Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Средневековые государства на территории Казахстана (ХIV-XV века) - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА в XIV—XV вв.
    § 1. Политическая история

В истории Казахстана особое место занимают XIV—XV века, когда завершался процесс сложения собственно казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп, восстанавливалась государственность на местной этнической основе. Борьба народов насильственно включенных в монгольские улусы стран и областей за самостоятельное развитие, изменения в их внутренней жизни ускорили процесс распада Золотой Орды и государства Чагатаидов, в состав которых входила территория Казахстана после установления монгольского господства. Постепенно преодолевались тяжелые экономические последствия монгольского завоевания: возрождались земледелие, городская жизнь, ремесленное производство на юге Казахстана, земледелие на юго-востоке, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Центрального Казахстана и Семиречья с оазисами юга Казахстана и Средней Азии. Происходили определенные сдвиги в развитии общественных отношений. Послемонгольский период (XIV—XV вв. ) характеризуется этнической консолидацией кочевого, полукочевого и оседло-земледельческого населения огромной территории Восточного Дешт-и Кыпча-ка, Семиречья и Южного Казахстана (в персо- и тюркоязычных источниках XIV—XVI вв. эта часть Казахстана называлась Туркестаном). Развитие исторического процесса по пути формирования единой народности и ее государственности протекало в трудных условиях преодоления политической раздробленности региона. Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов— владений Чингизидов в Дешт-и Кыпчаке и Средней Азии (Мавераннахре); конечный — образованием собственно казахского государства — Казахского ханства. Эволюция форм политической жизни региона в послемонгольское время шла через обособление нескольких государств, возникших на местной этнической основе, —Ак-Орды, Могулистана, Ханства Абулхай-ра (Государства кочевых узбеков), Ногайской Орды. Следует отметить, что сохранявшаяся государственная разобщенность населения Казахстана в XIV—первой половине XV вв. сыграла свою роль в появлении такой особенности этнического пути формирующейся казахской народности, как сложение трех жузов. Существенно также, что на данном этапе исторического развития процессы этнополити-ческой эволюции в рамках упомянутых государств были в определенной степени общими для формирующихся соседних тюркских народов — казахского, узбекского, киргизского, татарского, ногайского и др. На территории Восточного Дешт-и Кыпчака в середине XIII —первой трети XV в. существовало государство Ак-Орда (Белая Орда). По Рашид ад-Дину (XIV в. ), восточную часть улуса Джучи (левое крыло) получил один из старших сыновей Джучи Орда (Орда-Еджен, Орда-Ичен) вместе со своими тремя братьями еще при отце. По Абулгази (XVII в. ), эти земли выделены Орде его младшим братом Бату-ханом в середине XIII в. Преемники Орды были фактически самостоятельными правителями, по словам Рашид ад-Дина, “независимыми государями своего улуса”, лишь номинально признававшими себя вассалами потомков Бату-хана. Территория Ак-Орды ко времени ее наибольшего подъема во второй половине XIV в. сформировалась постепенно, по мере ослабления зависимости от Золотой Орды. В улус Орда-Еджена первоначально входили земли северо-восточной части Семиречья, Прииртышье, степи до Улутау и Кентау. В междуречье Яика, Иргиза, Тобола и Сарысу, в приаральских степях и низовьях Сырдарьи находился улус еще одного сына Джучи, Шайбана. Ставка Орды в середине XIII в. , по свидетельству Плано Карпини, была на Иртыше и в районе озера Алаколь. В XIV в. власть правителей из рода Орда-Еджена распространилась и на улус Шайбана, т. е. фактически на всю территорию современного Казахстана, за исключением территории Семиречья, входившей в государство Чагатаидов, затем в Могулистан. Политический центр Ак-Орды переместился на юг Казахстана, столицей стал город Сыгнак. В связи с этими событиями, очевидно, связано изменение названия государства: ряд современных исследователей называют это государственное образование на территории Казахстана Кок-Ордой (Синей Ордой). Видимо, первоначально владения Орда Ичена назывались Кок-Ордой, а Шайбана— Ак-Ордой (возможно, Ак-Ордой назывались и все владения Бату-хана, включая и улус Шайбана). После вхождения улуса Шайбана в состав владений потомков Орды название“Ак-Орда”перешло на все государство. В исторических источниках оно известно с XV в. (Му'ин ад-Дин Натан-зи и другие авторы). С конца XI V в. земли Ак-Орды назывались также Узбекским улусом.

Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период в условиях постепенного хозяйственного возрождения, усиления позиций местной тюркской и тюркизи-рованной знати. Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а также переместившимися сюда во время нашествия Чингисхана из восточныхрайонов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и тюркизирован-ные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы, уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, ман-гыты и многие др.

В Ак-Орде вполне определились формы условного землевладения и собственности в оседлых районах. В кочевых районах право крупной знати распоряжаться пастбищами при частной собственности на скот и сосредоточение в руках степной знати огромных стад превращало их в фактических собственников и пастбищных угодий, формально считавшихся в общинном владении. В источниках встречаются сведения о наличии в Ак-Орде таких форм землевладения знати, как инджу,

мильк, сойургал, были известны тарханные пожалования. Зафиксированы источниками некоторые формы эксплуатации рядовых кочевников и земледельцев: трудовое население Ак-Орды платило в пользу ханов и знати налоги купчур, зякет, тагар, было обременено разного рода повинностями. Войны и усобицы осложняли положение народных масс. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена, которому подчинялись удельные владетели из Джучидов (огланов) и крупной кочевой знати (беков, эмиров, бахадуров), осуществлявших в пределах своих уделов и подвластных племен административно-политическую власть.

Политическая история Ак-Орды характеризуется на первом этапе длительной борьбой за освобождение территорий Восточного Дешт-и Кыпчака из-под власти Золотой Орды, позднее вмешательством акордынских ханов в дела Золотой Орды, а на заключительном этапе своей истории—борьбой против агрессии правителя Маверан-нахра эмира Тимура иТимуридов. Окончательно порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIV в. ханам Ерзену и Мубарак-ходже (1320—1344 гг. ). Значительно укрепилась Ак-Орда при хане Урусе, правившем в 60—70-х гг. XIV в. На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак-Орды от агрессии Тимура.

В последней трети XIV —начале XV вв. Ак-Орда, как и соседнее государство Могулистан, подвергалась неоднократным вторжениям войск эмира Тимура.

Эмир Тимур родом из тюркизированного монгольского племени барлас, выдвинулся в период феодальных усобиц и войн в Маверан-нахре в 60-х гг. XIV в. В 1370 г. он захватил власть и правил в Средней Азии единолично в течение 35 лет. Эти годы заполнены захватническими, грабительскими походами в соседние области и страны, попытками создать мировую империю. Кровавые завоевательные войны велись им самыми жестокими и варварскими методами.

Объединение Средней Азии Тимуром шло одновременно с грабительскими, захватническими набегами его войск на территорию Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Тянь-Шаня. На севере и западе завоевательным планам Тимура препятствовала могущественная Золотая Орда. Но прежде чем сломить ее, Тимур обрушил меч на ближайших к Мавераннахру соседей— Ак-Орду и Могулистан. Они оказались первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии. Стремясь помешать укреплению хозяйственной и политической независимости Ак-Орды и Могулистана, Тимур предпринял в 70—80-х гг. около десятка набегов на территорию этих государств. В итоге оба государства были ослаблены в значительной степени, масса населения была физически истреблена или угнана в плен, разграблены материальные ценности, сократилось поголовье скота, еще более пришло в упадок оседло-земледельческое хозяйство. Агрессивная политика Тимура в отношении Ак-Орды и Могулистана тормозила этническую консолидацию и государственное развитие формировавшихся в народности казахских и киргизских племен. Формально степные территории не были присоединены к империи Тимура, но жизненно важный для кочевников Восточного Дешт-и Кыпчака район Южного Казахстана с его городами Сыгнаком. Отраром, Саураном, Ясы, Сайрамом был потерян. Самостоятельности Ак-Орды и Могулистана был нанесен ощутимый удар. В Ак-Орде захватил власть ставленник Тимура Тохтамыш. Опираясь на материальные и военные ресурсы Ак-Орды, Тохтамыш в 1380 г. завоевал западную часть Улуса Джучи и попытался освободиться от опеки Тимура. Но в результате трех больших походов войск Тимура в 1389, 1391 и 1395 гг. Золотая Орда была разгромлена. Во время походов на Золоту Орду войска Тимура разграбили население Казахстана, Кавказа и Южной Руси. Были разрушены все крупные города Золотой Орды в Поволжье и Крыму (Сарай-Берке, Астрахань, Азов и др. ), что подорвало хозяйственную жизнь этих областей и транзитную торговлю. Значительный экономический урон понесли и города Южного Казахстана. К концу жизни Тимура созданная им путем бесконечных войн держава включала, кроме Мавераннахра, Туркестана (Южный Казахстан) и Хорезма, территории Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья и часть Индии. Зимой 1404—1405 гг. Тимур вновь выступил в направлении Могулистана, направив через Южный Казахстан огромное войско на Китай, но в феврале 1405 г. умер в Отраре. В результате захватнических войн Тимура и внутренних усобиц в конце XIV — начале XV вв. Ак-Орда значительно ослабла. На некоторое время в 1423/24—1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус-хана Барак, но вскоре он погиб, и правление на территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абул-хайру. Потомки Урус-хана и Барака во второй четверти XV в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана.

