Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта.

План.

1. Общая характеристика.

2. История Древнего Египта.

1). Египетская религия.

2). Мифы о солнечных богах.

3). Другие боги.

4. Изобразительное искусство.

1). Архитектура.

2). Скульптура.

3). Рельефы и росписи.

5. Древнеегипетская музыка.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Общая характеристика.

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого

пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и

латинских авторов.

В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано

достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих

египтян , были недостоверны.

Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в

1822 году , благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она ,

удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении

ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого

различного содержания - произведения религиозной литературы , летописи ,

поучения , сказки и повести.

Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая

плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е.

пустыне.Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло

из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице

Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром

Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и

жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования

речных вод.

Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой

огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся

старана оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и

искусственных насыпей , на которых располагались

города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила

спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.

Вслед за временем наводнения начинается второй

четырехмесячный сезон (время посева) , а за ним следует третий - жатва (

март -июль ).

История Древнего Египта.

Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды

в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей

(номов) в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их

было два : Верхний Египет (на юге,в узкой до-

лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение

страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет

около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С

этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления

царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :

Додинастический период.

Раннее царство : 1 и 2-я династии.

Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время

наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”,

носителя двойной крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти

определения , имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет-

ского фараона,обладавшего неогранниченной экономической,политической и

верховной жречес -

кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.

23-21 вв. - Египет переживает период политической

раздробленности;усиливается власть отдельных монархов.

Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я

династии.Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных

династий.Побеждает фиванская династия ,но власть фараонов явно

тускнеет.Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I ,

Сенусерт III -его походы в Палестину,Аменемхет III - грандиозное

ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.

18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и

Палести -

ны).Победа над ними открывает период

Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время

широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер

хозяйственной деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I ,

дошедший со своими войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II;

Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из -

за внешних обстоя- тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес

II , прославившийся сражением с хеттами.

Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние

жречества теснит фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк

верховному жрецу Амона Херихору.

332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в

30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.

Египетская религия.

Огромное место в жизни египетского государства играла

религия.И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона

и заупокойный культ.

Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в

котором переплелись тотеми- стические представления и культ различных

явлений природы.Египетский пантеон богов составля - ют божества

,олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также

судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их

внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного

(чаще всего это человек с головой сокола,кош-

ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).

Среди множества божеств особое значение очень рано

приобретает солнечное божество,

которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной

местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный

жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде

сокола или человека с соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра

, Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное

солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего

выделяется бог солнца Ра.

Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или

человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й

династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра

становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает

общеегипетский характер.Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга

Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады

(девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из

его слез , отцом богов , отцом царя.

У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око

Ра:Сехмет - грозное око Ра,боги -

ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-

солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В

Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.

Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их

объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой

львицы.

Великий Ра не был единственным великим солнечным

богом.Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-

14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает

государственный характер.Центр культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка

с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон

возглавляет фиванскую триаду :

Амон

Мут

Хонсу

богиня неба,жена бог луны,сын

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного

бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон

Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога

Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет

свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу

Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы

объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают

из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после

Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Мифы о солнечных богах.

Отражали две группы представлений - о смене времен года

и о борьбе солнца с мраком и злом.Вот некоторые из них:

Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул

в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост

растительности. Эти явления природы отразились в следующем

повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в

львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за

ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу ,

завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием и

гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра -

том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.

Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях

назывался “днем виноград- ной лозы и полноты Нила”.

В наиболее знойное время года считалось , что

солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей

другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “его кости стали из серебра

, его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали

почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал

совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и

решили наказать людей.На них напустили другую люби -

мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать

людей.При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И

вновь мудрейшие собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным

пивом,дабы она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет пробудилась , то она

уже забыла о своих кровожадных подвигах...

Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба

Ра с владыкой подземного мира , огромным змеем Апопом.

Другие боги.

Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его

праздник соединялся с началом разлива Нила.

Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с

белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он

был душой бога Птаха и бога Ра.

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он

известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на

гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике человека - его ка.

Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что

отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница

закромов”.Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.Праздник

,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного

позже она становится еще и богиней судьбы.

Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис - бог охоты и войны.

Маат - богиня истины и справедливости,жена

Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его

священные животные - павиан и ибис.Изображался в виде человека с головой

ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с

луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам

египетского календаря.

Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая

бога Тота с правой стороны.

Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах

считался покровителем ре- месел и искусств.

А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным

письменным источникам относятся следующие произведения :

“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских

ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и

6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны

были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам)

продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов

пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода

Среднего царства.

“Книга мертвых”-составлялась с периода Нового

царства.Свитки папируса содержали не-

обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые

должны были по-

мочь умершему вступить в загробное царство.

Заупокойный культ египтян опирается на следующие

представления : со смертью челове -

ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его

существа - имя (рен) ,

душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно

судьба Ка связана с

судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды

, если при погребении

покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден

загробными чудовищами ,

если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе

представлений египтян о потусто-

роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на

которых умерший

должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до

сбора урожая.

Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых

почитаемых в Египте богов .

Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений -

умер Осирис -умерла

природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно поэтому он

и превратился в бога мертвых , который вершил свой суд.

Изобразительное искусство

Древнего Египта.

Архитектура.

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное

архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом

связано с заупокойным культом.При этом ведущим видом была архитектура.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных

царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара

(28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента :

первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных

храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую

усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей

прямоугольную территорию заупокойного ком-

плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по

вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов

отражало растущую власть “сынов бога”.

Классическим образцом такого рода сооружений являются

пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и

Микерина (греч.вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на

пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно

вырази - тельна.Два элемента определяли закономерности формы : основание,

квадратное в плане , и схож -

дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь

сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей

простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой

сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных

соображений было отношение массы и пространства:погребальнаякамера , где

стоял аркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и

узкие коридоры.Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама

пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на

берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел

длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он

подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды

.Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне

называли “отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в

львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется

новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине

Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности

: не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.

Второе - усложнение композиции заупокойного храма ,

состоящего из двух террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых

небольшой пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность террас ,подчеркнутая

пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками ,

идущими по фасаду и по бокам храма.

За основным ядром комплекса шел небольшой открытый

двор,окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения ,

вырубленные в скале.

К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и

дорога , огражденная с двух сто - рон стенами и соединяющая храмик с

главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного ком

плекса были каменные раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и

сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к

храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов

которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он

возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом ,

рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая главная новация - захоронение отдельно от

храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит

в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к

большей грандиозности :три террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют

большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование

скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад,деревья и искуственные пруды ,

размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового

комплекса,подчиненного принципу центральной оси,наиболее полное и

совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном

берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого

были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня,коронный

зал,открытый двор.Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами

длинной аллеей со сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными

пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы ,

возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового

комплекса.Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов

и обелиски (т.н.”иглы фараона”).

Основным средством архитектурной выразительности была

колонна : в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта

этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают

связки гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди

египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся

Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в

15 в. до н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные

части.Первая-вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с

колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде

цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый

двор,обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая

обширная,прямоугольная,обо-

значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища

и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть

начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-

гигантские “заросли”каменного папируса имело и “световую драматургию”от

ярко освещенного солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет

проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку

искусственно освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что

египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий

,нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых

памятников Древнего Египта т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца

и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-

Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая

четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых

комплексов Нового царства,максимально акцентируя при этом идею прославления

фараона.

Скульптура.

Отличительная черта египетского изобразительного

искусства его каноничность.Офор-

мившиеся характерные особенности изобразительной форм,композиционного

решения становятся обязательными для всех последующих произведений

определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При

всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо

истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения

кото - рые происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем

рассматривать весьма ограни -

ченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и

росписями,отобрав те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные

моменты развития египетского

искусства.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные

типы статуй: стоящая с выдви- нутой левой ногой и опущенными

руками,прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями,статуя

Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его

жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).

Для всех характерны следующие художественные

приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и

симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры

неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается

сохране- нием части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело

мужских фигур - красновато-ко -

ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого

цвета.

Основной характер - торжественная монументальность и

строгое спокойствие.К этим общим для всех скульптурных статуй

закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих -

портретные черты в передаче лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его

чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с

напряженными морщинками у переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами

;надменное лицо зодчего Хе-

миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо

верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная

пластическая обработка тела: молодого ,физически развитого или полного ,

слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.

