Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра мировой экономики и международных

валютно-кредитных отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику

России

Студента группы К-2-6

Данилова Е. Е.

Научный руководитель

доц. Романов С. М.

Москва

1995 г.

Содержание

Введение 3

I. Инвестиционный механизм 4

1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования 4

2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса 5

II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс 8

1. Организационно-правовые условия инвестирования 8

2. Действия правительства по обновлению законодательства,

направленные на расширение источников иностранных инвестиций 11

III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного

капитала в экономику Российской Федерации 13

1. Создание благоприятного инвестиционного климата 13

2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов 15

Заключение 17

Приложения 19

Список использованной литературы 24

Введение

1995 год стал годом продолжения экономических реформ в России, когда

на общем кризисном фоне продолжающегося падения производства, роста цен,

низкой инвестиционной активности начали проявляться признаки постепенного

ослабления деструктивных процессов. Прежде всего это выразилось в

значительном сокращении по сравнению с предыдущим периодом годового уровня

инфляции и стабилизации во втором полугодии месячных объемов производства

(см. приложения 3 и 4). Стал более насыщен потребительский рынок, несколько

повысились реальные доходы населения, возросла склонность к сбережениям.

Существенной предпосылкой для повышения деловой активности в экономике

является дальнейшее развитие процесса приватизации государственной

собственности.

Эти и некоторые другие позитивные тенденции в хозяйственной динамике

свидетельствуют о движении экономике России к стабилизационной фазе

переходного периода. Однако, устойчивость данного движения, обеспечиваемого

преимущественно средствами денежно-кредитной политики, остается

недостаточно прочной при отсутствии необходимых структурных сдвигов в

реальном секторе экономики.

Таким образом, в связи с продолжающейся нестабильностью в

экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты

связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в

российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные

цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким

уровнем жизни населения.

Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-

технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение

иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее

получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают

общий государственный долг.

Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения

среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния,

начальный подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные

интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно,

важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных

мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных

целей.

Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом

(например, образование новых индустриальных стран), но для нахождения каких-

либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить

конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в

настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную

базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, в моей

работе большое внимание уделено последней из указанных, так как сегодня

именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс,

то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по

привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной,

удерживающей инвесторов от крупных вложений.

I. Инвестиционный механизм

1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования

Рассмотрим инвестирование (экспорт капитала) как многосторонний

процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения

капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако,

необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе

иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить

прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту

(инвестору).

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность,

торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).

2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции,

облигации и иные ценные бумаги).

3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного

капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым

учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо

полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над

ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10%

акционерного капитала.

Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую

очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых

инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии

возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).

Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до

второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на

отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны

с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение

сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь

преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри

нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала

становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже

превышает их отток.

Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования

акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.

В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об

увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных

портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки

(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся

финансированием долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме

процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая

норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов,

особенно японских.

В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что

привело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный

рынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем

увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная

доля этих сумм приходится на межбанковские операции.

В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется

на денежный рынок и рынок собственно капиталов.

1. Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их

помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных

средств.

2. Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских

кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в

основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.

В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные

формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование,

заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные

проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного

кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Выделим теперь главные причины привлекательности Российской Федерации

и ее предприятий для иностранных кредиторов.

Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитой

промышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, что она

обладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелая

промышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большое

внимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в плане

прибыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы в

промышленности.

Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и

являются природные ресурсы России, основная часть которых была слабо

исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего

технологического оборудования.

И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов, иностранные

инвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупных инвестиционных

вложений. Для выяснения причины данных действий внимательно рассмотрим

динамику и структурные характеристики инвестиционного процесса в России.

2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса

Специального рассмотрения заслуживает развитие и современное

состояние инвестирования. Остановимся на некоторых его структурных

характеристиках.

1. Инвестиции сокращаются быстрее производства. Динамика этих

показателей отражена в следующей таблице (в % к предыдущему году)[1]:

| |1991 год |1992 год |1993 год |1994 год |

|Произведенный национальный |85,7 |78,0 |87,0 |89,3 |

|доход | | | | |

|Капитальные вложения |84,5 |60,3 |85,0 |86,7 |

В 1986-1990 гг. темпы прироста капиталовложений, по официальным

данным, были значительно выше соответствующих показателей национального

дохода. В последующие годы ситуация качественно изменилась: темпы

сокращения капиталовложений оказались выше показателей национального

дохода. Вместе с тем за исключением 1992 года динамика НД близка к динамике

инвестиций.

2. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов также не

имеют тенденцию к расширению, несмотря на предпринятые меры. Национальный

инвестиционный комплекс переживает сложные времена. Например, удельный вес

машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства

составлял 25% в 1991 году и 21,6 % в первом полугодии 1993 года.

Соответствующие показатели по промышленности строительных материалов — 3,7

и 2,6%. В январе-апреле 1994 года резко сократилась доля инвестиционных

отраслей. Доля строительства в валовом общественном продукте уменьшилась с

10,8% в 1990 году до 4,6% в 1995[2].

Анализ динамики важнейших видов промышленной продукции в натуральном

выражении показывает следующее. В инвестиционном комплексе во многих

случаях объем производства в прошедшем году составлял около 1/3 от уровня

1989 г.

Аналогичные данные, касающиеся сопоставления показателей за 1993 и

1990 годы: по инвестиционному комплексу примерно в 70% случаев объем

производства сократился более чем на треть, по всем остальным отраслям

промышленности — в 50% случаев.

Экономический спад особенно сказывается на высокотехнологичных

отраслях, аккумулирующих научный потенциал страны. Более того, их удельный

вес, в том числе в структуре инвестиционного комплекса, сокращается, что

получило название “примитивизация” экономики.

Несмотря на многочисленность проектов по привлечению иностранных

инвестиций, приток иностранных инвестиций не растет. Например, закупка

машин и оборудования с 36,3 млрд. долларов в 1990 г. (44,3% всего импорта)

снизилась до 13,7 млрд. долларов в 1992 году (39,2%). За 1993 импорт в

целом уменьшился на 27%, машин и оборудования — на 48%. В январе-апреле

1994 доля машин и оборудования в импорте составила 33,2%[3].

3. Падает удельный вес капиталовложений в АПК. Наряду с уменьшением

капиталовложений в инвестиционный комплекс, это, пожалуй, наиболее крупный

структурный сдвиг в производственной сфере. В 1991 г. доля сельского

хозяйства в инвестициях, направляемых в народнохозяйственный комплекс

России, составляла 17,8%, а в 1992 г. — 10,8%. По АПК картина весьма схожа:

31 и 20% соответственно. За 1992 год вложения в агропромышленный комплекс

сократились более, чем на 60% (в н/х комплекс — примерно на 40%). В 1993 г.

объем инвестиций за счет всех источников финансирования уменьшился в

отраслях АПК на 33% (в народнохозяйственный комплекс на — на 15%). В 1994:

29 и 14% соответственно.[4]

Итак, экономика страны в настоящее время находится в сложном

положении. Сокращаются условия роста и, следовательно, будущего

потребления, одновременно наблюдаются затруднения с получением

промежуточных результатов (неэффективность инвестирования в АПК). В итоге

сокращающийся инвестиционный ресурс концентрируется в основном в

промежуточном (сырьевом) секторе экономики и из него в наиболее прибыльных

отраслях ТЭК (прежде всего в нефтяной промышленности), что грозит

превращением страны в сырьевой придаток развитых капиталистических

государств.

Таким образом, сегодня Российской Федерации прежде всего необходима

комплексная программа инвестирования, направленная на привлечение

отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов и гармоничное развитие

структуры отраслей народного хозяйства.

II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс

1. Организационно-правовые условия инвестирования

В реализации комплексной программы стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствование

законодательной базы инвестиционной деятельности в России (см. приложение

1). проведение необходимых организационных мероприятий. Основными из

которых являются:

. стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном

и нетарифном регулировании инвестиций;

. заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях

правовых норм;

. отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных

действий органов управления.

В 1996 году намечается выход проекта федерального закона “О внесении

изменений и дополнений в закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности в

РСФСР”.

Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первую

очередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированного

права пользования землей нельзя рассчитывать на приток иностранного

капитала. Ряд законопроектов находится на рассмотрении в Государственной

Думе и, можно надеяться, будет принят. До конца 1995 года следовало бы

рассмотреть законопроекты, направленные на защиту вкладов населения и на

пресечение незаконного вывоза капитала за границу. Защита вкладов

необходима как обязательная предпосылка к аккумулированию сбережений

населения, объем которых оценивается примерно в 20 млрд. долларов США.

Важность сокращения оттока отечественного капитала за границу является

очевидной.