Государственное объединение Ак-Орда, фактически самостоятельное в политическом отношении, экономически независимое, с собственной внешнеполитической ориентацией, со своей династий-ной линией правителей-ханов, сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп, племен и народов на территории Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже XIV—XV вв. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV —начале XVI вв. входил в государство Могулистан, образовавшееся на северо-востоке Средней Азии, в Семиречье и Восточном Туркестане в результате распада государства Чагатаидов. Причины возникновения государства Могулистан были идентичны причинам обособления других государственных образований, возникших в процессе распада монгольских владений Чингизидов в регионе Средней Азии, восточной части Дешт-и Кыпчака и Восточного Туркестана. Непрочные, огромные монгольские улусы-государства, искусственно интегрировавшие области с различным хозяйственно-социальным, политическим, культурно-историческим уровнем развития, населенные разнородными этническими общностями, со временем дробились на феодальные владения с более определенной исторически обусловленной, хозяйственной и этнической основой. Этому способствовали постепенное восстановление, хотя и неравномерное, производительных сил, кон-солидационные тенденции в этнических процессах, все более определявшиеся в ходе антимонгольской борьбы. Возрастала роль местной феодальной знати, стремившейся к утверждению своей власти в государстве. Одним из этапов на пути обособления было государство Хайду, возникшее в 70-х гг. XIII в. на территории улусов Угэдэя и Чагатая, простиравшееся от Алтая до Сырдарьи и Амурдарьи. В середине XIV в. упомянутые выше причины привели к распаду этого государства. В западной части (Мавераннахре) феодальная раздробленность 50—60-х гг. была постепенно преодолена, здесь возникло Государство эмира Тимура. В восточной части, Могулистане, феодальная знать во главе с представителем крупного племени дуглатов эмиром Пуладчи в 1347—1348 гг. поставилаханом нового государства чагатаида Тоглук-Тимура, которому удалось стать основателем устойчивой династии правителей Могулистана, затем, в XVI в. , государства Могулия в Кашгарии.

