Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Масонство - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНЕСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ
    ФАКУЛЬТЕТ ФИНАНСОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
    МАСОНСТВО: ИСТОРИЯ И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
    РЕФЕРАТ
    СТУДЕНТКИ ГР. Б – 36
    ПЕРЕТЯГИНОЙ
    АННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
    ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
    К. Ф. Н. , ДОЦ. ВЕТОШКИНА Т. А.
    ЕКАТЕРИБУРГ
    1997
    ПЛАН
    с.
    Введение
    3
    1. Понятие масонства
    4 – 11
    1. 1. Краткий словарь масонских терминов
    4
    1. 2. Основы философии масонства
    5
    1. 3. Особенности масонства
    6
    1. 4. Обряды
    7 – 9
    4. 1. Легенда о Хираме
    7
    4. 2 Посвящения в степень
    7 - 8
    4. 3. Храм.
    8 – 9
    4. 4 Ложа
    9
    4. 5. Символика
    9
    1. 5. Главный документ масонства
    10
    1. 6. Список степеней иерархии
    11
    2 История развития масонства и роль в истории
    12 – 19
    2. 1. Европа
    12 – 13
    2. 2 Россия
    14 – 16
    2. 3 Возрождение в России
    17 – 19
    Заключение
    20
    Список литературы
    21
    Приложение
    ВВЕДЕНИЕ

Переживаемое нами время, когда рушится ветхий мир и происходит переоценка всех ценностей, особенно богато различного рода психозами.

Психика людей потрясена испытанными и переживаемыми бедствиями. Люди ищут ответов на многие непонятные и небывалые явления, но так как ответы на современные вопросы жизни гораздо сложнее обыденного человеческого мышления, а сами явления часто превышают масштаб понимания людей среднего ограниченного миропонимания, то здесь открывается доступ для так называемых бредовых идей. Всякий расценивает явления и события современной жизни соответственно своему сознанию, с точки зрения своего интеллектуального и морального развития. О масонстве –братстве "вольных каменщиков", ведущих свое происхождение от средневековых мастеров строительного искусства, от св. Тибальда /1017-1066 г. / к розенкрейцерм. Тамплиерам и илллюминатам к современным масонам - существуют два мнения, трудно совместимые друг с другом: одни считают его безобидным клубом, неким благотворительным обществом; для других оно–вредная секта не без еврейского влияния, виновник всех бед на свете. Третья, пожалуй, не знает о масонстве вообще ничего, но именно это побудило меня заинтересоваться этим явлением , тк до сих пор иногда вспоминают масонов в литературе, истории, телевидении и газетах. , мне захотелось самой разобраться и определить со своих позиций настолько оно положительно либо отрицательно. Остановимся на наиболее основных понятиях о масонстве, истории развития. , обрядах порядках в масонских ложах, ознакомимся с историей наиболее выдающихся людяй, . относящихся к масонам, в том числе и в России. Для лучшего понимания остановимся на специальных терминах масонов, что позволит лучше понять это явление.

    КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МАСОНСКИХ ТЕРМИНОВ

Алтарь - место, где восседает Досточтимый Мастер. Ареопаг - мастерская, где собираются братья из разных лож, но все имеют степень не ниже 15-й. Архивист библиотекарь. Архитектор - заведующий храмом. Белое масонство - куда принимают женщин и приглашаются профаны.

Великая Коллегия Ритуалов - следит за исполнением ритуалов. Великий Эксперт - заменяет Привратника или Секретаря, а иногда даже Великого Мастера. Он считает голоса при выборах нового кандидата, пишет отказы забаллотированным и т. д.

Вульгарное общество - устарелое наименование, в XX веке отброшенное, замененное словом “профан”, т. е. не-ма-сон.

    Высшие Мастерские - собрания масонов от 4 до 33°.

Дародатель - заведующий благотворительными суммами (иногда также исполняющий обязанности устроителя банкетов).

    Делегат - выбранный для масонской судебной сессии.

Депутат - выбранный в масонский Конвент. Долина - город, в котором заседает Капитул.

    Инициация - посвящение. И. С. - истинный свет.
    Конвент - Генеральная Ассамблея Масонской Федерации.
    Кирка - вилка. Лопатка - ножик.

Носитель Знамени - иногда он же Носитель Шпаги, Носитель Священного Огня, иногда помогающий Мастеру церемоний или банкетов.

Передник - кожаный, квадратный, обязателен во всякое время на сессиях, начиная с 3°.

Перчатки - носятся на сессиях. Их кладет в гроб умершему его жена или близкий друг. Подмастерье - масон 2°.

Прибавка жалованья - повышение в следующий градус(напр. , из Мастера 3° в Тайного Мастера 4°). Прикосновения - масонские знаки для узнавания братьев. Работа - занятия братьев на сессиях, а также на агапах.

Радиация - исключение из тайного общества, на время или навсегда. Роза и Крест - символы масонов 18°. Рыцарь Розы и Креста - брат 18°. Страж дверей - он же привратник, стоит у дверей, внутри или снаружи, открывает их только по приказанию 2-го Секретаря или Наблюдателя.

    Сессия - собрание масонов.
    Тайный Мастер - первая степень Мастера.

Украшения - звезды, знаки, ленты, шнуры, кисти и т. д. (носимые на себе). Уснуть - выйти на время из ложи.

    Уснуть на Востоке Вечном - умереть.

Усыновление - аффильяция, принятие в ложу масона, бывшего до этого в другой ложе либо того же, либо другого Послушания.

Усыпить - отстранить брата на короткое время. Ученик - масон 1°. Философский Совет - Мастерская братьев от 30° до 33°.

    Флаг - салфетка. Черепица - тарелка.
    ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ масонов сводятся к следующим понятиям:

Наспех составленный список из 12-ти пунктов на небольшом листке пожелтевшей бумаги нашелся в Парижском архиве. В них изложена вся философия тайного общества св. Тибаль-да, но в несколько модернизированном виде: 1. Будем вместе.

    2. Будем любить друг друга.
    3. Будем говорить о благе свободы.
    4. Будем уважать друг друга.

5. Будем устраивать памятные собрания после смерти друг друга. 6. Будем стараться не спорить друг с другом.

    7. Будем собираться часто.
    8. Платить взносы.
    9. Будем не огорчать друг друга.
    10. Будем читать доклады на всякие темы.
    11. Будем соблюдать ритуалы.
    12. Будем хранить тайны.

Масонство –интереснейшее явление в истории человечества, которое по- разному и прямо противоположно характеризуют и оценивают историки до настоящего времени. Для него характерно сопряжение мира библейских идей, понятий, образов, а равно и антимира, включающего то, что противостоит им. Это дает повод противникам масонов изображать их как служителей антихриста и культа сатаны, что, конечно же, является глубокой ошибкой.