Предлагаемые к принятию в 1995-1997 годах законодательные и

нормативные акты рассматриваются в качестве инструмента создания в России

благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое

использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли,

развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и

гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата

отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.

Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных

и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия

законодательных и нормативных актов.

Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность

оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и

физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и

импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен

подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности

принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный

кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными

санкциями. уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение

закона.

В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо

внести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы,

регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить

порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят

налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых

проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам

об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.

В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрацией

акционеров вероятно введут понятие — номинальный держатель ценных бумаг. В

Российской Федерации будет осуществляться программа гарантийной подписи,

возлагающей на брокеров ответственность за проверку личности своих

клиентов, будут утверждены стандарты ведения реестра акционеров.

Среди основополагающих законопроектов в области международного

инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О

внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в

РСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах,

заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о

разделе продукции”.

При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие

принципы:

а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора

стабильного развития экономики;

б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную

систему через производственно-инвестиционное сотрудничество;

в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по

итогам конкурсов и аукционов;

г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала

в экономику России.

Указанные проекты федеральных законов находятся на рассмотрении в

Государственной Думе, при этом проект федерального закона “О соглашениях о

разделе продукции принят Государственной Думой и направлен на рассмотрение

в Совет Федерации Федерального собрания.

Неотложные вопросы создания экономических условий активизации

отечественных и иностранных инвестиций в 1995 — 1997 годах решаются

подготавливаемых указах Президента Российской Федерации.

В настоящее время подготавливается проект указа Президента Российской

Федерации “Об использовании амортизации для инвестиционного обеспечения

структурной перестройки экономики”.

Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных

интересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации.

Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций:

. перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от

причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении

которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам

ущерб;

. размеры страхового взноса;

. порядок заключения страховых договоров;

. круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при

наступлении страхового случая.

Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности

страховых учреждений.

Определенный интерес представляют постановления Правительства

Российской Федерации, в которых определены мероприятия по проведению

инвестиционной политики, подготавливаются именно для реализации Закона “О

залоге” в части регламентации процедур оценки реальной стоимости

собственности и передачи новому владельцу, в том числе иностранному

инвестору, в случае неисполнения заемщиком принятых на себя обязательств.

В 1996 году для подготовки постановления Правительства Российской

Федерации намечается предоставить предложения по совершенствованию рынка

ценных бумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее время

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве

Российской Федерации совместно с некоторыми российскими банками и

брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой

компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными

бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажи

ценных бумаг , а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная

деятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранных

инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты

депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.

Если затронуть вопрос о мобилизации внутренних инвестиций, то в

постановлении правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 года “О

привлечении внебюджетных инвестиций” одобрено предложение Минэкономики

России и Минфина России о создании инвестиционного финансового консорциума,

участникам которого — коммерческим и инвестиционным банкам — разрешен

выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования

инвестиционных проектов. Подготовлен проект постановления Правительства

Российской Федерации об условиях предоставления государственных гарантий

под выпуск ценных бумаг частным инвесторам, что будет способствовать росту

доверия населения к этим ценным бумагам.

В целях же более активного использования иностранного капитала

необходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должны

поощряться. Предусматривается утвердить постановлением Правительства

Российской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей и

производств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут быть

дифференцированны исходя из специфики отраслей и видов деятельности, их

экспортного потенциала.

В соответствии с мировой практикой должны быть также установлены

ограничения при размещении иностранных инвестиций на территории Российской

Федерации как страны, принимающей иностранный капитал. Необходимо

разработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранных

инвестиций или таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их в

законодательном порядке.

Создание инвестиционного поля на котором протекает процесс усиливает

актуальность принятия необходимого числа подзаконных актов, дающих более

детальные разъяснения и толкования действующих законов.

До конца 1995 года представляется необходимым подготовить и утвердить

шесть организационно-методических материалов. Важное значение имеет

определение до принятия налогового кодекса порядка подачи апелляций

налогоплательщиков и быстрого разрешения споров, на чем особенно настаивают

иностранные инвесторы.

Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий,

предусмотренных в заключенных и намечаемых к подписанию международных

договоров в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в

Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение

о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними

документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с

Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о

поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании

двойного налогообложения и другие).

Таким образом, в стране имеется правовая база для иностранных

капиталовложений. Однако, сегодняшнее неблагополучие в области привлечения

иностранных инвестиций свидетельствует, что ряд юридических норм все еще

нуждается в определенной коррекции, то есть необходимо частичное обновление

законодательной базы с тем, чтобы она отвечала современным экономическим

требованиям.

