Инвестиции в России
Содержание
Введение
Инвестиционная политика в российской экономике 3
Внутренние источники инвестиций в России 5
Внешние источники инвестиций 8
Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России 11
2.1. Инвестиции в реальный сектор экономики 14
Иностранные инвестиции в российскую экономику 19
Заключение
Список литературы
Введение
Теории международного движения капитала в западной
экономической литературе уделено достаточно много внимания. Начиная
с 60-х годов появились работы об экономике стран, принимающих
капитал. В этот период на политической карте в результате бурного
национально-освободительного движения возникло большое число независимых
развивающихся государств. Вследствие этого процесса в международных
потоках перемещения капитала наметилась тенденция его движения из
развитых стран в развивающиеся. Видные западные экономисты С.Кузнец,
Г.Хабернер, Г.Майер и др. в своих трудах доказывают, что планирование
экономического роста в развивающихся странах немыслимо в современных
условиях без возможности допуска иностранного капитала в экономику страны.
Эти авторы развивают мысль о том, что благотворное влияние ин.
капитала на развивающееся хозяйство будет положительно сказываться
во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в
национальную экономику : - в форме частных прямых инвестиций и
кредитов, в виде государственных инвестиций ин. кредитов, или в какой-
либо иной форме. В каждом случае находятся аргументы, оправдывающие
и рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее
эффективного средства для достижения национального процветания. Прямые
частные капиталовложения в промышленность, по их утверждению, не
только приносят развивающимся странам чистый прирост национального
богатства, но и влекут за собой приток иностранных специалистов,
которые способствуют подъему технического и культурного уровня
страны, облегчают возможность подготовки квалифицированных кадров,
распространению наиболее современных технологических методов.
Государственные капиталовложения в транспорт, связь, коммунальное
хозяйство рассматривается как один из сильнейших стимулов, поощряющих
национальную деятельность. Действительно, с одной стороны, инокапитал,
привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно,
оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает преодолеть
отсталость, интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны,
привлечение ин. капитала накладывает определенные обязательства,
создает многообразные формы зависимости страны - заемщика от кредитора,
вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом, для национальной
экономики ин. капитал может иметь неоднозначные последствия.
В связи с этим ставится вопрос о расширении прежде всего
технической помощи, направленной на углубление использования собственных
ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о
привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала
необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем
принимать иностранный капитал в свою экономику. На современном этапе
для России теоретическое осмысление учеными вопросов принятия ин.
капитала в его различных формах, эффективного его использования, появления
финансовой зависимости, являются актуальными и важными.
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны
инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,
увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано
уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные
лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить,
однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация
складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала
потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.
Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может
снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство,
попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах Б. Н.
Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в
нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск
вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому
им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству
может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной
Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую
очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская
экономика уже стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет
никакого риска.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры
о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на
инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время
боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский
рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он
также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из
стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то
же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы
ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который
определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность
вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют
правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся
стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только
на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена
именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для
работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на
изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное
значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские
инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики
“сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в
европейских и американских банках, иными словами используются для
инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается
вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст
ощутимый толчок развитию российского производства. По данным
правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года,
около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили
бы себя в российской экономике.
Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую
очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной
экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным
законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не
может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую
экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то
есть возрождение экономики России. Определим, что задачами данной работы
являются проведение исследования инвестиционного климата России, при
последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и
попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит
также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их
состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку
перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на
основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики
государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и
указать необходимые меры для их устранения.
1. Инвестиционная политика в российской экономике.
Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат
материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное
воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.
Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках
централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые
капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на
воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции -
более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,
близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и
"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции,
облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом
собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником
капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.
Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных
отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются
от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены
основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие
главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды,
способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного
сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для
реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших
жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении
эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет
огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и
государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат
страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако
на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что
обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные
цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на
которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в
РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,
гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:
- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на
возвратной основе;
- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём
рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По
этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на
развитие федеральной собственности;
- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо
от форм собственности для всех инвесторов).
Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени
уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало
понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое
важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три
года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики
государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике
России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но
государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут
автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде
всего связано с двумя факторами:
1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному
освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные
предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав
собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого
управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам
уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия,
ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в
инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ
“Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”) :
-создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных
преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это
позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении
использования собственных активов;
-внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее
либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при
выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной
амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода
уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода
суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и
укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы
оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым
использованием амортизационных отчислений;
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития
многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных)
источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных
проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных
инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и
государственное финансирование инвестиционных проектов производственного
назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и
исключительно на конкурсной основе;
- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств
федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных
инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государственно-
коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое
государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного
значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления
налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в
инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.
1.1. Внутренние источники инвестиций в России.
Традиционно в России финансирование капитальных вложений
осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно
предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль,
несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье
приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета
направить на текущее потребление, а какую - отложить на будущее.
Предположим, что члены семьи зарабатывают 1 млн. руб. в месяц. Часть этих
денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату
жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья
тратит 800 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 200 тыс. помещает в
банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов
(159.8 трлн. рублей (20.8% всех денежных доходов) было затрачено жителями
России в первом полугодии 1997 г. на покупку иностранной валюты...). В
этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня |