Правовые основы иностранного инвестирования в Украине
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ
проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.
ГАЛИНСКИЙ Д.М.
Для осуществления преобразований в экономике Украины
требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что
проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в
условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при
реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность
функционирования всей экономической системы.
Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики
постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих
производственных фондов. В такой ситуации при практически полном
отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные
инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования.
Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику
составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный
процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов,
среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые
изменения законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность
вопросов земельной собственности и т.п. . Все это требует от
Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в
то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть
в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы
хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и
попытается ответить автор в данной статье.
Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине
порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и
иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в
Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной
трансформации экономики, утвержден ной Постановлением Кабинета Министров
Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции
упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе
деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15
октября 1996 года .
Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет
предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в
экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются
развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и
ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание
объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а
также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт
, развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и
микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской
катастрофы .
Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых
входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет
Министров Украины и местные государственные администрации .
Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного
управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа
Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская
государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки
предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики
Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения
иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан
Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине (
Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом
Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное
агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит
формирование и реализация государственной политики по привлечению и
использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной
помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют
отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля ,
валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые
безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.
В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению
иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных
инвестиций и свободных экономических зон , который организационно
входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических
связей.
В полномочия местных государственных администраций входят: разработка
программ социально-экономического развития соответствующих территорий,
внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие
созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление
управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии
иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов
предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому
развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,
обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета ,
проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими
инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных
бюджетов и т.д.
Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции
которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и
использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет
при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей
и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство
финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская
государственная кре -
дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции
и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный
таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они
имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их
деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в
функциях координирующего содержания.
Следует отметить ,что, хотя за последние годы система
государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз
подвергалась изменениям , но , как правило , эти шаги являются
недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,
например , анализ заданий новоиспеченного Националь-ного агенства
Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и
является правопреемником ликвидированного Агенства координации
международной технической помощи показывает , что по сути создан
аналогичный орган государ-ственной исполнительной власти . Это
свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов
внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций,
иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было
наработано ранее, в частности - к объединению функций государственного
управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.
В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования"
устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций .
Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный
практический вывод о том , что субъектом , который получает
государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является
иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями .
Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях
от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в
случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним
на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных
инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной
инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности
иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии
не действуют .
Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии
защиты иностранных инвестиций :
1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за
исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного
бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также
незаконных действий государственных органов и их должностных лиц .
2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая
упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие
действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными
органами Украины своих обязанностей).
3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право
на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности
, инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты
таможенной пошлины , а также доходов с этих инвестиций в денежной или
товарной форме в соответствии с их реальной стоимостью на момент
прекращения инвестиционной деятельности ).
4. Гарантии беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли ,
доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного
инвестирования.
Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.
В Украине собственное законодательство об инвестиционной
деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24
августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .
Закон Украины " Об инвестиционной деятельности " от 18 сентября 1991 года
стал первым нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде
правовые , экономические и социальные условия инвестиционной
деятельности на территории Украины.
Закон Украины " Об иностранных инвестициях " от 13 марта 1992 года -
первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного
инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая
1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем ,
что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности
в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных
инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период
действия этого Закона, по некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных
инвесторов вложили в экономику Украины меньше , чем 1000 долларов США , а
случались и такие совместные предприятия , в которых иностранные
инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность
иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории
Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах
в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения
между Украиной и соответствующей страной . Существовал завуалированный
импорт товаров под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий
с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность в
диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в
форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.
В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной
инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными
инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и
вида .
19 марта 1996 года Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины
"О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие
вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений,
которые были заимствованы из декрета . Однако, наряду с этим , в нем
присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной
существенной чертой нового Закона , которая отличает его от предыдущего
законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных
инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим
инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для
отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций ,
которые реализуются в соответствии с государственной программой развития
приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий ,
может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной
деятельности. Четко установлен момент присвоения предприятию статуса
предприятия с иностранными инвестициями . Таким моментом считается день
зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Положительным моментом
является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет
осуществляться только после их фактического внесения , тогда как в
соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного
инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического
внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить
иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия
освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в
Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия с
иностранной инвестицией .
Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем
порядке, предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при
создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать
Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое
находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные
иностранные инвес-тиции не дают права на получение льгот и гарантий,
предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .
Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае
нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть оформлен
письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном
порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .
Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с
иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности ,
которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом
ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В
соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине "
отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при
наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом Украины " О научно-
технической информации " предусматривается право иностранных юридических и
физических лиц , а также лиц без гражданства инвестировать развитие
сферы научно-технической информации Украины в соответствии с действующим
законодательством ( ст.22 ) . В Законе Украины " О страховании "
указывается , что часть иностранных юридических лиц и граждан в
уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном
порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может
превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика
предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных
страховиков при условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и
долгам , срок уплаты которых уже наступил . Кроме вышеуказанного ,
иностранным инвесторам следует помнить , что страховая деятельность в
Украине осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины .
В соответствии с Законом Украины " О выборах народных депутатов "
предприятия с иностранными инвестициями не имеют права делать взносы в
избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины . В
Воздушном Кодексе Украины указывается , что аэропорт , если он в том числе
является совместным предприятием или предприятием, которое полностью
принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и
регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами .
Условия реализации продукции ( работ , услуг) предприятий с
иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями
самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг),
включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины
.Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то , что их
продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее
сертификации как продукции собственного производства. Вывоз товаров , на
которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в
соответствии с законодательством Украины .
Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-
экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности
пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые
действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и
дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности
. Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой
отчетности отдельно указанными показателями :
- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые
находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;
- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-
чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .
Государственной налоговой администрации кроме годового финансового
отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на
импорт и экспорт,
Национальному банку Украины предоставляется информация о суммах
обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.
Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В п.4 ст.19
Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано , что инвестиции
могут быть , а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством
Украины , должны быть застрахованы .Субъекты внешнеэкономической
деятельности самостоятельно выбирают страховую компанию (страховика ),
однако экспортные кредиты, ссуды, некоторые контракты на поставку машин и
оборудования, инвестиции как на территории Украины , так и за ее
пределами страхует специализированное акционерное общество , контрольный
пакет акций которого принадлежит правительству Украины.
Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация
предприятий с иностранными инвестициями .Основания для приостановления
инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об
инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении
или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по
таким причинам :
1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных
законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и
других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства ,
которые охраняются законом ;
2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине
неплатежеспособности ;
3.стихийного бедствия ;
4.введение чрезвычайного положения .
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УКРАИНЕ
Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные
инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3
Закона Украины " О собственности " и пользуются в связи с этим теми же
правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми
исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .
В целях обеспечения равных условий хозяйствования для украинских и
иностранных субъектов хозяйственной деятельности и выполнения
обязательств Украины перед другими государствами и международными
организациями по устранению двойного налогообложения , уклонения от
налогообложения и предотвращению демпинга утве-
ржден Порядок осуществления иностранными субъектами хозяйственной
деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории
Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины .
Иностранные инвесторы имеют право на приобретение паев , акций и
других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .
Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на
территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются
Законами Украины
" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации
небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом
других законодательных актов .
Приобретение иностранными инвесторами имущественных прав на землю и
другие природные ресурсы регулируется Земельным , Лесным,Водным кодексами
, Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В
соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины " О собственности"
иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в
собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право
временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям ,
международным организациям и объединениям при участии украинских и
иностранных юридических и физических лиц , предприятиям , которые
полностью принадлежат иностранным инвесторам , а также иностранным
государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и
лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного
строительства одновременно предоставляются в долгосрочную аренду и
земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование
землей в Украине является платным .
Имущество в аренду иностранным инвесторам предоставляют арендодатели на
основе договоров аренды в соответствии с действующим законодательством
.Кабинет Министров Украины утвердил Перечень имущественных комплексов
государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений
основного производства , передача которых в аренду не допускается .
Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
Для предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных
налоговых льгот, как это было до принятия Закона “О режиме иностранного
инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного
инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов
предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные
проекты с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в
соответствии с государственными программами развития приоритетных
отраслей экономики , социальной сферы и регионов , может быть установлен
льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности .
Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной
деятельности вопросы налогообложения всегда оставались и на наш взгляд
остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с
целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных)
инвестиционных ресурсов во многих странах законодательно установлены сроки
освобождения от уплаты налога на прибыль как по вновь создаваемым
предприятиям , так и при реформировании , расширении уже действующих
предприятий . Подобный опыт был использован и в Украине . В частности
это касалось предприятий с иностранными инвестициями , для которых в
соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен
пяти-
летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О
налого-обложении прибыли предприятий " от 1995 отменил эту льготу ,
оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже
были осуществлены до вступления в силу данного закона.
Тем не менее во вновь принятом Законе о налогообложении прибыли от 22
мая 1997 года это положение не упомянуто , следовательно на данный момент
ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога
на прибыль . Этот факт вполне естественно считается нарушением прав
инвесторов , которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом
необлагаемого налогом периода , и ярко демонстрирует несовершенство и
ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует
привлечению инвестиционных ресурсов .