2. Действия правительства по обновлению законодательства, направленные на

расширение источников иностранных инвестиций

Современная ситуация в инвестиционной сфере создает условия для

поиска путей обновления законодательства по иностранным инвестициям (и в

первую очередь основной юридической нормы в данной сфере — Закона РСФСР от

4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями от 24

декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)). Здесь существуют два различных варианта

дальнейшего развития:

1. Строительство национального режима, то есть равные — прежде всего

налоговые — возможности для российских и иностранных предпринимателей.

2. Создание привлекательных для инвесторов из-за рубежа условий.

Сергей Глазьев, предложивший одну из версий новой редакции закона об

иностранных инвестициях, оставляет иностранным инвесторам только тарифные

льготы при ввозе товаров (кроме подакцизных) в счет вклада в уставный

капитал на срок не более года и снятие каких-либо количественных

ограничений при вывозе продукции собственного производства. Более того, в

перечень отраслей, где могут применяться ограничения на деятельность

иностранных инвесторов Глазьев включил, например, нефтедобычу. Потому в

случае принятия его варианта закона инвестиционный рейтинг России явно не

повысится, а важность притока иностранных инвестиционных ресурсов для

страны нельзя отрицать.

Но если встать на противоположную позицию алгоритм привлечения

инвесторов сразу не проясняется. Ясно, что льготы под отдельные проекты —

путь возможный, но приводящий не столько к притоку инвестиций, сколько к

возможности коррупции в сфере распределения льгот. Поэтому необходимо найти

вариант вполне адресный, но не индивидуальный. Кроме того, представление

налоговых льгот требует внесения изменений в соответствующие

законодательные акты, что отдаляет время введения закона в силу и усложняет

процесс его принятия. В тарифном регулировании действует также антильготный

закон.

У этой непростой задачи вес же можно найти решение:

1. Обеспечение общей для всех иностранных инвесторов стабильности

законодательства за счет легализации временной оговорки — то есть срока,

в течение которого иностранные инвесторы пользуются иммунитетом по

отношению к могущим нанести им материальный ущерб актам российских

властей.

2. Создание системы привлечения инвестиций для крупных, прежде всего

сборочных производств. Под этим подразумеваются преференциальные ввозные

пошлины на готовую продукцию фирм, реализующих проекты общей стоимостью

не менее $100 млн. при собственном вкладе в российское производство не

менее $10 млн.

3. Легализация разделения продукции, прежде всего для проектов в добывающих

отраслях.

Рассмотрим третий пункт. Он связан в первую очередь с законом “О

соглашениями о разделе продукции”. Отношение к данному закону во многом

определяет общую готовность к массированному привлечению иностранных

инвестиций, но при первом голосовании 10 октября в Государственной думе

указанный законопроект не прошел, хотя сохранилась возможность для

проведения повторного голосования. Кроме того, в 1995 были ликвидированы

все тарифные льготы по вывозу нефти, а в 13 октября запрещен беспошлинный

вывоз нефти даже добывающим ее СП. Поэтому главный нефтяной компонент

российской привлекательности для иностранных инвесторов пока не

востребован.

Таким образом, серьезные изменения в области законодательства,

регулирующей взаимоотношения с иностранными инвесторами давно назрели. И

сейчас предложены три варианта поправок к закону “Об иностранных

инвестициях в РСФСР”. Первый из них — версия Глазьева — зарубежным

инвесторам не дает практически никаких новых привилегий, а следовательно, к

повышению инвестиционной активности не приведет. Правительственный вариант

является наиболее продуманным с юридической точки зрения. Его разработчики

параллельно предлагают и внесение необходимых изменений в законы “О налоге

на прибыль”, “О НДС”, “О таможенном тарифе”.

Но только проект, подготовленный депутатами Мельниковым и Михайловым

из фракции “Яблоко” содержит четко прописанную временную оговорку. Между

тем для иностранных инвесторов основной смысл обновления закона состоит

именно в обеспечении гарантий стабильности экономического законодательства

России. Теперь свое решение должна принять согласительная комиссия

Государственной думы (см. приложение 2).

