Культура Китая
ПЛАН
I.
ВВЕДЕНИЕ................................................................
........................ 3
II.
ПИСЬМЕННООСТЬ...........................................................
................ 3
III. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.................... 4
IV. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
1.
КУЛЬТЫ..........................................................
.................. 4
2.
КОНФУЦИАНСТВО...................................................
....... 5
3.
ЛЕГИЗМ..........................................................
................... 6
4. КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ....................................................
............ 7
5. КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ
КИТАЯ..........................................................
.... 7
6. ДАОСИЗМ И
БУДДИЗМ................................................ 8
7.
НЕОКОНФУЦИАНСТВО...............................................
...9
8.
СЕКСТАНСТВО.....................................................
.............9
V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:
1. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...............................10
2. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
ЧЖОУ........................................11
3. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ........................11
4. ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ.........12
5. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА
ТАН.......................................12
6. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
СУН............................................13
7. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
МИН...........................................14
8. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
ЦИН............................................15
V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................
.......................16
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА...................................................17
Культура Китая восходит к очень глубокой древности и
отличается не только богатством своих материальных и духовных
ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные
войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура
Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру
завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала
своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох
оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и
разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и
ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия
Китая.
Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-
политическими, экономическими и другими особенностями данного
исторического периода и представляет собой определённый этап
развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько.
История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до
н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода
династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь
и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических
периода: период Южных и Северных династий и период объединения
Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв.
включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а
также период монгольских завоеваний и привление династии Юань.
Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а
также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской
династии Цин.
Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой
посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство
свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше
яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на
которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.
Изобретение письменности является важнейшим признаком того,
что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху
цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить
процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической
письменности.
Развитию письменности содействовал переход от письма на узких
бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге,
впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с
этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных
текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.
Для передачи всего богатства китайского языка применялись
знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее
большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения
предметов или сочетания изображений, передающих более сложные
понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В
китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться
отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие
слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными
иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть
и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго
классифицированы. Начали составляться словари.
Так были заложены предпосылки для создания обширной
письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы,
рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу,
прежде всего историческую.
Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145
- 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским
настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не
могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие
историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии
к полководцу, оклеветанному перед императором У -ди, Сыма Цянь был
приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее,
он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью -
завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё
замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) -
сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от
древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую
китайскую историографию, но и на общее развитие литературы
В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В
элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика
поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью
и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре
создан труд “ История династии Хань” и многие другие.
Сохранившиеся литературные источники, по большей части
произведения так называемой классической литературы древнего Китая,
позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской
религии, философии, права и возникновение очень древних социально-
политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении
целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех
народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа
природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.
Специфика религиозной структуры и психологических особенностей
мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.
В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но
китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не
Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная,
строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя
слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.
Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует,
кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с
буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория
религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской
трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая
Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому
Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией
верховной всеобщности в Китае.
Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один
существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент -
незначительная и социально не существующая роль духовенства,
жречество.
Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной
структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи
Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они
почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том
числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди
этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное
божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди
воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего
народа.
Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций
первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль:
именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к
усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании
культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы
Китая.
У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание
Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил
Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо
перешло представление о прямой генетической связи божественных сил
с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул
сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу
Небо в его основной функции верховного контролирующего и
регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём
культу этого божества был придан не только сакрально-теистический,
сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает
недостойных и вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление -
прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого
культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми
человеческими жертвами.
Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли,
тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и
шаманством.
Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае
сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской
цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий
рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный
накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и
умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не
духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее
бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие
свои административные функции, частью которых были регулярные
религиозные отправления. Все эти специфические особенности,
складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за
тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к
восприятию тех принципов и норм жизни, кото-
рые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху
больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский
Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.
Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве
модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя
важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством
долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и
искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов
(ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного
Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный
социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций
сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы
видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь -
государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире
хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права
и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно
состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто
трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и
второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. )
считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной
древности.
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было
строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник,
наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего,
подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию -
это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках
государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то,
что это учение базировалось на слегка изменённых древних
традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым
тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали
его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный
традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и
налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были
справедливее, и правители мудрее...
В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в
Китае ожесточённо соперничали различные философские школы,
конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте.
Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления
страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники
конфуцианцев – легисты.
Учение законников - легистов резко отличалось от
конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат
писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на
палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам,
законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а
осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры,
опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В
учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм
был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в
откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере
деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах
чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или
отношение к Небу было основным в противостоянии легизма
конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на
высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего
ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший
абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство
ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый
вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной
деспотии.
Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми
и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках
централизованный контроль над частным собственником, что имело
огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой
борьбе за объединение Китая.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным
делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство
имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили
рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией,
министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а
народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным
образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим:
введённые легизмом методы и инструкции ( централизация администрации
и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без которого нельзя было
управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать
с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было
сделано.
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось
поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории
Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других,
предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в
силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и
мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие
позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и
идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее
выражение в культе неизменной формы.
Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи
Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление
государством, но и заботи -лись о том, чтобы конфуцианские нормы и
ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ
«истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по
рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то
есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в
исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов
действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими
традициями. Даже если он со временем становится даосом или
буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях,
но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом,
часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.
Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к
культу предков, к соблюдению церемониала и т.д.. Система образования
в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков
конфуцианства.
Конфуцианство – регулятор жизни Китая. Центализованное
государство, существовавшее за счёт ренты – налога с крестьян, не
поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро
усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к
значительному снижению доходов казны и расстройству всей
административной системы. Возникал кризис, и в этот момент начинал
действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их
чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но восстание,
которое его сопровождало, уничтожало всё, что было достигнуто частным
сектором. После кризиса центральная власть в лице нового императора
и его окружения становилась сильней, а часть частного сектора
начинала всё сначала. Конфуцианство выступало и как регулятор во
взаимоотношениях страны с Небом, и - от имени Неба – с различными
племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и
вознесло созданный ещё в иньско - чжоуское время культ правителя,
императора, «сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого
Неба.
Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой,
и административной системой, и верховным регулятором экономических и
социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни,
принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской
цивилизации.
В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало
умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию,
поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В
этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений
мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило
в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер
населения. Оно сумело стать – во всяком случае для старого Китая –
незаменимым.
Большое распространение имела в древнем Китае и другая
философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от
конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером.
Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная
религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше
2000 лет.
Даосизм в Китае занимал скромное место в системе
официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев
никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных
ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная
администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть
эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и
буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных
народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И
хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не
становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса
постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение
бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно
преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках
даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи,
сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем
накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они
сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.
Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру
буддийская и индо – буддийская философия и мифология. Многое из этой
философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и
кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае,
причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо
переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными
историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская
метафизическая философия сыграла свою роль в становлении
средневековой китайской натурфилософии.
С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том
числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной
мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но
специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с
его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и
религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в
стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё
место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая
сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.
В истории и культуре средневекового Китая огромную роль
играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства,
получившая название неоконфуцианство. В новых условиях
централизованной империи Сун, для решения задач усиления
административно - бюрократического начала необходимо было «обновить»
конфуцианство в соответствии с новыми социальными условиями, создать
прочное теоретическое обоснование существующего строя, выработать
принципы конфуцианской «ортодоксии», которые можно было бы
противопоставить буддизму и даосизму.
Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой когорте
крупных китайских мыслителей. В первую очередь это Чжоу Дунь-и
(1017 – 1073 гг.), взгляды и теоретические разработки которого
заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в основание мира
беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как путь
космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое –
космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимо – действия
этих сил проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий,
пяти родов вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них –
множества вечноизменяющихся вещей и явлений. Основные принципы учения
Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем и братьями Чэн, но самым
ярким представителем философов сунского периода был Чжу Си (1130 –
1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных принципов
неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер
и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья,
конфуцианского учения.
Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство было более
религиозным и склонным к метафизике, чем раннее конфуцианство, и
вообще, средневековая китайская философия характеризовалась
религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов
различных сторон их учений была создана основа для разработки
логического метода неоконфуцианства, который был возведён в ранг
одной из важнейших частей конфуцианского канона, смысл которого
заключался в том, что сущность знания – в постижении вещей.
С приходом к власти китайской династии Мин императоры не
выражали особой готовности принять конфуцианскую доктрину в качестве
единственной опоры в государственном строительстве. Конфуцианство
было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении
Пути Неба.
