Новые технологии в обучении иностранному языку
Тираспольская средняя школа №17
Реферат
По немецкому языку
На тему:
Новые педагогические
технологии в обучении
иностранным языкам:
«Обучение в сотрудничестве»
Подготовила:
Буяновская Татьяна Михайловна
Тирасполь – 2000
Осознание необходимости владения языком пришло в наше общество,
знание иностранного языка стало жизненно важным. Однако трудности на пути
овладения иностранного языка, особенно в массовой школе, не убавилось. По-
прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в
расчете на каждого ученика группы, отсутствие индивидуализации и
дифференциации обучения.
Как известно, цель обучения иностранного языка в школах разных типов
состоит в коммуникативной компетенции. Кроме того, в основе обучения любому
виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому изучение ИЯ
должно основываться на развитии у школьников слухомоторных связей в
результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в
индивидуальном режиме. Компенсировать недостаток в разработке учебников,
рассчитанных на среднего ученика, можно и нужно за счет разработанных в
методике методов, подходов и технологий обучения, дающих возможность
убелить каждому ученику 15-20 минут, реализовать личностно-ориентированный
подход в обучении ИЯ.
Личносто-ориентированный подход в обучении относится к гуманитарному
направлению в педагогике. Основой этого принципа является: в центре
обучения должен находиться ученик, а учитель, деятельность познания, а не
преподавания.
В мировой практике известны различные пути решения проблемы личносто-
ориентированного обучения.
Современные учебные пособия по педагогической психологии относят к
гуманистическому направлению в обучении три дидактические системы: так
называемые открытые школы, индивидуальный стиль обучения и обучение в
сотрудничестве.
В США можно найти немало открытых школ. Последние ограничиваются
начальным этапом обучения. Учащиеся обучаются по индивидуальным планам,
которые они составляют сначала под руководством учителя, а затем постепенно
самостоятельно.
Индивидуальный стиль обучения предусматривает учет даже биологических
ритмов ребенка («жаворонки» обучаются с утра, «совы» - во вторую половину
дня). В этих системах много интересного, но для вполне определенных условий
элитарного образования.
Для массовой школы наиболее интересным является опыт обучения в
сотрудничестве.
Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя
группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкина,
Р Джонсоном,
Д. Джонсоном из университета штата Минисота, группой А. Аронсона из
университета штата Калифорния.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной
совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, а другим
нужно время и дополнительные разъяснения учителя, а другим нужно время и
дополнения. Эти дети обычно стесняются задавать вопросы при всем классе.
Поэтому, если детей объединять в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать
им общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то
тогда возникает такая ситуация, в которой каждый отвечает не только за
результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.
Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы.
Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Такова общая
идея обучения в сотрудничестве.
В малых группах (организуемых так, чтобы в каждой группе из 3-4
человек были обязательно сильный, средний и слабый ученики) при выполнении
одного задания на группу, ребята заведомо ставятся в такие условия, при
которых успех или неуспех отражается на результатах всей группы. Это могут
быть разного рода поощрения.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней,
но и значительно эффективней.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве, но
нужно соблюдать четко основные принципы обучения в сотрудничестве:
1) Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологии
совместимости детей. При этом в группе должны быть сильные, средние и
слабые ученики, девочки и мальчики.
2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается
распределение ролей между членами группы (сами дети по рекомендации
учителя).
3) Оценивается работа не одного ученика. а всей группы. Оценка
ставится одна на всю группу.
4) Учитель сам выбирает учащегося с группы который должен отчитаться
за задание. Иногда это может быть и слабый ученик. Ибо цель любого задания
– не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником
группы
Итак, некоторые варианты обучения в сотрудничестве:
I. Обучение в команде.
Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, что
может быть достигнуто путем только в результате самостоятельной работы
каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими учениками этой
группы при работе над этой темой, проблемой вопросом.
Оценивается при этом не столько реальные результаты слабого ученика,
сколько усилия, которые он затрачивает на достижение цели.
Лидер группы держит слабого ученика постоянно в поле зрения, помогает
ему, но ни в коем случае не выполняет за него работу. Задача лидера –
лишний раз объяснить.
В тех же случаях, когда работа на уроке ведется не в группах, а
индивидуально или фронтально и отражает уровень владения отдельным учеником
тем или иным видом речевой деятельности, учитель может оценивать реальные
результаты учащихся.