III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в

экономику Российской Федерации

1. Создание благоприятного инвестиционного климата

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в

российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

В 1994 — 1995 годах Правительтством Российской Федерации были

предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата

для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов

инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с

иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость

и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части

к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,

полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено

ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий,

учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен

вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса

рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой

прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на

сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение

макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как

следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для

инвестиционных целей.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики

предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и

организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие

годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,

сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах

России на рынке инвестиционных капиталов.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во

многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие

которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в

и стабилизации производства.

На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на

акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее

характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких

отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда

значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет

идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских

акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное

значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по

привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средством

организации выставок и участия в федеральных и международных выставках

инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в

печатных изданиях.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по

вопроса м привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ.

Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной

политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение

иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья

служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития

экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без

согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию

и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых

Государств должно осуществляться путем совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного

финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа

консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо

также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в

производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых

заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со

странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного

сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в

экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и

скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ

приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных

инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение

национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в

виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на

значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры

привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике

незначительна.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских

инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать

методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в

качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с

иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых

ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают

прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады

для кредитования развития российских предприятий с условием возврата

кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер

поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на

встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном

оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является

стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных

банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки

капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных

территориях следует использовать механизм создания свободных экономических

зон.

2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной

поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не

относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой

связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,

осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается

защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке

законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по

ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для

мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду

производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать

единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,

растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого

арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате

Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов

следует разработать специальные государственные программы предупреждения

преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с

повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,

информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных

служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности

представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым

коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-

планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного

обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и

актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах

развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже

акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного

информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных

инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа

России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства

Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия

иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно

новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в

России, в состав которого входят представители зарубежных фирм,

осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.

Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством

Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки

конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в

России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации,

созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных

прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими

международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным

валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским

банком реконструкции и развития и другими.

При реализации широкой программы стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и

оперативной корректировки состава мероприятий.

Заключение

Общий объем инвестиций в 1995 году оценивается в 210-230 трлн. рублей

или соответственно темп 82-83% к 1994 году (см. приложение 6). В 1996 году,

по прогнозам экспертов, объем инвестиций составит 310-380 трлн. рублей, то

есть процесс инвестиционной деятельности приближается к стабилизации и

возможному росту инвестиций. Темп роста инвестиций составит по первому

варианту 104, а по наименее благоприятному — 97% к уровню 1995 года. В

объекты производственного назначения предполагается вложить 170-200 трлн.

рублей (70% составляют инвестиции предприятий), по капитальным вложениям на

развитие непроизводственной сферы прогнозируется на 1996 год рост к уровню

1995 года 105-101% (см. приложение 5). При этом сохранятся тенденции к

повышению их доли до 45-47% общего объема капитальных вложений на развитие

экономики[5].

Происходят существенные изменения в структуре источников финансовых

капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора

экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения

главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.

Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в

виде инициатора инвестиционного процесса:

. поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном

секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение

безопасности функционирования технических систем;

. поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение

принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий

экологических бедствий и других направлений социального развития;

. заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или

приватизировать в связи с их незавершенностью.

Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, определенное снижение

динамики макроэкономических показателей на данном этапе формирования

бюджета на Федеральную инвестиционную программу возможно будет выделено

27,7 трлн. рублей, из которых около 60% приходится на социальную сферу.

Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать

иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности,

активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать

увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Так, если в

1995 году иностранные инвестиции оцениваются в на уровне 1 млрд. долларов,

то в 1996 году общий объем иностранных инвестиций при снижении

инвестиционных рисков может повысится до 3-4 млрд. долларов, хотя и этого

пока недостаточно.

Например, по оценке премьер министра России В. Черномырдина,

потребность страны в зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12

млрд. долларов в год.

Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который

продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической

нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской

деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных

инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области

инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.

Значительно ухудшило российский авторитет как страны, принимающей

иностранный капитал, принятие федерального Закона “О некоторых вопросах

предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности, который

отменил все ранее предоставленные иностранным инвесторам льготы, за

исключением предусмотренных законами Российской Федерации “О таможенном

тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможенным

кодексом РФ.

Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые

природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный

аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-

технический потенциал.

Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению

воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в

России. Среди которых в качестве первоочередных выделю:

1. Достижение национального согласия между различными социальными группами,

политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода

России из экономического кризиса.

2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.

3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.

4. Радикализация борьбы с преступностью.