"Масонство – одно из мистических морально –религиозных движений буржуазного общества. Культ, догматика, ритуал еще роднили его с церковью. Стремление влиять на политику путем продвижения в различные звенья государственного аппарата своих братьев, некоторые черты организации, традиционные дискуссии предвосхищали многие черты политической партии" считалось в большевистской России до настоящего времени, подобные взгляды в настоящее время пересматриваются и уточняются. В будущем история поставит на истинное место это течение согласно не коммунистической морали, а общечеловеческих ценностей.

Атмосфера тайны, окутывавшая масонство, закрытость лож способствовали тому, что при определенных условиях они могли превращаться не только в центры философской, но и политической пропаганды, использоваться для различного рода заговоров.

Одной из отличительных особенностей масонских организаций есть то, что они никогда не выступают открыто, никогда не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу, ни на выпадки. Кроме того, не забудем, что существование Вселенной основано на биполярности, вследствие чего каждое явление жизни и каждое человеческое начинание тоже имеет две полярности - положительную и отрицательную. Не может существовать то, что не имеет противоположения, и по мере того как в каком-нибудь явлении одна сторона поглощает другую - исчезает само явление, ибо исчезает биполярность, то есть, основа для существования. Поэтому, говоря об отрицательных явлениях, нужно помнить, что раз существует нечто отрицательное, то существует и его противоположение - нечто положительное, но оно почему-то или не замечается, или умышленно замалчивается.

Истоки масонства относят, чуть ли не к "началу времен", называя первым масоном иногда самого Бога– творца или при более "скромных" устремлениях –Адама, первого человека. Корни масонства уходят в глубокую древность, и видны определенные аналогии между масонством и другими известными в истории с древнейших времен тайными обществами религиозно-мистического и религиозно-политического характера.

Согласно Британской энциклопедии слово масонство произошло от английского free masonry и французского Franc magon–вольный каменщик, что означало "учение и практика секретного братского ордена, крупнейшей всемирной организации". Его можно трактовать и как морально–этническое движение с целью "просвещающего" влияния на властные структуры и проникновением в них. Масоны равнодушно относятся к религиозной принадлежности своих членов, хотя всегда вызывали и вызывают вражду со стороны церквей различных вероисповеданий. Они считают приемлемыми любые политические структуры, - если в них признается важность нравственного воспитания людей.

    ОБРЯДЫ.

Прямыми предшественниками масонов являлись средневековые каменщики, строители соборов в Западной Европе, от которых и произошло само название братства–"франкмасоны" или "вольные каменщики". Расцвет готической архитектуры высоко поднял авторитет строителей, особенно мастеров и архитекторов. В то время даже бога иногда изображали как Архитектора, прикладывающего к Земле циркуль строителя.

Именно в это время получила особое звучание легенда о Хираме –строителе храма библейского царя Соломона, которая легла в основу таинств масонства нового и новейшего времени вместе с обрядами средневековых строительных лож. В тексте Библии дважды упоминается о Хираме, руководителе строительных работ у царя Соломона. Хирам разделил своих подчиненных (в зависимости от профессиональных качеств и усердия) на три разряда, поставив мастеров над подмастерьями. Каждый разряд получил свой пароль, опознавательные знаки и ритуалы. Однажды подмастерья решили выведать пароль мастеров. Они подстерегли Хирама, когда он вошел в Храм, и закрыли три выхода. Под угрозой смерти подмастерья потребовали от своего наставника назвать им заветное слово, но тот предпочел умереть, но не выдать тайны. Труп Хирама подмастерья зарыли на холме. Через семь дней Соломон, встревоженный исчезновением своего зодчего, приказал девяти мастерам отыскать его. После тяжелых поисков захоронение Хирама, над которым сиял свет, было найдено. Отметив это место веткой акации (она стала одним из символов масонства), мастера вернулись во дворец и сообщили Соломону о горестной находке. Тот велел принести тело Хирама в Храм. Но труп истлел. Восклицание мастера, первым обнаружившего это, - "Труп истлел! " и стало тем паролем, который передавался в масонских ложах от мастера с мастеру. В другом отрывке Библии, где речь идет о Хираме, он называется "сыном вдовы". Отсюда его последователи, каковыми считали себя масоны, тоже стали называться "сыновьями вдовы".

Согласно этой легенды производятся обряды посвящения в масонских организациях, например: в степень Ученика и Мастера.

    Посвящение в Ученики.

Вступление в масонское братство осуществляется по рекомендации уважаемых его членов, после прохождения новичком испытательного срока, который завершался многочасовым пребыванием в кабинете размышлений. Если братья признавали новичка достойным приступить к Духовной Работе, его принимали в ложу в качестве ученика, а иногда сразу в подмастерья.

Ритуал посвящения был достаточно сложным и соблюдался в мельчайших деталях, которые в различных ложах могли различаться. Однако основные элементы ритуала были весьма устойчивыми в течении столетий. Новичку обнажали до колена левую ногу и правое плечо, что символизировало полную открытость перед будущей жизнью и собратьями, завязывали глаза и кружным путем по переходам и лестницам проводили в помещение ложи. При этом он мог подвергаться легким ударам, испытанию огнем, прикосновению шпаг– так испытывали его стойкость и мужество. В ложе с него резко снимали повязку и устремляли в лицо яркий свет. Посвящаемый оказывался перед возвышением, на котором стоял гроб. В этом гробу лежал "мертвец"–либо один из братьев игравший роль мертвеца либо скелет или кукла. В масонском ритуале символы смерти– череп, гроб с костями и другие –играли важнейшую роль. Несомненно, в этом был элемент игровой тайны, "нестрашного" ужаса, неизменно притягивающего человека.

    Посвящение в степень Мастера.

В храме опускается траурная завеса, украшенная жемчужинами –символом слез. Солнце закрыто вуалью. В центре храма гроб Мастера и ветвь акации. Все готово к посвящению Подмастерья в степень Мастера. Глубокая тишина предшествует началу ритуала. Посвящения в еще более высокие степени лишь подтвердят введение в степень Мастера, украсят какими-то новыми качествами, но уже ничего не смогут добавить к сути происходящего сейчас.

