На соседнем участке два пышно
декорированных дома (1870 год , архитектор Б.Фрейнберг , инженер
К.Шестаков) . Угловое со Столешниковым переулком здание с широкими окнами и
четким пятиэтажным и вертикальным членением фасадов - бывший дом страхового
общества “ Якорь “ (1902 год, архитектор Э.Розен) . Соседнии по Петровке
многоэтажные дома: с эркерами (1913 год , архитектор Г.Гельрих) и с высокой
аркой (1899 год , архитектор И. Кондратенко) . Расположенное напротив
угловое здание с мощной колонадой (1914 год , архитектор И.Иванов - Шиц) .
Эти дома определяют характер застройки центральной части улицы . По левой
строне за литой оградой бывший дом купца Кирьякова (конец 18 века ,
архитектор М.Казаков) . Рядом дом бывшего купца Губина . Украшенный аркадой
и колоннадой коринфского ордера , он отличается изяществом пропорций и
гармоничностью (конец 18 века , архитектор М.Казаков) . И замыкает эту
часть улицы , входящую в Белый город , ансамбль Высокопетровского монастыря
, основанного , по одной из версий , в 14 веке в память Куликовской битвы
на гребне возвышающегося над рекой Неглинной холма и входившего в систему
северного полукольца монастырей - сторожей Москвы .
Шедевры Московского зодчества, выдержав ураганы столетий, стали ныне не
просто памятниками архитектуры и старины. Сегодня, любуясь куполами
соборов, мы воздаем должное талантливым и трудолюбивым предкам нашим,
испытываем гордость за свое отечество.
Тем дороже россиянам все, что удалось сохранить для будущих поколений.
Москва готовится сейчас вступить в XXI век. Генеральный план ее развития и
реконструкции связывает наши дни и грядущие. Многие из бесценных памятников
архитектуры ныне переживают второе рождение.
И вновь золотятся под солнцем, поседевшие за многие века купола, утверждая
великую истину: подлинная красота неподвластна времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю.Н. Бураков “Под сенью монастырей московских”
2. Иван Забелин “История города Москвы”
3. И.К. Кондратьев “Седая сиарина Москвы”
4. М.И. Пыляев “Старая Москва”
5. Ф.Л. Курлат “Москва от центра до окраин”
6. К.Л. Стародуб “Я люблю этот город вязевый”
7. Ю.А. Федосюк “Москва в кольце садовых”
8. Энциклопедия Москвы.
9. Г.К. Ефемова “Имена московских улиц” |