5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам,

отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции

с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с

другими оборотам их деятельности.

6. Формирование общего рынка республик Союза со свободным перемещением

капитала, товаров и рабочей силы.

Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть

положительную роль в становлении отечественной экономики.

В заключение отмечу, что инвестиции внутренние и внешние представляют

собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени

увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в

данной сфере, во моногом предопределит реализацию всей реформы в целом.

Приложения

Приложение 1.

Преречень законодательных актов, регулирующих взаимоотношения в области

иностранных инвестиций

. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. (с

изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)

. Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании

работы с иностранными инвестициями"

. Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. N 73 "О дополнительных мерах по

привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства

Российской Федерации"

. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об

активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику

Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 февраля 1995 г.)

. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 "О некоторых мерах по

стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с

привлечением иностранных кредитов"

. Указ Президента РФ от 24 ноября 1994 г. N 2108 "О дополнительных мерах по

стимулированию развития производства, в том числе с привлечением

иностранных кредитов"

. Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 173 "О порядке

организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных

кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.)

. Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. N 1060 "Об организации работы,

связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и

доп. от 27 декабря 1994 г.)

. Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 "О создании Международного

агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от

некоммерческих рисков"

. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24

декабря 1993 г.

. Указ Президента РФ от 26 октября 1992 г.N 1302 "О Российско-Американском

инвестиционном банке"

. Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории

Российской Федерации (утв. ЦБР 8 апреля 1993 г. N 14)

. Письмо ГТК РФ от 20 мая 1993 N 01-13/4730 "О государственной регистрации

предприятий с иностранными инвестициями"

. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 848 "Об

использовании иностранных кредитов, предоставляемых Российской Федерации

на основании межправительственных соглашений, и о порядке расчетов по

ним"

. Постановление Президиума ВС РФ от 2 марта 1992 г. N 2426-1 "О

Международном банке экономического сотрудничества и Международном

инвестиционном банке"

Приложение 2.