Брат –наставник случайно обнаружил, что вокруг храма, "погруженный в глубокую медитацию", скитается Подмастерье. Он взыскует Света, воздаяния за свой труд. Он ждет степени Мастера. Достопочтенный внимательно осматривает его руки и фартук. Они незапятнанны. Подмастерья должен перешагнуть через гроб Хирама и остановиться в ногах у покойного Мастера, глядя в противоположную сторону. Подобно тому, как происходило отождествление живого с божеством, так и сейчас–Подмастерье с этого момента Хирам. Гроб, в котором прежде было заключено тело Мастера, теперь пуст и готов принять Мастера. Посвящаемый переживает вместе с Хирамом всю его жизнь и страшную смерть. Теперь он Хирам. Все братья принимают участие в "пробуждении" мастера ото сна. Достопочтенный, вспомогаемый двумя Смотрителями, "поднимает" Хирама, накладывая "руку на руку, ступню на ступню, колено к колену, грудь к груди".

Хирам воскресает. Он воскресает к жизни в новом Мастере, который приносит присягу. Другие Мастера радостно приветствуют его. Достопочтенный Мастер возносит хвалы Великому Архитектору Вселенной за то, что "Мастер нашелся и лик его более светел, чем прежде". Смотрители обращаются к братьям соединиться, чтобы "отпраздновать возвращение света и истины". В некоторых частях земного шара до сих пор осуществляют театрализацию этой легенды.

Описание обряда того времени дает возможность почуствовать таинство и загадочность этого действия, которое притягивало людей ищущих. , творческих, с богатой фантазией и умом.

Под влиянием этой легенды центральным символом масонства стал Храм, который является символом великой Работы, созидания божественного и человеческого. Воздвигаемый согласно предвечному плану Великого Архитектора Вселенной Храм есть и символ Мирового порядка. А Мировой порядок находит отражение в братстве вольных каменщиков. Храм также символ высшей красоты и духовности. Каждый масон кропотливой Работой над собой должен воздвигнуть Духовный Храм в себе самом. Вступая в ложу, которая по ритуалу сама является проекцией Храма и модель вселенной, новичок под руководством Мастера начинает Работу над неотесанным камнем, который символизирует природное состояние человека. Посвящаемый приступает к строительству самого себя, ибо человек, и дух его, и тело его– тоже есть "Храм Господен". "Каждое слово, каждый звук, каждый шаг, движение –это отражение … Храм по сути своей заполняет физическое и духовное зрение братьев"–такими словами один из масонов передал свое сугубо интимное переживание ритуальности и символики, связанных с масонским храмом.

Храм имеет прямоугольную форму. Потолок усыпан звездами, пол –с узором в виде шахматной доски. Одна из стен не достигает потолка. При входе в Храм, символически обращенный на Запад, возвышаются две колонны–B и J. На Востоке установлен трон Мастера, председательствующего в ложе. Возле трона возложены сверкающий меч и другие символические предметы. Восточная стена украшена изображениями Солнца и Луны, Священной Дельты (равностороннего треугольника в лучах славы со всевидящим оком в центра), а также инициалами речения "Во славу Великого Архитектора Вселенной". На Западе и Юге расположены места 1-го и2-го Смотрителей, при которых установлены канделябры соответственно с одной и двумя свечами. В канделябре Мастера три свечи.

В центре Храма треугольный алтарь, на котором лежат Библия, угольник и циркуль. На каждой из трех граней алтаря начертаны слова: Свобода– Равенство –Братство. У подножия алтаря один неотесанный и один отесанный камень, рабочие инструменты каменщика.

В Храме находятся также статуи Минервы, Геракла и Венеры. Вдоль стен Красный шнур, завязанный в семь "узлов любви".

Масоны собираются в Храме с тем, чтобы работать "без передышки" над собственным совершенствованием, о чем и напоминает им и каждому новоприбывшему Мастер. В масонском лексиконе совершенствование равнозначно этике строительства. Масон призван вечно строить.

После того как масоны вошли в Храм и руководители ложи заняли свои места, начинается Работа. Согласно ритуалу она символически начинается ровно в полдень, подчеркивая солярность события. В полдень перпендикулярные лучи солнца освещают и согревают землю с наибольшей интенсивностью. Это–магическое мгновение, благоденствующее трудам масонов, которые связывают все свои чаяния с понятием света.

Средневековые строители были объединены в профессиональные товарищества –они, назывались ложами, - во главе каждой ложи стоял мастер. Члены ложи были связаны не только тайнами профессионального мастерства и узами взаимопомощи, но и определенными ритуалами, скрытыми от непосвященных взаимными обязательствами.

Ложа –сообщество избранных, объединенных узами духовного родства и определенной клятвой, ячейка масонского братства. Ложей же называется помещение, в котором проходят собрания вольных каменщиков. Потолок в нем должен быть голубым, символизируя небесный свод, который покрывают звезды. Стены задрапированы. Окна выходят на три стороны света– восток, запад и юг. В центре на возвышении –кресло главы ложи, Великого магистра (Мастера). На алтаре Библия и предметы символизируют масонскую Работу. На стенах и балдахинах– необходимые элементы убранства ложи –изображаются различные знаки, исполненные тайного смысла, - треугольник со Священным Словом, солнце (истина), луна (любовь), звезда (свет универсального разума) и многие другие.

Масонская ложа –это своеобразный культурный центр, который не преследует цели затушевать социальную сторону бытия вулльгарно понятым "братанием" между представителями высших и низших слоев общества. За пределами ложи вольные каменщики разделены в силу их социальной принадллежности и политических взглядов. В ложу по закону не могли входить более 30-ти братьев. Когда это случалось, она выделяла из себя новую ложу. Первая ложа, таким образом, становилась "ложей-матерью", давшей рождение молодой ложе, а иногда и нескольким. Такой "ложей-матерью" стала "Астея, когда из нее выделился "Лотос". Русская "Астея" Послушания Великой Ложи была основана в 1908 г. , и возобновленная в Париже в 1922 г. (официально в 1924 г. ), она процветала девять лет, когда решено было дать ей детище. "Лотос" выделился в 1932 (1933)г. , в 1939 г. ему пришлось уйти в подполье, в 1946 г. он возник опять.

Рабочие инструменты строителя – мастерок, циркуль, молоток, угольник, а также передник и перчатки –занимают важное место в масонской символике и ритуалах. Движение масонов вверх по лестнице степеней просвещения, – а их всего 33 –отмечает каждый этап его движения к Истине в поисках великого смысла Утраченного слова, в котором сокрыта первая и последняя тайно бытия. Одним из основных символов масонства, освященных тысячелетней традицией, является треугольник, и не только треугольник с глазом посередине, но вообще треугольник, как фигура: слово “брат” на письме обозначается треугольником из трех точек. -. (во множественном числе - . '... '. ), и масонское приветствие от брата к брату (салют) также основано на треугольнике: правая рука поднимается к левому плечу и опускается, слегка коснувшись правого плеча. ^ Стены храма увешаны треугольниками. Прежде чем посвятить кандидата в 1°, Мастер задает ему вопросы о символах и их значениях, на которые он должен ответить.