Границы государства Могулистан изменялись на протяжении полуторавекового -периода существования. В его состав входил собственно Могулистан и на правах вассального владения часть Восточного Туркестана, называвшаяся в источниках Манглай-Субе. Этот район был наследственным уделом дуглатского эмира Пуладчи и его потомков. Историко-географический термин“Могулистан” (Мого-листан) образован от этнонима “могул” (“могол”), как произносился в Средней Азии и Казахстане и писался в тюркоязычных и персоя-зычных исторических сочинениях этноним“монгол”. Так стали называть еще во время Чагатайского улуса обширный регион Юго-Восточного Казахстана, Киргизстана и северной части Восточного Туркестана из-за более прочного, чем в оседло-земледельческом Мавераннахре, сохранения там кочевнических традиций и относительно большего числа, по сравнению с другими районами, переместившихся туда монголов. Границы собственно Могулистана тянулись “на 7—8 месяцев пути”от Ташкентского и Туркестанского вилайетов на западе до озера Баркуля и города Хами на востоке; от Балхаша, Тарбагатая и Черного Иртыша на севере до Ферганы и земледельческих оазисов Кашгарии на юге. Удел Манглай-Субе включал территорию Кашгарии и южной части Киргизии с городами Кашгар, Хотан, Кашан, Аксу, Аксикет, Атбаши и'др. В составе населения Могулистана было множество тюркскихи тюркизированных монгольских племен: дуглаты (дулаты) канглы (бекчики), киреиты (киреи), уйсуни, аркенут, баарины, арла-ты, барласы и др. , составивших тюркоязычную этнополитическую общность с названием“могулы”(моголы). Значительная часть этих племен, обитавших на территории Семиречья, вошла впоследствии в состав казахской народности, другая часть, размещавшаяся в При-тяньшанье и Восточном Туркестане, — в состав киргизов и уйгуров. В Могулистане политическим главой государства и верховным собственником земли был хан. Здесь так же, как и в Ак-Орде, были известны такие формы условного землевладения знати, как икта, инджу, сойургал. В кочевых районах земля находилась в общинном пользовании. Концентрация скота в руках крупной знати (источники сообщают о десятках и даже сотнях тысяч голов скота, принадлежавших одному владельцу) вела к фактической собственности ее и на пастбища в кочевых районах. Право владения пастбищами нередко закреплялось строительством крепостей.

Углублялись противоречия между кочевой знатью Могулистана и рядовыми кочевниками, а также оседлыми земледельцами Кашгарии. Последние попадали под власть кочевой знати, получавшей от ханов в уделы целые районы, нередко с городами, с правом сбора налогов в свою пользу. Источники называют несколько видов налогов, взимавшихся с городского и сельского, земледельческого и кочевого населения: калан, купчур, зякет, татар, бадж и харадж и др. Население несло различные повинности: военную, транспортную, трудовую (бигар), почтовую и т. д. Частые войны и усобицы за перераспределение владений не способствовали облегчению положения народных масс. В управлении государством хану помогал улусбек (традиционно он был из эмиров племени дуглат), при хане имелся совет знати. ЧиновныйСаппарат был развит больше в оседло-земледельческой части государства, особенно по части сбора налогов и организации военных сил.

Политическая история Могулистана заполнена феодальнымивой-нами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств, главным образом систематических вторжений Тимура на территорию Притяньшанья. Первые могулистанские ханы Тоглук-Тимур (1347—1362) и Ильяс-Ходжа делали попытки в 60-х гг. восстановить власть Чагатаидов в феодально-раздробленном Мавераннах-ре. Но уже в 70—80 гг. правителям Могулистана хану Хызр-Ходже (1388—1389), эмиру Камар ад-Дину дуглату, Енге-торе и другим пришлось вести, как отмечалось выше, долгую и упорную борьбу против агрессии Тимура. В ходе этой борьбы была предпринята попытка объединения разрозненных сил с Ак-Ордой, также страдавшей от вторжения войск Тимура. Совместная борьба против захватнических притязаний этого завоевателя имела большое значение для установления экономических, хозяйственных и других контактов населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хызр-Ходжа-хан вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV в. усилилась феодальная раздробленность в государстве. Тимуриды в этот. период не оставляли притязаний на Семиречье и Кашгарию. Несколько упрочилось положение При сыне Хызр-Ходжа-хана Мухаммад-хане (1408—1416 гг. ). При нем Могулистан стал независимым от Тимуридов, ему удалось освободить от ихвласти земли в долинах Чу и Таласа. Уменьшились на время усобицы и распри. В целях централизации государства Мухаммад-хан упорно насаждал в Могулистане ислам. Все чаще восточные рубежи Могулистана стали подвергаться нападениям ойратов (западная часть монголов, в среднеазиатских источниках они назывались калмаками). Многократно сражался с ними Вайс-хан (правил с перерывами в 1418—1428). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в местность Илиба-лык в Семиречье. После Вайс-хана все более обнаруживались признаки упадка Могулистана. В междоусобной борьбе верх одержала группировка знати во главе с улусбеком Мир Мухаммад-Шахом дуглатом, поддержавшим сына Вайс-хана Есен-Бугу (1433—1462). При Есен-Буге в конце 50-х гг. в Семиречье откочевала из Восточного Дашт-и Кыпчака часть казахов во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем. Завершавшийся процесс формирования тюркских и тюркизированных племен Семиречья в

