О смысле новейшей Российской истории - и перспективах ее - в ее православной ретроспективе - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
26 марта 1999г.
Александр Голенков, Кострома, 156023, Титова 9 - 57. tel: 54 - 45 - 31 --------------------------------- + --------------------------------- О
С М Ы С Л Е Н О В Е Й Ш Е Й Р О С С И Й С К О Й И С Т О Р И И - и п е р с п е к т и в а х е ё в е ё п р а в о с л а в н о й р е т р о с п е к т и в е
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Наиболее сжатое изложение данной концепции в виде 5-ти кратких тезисов: Й====================================================================» ¦ 1. ) Всю нашу историю пропитывает насквозь христианство, в кото- ¦ ¦ ром и надо искать её смысл. ¦ ¦ 2. ) Большевики уклонились в свою большевистскую крайность толь- ¦ ¦ ко потому, что до это было уже уклонение в противоположную. ¦ ¦ 3. ) Сегодня, когда пытаются "восстанавливать православие", то ¦ ¦ принимают его в виде той самой крайности, которая была до больше- ¦ ¦ визма, при полном игнорировании этой другой, как им данного опыта. ¦ ¦ 4. ) Между тем как есть смысл утверждать, что две крайности эти ¦ ¦ нуждаются в очень своеобразном, их уничтожающем синтезе, ибо одна ¦ ¦ из них, большевизм, и высветила лишь ту, которая была до него. ¦ ¦ 5. ) Половинчатое же (одностороннее) христианство (анти? христи- ¦ ¦ анство) готовит не меньшие ужасы. Исходя из подобной "ретроспекти- ¦ ¦ вы", тут можно наметить лишь две перспективы: Либо отвергнуть хри- ¦ ¦ стианство вообще (и жить как простые язычники, и умереть как на- ¦ ¦ род* обычной языческой смертью ), либо ¦ ¦ наконец-то покаяться в одностороннем таком "христианстве", и при- ¦ ¦ нять его полностью. Благо, история показывает эту его полноту. ** ¦ И====================================================================ј *См. , что ниже мы здесь говорим о теории Льва Гумилёва. **См. , что ниже мы здесь говорим об истории как практическом богословии. * ------- *
+
А теперь - те же самые пункты в несколько более развёрнутом виде: I. ) Вся российская история в данном моём сочинении представляется как неудавшееся теократическое строительство, т. е. , попытка создать го сударство, в основе которого - поиск возможностей воплотить на земле христианские представления о неземном Царстве Божием ["я7Qeodddkrateia" буквально, "Божия власть"]. II. ) Особого же внимания в таком отношении заслуживает её больше вистский период: как совершенно физическое выражение хранившейся в по тенциале энергии христианского преображения мира, где этот теократичес кий потенциал попытался восстать, взрывом внутренней силы своей оторвав саму голову (христианского понимания, знания вещей), но подняв безголо вое тело как судорожная и больная конвульсия отдельных инстинктов того, что на протяжении веков православное христианство внедряло народу в саму плоть и кровь. -. ) Сегодня, когда говорят о возвращении России к тому правосла вию, которое было у нас до того, почему-то, как правило, даже подумать совсем не хотят о причинах случившихся ужасов: Почему это было? !… Но весь этот ужас ещё дополняется тем, что "восстанавливают православие" именно со стороны тех же самых отдельно выхваченных из него очень плохо осознаваемых инстинктов, рефлексов, "традиций", "обычаев"…, где почти совершенно не думают о православии по существу… …Между тем как по собс твенно православному же учению, всякое возвращение к прошлому возможно лишь как покаяние, то есть - не простое копирование "традиций из прошло го"…, а лишь после тщательного рассмотрения, что же в нём было не так? … - Ведь, если в нём было всё "так"…, то - почему же преемствен ность (этих самых традиций) его оказалась нарушена, а Россию постигло всё то, что именуется по Евангелию как "Падение Вели кое"? !… [Мф. 7: 24]
Вот как отвечает на этот вопрос само же Евангелие: Ъ
|