Главным документом масонства считается "Книга конституций" пастора Дж. Андерсона, одного из видных руководителей ордена в Англии, утвержденная в 1723 году. Она открывается разделом "О Боге и Религии", в котором говорится, что приверженец ордена "обязан своим призванием повиноваться нравственному закону и, если он хорошо понимает это, то не будет ни тупым отрицателем Бога, ни безбожным развратником". Следующий раздел называется "О гражданской власти, высшей и подчиненной". В нем отмечалось; "Каменщик, где бы он ни жил и ни работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен вмешиваться в заговоры против мира и благоденствия народа, нарушать своих обязанностей к начальству". Это положение было призвано доказать лояльность масонов государству и его законов. Далее предусматривалось, что члены ложи "должны быть люди добрые и верные, свободные по рождению, зрелого и рассудительного возраста, не крепостные, не женщины, не безнравственные или неприличные люди, но люди с добрым именем".

    СПИСОК СТЕПЕНЕЙ ШОТЛАНДСКОЙ ИЕРАРХИИ.
    УЧЕНИК
    ПОДМАСТЕРЬЕ
    Голубые (синие) универсальные
    МАСТЕР-КАМЕНЩИК
    степени (градусы) ордена 1° – 3°
    ТАЙНЫЙ МАСТЕР
    СОВЕРШЕННЫЙ МАСТЕР
    ЛИЧНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
    СУДЬЯ
    ХРАНИТЕЛЬ ЗДАНИЙ
    РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК ДЕВЯТИ
    РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК ПЯТНАДЦАТИ
    Красное масонство
    ПРЕКРАСНЫЙ РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК
    Капитулярные степени (градусы) 4° – 18°
    ВЕЛИКИЙ МАСТЕР-АРХИТЕКТОР
    КОРОЛЕВСКАЯ АРКА
    ВЕЛИКИЙ ИЗБРАННИК
    РЫЦАРЬ ВОСТОКА ИЛИ МЕЧА
    КНЯЗЬ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
    РЫЦАРЬ ВОСТОКА И ЗАПАДА
    КНЯЗЬ РОЗЕНКРЕЙЦЕР
    ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА

ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ МАСТЕР (ВЕЛИКИЙ МАГИСТР) (ПОЖИЗНЕННО)

    НОАХИТ ИЛИ ПРУССКИЙ РЫЦАРЬ
    РЫЦАРЬ КОРОЛЕВСКОГО ТОПОРА ИЛИ КНЯЗЬ ЛИВАНА
    ХРАНИТЕЛЬ СКИНИИ
    Черное масонство
    КНЯЗЬ СКИНИИ
    Философские степени (градусы) 19° –29°
    РЫЦАРЬ МЕДНОГО ЗМЕЯ
    КНЯЗЬ МИЛОСЕРДИЯ
    ВЕЛИКИЙ КОМЕНДАНТ ХРАМА
    РЫЦАРЬ СОЛНЦА
    ВЕЛИКИЙ РЫЦАРЬ СВ. АНДРЕЯ
    РЫЦАРЬ КАДОШ
    ВЕЛИКИЙ КОМАНДОР
    ПРЕКРАСНЫЙ РЫЦАРЬ КОРОЛЕВСКОГО СЕКРЕТА

Белое масонство Административные степени (градусы) 30° - 33° ВЕРХОВНЫЙ ИНСПЕКТОР

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАСОНСТВА. РОЛЬ В ИСТОРИИ
    ЕВРОПА.

В научной литературе считается, что до XVII века масонство носило "практический" характер, то есть так или иначе было связано с профессиональной деятельностью строителей. 1600 год стал своеобразным рубежом в истории масонства. От этого времени сохранилось первое документальное свидетельство о том, что в ложу вольных каменщиков был принят человек, никакого отношения к строительным профессиям не имеющий, - представитель знатного шотландского рода, лорд Босуэлл.

Однако проникновение "непрофессионалов" в ложи франкмасонов, вероятно, началось значительно раньше. Между средневековыми ремесленными товариществами и ложами масонов нового времени существовали какие-то промежуточные образования. Наиболее известным из таких образований был легендарный "Орден Розенкрейцеров", с его историей связаны имена величайших магистров тайного знания, одним из них был прорицатель, ясновидец, врач и ученый–Мишель Ностердамус (1503-1566), оставивший пророчества относительно важнейших событий вплоть до нашего времени. Роза, крест, пеликан, кормящий своей кровью птенцов, окаймленные масонским циркулем, - символ тайного общества Розенкрейцеров. Из этого следует, что предыстория масонства теснейшим образом связана с магией и алхимия, оккультизмом и тайнознанием.

Первоначально эта организация имела в виду помощь своим собратьям по строительству, без различия веры и национальности. Но позднее к ним стали примыкать люди разных сословий и званий, преимущественно ищущие, которые уходили от трудной, тяжелой и непонятной жизни туда, где была свобода мысли и веры, где была терпимость ко всем и где все были друг другу братья. Хотя вновь прибывшие не принадлежали к сословию каменщиков, строителей зданий, но они были продолжателями Божьего дела на земле, были строителями истинных форм жизни. Поэтому ни первоначальная программа, ни ритуалы, обряды и символы основателей ордена каменщиков не были упразднены, но лишь расширены и дополнены. Но с учением масонов и розенкрейцеров произошло то, что неизменно происходит со всяким учением Света. По мере распространения всякое учение теряет свою первоначальную чистоту, постепенно искажается и затемняется. Такова человеческая природа. Во всякое учение люди вносят свои поправки в угоду своим желаниям и своим эгоистическим стремлениям, и при помощи этих учений начинают осуществлять свои намерения и цели. Но раз такой отход от великих идеалов, данных в первоначальном учении произошел, то Великие Силы Света и от такого начинания тоже отходят. Они предоставляют такие организации их собственной участи и продолжают поддерживать отдельных лиц и такие ложи, которые остались верными первоначальной чистоте учения. Поэтому А. и. Клизовский с полным основанием утверждает, "что в настоящее время нет такого центра, который объединил бы и руководил бы всеми масонскими ложами, какие в данное время существуют. Многие государства имеют ложи, которые служат интересам только своего государства, своей нации или своей религии. В современное масонство внесена политика, коммерция, протекционизм и служение не общему, но личному благу. Не имея общего руководящего центра и общих руководящих идей, современное масонство разделилось на множество самостоятельных лож, которые ведут самостоятельную политику и среди них есть, как ложи более или менее светлые, так определенно вредные и даже темные. Ввиду этого полагать, что современное масонство представляет грозную сплоченную силу, которая держит в своих руках судьбу планеты, не приходится. Каждая масонская ложа имеет силу и пользуется известным влиянием в своей стране и в своей сфере деятельности".