В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной

власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта,

посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность

фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет

небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление

инди - видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих

канонов художественной практики.

Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) -

замечательный образец египетского

реалистического портрета: резкие морщины ,глу-

боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -

ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка

лица : острый контраст бликов и затемненных частей на

черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -

кую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум соче-

таются с моментами рефлексии.

В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -

дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-

ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-

ды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -

терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-

го царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

Лирическое начало в наибольшей степени характерно для

скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца

Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева

,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-

да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,

приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -

ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало

время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до

н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-

чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и

главным храмом Атона,включавшим административно-хо-

зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало

жилье ремесленников и бедняков.

Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-

нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -

мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-

менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-

зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -

меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-

лан на требовании простоты и естественности , которые должны были

проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-

ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -

тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы

правления реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт

облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в

Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более

поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова

Эхнатона , незаконченная.Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и

носа , моделировка лица отличается мягкостью.

Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ

-ную линию , представляют следующие произведения : гигантские ста-

туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы

Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая

яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в

общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”

древние традиции египетского искусства - торжественно-героический

монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-

верждающая величие фараона-бога.

Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-

рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

Рельефы и росписи.

Завершают характеристику египетского искусства рельефы и

росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , за-

упокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть

ими оформлено.

Характерные особенности изобразительного канона в рель-

ефе сложились еще в додинастический период,что нашло свое отраже-

ние и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .

Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-

нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-

ческие черты.К ним относятся :

1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости го-

ризонтальные пояса).

2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упо-

рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.

мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -

ковые интервалы , с повторяющимися жестами.

3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действу-

ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-

бражали в больших размерах , чем все остальные фигуры.

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на пло-

скости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в

фас.Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично

соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмер -

ной плоскостью.

5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их

вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -

ется на плоскости выше.

6.Единство изображений и иероглифических надписей.

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-

ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из

гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно

здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные

черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция

использует много различных “элементов”-человеческие фигуры,пред-

меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.

И все это множество изображений размещается на плоскости , разде -

ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и пред-

метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные

через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами , они как будто

застывают:вся “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-

иается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обык-

новенным миром реального бытия.Все конкретные и заимствованные

из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-

годаря композиционному решению , приобретали характер священно-

действия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

Древнеегипетская музыка.

Мы еще раз вернемся к теме пира в рельефах и росписях, ибо

именно здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .

К сожалению -это почти единственный фактологический материал, на

основе которого можно попытаться составить некоторое представле -

ние о древнеегипетской музыке.Правда,в музеях мира хранятся экзем-

пляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инстру-

мент с длинным грифом - набл; два экземпляра деревянных флейт хра-

нятся во флорентийском и луврском музеях,а в последнем еще имеется

и египетский барабан.

В этом смысле египетская музыка находится в самом невы -

годном положении, по сравнению с изобразительным искусством , ли-

тературой.Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл ,

мы можем смело утверждать, что существовала музыка народ-

ная , храмовая и дворцовая. Вполне естественно, что две последние формы

существования египетской музыки отличались определенным

профессионализмом.Большинство исследователей склоняются к мне -

нию ,что египетская музыка была одноголосой. Ее звуковая субстан -

ция опиралась на унисонное сочетание вокальных инструментальных

тембров -хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тон-

ко расцвеченную нежными тембрами арф, набл и флейт, поддержива -

емых ударными инструментами. В области тональной системы все

дружно склоняются к заключению о существовании простой пентато -

ники , а также зародыша дирижирования , называемого хейрономией.

Заключение.

Египетская культура была наиболее яркой на фоне

куль-

тур других цивилизаций . Во время процветания египетской дина -

стии египтяне изобрели много полезных вещей , например , как оп -

ределять поверхность куба, решать уравнение с одним неизвестным и

т.п.Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемир -

ную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много

полезных сведений и информации , которыми люди пользуются до сих пор .

Список используемой литературы.

1. Н.Г.Грибунина“История мировой художественной культуры”,

Тверь , 1993 год.

2. В.И.Кузнецова“История Древнего Востока”,Москва ,“Высшая

школа”, 1979 год.

3. В.Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1975 год.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011