|Три версии новой редакции закона об иностранных инвестициях |

|Версия |Преференции |Оговорка по |Тарифные льготы |

| |иностранным |действию | |

| |инвесторам |нормы во | |

| | |времени | |

|Версия |Законами России |В случае, |Имущество, ввозимое на |

|депутатов|устанавливаются |если |территорию Российской |

|Мельников|приоритетные |появляется |Федерации в качестве вклада |

|а и |отрасли |закон, |иностранных инвесторов в |

|Михайлова|экономики, |ухудшающий |уставной капитал предприятия |

|(“Яблоко”|отдельные |условия |с иностранными инвестициями в|

|) |территории, а |инвестирован|пределах сроков. |

| |также проекты |ия |установленных его |

| |федерального |предприятия |учредительными документами, |

| |значения, в |в уставном |но не более одного года, |

| |отношении |капитале |освобождается от уплаты |

| |которых вводятся|которого |таможенной пошлины и налогов,|

| |преференциальные|иностранные |взимаемых таможенными |

| |условия |инвестиции |органами (на подакцизные |

| |привлечения |составляют |товары данная льгота не |

| |иностранных |более 30% |распространяется). |

| |инвестиций. |суммы и не |Товары, ввозимые |

| |Запрещается |менее суммы,|предприятиями с иностранными |

| |введение |эквивалентно|инвестициями для обеспечения |

| |преференций и |й $250 тыс.,|собственного производства, |

| |ограничений на |то в течение|освобождаются от пошлин и |

| |осуществление |5 лет с |налогов, взимаемых |

| |иностранных |момента |таможенными органами сроком |

| |инвестиций по |вступления |на пять лет. если подобные |

| |признаку страны |его в силу |товары требуемого качества |

| |местонахождения |применяется |или технического уровня не |

| |иностранного |закон, |выпускаются в России; в |

| |инвестора. |действовавши|противном случае этот срок |

| | |й на момент |составляет 2 года . |

| | |регистрации |Продукция собственного |

| | |предприятия.|производства, вывозимая |

| | | |предприятием с иностранными |

| | | |инвестициями освобождается от|

| | | |уплаты пошли и налогов, |

| | | |взимаемых таможенными |

| | | |органами. |

|Правитель|Предусматриваютс|Нет |Тарифные и налоговые льготы, |

|ственная |я преференции по|продления |зафиксированные в проектах |

|версия |уплате налога на|действия |изменения соответствующих |

| |прибыль: в |закона. |законов. “О налоге на |

| |приоритетных | |добавленную стоимость”: от |

| |отраслях на | |НДС освобождается вклад в |

| |предприятия с | |уставный капитал (кроме |

| |иностранными | |подакцизных товаров) на срок,|

| |инвестициями | |предусмотренный |

| |распространяется| |учредительными документами, |

| |режим | |оборудование и материалы для |

| |налогообложения | |производственных нужд (кроме |

| |прибыли малых | |подакцизных товаров) в |

| |предприятий; | |приоритетных отраслях и |

| |соответствующее | |проектах на срок не более 5 |

| |изменение | |лет. В случае отчуждения |

| |предлагается | |ввезенного на льготных |

| |внести в законе | |условиях оборудования и |

| |о налоге на | |материалов или ликвидации |

| |прибыль. Есть | |предприятия выплачивается вся|

| |льготы и по | |сумма налога. |

| |уплате НДС. | |“О таможенном тарифе”: вклад |

| | | |в уставный капитал |

| | | |освобождается от ввозных |

| | | |пошлин на срок не более |

| | | |одного года, оборудование и |

| | | |материалы для |

| | | |производственных нужд в |

| | | |приоритетных отраслях или |

| | | |проектах освобождаются на |

| | | |срок не более 5 лет. |

| | | |Вводятся также |

| | | |преференциальные ввозные |

| | | |пошлины (аналогичные проекту |

| | | |Mars). |

|Версия |Акцентируется |Нет |Вклад в уставный капитал |

|депутата |национальный |продления |(кроме подакцизных товаров) |

|Глазьева |режим |действия |освобождается на один год от |

| |иностранных |закона. |уплаты пошлин и НДС. В случае|

| |инвестиций. | |отчуждения ввезенного на |

| |Проект содержит | |льготных условиях имущества в|

| |перечень | |течение 3 лет платежи |

| |отраслей | |производятся в полном объеме |

| |производств, в | |с начислением процентов по |

| |отношении | |ставкам рефинансирования ЦБ. |

| |которых вводятся| |Экспорт продукции |

| |ограничения на | |собственного производства СП |

| |привлечение | |с не менее чем 30% |

| |иностранных | |иностранных инвестиций и не |

| |инвестиций, в | |менее суммы, эквивалентной |

| |том числе: | |$100 тыс., осуществляется без|

| |добыча и | |каких-либо количественных |

| |транспортировка | |ограничений, кроме |

| |нефти, | |международных обязательств |

| |производство и | |Росси. |

| |торговля | | |

| |необработанной | | |

| |древесиной, | | |

| |добыча и | | |

| |переработка | | |

| |цветных и | | |

| |редкоземельных | | |

| |металлов, лов | | |

| |рыбы и торговля | | |

| |рыбой и | | |

| |морепродуктами. | | |

Приложение 3.

Динамика основных показателей, характеризующих экономическое положение

России в 1993-1995 годах[6]

[pic]

Приложение 4.

Индекс инфляции в 1992-1994 годах[7]

(на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего года)

[pic]

Приложение 5.

Анализ инвестиционной деятельности по источникам и назначению за 1994-1996

гг.[8]

| | | | | |

|Показатели |Единица |1994 |1995 |1996 год прогноз|

| | |год |год | |

| |измерения |отчет |оценка |min |max |

| | | | |вариант|вариант|

|Объем инвестиций за счет |трлн. руб.|106,2 |210-230|310 |380 |

|всех | | | | | |

|источников финансирования|в % к |74 |82-83 |104 |97 |

| |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

|Индекс-дефлятор |в % к |530 |240-260|140 |170 |

| |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

Из общего объема инвестиций:

| |трлн. руб.|59,6 |115-125|170 |200 |

|производственного |в % к |65 |80-81 |106 |94 |

|назначения |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

| |трлн. руб.|46,6 |95-105 |140 |180 |

|непроизводственного |в % к |86 |85-87 |105 |101 |

|назначения |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

|Из общего объема |трлн. руб.|11,7 |18,8 |27,7 |36-42 |

|инвестиций — | | | | | |

|государственные из |в % к |39 |87 |113 |147-170|

|федерального бюджета |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

Приложение 6.

Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации

за 1994-1996 гг.[9]

| ( в млн. долл. США) |(в % к предыдущему году) |

|[pic] |[pic] |

Список использованной литературы

1. Депутат Государственной Думы Глазьев С. Ю. Проект федерального закона “О

внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях

в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.

2. Депутаты Государственной Думы: Мельников А. Ю., Михайлов А. Ю. Проект

федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011