Со второй половины XVII века масонские ложи окончательно утрачивают свои "профессиональный" характер, но сохраняют название, ритуал, и символику вольных каменщиков, внутреннюю иерархию ложи. Во всех масонских ритуалах сохранилась идущая от средневековья огромная тяга к воссоединению с миром духов, вера в возможность магического воздействия, апелляция к тайным силам. Все это в XVIII веке сосуществовало с оптимистическим рационализмом Просвещения. Провозглашавшиеся масонством идеи братства, равенства, свободы и прав человека не препятствовали последовательному соблюдению иерархических принципов его организации. Уже не церковь, но еще не партия– таким было масонство при своем возникновении в начале XVIII века. Первая масонская ложа появилась в 1717 г. в Англии. Политические ориентации масонства неоднозначны, однако его "прессингующее просветительство" в адрес властных структур, а через них и управляемых, часто вызывают реакцию отторжения со стороны, как правительств, церквей, определенных политических партий, так и масс. Реальное влияние масонства часто преувеличивается, что служит источником политических мифов и спекуляций.

В XVIII веке число масонских лож в странах Европы стремительно растет. Масонство приобретает космополитический характер. Формируются самостоятельные "ветви" масонства– англо-шотландская, французская и другие с присущими им особенностями обрядов. Большинство крупнейших деятелей Просвещения и тех, кто считал себя принадлежащим к интеллектуальным слоям общества, в годы, предшествовавшие Великой Французской Революции, вступали в ряды вольных каменщиков. Это стало своеобразной модой и знаком элитарности.

Среди масонов было немало тех, кто в конце столетия принял самое активное участие в Великой Французской Революции. Это дало основания для возникновения версии, что масонство сыграло решающую роль в подготовке и осуществлении революционных событий конца XVIII века.

В конце XVIII и первой четверти XIX века отношения между государственной властью и масонами в ряде Европейских государств весьма обострилось, и это привело к закрытию многих лож. В тайных обществах стали видеть угрозу официальной власти. В Австро-Венгерской империи участие в масонских ложах каралось как государственная измена. Аресты масонов начались в Италии и Германии, В Испании и Португалии они становились жертвами инквизиции. Во Франции немногие сохранившиеся ложи попали под надзор наполеоновской полиции. В ХХ веке масонство исчезло в СССР, а затем в странах Восточной Европы, преследовалось при нацизме.

Один из исследователей масонства утверждает: "Убежден, что масонству изначально присущ политический характер. При этом, когда я говорю о политике, то вовсе не утверждаю, что все масоны должны придерживаться одной точки зрения. Поскольку масонство столетиями публично открещивалось от политики, фактически занимаясь ею, оно вызывало на себя мощный огонь критики. … Не масонство подняло восстание американцев против английского империализма. Но наиболее решительными участниками этого восстания были масоны. Вашингтон стал Вашингтоном, поскольку он был масоном. Боливар построил Большую Колумбию, Хуарес– современную Мексику. Это все масоны! " Выступая перед избирателями (20. 09. 1876), британский премьер Дизраэли заявил: "Правительства нашего века имеют дело не с одними только другими правительствами … но и с тайными обществами, которые по сей день в состоянии аннулировать любые соглашения. Они имеют по всюду своих агентов, без колебаний прибегающих к убийствам и способных, если им это нужно, вызвать массовую агрессию".

Современник Дизраэли, глава католической церкви в Англии, кардинал Маннинг, выразился не менее ясно (1. 01. 1897): "Ходом происходящих событий управляют не императоры, короли или иные правители. Есть нечто стоящее над ними и позади них, и оно покажет свое лицо в тот момент, когда армии всей Европы окажутся втянутыми в громадную войну. Революция, тайно действующая в подполье, сочтет этот момент подходящим, чтобы выйти наружу".

    РОССИЯ.

В Россию масонство проникло в первой трети XVIII века. В одном из документов 1731 г. сообщается о капитане Джоне Филлипсе, назначенном Великой Ложей Англии Великим Магистром в России. Через девять десятилетий, в 1822 г. рескриптом императора Александра I масонство запрещается на территории Российской империи. Еще Екатерина II с большой опаской относилась к масонству. Поначалу высмеивая обряды вольных каменщиков в своих комедиях, она впоследствии усмотрела в этом движении угрозу своему правлению. Тяжкое впечатление на общественность произвело осуждение Новикова, выдающегося русского просветителя и виднейшего масона, на пятнадцатилетнее заключение в Шлиссельбургской крепости. Последовал приказ о закрытии масонских лож, однако братство вольных каменщиков не прекратило своего существования на российской почве.

С начала появления масонства в России оно пережило ряд взлетов и периодов упадка, но, тем не менее, наложило на нашу историю свой ощутимый отпечаток. … Например: - Три цвета российского флага– белый, голубой и красный, - это три цвета масонства. Белый цвет –Белое масонство, то есть четыре высших Административных степени (градуса) с 30-й по 33-ю. Красный цвет–это Капитулярные степени (градусы), начиная с 4-й степени Тайного Мастера и кончая 18-й степенью Князя Розенкрейцера. И голубой цвет–это универсальные степени (градусы) ордена с 1-й по 3-ю: Ученик, Подмастерье и Мастер. Существует еще и Черное масонство, Философские степени (градусы), начиная с 19-й степени Великого Понтифика Небесного Иерусалима по 29-ю степень Великого Рыцаря Святого Андрея.

Нового расцвета оно достигло, когда пришло "дней Александровых прекрасное начало", когда реформаторские упования молодого императора, казалось, сулили русскому обществу изменения к лучшему.

После успешного завершения войны в 1812 г. , когда русские войска с триумфом вернулись из Европы на Родину, они принесли с собой опьяняющий дух победы, жажду свободы и вольнодумства. Эта жажда находила выход не только в литературе, но и в бурной жизни тайных кружков, возникавших один за другим, особенно в среде молодого офицерства. Большинство таких сообществ носило характер масонских лож. Усиление революционных устремлений в этих тайных объединениях побудило Александра I, уже давно отказавшегося от либеральных планов своей молодости, повелеть закрыть все масонские ложи, поскольку от "умствований, ныне существующих", "проистекают столь печальные в других краях последствия". Первые русские масонские ложи возникли как филиалы масонских орденов Западной Европы, с самого начала отражая политические интересы последних. Главный постулат новоиспеченных масонов –мнение о духовной и культурной неполноценности России, ее темноте и невежестве, которые необходимо рассеять путем масонского просвещения.

Опорой масонского проникновения в Россию стала часть правящего класса и образованного общества, оторвавшегося от народа, не знавшая и даже презиравшая его национальные основы, традиции и идеалы. Это предопределило антирусский характер развития масонства в России.

С масонства начинается сознательное повреждение русского образованного общества и правящего слоя. Оторвавшись от отеческих корней, они ищут "ключи к таинствам натуры" в западных ценностях бытия. Эти люди, ориентированы на запад и стремление найти истину для себя в чужой жизни, приводит к болезненному духовному раздвоению.

Русское масонство заявляет о себе как о сообществе, спаянном узами морального и мировоззренческого единства. Однако императорская власть усмотрела в масонстве не только идейную, но и политическую опасность.

Тесную связь большевизма с масонством отмечает православная церковь. "Под знаменем масонской звезды, - писал в 1932г. председатель Архиерейского собора русской православной церкви за границей митрополит Антоний, - работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука приняла участие и в разрушении России. Все принципы и методы, которые большевики применяют для разрушения России, очень близки к масонским. Многолетние наблюдения над разрушением нашей Родины реально показало всему миру, как ученики подражают своим учителям и как поработители русского народа верны программе масонских лож". Любая церковь не терпит того, кто претендует на душу человека, поэтому неодобрение и неприязнь церкви к масонству неизбежно. Что же касается еврейства, то иудаизм, по его мнению, исторически связан с масонством самыми тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и в масонских устремлениях к мировому владычеству". (В. Н. Николаевский. Русские масоны и революция. – М, "Терра ", 1990 г, с. 174).

Ценный вклад в разработку этого вопроса внесли русские историки –эмигранты Н. Свитков (Ф. Степанов) и В. Ф. Иванов, пользовавшиеся конфиденциальными источниками информации, полученной из кругов, близких к французскому политическому масонству". В 1918 г, - писал В. Ф. Иванов в своей книге "От Петра 1 до наших дней"( Харбин, 1934, с. 497), - над Россией восходит пятиконечная звезда– эмблема мирового масонства. Власть перешла К самому злобному и разрушительному масонству – красному во главе с масонами высокого посвящения – Лениным, Троцким и их приспешниками –масонами более низкого посвящения: Розенфильдом , Зиновьевым, Парвусом , Литвиновым … Программа борьбы "строителей" сводится к уничтожению православной веры, искоренению национализма, разрушению быта, русской православной семьи и великого духовного наследия наших предков". "Для торжества масонских идеалов, отмечал он, - нужно было убить душу русского народа, вырвать у него бога, национально обезличить, затоптать в грязь его великое прошлое, развратить молодое поколение и воспитать новую породу людей без Бога и Отечества, двуногих зверей, которые выдрессированные укротителем, покорно засядут в масонскую клетку. Т. е . лидеры большевизма в России настолько извратили понятие масонства, что , используя принципы добра на словах. заимствованные у масонов, совершали прямо противоположные действия, что масонство приобрело в России зловещий смысл как и эти политические фигуры.

По наблюдениям В. Ф. Иванова, уже в начале 1930-х гг. Россия превращается в "самое чистое и самое последовательное масонское государство, которое проводит масонские принципы во всей их полноте и последовательности". Работая над материалами "масонского дела", возбужденного в январе 1926 г. ОГПУ против ленинградских "братьев", был обнаружен документ, адресованный правительству СССР. Датирован он августом 1925 года и принадлежит перу Генерального секретаря "Автономного русского масонства" (организацией, возникшей в 1909г. , ложа "Авзония"–"Великий Восток Италии"). А говорилось в нем следующее: дорога и цель "вольных каменщиков" и коммунистов одни и те же - "обращение человечества в единую братскую семью … Преследуя одни и те же цели, признавая справедливыми и подлежащими проведению в жизнь одни и те же воззрения, коммунизм и русское масонство совершенно не должны подозрительно смотреть друг на друга, наоборот, пути их параллельны и ведут к одной цели". Разница, по мнению Б. В. Астромова, только в "методах действий", так как в отличие от революционного пути, которым идут большевики, "путь русского масонства– это путь медленной интеллектуальной работы". Масонская идеология в начале ХХ века пустила настолько глубокие корни в среде российской интеллигенции, что даже большевистский террор 1920-х гг. оказался не в состоянии сразу уничтожить ее быстро растущую поросль

Известно, что в 1920-е годы в СССР действовали одиннадцать тайных масонских или полу масонских организаций: "Единое трудовое братство", "Орден мартинистов", "Орден Св. Грааля", "Русское автономное масонство", "Воскресенье", "Хильфернак", "Космическая академия наук", "Братство истинного служения", "Орден Света", "Орден Духа", "Орден тамплиеров и розенкрейцеров". Восемь первых из них располагались в Ленинграде. "Орден Света" объединял московских "братьев и сестер".

Нравственные цели масонства имели немало общественных аспектов. Например, мартинисты–последователи Сен-Мартена (1743-1803), французского мыслителя мистического толка, провозглашавшего всеединство сущего. Человек, обреченный грехопадением на гибель, как полагал Сен-Мартен, должен возродиться к новой жизни путем воссоединения с божественной духовной субстанцией, миром духов. Он считал, что среди человечества есть бессмертные люди, чье предназначение–нести ему свет универсальной истины. Сен-Мартен стал основателем Ордена Мартинистов во Франции. Его учение оказало большое влияние на русское масонство XVIII века. Мартинисты призывали видеть во всех людях братьев, открыть им свой Храм, чтобы "освободить их от предрассудков их родины и религиозных заблуждений их предков, побуждая людей к взаимной любви и помощи".

В основе его учения лежит оккультизм –особое направление религиозно-философской мысли, стремящееся к познанию божества интуитивным путем, путем психических переживаний, связанных с проникновением в потусторонний мир и общением с его сущностями. Мартинизм ориентирует своих членов на внутреннюю духовную работу над самим собой, своим собственным моральным и интеллектуальным совершенствованием. Это позволяет отнести мартинистов к особой, духовной ветви Мирового братства. Отличительным знаком русских мартинистов являлся круг с шестиконечной звездой внутри, основные цвета: белый (ленты) и красный (плащи и маски). Посвящения производились по примеру масонских с несколько упрощенным ритуалом.

    ВОЗРОЖДЕНИЕ.

В 1822 году Александр I приказал закрыть все тайные общества, а через три года, после Декабрьского восстания, масонство было запрещено. С этого времени прошло 80 лет прежде масонство начало возрождаться.

Мощный рост буржуазии, появление новых производственных отношений, явления, обусловленные механизированным прогрессом, новые изобретения, изменившие мир электричество, фотография, телеграф, телефон, автомобиль, пулемет и аэроплан между 1880 и 1914 гг... с гигантской силой и неслыханными темпами меняли мир, в котором до того жили наши предки.

