Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Западные инвестиции в Россию

I. В В Е Д Е Н И Е

Теории международного движения капитала в западной

экономической литературе уделено достаточно много внимания.

Начиная с 60-х годов появились работы об экономике стран,

принимающих капитал. В этот период на политической карте в

результате бурного национально-освободительного движения возникло

большое число независимых развивающихся государств. Вследствие

этого процесса в международных потоках перемещения капитала

наметилась тенденция его движения из развитых стран в

развивающиеся.

Видные западные экономисты С.Кузнец, Г.Хабернер, Г.Майер и

др. в своих трудах доказывают, что планирование экономического

роста в развивающихся странах немыслимо в современных условиях

без возможности допуска иностранного капитала в экономику страны.

Эти авторы развивают мысль о том, что благотворное влияние

инокапитала на развивающееся хозяйство будет положительно

сказываться во всех случаях независимо от того , в какой форме он

вторгается в национальную экономику : - в форме частных прямых

инвестиций и кредитов, в виде государственных инвестиций и

кредитов, или в какой-либо иной форме.

В каждом случае находятся аргументы , оправдывающие и

рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее

эффективного средства для достижения национального процветания .

Прямые частные капиталовложения в промышленность, по их

утверждению, не только приносят развивающимся странам чистый

прирост национального богатства, но и влекут за собой приток

иностранных специалистов, которые способствуют подъему

технического и культурного уровня страны, облегчают возможность

подготовки квалифицированных кадров, распространению наиболее

современных технологических методов. Государственные

капиталовложения в транспорт, связь. коммунальное хозяйство

рассматривается как один из сильнейших стимулов, поощряющих

национальную деятельность.

Действительно, с одной стороны , инокапитал, привлеченный в

национальную экономику и используемый эффективно, оказывает

положительное влияние на экономический рост, помогает преодолеть

отсталость , интегрирроваться в мировую экономику. С другой

стороны, привлечение инокапитала накладывает определенные

обязательства, создает многообразные формы зависимости страны -

заемщика от кредитора, вызывает резкий рост внешнего долга. Таким

образом, для национальной экономики инокапитал может иметь

неоднозначные последствия.

В связи с этим ставится вопрос о расширении прежде всего

технической помощи , направленной на углубление использования

собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров,

а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими

словами, сначала необходимо научиться эффективно использовать

свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою

экономику.

На современном этапе для России теоретическое осмысление

учеными вопросов принятия инокапитала в его различных формах,

эффективного его использования, появления финансовой зависимости,

являются актуальными и важными.

Сегодня российская экономика действительно нуждается в

притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным

прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием

средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономики,

развитием общего экономического кризиса и спадом производства,

большим износом установленного на предприятиях оборудования и

рядом других причин.

В настоящее время в России перспективы для инвесторов

слишком многообещающие, чтобы их игнорировать. В суммарном ВВП

всех новых рынков доля России свыше 25%. Причем это

естественный нарождающийся рынок, где есть своя космическая

программа, инфраструктура, и реальные возможности для ее

реализации. По самым скромным расчетам, у России больше природных

ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.),

Южной Африки (1,1 трлн.), Китая (0,6 трлн.) и Индии

(0,4трлн.), вместе взятых.

Многие перемены произошли в России за последние 2-3 года.

Более 100 тыс. предприятий приватизировано, стали частными или

смешанными. 80% ВВП производится ими. Оптовые и розничные цены

освобождены. Работает валютный рынок. Большие возможности для

роста есть не только у ТЭКа, но также в телекоммуникациях,

горнодобывающей, металлургической, электротехнической,

целлюлозно-бумажной и других отраслях.

Несмотря на это, удельный вес России в международных

инвестициях в нарождающиеся рынки составляет всего 0,5%.

Остальные 99,5% приходятся Мексику, Бразилию, Аргентину,

Турцию, Чили, другие развивающиеся и новые индустриальные

страны.

В экономике в настоящее время наблюдаются некоторые признаки

стабильности и роста производства в ряде отраслей. Похоже,

что падение достигло низшей точки и можно ожидать оживления в

отдельных секторах. Прогнозируется увеличение ВВП на 2-2,5% в

1996 г. и в среднем на 5% в 1997 - 1999 гг.