Развитие общественного сознания китайцев в минский период
привело к возникновению индивидуалистических тенденций. Первые
признаки такого рода персоналистических тенденций появились в самом
начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у
Ван Ян-мина (1472 – 1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала
не столько конфуцианская социализированная личность, сколько личность
персонализированная. Центральным понятием философии Ван Ян-мина
является лянчжи (врождённое знание), наличие которого у каждого
человека даёт право на достижение мудрости.
Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и
писатель Ли Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на
индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути.
Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское
сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко
расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции
человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные
человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм
не имеет смысла.
Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм
этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная
система религиозных представлений, был сформирован гигантский и
постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных,
патронов – покровителей и т.п.
Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление
человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат
с верой в высшую предопределённость такого развития событий,
всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими,
культурными и прочими особенностями региона или страны в целом.
Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные
секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и
организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались
к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно
широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным
целям и ценностям вероучения.
В течение всей истории китайской культуры каждая из
существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте,
самобытности и разнообразию ценности.
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода
указывают на её генетические связи с неолитическими племенами,
населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы
набдюдаем в керамике, характере земледелия и применения
сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших
достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение
городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и
бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит
общественное разделение труда на земледельцев и специализированных
ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-
огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.
Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым
главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали
довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли
всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное
строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером
примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с
монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными
кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской
конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в
пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ – Западное Чжоу и
культура пополняется новыми отраслями.
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в
надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты
этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был
закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и
художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего
развития.
Историческая проза этого периода представляет собой надписи
на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель,
военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д.
приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся
регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из
кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды,
один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе
конфуцианского канона.
Кроме повествований, описывающих те или иные события,
конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области
общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали
появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.
Необходимость счёта времени и составление календаря явились
причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится
должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило
занятие астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая росли познания и в области
географии. В результате экономических и культурных контактов с иными
народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий,
относительно их географического месторасположения, быта, специфических
продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.
В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и
знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию,
физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто
производил операции под наркозом, используя для этого специальный
напиток.
В области военной науки значительный вклад был внесён
китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему
приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана
взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в
войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.
Среди многочисленных научных направлений существовала
сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и
практике ведения сельского зозяйства, собраны сочинения, где
описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения
продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах,
ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т.д.
Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников
искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям,
изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась
техника ирригационных сооружений и градостроительства.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием
ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании,
возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу
активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой
городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми,
пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами,
разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Значительное место в этот период занимает прикладное
искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала,
инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются
нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а
украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами.
Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные
подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.
К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В
родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо,
землю, горы, реки, божеств и чудовищ.
Одной из примечательных черт традиционной цивилизации
древнекитайской империи становится культ образования и грамотности.
Было положено начало официальной системе образования.
В начале II века появляется первый толковый словарь, а
позднее специальный этимологический словарь.
Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи.
Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение
основных положений математических знаний. В этом трактате
зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии,
применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы
линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась
астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э.,
указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус,
воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип
сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение
прибора, названного «указателем юга», который применялся как
мореходный компас.
Ярким примером соединения теории и практики является история
китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из
трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и
более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.
Имперский период истории древнего Китая характеризуется
появлением нового жанра исторических сочинений, развитием жанра
прозо-поэтических произведений «фу», которые получили название
«ханьские оды». Литература отдаёт дань чувственной и сказочной
тематике, получают распространение книги легенд с фантастическими
описаниями.
Во время правления У-ди при дворе была учреждена
Музыкальная палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались народные
мелодии и песни.
Значительное место в культуре древнекитайской империи
занимает архитектура, скульптура и живопись. В столицах возводились
дворцовые комплексы. Создаются многочисленные комплексы гробниц знати.
Получает развитие портретная живопись. Портретными фресками украшались
дворцовые помещения.
В период Южных и Северных династий ведётся активное
строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено
более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная
планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые
ансамбли, скальные монастыри, башни – пагоды. Используются как дерево,
так и кирпич.
К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В
грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.
В V – VI вв. среди разнообразных художественных изделий
значительное место занимает керамика, которые по своему составу
становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое
распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного
и оливкового цвета.
Картины IV –VI вв. приобретают форму вертикальных и
горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками
на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.
Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный подъём.
Можно встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную
поэтическую, которая в своей основе почти всегда имела реальные
события. К этому периоду относится развитие нового поэтического
жанра «ши» - стихов песенного типа, в основе которых лежат народные
мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и
буддийская литература.
Период объединения Китая и создания Танского государства
характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах
строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и
культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного
дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и
Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов
видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к
монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились
террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками.
Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным
дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают
особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской
церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных
изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость
образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в
живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась
любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на
шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски,
напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного
происхождения.
Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым
веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых
Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего
времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях
уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут
характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной
жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего
периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти
произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют
форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты
новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых
государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии
ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество
занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят
дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали
типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы
возведения строений, становятся всё более изящными, с
высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций,
фасадов и интерьеров.
В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные
скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что
выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов,
воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно
было увидеть в самой живой природе.
Пластика сунского периода намного бледнее и менее
возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в
них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже
лиризма.
С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит
значительный скачок в развитии литературы и научных знаний.
Публикуется множество работ по различным областям истории,
археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому.
Широкое распространение книгопечатания способствует письменному
закреплению произведений народного творчества.
Особого развития в сунский период достигает литературный жанр
«Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями
танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи
«ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую
прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические
мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие
рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой
прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались
огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся
оригинальной литературной формой.
Отличительной чертой культуры является усиление демократических
тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на
массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую
музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые
представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический
жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со
стихотворными ариями.
Период Сун является яркой страницей в истории китайской
живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные
перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется,
в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода
вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных
картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает
многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.
В тесном соприкосновении с живописью развивалось и
прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые
ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших
мастеров живописи.
Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих
керамистов Китая. При определённых успехах в области производства
фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины.
Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и
лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и
серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются
высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия,
изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве
вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу,
где их очень высоко ценили.
Победа над иноземными захватчиками и установление власти
династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа,
что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также
в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на
севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой
Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.
Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также
садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему
основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном
зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным
использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и
цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период,
несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже
в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются
жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных
приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры
животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким
мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести.
Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была
афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям
Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия,
китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов
и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой
театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с
совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к
сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот
период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное
место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной
живописи и живописи «Цветов и птиц».
Значительное место в художественной культуре Китая занимали
различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных
его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на
первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает
техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись
многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно
было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные
черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного
убранства. Двор- цовые здания приобретают новые черты в связи с
дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей
отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это
и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.
Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII –
XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных
резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм
которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В
оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и
фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением
к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в
скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой
кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе и поэзии появляются
довольно видные мастера. В области повествовательной литературы
выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы
сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались
большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период претерпевает
значительные измене –ния. Во второй половине XVII веке новая
маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие
театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную
технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя
координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины
XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты
национального театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает
копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные
панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в
живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов,
знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой.
Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной
живописи.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает
декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых
успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается
росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения
дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и
художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и
эмали.
Китайские народные мастера создавали самые разнообразные
изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности
работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового
кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по
форме была в XVII – XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные
китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой
всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей
широкое применение в этот период получили ковры.
Китайская культура всех времён развивалась в условиях
различных противоречий внутри страны, установления господства и
закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких
условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют
проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов,
возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются
градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются
сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения
изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись;
образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная
драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных
изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и
художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди
подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные
достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины,
книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии,
расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие
культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные
территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии.
Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.
Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой
культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная
ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях
китайского народа.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
АВДИЕВ В. И.
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» -
МОСКВА, 1953 г.
ВАСИЛЬЕВ Л. С.
«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ВОСТОКА» -
МОСКВА, 1983 г.
ГОГОЛЕВ К. Н..
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»-
МОСКВА,1997 г.
ПОД РЕД. ДЬЯКОНОВА И ДР.
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» -
КН. II «РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА» -
СТАТЬЯ СТЕПУГИНА Т. В.
«ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЕРИОДА РАСЦВЕ-
ТА РАБОВЛАДЕНИЯ»
МОСКВА, 1982 г. |