Сначала все эти явления почувствовались в двух столицах, затем - в провинциальных городах. Возрождение масонства в России было вызвано тремя важными событиями: поражением России в японской войне, революцией 1905 г. (и открытием русского парламента) и буйным ростом интеллигенции, вопреки всем запретам и препонам. Этот рост шел рука об руку не только с ростом буржуазии крупной, но и мелкой, которая, как и интеллигенция, “нажимала” на все стороны русской жизни: на запреты царя, помазанника Божия, на закрытие университетов, на торможение сессий Думы, на удушение мысли, на опоздание во всем, что касалось материального и умственного прогресса населения и равенства его перед законом. Здесь речь идет не о революционерах, бросавших бомбы в министров. но о тех, кто был решительно против революции и только хотел перемен. Желания их были очень скромны, и сейчас нам, их потомкам, они кажутся минимальными: допущение общественных деятелей, центристов Думы (их тогда называли “общественниками”) к управлению страной, земельная реформа, работа Думы в законом установленных рамках, рабочее законодательство, распространение грамотности. В огромном большинстве люди между 1906 и 1916 гг. вовсе не искали коренных перемен, они искали мирного обновления страны, а когда видели, что дела на верхах идут как раз в обратную сторону, они уезжали на время в свои поместья, отдохнуть и осмотреться, а некоторые - “к себе, в Париж”, или на Ривьеру, лечить нервы. К началу 20 века французское масонство состояло из 4-х отдельных Послушаний. Это слово иногда в русских масонских документах переводится, как Устав, или не переводится вовсе. Так называемое “правое” Послушание, Великая Ложа Франции (Grande Loge de France, GLDF), узаконенная в 1894 г. , в сущности, не может быть названа по-русски “правой”, скорее - умеренной. Она отличалась от так называемого “левого” Великого Востока (Grande Orient de France. GODF) немногим: в ней состояли либералы, а не радикалы, степеней было 18, а не 33. И атеисты в ней считались нежелательными, в то время, как Великий Восток принимал всех: верующих, безразличных к религии, и атеистов. Между этими двумя Уставами возникали время от времени конфликты; поводом для одного из них в 1930-х гг. стал спор о Великом Архитекторе Вселенной (он же Великий Геометр). Откровенно антиклерикальный Великий Восток отказывался допустить в свой словарь этот термин, а Великая Ложа. созданная в традициях Шотландского Масонства, желала его сохранить. Страсти в конце концов утихли, каждый остался при своем, и братья обоих Уставов до начала Второй мировой войны не только бывали гостями друг у друга на “сессиях” (собраниях) и“агапах” (ужинах), но часто входили в оба Устава, как члены одной организации. Так называемое “среднее” Послушание состояло из нескольких лож и ближе всего примыкало к Великому Востоку, оно было наиболее либерально и, в отличие от остальных лож, в ложу “Аврора” женщины не толькодопускались, но и играли в ней ведущую роль. Ложа "Les Droits de l'Homme" (“Права Человека”) была. главным образом, занята защитой гражданских прав, т. е. защитой французских граждан от самого государства. Ритуалы здесь были сокращены до минимума, и хотя клятва тайны строго соблюдалась, но на сессии допускались гости, мужчины и женщины, друзья “братьев” и “сестер”. “Аврора” была как бы ответвлением Великого Востока

Ложа “Права Человека” открылась в 1893 г. во Франции и Бельгии, и ее забота о равенстве всех перед законом была близка сердцу русских и французских либералов, особенно женщин - в эти годы во Франции женщинам запрещалось иметь собственные средства, открывать на свое имя коммерческие предприятия, а также иметь недвижимость или собственный текущий счет без разрешения отца или мужа и т. д. Но Великая Ложа с принципами “прав человека” не спорила, это видно из неопубликованного секретного отчета русской ложи “Лотос”, в котором говорится не только о дружеских отношениях между братьями всех трех Послушаний, но и о частом присутствии братьев Великого Востока в храме Великой Ложи, и наоборот, а также о том, что некоторые братья, принадлежавшие к Шотландскому Уставу (Великой Ложе), даже просили допустить их к “работам” (собраниям) Великого Востока.

Русское “двойное братство” не должно нам казаться чем-то особенным. Антиклерикализм в русских ложах не играл той воинственной роли, какую он играл в ложах французских. Атеисты, конечно, были, но вопрос о религии не разделял людей; было главное, что их связывало: свобода и братство; оба эти идеала они обретали в тайном обществе, и это объединяло их. В вопросе религии русские либералы 1906-1916 гг. были бы совершенно удовлетворены, если бы царь уволил из Синода митрополита, друга и собутыльника Распутина, и назначил на это высокое место достойного человека, да и в целом их вполне примирило бы с правительством допущение в Совет министров “общественников”, о которых было сказановыше. ^ Среди этих “общественников” было пять-шесть масонов, а все остальные были с масонами в дружеских отношениях. Необходимо помнить, что в эти годы об отделении церкви от государства в России мечтали только радикалы, либералы считали этот вопрос несвоевременным. А масонами в эти годы были, главным образом, либералы, т. е. Огромная средняя часть Думского сектора, в 1915 г. получившая название "прогрессивного блока"– от левых октябристов до правых социалистов. В 1915-1916 гг. открылось несколько новых лож, в том числе и “Думская ложа”. В ней очень скоро оказалось около 40 человек. Она сразу же начала проявлять большую активность

. В это же время “Верховный Совет Народов России” поручил всем Досточтимым Мастерам русских лож на территории Российской Империи составить список будущего правительства, когда произойдут наконец желанные всем перемены. На это было отвечено Досточтимыми Мастерами, что эти списки уже давно составлены. Итак - кадры были готовы. В обеих столицах думцы, профессора, дипломаты, 'стены Военно-промышленного комитета, члены Земского и Городского союза, адвокаты, военные, земцы, “общественники” созывали друг друга: их день наставал. В основном, списки тех, кто вот-вот должен был встать у кормила власти, были известны всем посвященным и полупосвященным, они ходили по рукам. Посвященных были сотни, настоящего числа их никто не знал, и вокруг них были полупосвященные, те. которые пе давали таинственной клятвы. но молча поддерживали первых - старые товарищи по студенческим временам, родственники и свойственники, полные общих семейных преданий, соседи по родовым именьям, однокашники по корпусу, но училищу правоведения, по лицею. Сочувствовавшие и молчавшие, и стоявшие где-то совсем близко, чтобы в нужную минуту ответить на перекличке. Возможно, что кто-нибудь из этого “второго слоя”, в эти последние месяцы перед Февралем, был уже кандидатом в ложи, об этом в архивах следов нет. несколько слов об этих людях, не посвященных в тайны, но знавших о тайнах, молчавших о них. создававших некую невидимую. но ощутимую защиту доверия и дружбы. Эти люди были “правее центра”, какая-то сила удерживала их от вхождения в тайное общество. Гейден, П. А... граф (1840-1907). Предводительдворянства Опочецкого уезда. Председатель Вольно-Экономического Общества (закрытого царем).