После трех с лишним лет реформ нынешний уровень

капиталовложений Запада в Россию достаточно разумен. За первое

полугодие 1995 г. их объем оценивался в 700 млн. долл., что

больше чем в 1991 г., - 600 млн. долл. Конечно, это еще не

настоящие деньги, но уже серьезный вклад человеческого

капитала. Сейчас 95% основных западных концернов и банков имеют

представительства в Москве. Ведущие мировые юридические фирмы

в российской столице тоже не голодают. Нет безработных и среди

зарубежных консультантов в России по налогам, инвестициям, рынку.

Они создают хорошие предпосылки для инвестиционной экспансии в

будущем.

Это будущее готовят и свыше 200 международных финансовых

институтов, уже инвестирующих в России. В 1995 г.

крупнейшими из них ( по объему ресурсов ) стали ЮС-Раша

инвестмент фанд (440 млн. долл.), Ферст Раша-НИС риджинал фанд

(180 млн. долл.), Пейн Уэббер Раша партнерс фанд (155 млн.),

Пайониэр инвестмент (100 млн.), Темплтон Раша фанд (80 млн.),

Фремлингтон рашн инвестмент фанд (66 млн.), Истерн нэчурел

рисорсиз фанд (50 млн.), другие (75 млн.). Создаются фонды:

Эй-Ай-Джи/Би-И-Эй (300 млн. долл.), Нью Сенчури (200 млн.).

Итого: общая мощь приближается к 1,7 млрд. долл.

Западные инвесторы убедились: в России быстро понимают их

трудности и оперативно ликвидируют возникающие препятствия.

Особо нужно отметить новый Гражданский кодекс, где в ст.105

впервые после 1917 г. вводится понятие неограниченной

ответственности.

Отсутствие в настоящее время рыночной конкуренции со стороны

национальных предпринимателей , дешевая рабочая сила, емкий рынок

дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое

главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю

прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают

отечественную экономику привлекательной для иностранных

предпринимателей.

Но не смотря на успехи в экономике и ее привлекательность,

иностранные инвесторы с небольшим энтузиазмом вкладывают свои

капиталы в российские предприятия. Их нежелание объясняется целым

комплексом проблем :

- нестабильность экономической и политической ситуаций;

- несовершенное и противоречивое законодательство;

- неясность в определении прав собственности;

- отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного

капитала;

- неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;

- непредсказуемость изменений в налоговой системе.

Российским руководителям вновь и вновь напоминают: если

налоги высоки, иноинвесторы быстро уходят из страны. На недавних

переговорах в Лондоне представителю нашего Минфина прямо

заявили: мы не против того, чтобы вы меняли фискальное

обложение. Но пожалуйста, делайте это до начала финансового

года, а не в середине его. Иначе "летят" все составленные

бюджеты, производственные планы. Доходит до абсурда: нередко

зарубежным вкладчикам капитала в российский ТЭК выгодней

оставлять нефть в недрах, чем выкачивать, - настолько тяжелым

оказывается налоговое бремя.

Все эти трудности преодолимы по истечению пусть

продолжительного , но ограниченного периода времени, в то время

как выгоды, которые возможны от включения капиталов в россиийскую

экономику, не ограничены ни временем, ни размерами рынка.

II. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО

КАПИТАЛА В РОССИЮ

1. Участие иностранного капитала в процессе

приватизации в России

С самого начала приватизации в России предусматривалась

возможность участия в этом процессе инокапитала, прежде всего

из-за отсутствия средств у отечественных собственников. При этом

предусматривалось установить одинаковый правовой режим для

иностранных и отечественных инвесторов. Однако в действительности

права иностранных субъектов были ограничены, в результате чего их

участие в приватизации весьма незначительно. Например, во

Владимирской области одно чисто иностранное предприятие и два

предприятия с иноинвестициями, причем участие в инвестиционных

торгах по приобретению акций приватизируемых предприятий.

Недостаточная заинтересованность иностранных инвесторов

объясняется тем, что механизм приватизации плохо согласован с

рядом нормативных документов Госимущества России по процедуре

приобретения иностранцами приватизируемых предприятий.

Трудности участия иностранных инвесторов можно показать на

конкретном примере. В августе 1993 г. во Владимирской области

сгорел цех акционерного предприятия "Мещералес', у которого 44 %

акций еще не были проданы Фондом имущества. Дирекция предприятия

обратилась к итальянской фирме "Интертранспортс центр С.п.А." с

предложением восстановить цех с внедрением там новых технологий в

обмен на приобретение нереализованных акций. Но для осуществления

этой сделки итальянской фирме потребовалось прежде всего согласие

местных органов власти на продажу ей 44 % акций. Кроме того ,

областной фонд имущества потребовал от иностранного инвестора

заключение международного аудита о состоятельности итальянской

фирмы (хотя все необходимые документы, подтверждающие ее статус.

были представлены), разрешение Министерства Финансов РФ на

приобретение приватизационных чеков, и еще пять требований. Все

это заставило итальянскую фирму отказаться от участия в торгах и

искать другие, менее легитимные, но вполне нормальные с точки

зрения здравого смысла пути участия в приватизации. В результате

указанный пакет акций по просьбе иностранного инвестора был

приобретен российской посреднической организацией под его

финансовые гарантии. Это позволило инвестору избежать излишних

формальностей и неоправданных платежей и к удовлетворению всех

заинтересованных сторон быстро решить возникшие проблемы по

участию иностранного капитала в восстановлению цеха.

После выполнения инвестиционной программы итальянской

фирмой "Мещералес" стала называться "Интермещералес" и приняла

решение об увеличении размера уставного капитала. Казалось бы,

операция простая и не требует особых затрат и усилий инвестора.

Но на деле получилось не так. Для официальных регистраций всех

изменений в Уставе "Интермещералес" и получения прав на

беспошлинный ввоз технологического оборудования в счет уставного

капитала, потребовалось 19 видов различных документов. Документы

не рассматриваются параллельно, а только последовательно, что

затягивает процедуру на три-пять месяцев. Такая

заформализованность препятствует расширению участия иностранных

инвесторов в экономической деятельности.

Но не смотря на проблемы, связанные с приватизацией,

иностранные инвесторы с пристальным вниманием следят за

перипетиями приватизации, всеми ее падениями и взлетами. До

осени 1994 г. рынок ценных бумаг в России был на большом

подъеме. В Госкомимущества любовались на новые фондовые пики,

строили дальнейшие планы разгосударствления и акционирования,

рассчитывая пустить в продажу акции и госпакетов акций,

закрепленных в госсобственности в нефтяных и других отраслях.

Именно под влиянием этой эйфории возникла уверенность, что можно

перечислить в бюджет 9 трлн. руб. от приватизации.

Планов было много. Им не суждено было сбыться. В конце осени

фондовый рынок неожиданно рухнул. И не сумел подняться даже на

треть от прежних показателей до июня 1995 г. Тяжелейшая стагнация

воцарилась в первом полугодии. Оно было потрачено на то, чтобы

хотя бы устоять на ногах, подготовиться к лучшим временам.

Попыткам ГКИ приблизить их мешал парламент, который выступал

резко против реализации ценных бумаг нефтяных АО.

То была не единственная причина неудач в прогнозах. В

конце 1994 г. все международные новые рынки потряс мощнейший

непредвиденный кризис в финансовом секторе Мексики. Оказалась

втянутой и Россия. Напуганные мексиканскими событиями

зарубежные инвесторы не только не пошли в российскую экономику.

Они начали в массовом порядке сбрасывать "вэбовки",

"еврооблигации", другие бумаги Минфина. Страхов добавил также

"фактор Полеванова", потребовавшего национализировать ( и

поддержанного в парламенте ) ряд приватизированных отраслей, что

тут же вызвало сброс, но уже акций многих российских АО. Не

прибавила оптимизма война в Чечне, вызвавшая сомнения в

способности российских властей отвечать по своим обязательствам.

Однако " план 9 трлн. " оставался, и ГКИ нужно было срочно

что - то сделать для его выполнения. В мае 1995 г. вышел указ

президента, который потребовал от правительства резко сократить

госдолю в смешанных АО, чтобы стало возможным продать на рынке

больше акций, чем намечалось ранее.

Радикально была снижена выкупная цена на землю, занимаемую

предприятиями. До мая она в 200 раз превышала годовой земельный

налог. У производств просто не было таких средств. Президентским

указом цену уменьшили до 10-кратной. Процесс выкупа участков

сразу пошел очень интенсивно. Около 1,5 тыс. предприятий стали

землевладельцами. Особенно малые и средние. Крупным трудней

мобилизовать необходимую сумму. То есть удалось добиться того,

чего не сумели в 1992-1994 гг. Правда, и сегодня приходится

преодолевать ожесточенное сопротивление в Госдуме, где готовится

Земельный кодекс, прямо запрещающий куплю-продажу земли.