казахский Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахстана —в казахскую народность, а также процесс консолидации тюркских и тюркизированных племен Притяньшанья в киргизскую народность явились важным фактором постепенного обособления Юго-Восточного Казахстана и Киргизии и распада Могулистана. На определенном этапе развития это государство сыграло важную роль, создав известные гарантии самосохранения и развития крупных этнических групп, подготовив условия для последующего генезиса этнически однородных государств в регионе. Ослабление и распад Могулистана вызваны и другими политическими и социально-экономическими причинами. Среди них — раздробленность страны на уделы (улусы) династические распри Чагатаидов и войны племенной знати, недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами, выливавшимися в кочевой среде в массовые откочевки. Несколько укрепил положение в государстве хан Юнус (1462—1487), но в 1472 г. он потерпел поражение от ойратов, вторгшихся в Семиречье, бежал на Сырдарью. В 80-х гг. ему удалось захватить Сайрам и Ташкент. Сын Юнус-хана Султан Ахмад-хан в 1474 г. основал в восточной части Могулистана фактически независимое владение. Его брат Султан Махмуд-хан (1487—1508) вел войну с казахскими ханами в Семиречье и районе присырдарьинских городов. Последний из правителей Могулистана, внук Юнус-хана Султан Саид-хан в 1514 г. отобрал у вассального правителя могулис-танских ханов Абу Бекр-мирзы дуглата Кашгарию и основал в Восточном Туркестане новое государство—Могулию. Казахские роды и племена Семиречья с 60-х гг. вошли в состав Казахского ханства.

В 20-х гг. XV в. на степных пространствах Казахстана обособилось в результате распада Ак-Орды и усобиц Джучидов ханство наиболее сильного из них, Шайбанида Абулхайр-хана. В исторической литературе это государство имеет и другие названия — Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство. Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были Джумадук хан, Махмуд Ходжа-хан, Мустафа-хан и др. , завершились гибелью хана Ак-Орды Барака и избранием на ханство в 1428 г. Шайбанида Абулхайра, сына Давлат-Шайх-оглана. Абулхайру удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть в течение сорокалет на обширной территории степных районов Казахстана. Территория ханства Абулхайра простиралась от Яика (Урала) до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.

Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили в основном те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV—первой половине XV вв. эти племена были известны под общим этнополитическим именем“узбеки”. Источники называют в их числе такие этнические группы (по терминологии письменных источников того времени иль, улус, аймак, тайфа и др. ), как кыпчаки, найма-ны, мангыты, карлуки, кунграты, канглы, уйшуны, уйгуры, курлауты, дурмены, кенегесы, утарчи, буркуты, кушчи, кият, ктай, джат и др. Это были тюркские племена в основном кыпчакского и карлукского происхождения, потомки населения раннесредневекового Дешт-и Кыпчака и Юго-Восточного Казахстана, таких, как канглы, уйсуни, карлуки, а также давно уже тюркизированные монгольские. Несколько позднее многие из этих этнических групп стали известны как племена казахского Среднего жуза. Упомянутые племена и племенные объединения были близки между собой по уровню экономического развития, общественным отношениям, культуре. Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных, этнополи-тических групп, владений (улусов) во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых племен. Усобицами и войнами был заполнен весь период правления Абулхайра. В 30-х гг. он разбил на Тоболе Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана, в присырдарьнских степях одержал верх над Джучидали Махмуд-ханом и Ахмед-ханом (из потомков Тука-Тимура), захватил Орду-Базар. В 1446 г. Абулхайр разбил Мустафу-хана. В числе продолжавших сопротивление противников Абулхайра источники называют Джучидов Ибак-хана, Буреке-султа-на, правнуков хана Ак-Орды Уруса Джаныбека и Гирея.