    Дмитрюков, И. И. (1872-19? ). Член Гос. Думы, октябрист,

Игнатьев, П. Н. , граф (1870-1926). Царский министр народного просвещения (январь 1915 -декабрь 1916).

Крупенский, П. Н. (1863-192? ). Член II, III и IV Думы. Председатель “центра” IV Думы. Покровский, Н. Н. Царский министр иностранных дел.

Саблин. Е. В. Советник русского посольства в Лондоне до 1918 г. , затем - полномочный представитель России в Англии.

Таков далеко не полный список “арьергарда” русского масонства в последние годы царского режима. Места и группы, где эти “друзья” всегда могли найти единомышленников, были следующие:

Французское посольство в Петербурге (Французская наб. дом 10), Государственная Дума, Государственный Совет, Прогрессивный блок, Союз Освобождения (сущ. до 1905 г. ), Партии кадетов, октябристов, трудовиков (нар. социалисты), Рабочая группа при Военно-промышленном Комитете, Военно-промышленный комитет, Генералитет (после 1915 г. и смещения вел. кн. Николая Николаевича),

Московская городская Дума, Торгово-промышленный союз, Либеральное Тверское земство, Адвокатура, Профессура Московского и Петербургского университетов.

С таким защищенным тылом, нечего было опасаться чиновным и нечиновным “общественникам”, “братьям” и тайным заговорщикам.

1917 год оказался для русских масонов апогеем их деятельности, но общество оставалось сугубо тайным, может быть, еще даже более засекреченным, чем до революции: в первый состав Временного правительства^ (март - апрель) входили десять “братьев” и один “профан”, который многое понимал и о многом догадывался, но был занят самим собой, своей политической биографией и той “политической фигурой”, которую он “проецировал” в умах союзников. Это был, конечно, Павел Николаевич Милюков.

Иерархия чинов и степеней соблюдалась очень строго. Ложа - первичная ячейка представляла собой две “лестницы восхождения”: одна система повышений относилась к обязанностям братьев - Председатель, Секретарь, Казначей, Привратник и т. д. Другая была собственно масонской: Ученик, Подмастерье, Мастер, Тайный Мастер и т. д. - до Досточтимого и Премудрого. Эта масонская иерархия в Великом Востоке имела 33 степени, в Великой Ложе - 18.

Масонские степени давались за рвение в масонской деятельности, за благотворительность по отношению к масонам, за число и качество докладов, прочитанных на сессиях и во времяагап, за аккуратность в уплате взносов, за частоту посещений, за внемасонскую деятельность на благо масонства, Меньшую роль играли доклады: не все умели писать их, не все знали, о чем писать. Мы видим по протоколам, что больше половины братьев сделали за 10 лет по одному докладу, но тем не менее были повышены в чине.

Банкеты, своего рода события, происходили по ритуалу один раз в два месяца (агапы происходили раз в неделю, в Великой Ложе по вторникам, в Великом Востоке по четвергам). Банкет также бывал в лень св. Иоанна-Крестителя. 6 июля. Тоща собирались все вместе, кроме “крайне правых” и “крайне левых”, которые старались не смешиваться с инакомыслящими, и это был настоящий праздник для тех, которые жаждали сближения. К началу 80-х гг. Британская энциклопедия отмечала, что из шести миллионов масонов четыре проживали в США и один миллион в Великобритании. Согласно Всемирной энциклопедии за 1986 г. , в США насчитывалось 3, 25 миллиона масонов, а в остальном мире– полтора миллиона.

    .
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Некоторую иллюзию могущества масонов составляет то обстоятельство, что появилось много разных организаций, которые не имея ничего общего с масонами, тем не менее, проповедуют в искаженном виде некоторые из тех идей, которые составляли сущность учения масонов, ибо эти идеи, имея своим источником божественную мудрость, всегда жили и будут жить среди человечества. Точно также есть незначительные и ничтожные организации, которые для придания себе значительности переняли некоторые масонские ритуалы и обряды, которые совершают без всякого смысла и понимания их внутреннего значения, между тем человека неопытного это наводит на мысль, что он имеет дело с организацией масонов. В действительности же не масоны и не евреи направляют ход событий на земле, но космический закон причин и следствий, направляемый Великими Силами Света. События на земле есть следствие, а причиной является сам человек, его желания, мысли и устремления. Если бы люди не стремились к соперничеству, к захватам и завоеваниям, то никогда бы не было следствий - войн и революций с их бедствиями, что одновременное существование как светлых, так и темных организаций есть неизбежное следствие течения эволюции жизни. Этим достигается отбор зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых. И в то время как зрелые плоды человеческой эволюции высшим сознанием чуют Свет и устремляются к источнику Света, незрелые не видят этого Света.

Как любое явление масонство имело свои расцвет и упадок на определенных стадиях развития, для меня основная философия масонства близка как человеку, но эту философию некоторые политики использовали для завоевания господства над умами людей и использовали после этого свою власть в недостойных человеку целях, что привело к недопониманию и отрицательному отношению к понятию масонства. Как явление оно и в будущем требует более полного исследования его, в истории человечества, и в последствии займет достойное для него место. ,

    ЛИТЕРАТУРА

Берберова Н. Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. – Харьков: Калейдоскоп; М. : Прогресс-Традиция, 1997. – 400 с.

Брачев. Тайные масонские общества в СССР // Молодая гвардия. – 1994. - № 3.

    Клизовский А. И. Правда о масонстве: М. , 1934.

Ланин Н. Тайные пружины истории: Масонство в его прошлом и настоящем //Молодая гвардия. – 1991. - № 7.

    Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем: М. , 1990.
    Мастров В. Мы – масоны //Молодая гвардия. – 1994. - № 12.
    Политология. Энциклопедический словарь: М. , 1993.

Платонов О. Масонский заговор в России (1731-1995г. г. ) // Наш современник. – 1995. -№ 2.

Соловьев О. Ф. Масонство далекое и близкое // Новая и новейшая история. – 1992. - № 4.

Уколова. Под покровом масонской тайны // Наука и жизнь. – 1990. - №12

Фон Эрцен – Глерон В. Э. Тайные фигуры розенкрейцеров. – М. : "Ваклер", 1997. – 224 с, ил.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011