Плательщиками налога на прибыль из числа нерезидентов являются физические
и юридические лица любой организационно-правовой формы , которые получают
доходы из источников в Украине , за исключением учреждений и организайий
, которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии с
международными договорами Украины . Сумма валового налогооблагаемого
дохода умень -
шается на :
* сумму средств или стоимости имущества , которые поступают плательщику
налога на прибыль в виде прямых инвестиций или реинвестиций в
корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные
или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной
деятельности на территории Украины без создания юридического лица ;
* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и
инвестиционных компаний в случае , если ни один из учредителей (
участников , акционеров ) не владеет более 10% уставного фонда этих
организаций и если эти организации на протяжении 30 дней по окончании
налогового года распределяют между участниками ( акционерами ) не менее
90% доходов от инвестиционных операций .
Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями
осуществляется на тех же условиях и регулируется теми же нормативными
актами , что и предприятия , которые таковых не имеют .
Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .
Особенный правовой статус имеет имущество , которое ввозится в Украину как
взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями . Так , в
соответствии со ст. 18 Закона Украины " О режиме иностранного
инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной
пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного
потребления . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого
имущества на основе вексельной операции . Если вексель не погашен в
течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации ,
векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных
дней .
В случае , если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной
инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество,
которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной
фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые
осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам
(контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением
деятельности векселедателя , последний уплачивает ввозную таможенную
пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная таможенная пошлина не
уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж , что
удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией . В случае
установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока
государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом
соответствующий таможенный орган , после чего последний обязан в
бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину .
Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на
территории Украины .
Основным нормативным актом , который определяет основные принципы
валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров
Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О системе валютного
регулирования и валютного контроля"
Важным для иностранного инвестора является то , что в соответствии
со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия
Национального банка Украины для :
* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами -
резидентами и нерезидентами иностранной валюты , которая была ранее
ввезена ими в Украину на законных основаниях ;
* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде
процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;
* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте,
ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения
инвестиционной деятельности .
Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса
национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через
уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50%
поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов , однако средства в
иностранной валюте , которые перечисляются на территорию Украины с целью
их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными
инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и суммы
выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ
, услуг ) собственного производства .
В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования"
для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы
могут иметь текущие и расчетные счета в банках Украины в соответствии с ее
законодательством .
К таким счетам относятся :
а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно
названные счетами типа " С " . Остатки по ним могут быть свободно
конвертированы в иностранные валюты по курсу , установленному Национальным
банком Украины , и переводится зарубеж ;
б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности
совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом
условно названные счетами типа "Л" .
Средства в валюте Украины с указанных счетов типа " С " и "Л"
иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на
внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж . Средства со
счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :
* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об
иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без
ограничений ;
* для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и
перевода ее зарубеж .
В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "
иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных
платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный перевод
зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте ,
полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной
деятельности .
При этом перевод зарубеж части доходов , принадлежащей иностранному
инвестору , должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки
, при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы .
Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в
иностранной валюте и один счет в валюте Украины .
На текущий счет , открытый в иностранной валюте ( условно именуемый -
типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику
Украины , а также дивиденды в иностранной валюте , полученные от
инвестиций на территории Украины .
При вывозе за рубеж иностранной валюты , полученной от инвестирования, в
наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение
уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от
размера валютных средств . Иностранная валюта с указанного счета может
реинвестироваться на терри -
тории Украины без ограничений .
Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими
деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об
инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О
режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .
Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество
других нормативно-правовых актов , регламентирующих инвестиционную
деятельность . Такое их коли-
чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое
применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий
, когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или
противоречие другому источнику . В основном подобное случается при
столкновении правовых документов различных ветвей власти :
законодательной и исполнительной . Государственные органы управления
инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются
указами Президента , постановлениями Кабинета Министров Украины ,
инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути
являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться
законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для
всего законодательства Украины , которое формируется в условиях
непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи
с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной и
политической
стабильности является одним из определяющих факторов нежелания
иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую
экономику .
Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего
законодательства является его несовершенство , так как несмотря на
огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной
деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли
в них своего отражения или требуют существенной корректировки .
Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций ,
движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных
предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в
статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности
провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного
инвестирования в Украине .
В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются
следующие шаги :
1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями
подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие
изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” , согласно которых
иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного
имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .
2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных
инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами
развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий
, а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта
продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание
производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства
или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О
предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной
деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .
Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :
* внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а
также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения
инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной
страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления
иностранных инвестиций
через страхование и перестрахование всех видов рисков ;
* увеличение количества свободных экономических зон , которые могут быть
опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых
инвестиций ;
* обеспечение стабильных условий налогообложения , причем не только для
иностранных , но и для всех других предприятий ;
* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при
рассмотрении споров по выполнению заключенных в соответствии с
установленным порядком контрактов .
В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке
полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством
предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению
иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной
собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации
частными инвесторами .
Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между
субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное
соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “ .
Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса
инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны
уже с 40 странами мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии
ратификации .
Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут
желаемый результат . |