В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел завоевательные войны за пределами своего ханства—в Средней Азии, на юге и юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм, разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и потомков акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов (сойургал) поддерживавшим его вождям племен, в частности, мангытам. Это значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило отношения с другой. Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара и Орду-Базар). В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою очередь, потерпел под Сыгнаком жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. В конце 50-х —начале 60 гг. в западную часть Могулистана от Абулхайра откочевала часть племен во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем, против которых он предпринял поход в 1468 г. , но по пути умер. После смерти Абулхайр-хана государство распалось. Преемник хана Абулхайра Шайх Хайдар-хан был убит сразу же в развернувшейся междоусобной борьбе многочисленных Джучидов. Внуку Абулхайра Мухам-маду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи, а главное— в южных городах региона Средней Сырдарьи и Каратау с казахскими ханами. Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, постоянные династийные распри и усобицы за раздел территории и вместе с тем сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили ханство Абулхайра и привели к распаду. Практически действовали те же причины, что и в Могулистане. Как и там, здесь также шел процесс консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.

Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV— XV вв. часть территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в. , это объединение племен между Уралом и Волгой называлось “Мангытским юртом”, по названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайскуй Орды, как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с Тохтамышем, ставил подставных ханов в Золотой Орде, в период феодальных смут и усобиц пытался усилить Ногайский улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди мангытов ориентировались на восточных соседей, были союзниками Абулхайр-хана. Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в. , усилившись при сынеЕдыге Hyp ад-Дине (1426—1440).

Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья“узбеков”, продвигаясь все дальше к востоку и югу. Занятый сырдарьинскими городами, набегами в Среднюю Азию, Абулхайр не противодействовал ногайцам. Они могли пополнить контингент его кочевых подданных. Кочевья ногаев на северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь их правители Ваккас-. бий мангыт, Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в захвате городов на Сырдарье. Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные отношения с казахскими ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана называли в источниках “ханом казахов и ногаев”. Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз(ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнопо-литическое объединение; входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в. Во второй половине XV в. появилось название народности “ногаи”, под которым они стали известны соседним народам. В ногайском обществе XIV—XVI вв. , как и в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников. Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в многочисленных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями, пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая общинная собственность.

В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть, военную, дипломатическую, административную, Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.

В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Ногайские орды в период раздробленн остов XVI—XVIII вв. за пределами Казахстана находились в определенных отношениях с Крымским ханством и Российским государством. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства. Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до конца XVI в. вместе с территориями Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть территории современного Северо-Восточного Казахстана, земли правобережья Иртыша. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли киреиты. Южнее в XIV —начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша и Алтая доходили владения ханов Могулистана.

Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязыч-ные племена, известные под собирательным этнонимом“сибирские татары”, и угорские племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша, землях до Ямышевского озера. Территории юго-восточнее по Иртышу занимали уже в XVI в. ойраты (джунгары или калмаки). На северных территориях распавшегося в: начале XVI в. государства Могулистан, по верхнемутечению Иртыша, к востоку от Тарбагатая, в верховьяхИли, шел процесс политического объединения ойратских племен. Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были постоянными соперниками казахских ханов на северных и восточных границах Казахстана, которым приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.

    § 2. Экономика и культура

Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. оставалось, как и в предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и лошадей, верблюдов, в отдельных районах —крупный рогатый скот, например, у ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и предгорьях. В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и поливным, также рыболовством и повсюду— охотой. Лошадь являлась основным средством передвижения во время перекочевок и в военных походах. Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме основного продукта питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для изготовления одежды, постельных принадлежностей, ковров, войлочных изделий, для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта. Отдельные мастера изготовляли более сложные предметы —конскую сбрую, металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы), арбы, детали юрты и т. д.