В дополнение к этим двум источникам поступлений от

приватизации в федеральный бюджет Госкомимущества сумел в апреле

собрать с регионов их планы-графики продаж акций, согласовать и

утвердить со всеми субъектами Федерации. Речь идет о примерно 6

тыс. предприятий, 80% из которых уже проданы.

В отличие от реализации земли под производствами, которую

указ запустил немедленно, для раскрепления госпакетов

требовалось специальное постановление правительства.

Категорически против выступали ряд отраслевых комитетов и

ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо июля завершился лишь

в сентябре.

Средства от продажи земли остаются в основном в местных

бюджетах, что уменьшило поступления в федеральную казну. В

августе ситуация стала просто критической для ГКИ:

запланированных доходов от приватизации не набиралось. Ни от

реализации участков, ни 6 тыс. предприятий, ни госдолей в АО.

В августе начался некоторый подъем на рынке ценных бумаг,

который быстро угас из-за полной непредсказуемости результатов

парламентских выборов. Чтобы переломить ситуацию, в ГКИ вернулись

к идее консорциума коммерческих банков, предложивших в марте

прокредитовать правительство под залог акций. Схема теперь

видоизменилась (что отразилось в указе президента от 31.08.95. о

раскреплении и продаже ценных бумаг). Сформировался новый спрос

инвесторов, в том числе иностранных, которого прежде не было.

Если у участника нет конкретной кредитной схемы, он выбывает из

игры. Сохраняются и другие ограничения. По ст.9 Закона о

приватизации запрещено участвовать в торгах юридическим

лицам, где госдоля свыше 25%. Сильно лимитирован доступ на

аукционы по залогу самих эмитентов, чьи акции выставляются на

тендер. Купить можно не более 10% и держать их разрешено не

дольше одного года.

Другой проект Госкомимущества состоит в отборе 136

эффективных АО, чьи акции ГКИ намерен продавать под своим

жестким контролем, не доверяя регионам. Это ряд лесных

холдингов, пользующихся больших спросом у инвесторов, нефтяных

компаний (существующих и вновь создаваемых), транспортных (в

частности, речных) предприятий. Графики реализации уже

опубликованы.

Третий план Госкомимущества: совместно с Российским центром

приватизации организовать продажу 49% акций Связьинвеста. После

переговоров с крупными банками и финансовыми компаниями

оказалось, однако, что сразу реализовать такой большой пакет

нереально. Решено в 1995 г. остановиться на 25%, а в 1996 г.

разместить 24%. По правилам Мирового банка был проведен тендер.

Победил консорциум, который возглавляет банк " Ротшильд энд

Санс" уже заключивший с ГКИ контракт и приступивший к работе.

Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с другими стратегическими

инвесторами, готовыми приобрести вторую часть пакета.

Начались аукционы по залогу. Планируется выставить на них

акции еще ряда предприятий - ЮКОСа, Сибнефти, Братского ЛПК и

др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется выполнить задания по

приватизации. От продажи земли и региональных аукционов собрать в

федеральный бюджет 500-700 млрд. руб. От реализации 136

предприятий - 1-1,5 трлн. руб. От схемы по залогу - 2-3 трлн.

руб. От продажи бумаг Связьинвеста - 1,5 трлн. руб. Т.е.

Госкомимущества выходит на выполнение правительственного задания.

В 1996 г. заканчиваются сроки закрепления госпакетов многих

АО. В т.ч. ЮКОСа, ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже дает шанс на

получение средств в федеральный бюджет. Предполагается полная

приватизация финансовых институтов с большой долей в уставных

капиталах - Сбербанка, Внешторгбанка, совзагранбанков,

Ингосстраха, Росгосстраха и др. Их бумаги планируется

реализовывать по индивидуальным схемам для формирования лучшего

спроса. ГКИ намерен и дальше заниматься административным

пробиванием новых эффективных вариантов подготовки предприятий к

приватизации, продажи их акций. На 1996 г. запланированы 11

трлн. руб., что с учетом дефлятора сохраняет прежнее задание в 9

трлн. руб. Реализуемость этих планов решается сейчас. Все ждут,

получит ли Госкомимущество намеченные суммы.

2. Законодательно-правовые нормы об

иностранных инвестициях в России

Основные проблемы переходного этапа нашей экономики

связанны с отсутствием достаточно понятных , корректных,

стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей

инвестиционную деятельность. Основу национального

законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии,

непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс.

Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011