Вариантами такого подхода можно считать:
А) Индивидуально – групповую и б) командно – игровую работу.
В) Учитель вместо индивидуального тестирования предлагает каждую
неделю соревновательные турниры между командами.
II. Другой вариант обучения в сотрудничестве разработан Э.Арсон в
1978 г. и назвал его «ажурная пила, машинная ножовка». Это подход в пед.
практике называется «пила».
Учащимся организуются по 4-6 человек для работы под учебным
материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит
материал по свой по теме и обменивается информацией с ребятами из других
групп, работающих над этой же подтемой. Это называется «встречей
экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому,
что узнали, товарищей в своей группе. Те в свою очередь рассказывают о
своей чисти задания. На заключительном этапе учитель сможет спросить
каждого ученика команды по данной теме.
Вариант «Пила-2»предусматривает работу группами по 4-5 человек. Вся
команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член
группы получает свою подтему и становится экспертом по данному вопросу.
III. Третий вариант обучения в сотрудничестве – учимся вместе. Класс
делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание,
которое является частью какой-либо темы, над которой работает весь класс. В
результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение
материала в полном объеме.
Можно выделить, приемы, применяемые на коллективных заданиях при
изучении иностранного языка.
1. Прежде всего, это работа в паре, связанная со взаимной проверкой
знаний отдельных слов и выражений на изучаемом языке. Работа может
производиться в устной форме, а также с использованием карточек, на которые
записаны слова и выражения. (по 10,20,30).
2. Совместная работа над новым текстом. Один ученик читает, другой
работает со словарем. Новые слова записываются в словарик или карточку.
3. Работа по новому тексту, если перевод одному уже знаком, а другой
берется за этот текст впервые. Последний читает под контролем более
знающего товарища.
4. Участники занятий имеют разные тексты, и каждый из них готовит
соседа по новому тексту читать, правильно переводить, дает значение новых
слов. Ученики в данном случае работают как учителя и переводчики.
5. Работа над текстом может идти и по методике, разработанной в свое
время А.Г. Ривиным для изучения научной и философской литературы.
Предшествующим этапом может быть работа не по абзацам, а только над
отдельными предложениями (фразами) из абзаца.
Например, берется одним учеником тема или рассказ, который состоит из
4-х предложений. Примерно такие же по объему темы (рассказы) у других
учеников. Как строится работа? Ученик прорабатывает со своим первым
партнером первое предложение (слова, перевод, вопросы к предложению: кто?
где? когда? и т. д.).
Когда фраза усвоена и соответствующая работа проведена над одним
предложением по теме (рассказу) моего партнера, я перехожу к новому
товарищу, которому зачитываю или по памяти воспроизвожу только что
изученную фразу. Берем следующее предложение и проводим над ним такую же
работу. Следующему товарищу – третьему - называются два предыдущих
предложения и начинается работа над третьим предложением. Последнему
товарищу дается первым учеником и чтение текста, и перевод, и вопросы, и
пересказ.
6. Работа в парах сменного состава может быть успешно применена при
разучивании стихотворений. Сначала стихотворение разбирается в классе,
делается перевод, выписываются новые слова, выразительно читается учителем.
Потом идет его проработка; ученики учат его наизусть по частям, работая
друг с другом по очереди.
Можно разучивать стихотворения без предварительной классной работы. Сначала
учитель может проработать новое стихотворение с одним учеником, а затем это
стихотворение ученик разучивает по частям, работая с разными партнерами по
очереди.
7. Поабзацная проработка текстов по методике А. Г. Ривина. Этот прием
может быть использован только на более высоком уровне знания изучаемого
языка.
8. Выполнение упражнений по учебнику. Преуспевающий ученик может быть
использован для консультаций и контроля.
9. Взаимные диктанты. Для взаимных диктантов может служить любой
изучаемый текст. Для взаимных диктантов можно брать отдельные слова и
выражения. Обильный материал для взаимных диктантов - упражнения по
учебнику.
10. Следует давать учащимся возможность готовиться в парах к
изложениям и сочинениям.
11. Для коллективной работы можно разработать систему карточек.
Итак основные идеи, присущие всем описанным вариантам и приемам
обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная
ответственность и равные шансы на успех), дают возможность учителю быть
ориентированным на каждого ученика. Это и есть личносто-ориентированный
подход в условиях классно-урочной системы. |