Соотношение выделившихся в ходе эволюции скотоводческого хозяйства трех его типов— кочевого, полукочевого и оседлого —издавна существовавших на территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось неизменным. Оно менялось не только в зависимости от экологических условий, но и от политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных с этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соответствии с естественно-географическими условиями и историческими традициями. В силу традиций кочевые роды и племена Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на зиму из кочевий в отдельных районах Восточного Дешт-и Кыпчака в долины Сырдарьи и ее притоков, в предгорья Каратау и Приаралья. Территории нередко приходилось удерживать силой в борьбе с правителями соседних государств. Традиционные маршруты кочевий ногайских скотоводов от зимних стоянок в устье Волги и на северовосточном побережье Каспийского моря до летних вверх по Волге, Уралу, Эмбе в соответствии с политической обстановкой сдвигалиськак всторону Приаралья и низовий Сырдарьи на востоке, так и вдоль побережья Каспия на юг, к Кумской низменности—на запад. В Семиречье маршруты кочевий были более короткими. Источники называют наиболее известные из пастбищных угодий: джайляу Улуг-Жулдуз и Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или, пастбища равнины Абиш Между Чарыном и Чиликом и др. В XIV—XV вв. произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами были связаны длительные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье. Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др. Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно превратилось в главную отрасль хозяйства местного населения. Следы земледельческой жизни еще сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семиречье в долинах Чу и Талас, в округах исчезнувших городов. Письменные источники сообщают о строительстве в XV в. новых поселений, караван-сараев, крепостей, например, по сведениям Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в целом, в период вхождения региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в государство Могулистан городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в экономической и политической жизни этого государства важное значение имели оседло-земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам, вмешавшимся в борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних Тимуридов за власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось подчинить на время Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых районов Семиречья, необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения предметов городского ремесленного производства и земледельческой продукции ориентировали их на экономические связи с населением земледельческих областей также и Южного Казахстана и Средней Азии. Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв. происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном, Мубарак-Ходжой, Уру-сом. Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления, строительство которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв. является возведенный эмиром Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы (Туркестане). Складывался новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы, развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича, облицовочных материалов, в частности поливных изразцов). В городах развивалось ремесленное производство. В Отраре, например, археологическими раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей, хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды), Отрара, Сарайчика (столица Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и других городов. На поливных землях выращивались зерновые культуры (пшеница, ячмень), а также огородные и бахчевые; распространено было виноградарство и садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила предметом обмена в хозяйственных связях населения Южного Казахстана и Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживилась и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торговые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан. Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного . -Дешт-и Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским насе-. лением Южного Казахстана и Средней Азии положительно воздействовал как на рост городского и земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи. Выгодное положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-земледельческогомира скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов соседствующих народов. Они способствовали заимствованию кочевниками и земледельцами друг у друга элементов материальной культуры, быта, хозяйственных навыков, социальных норм, форм государственной организации, военного искусства, вели к культурному обмену. Через эти города шло распространение среди степной аристократии мусульманской культуры, письменности, книжного образования. Регион Южного Казахстана (по терминологии источников того времени — Туркестана), особенно его северная часть, были традиционным политическим и экономическим центром всех государствен-. ных образований на территории Казахстана. Присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам, Сауран, Сузак и др. постоянно были в центре военных столкновений правителей сосед--них государств. За них сражались с Тимуридами, правившими в Средней Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв. , Абулхайр-хан — в 40—60 гг. XV в. ; за них сражались с узбеками щайбанидами первые казахские ханы. Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака раздавали владения своим вассалам, собирали налоги, опирались на местные города в борьбе за власть в степи, осуществляли строительство. Здесь находились их родовые усыпальницы (знак владения территорией). Свой вклад в развитие городской и земледельческой культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в прошлом внесли далекие и близкие предки казахской народности, как и сами казахи в XV—XVII вв... Процесс феодализации общественных отношений в кочевых ско-товодческих районах Ак-Орды, Ногайской Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил медленно, при значительном сохранении . уиережитков родоплеменной организации кочевников. Последнее было связано с ростом удельного веса кочевого скотоводства, рестав-йрацией патриархальных черт в организации управления, в формах Землевладения, эксплуатации подвластного населения в период монгольского господства.

Существовавшая улусная система общественной организации на- селения позволяла кочевникам иметь в общинном владении определенную территорию с пастбищными угодьями и водоемами, предотвращала столкновения сдругими улусными объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и соответствующие им территории имели все члены правящей династии (огланы, султаны, мирзы). Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы (улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала иммунитетные права (тарханство). В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной собственности: инджу (ханские земли), мульк— частновладельческие земли, встречавшиеся в земл едельческих оазисах, вакф—земли мусульманских учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах Казахстана. Более упорядоченной стала система взимания налогов и податей с оседлого населения. Институт“родовой помощи” у кочевников скрывал различные формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми. Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования, объединения, становления тюркскихлитературных языков трех основных диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские элементы.

На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские песни) сохранились в памятнике кыпчакского языка “Кодекс кумани-кус”. В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в. ), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI вв. ), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становился господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена “ясавийя” и “накшбандийя”; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011