Доклад: Жизнь и деятельность чукчей
ДОКЛАД
«Жизнь и деятельность чукчей»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: Прибыльский Сергей
9 «Д» класс
Екатеринбург
1999
ЧУКЧИ.
ЧУКЧИ, (самоназвание, «настоящие люди»). Численность в Рос. Федерации
15,1 тыс. чел., коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. чел.),
живут также на С. Корякского авт. округа (1,5 тыс. чел.) и в Нижне-Колымском
р-не Якутии (1,3 тыс. чел.), говорят на чукотском языке.
Ч. подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание
чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя
(самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами. Эти
группы были связаны родственными отношениями и натуральным обменом.
Распространены самоназвание по месту жительства или кочевок: увелельыт —
«уэленцы», «чаальыт» — «Ч., кочующие по р. Чаун», и т. п. Сохраняются, даже у
жителей современных укрупнённых посёлков, назв. более мелких групп внутри
поселений: тапкаральыт — «живущие на косе», гынонральыт — «живущие в центре»
и т. п. Среди зап. Ч. распространено самоназвание чугчит (вероятно, от
чаучу).
Первоначально прародиной Ч. считалось побережье Охотского м., откуда они
продвинулись на С., ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Согласно
современными исследованиям, предки Ч. и родственные им коряков обитали во
внутренних р-нах Чукотки по меньшей мере 6 тыс.
область обитания эскимосов, частично ассимилировав их и частично восприняв
многие черты их культуры (жировые лампы, пологи, конструкцию и форму бубнов,
промысловые обряды и праздники, пляски-пантомимы и др.). Длит. взаимодействие
с эскимосами отразилось также на яз. и мировоззрении оленных Ч. В результате
контактов сухопутной и мор. охотничьей культур у Ч. произошло экономическое
разделение труда. В этногенезе Ч. также приняли участие юкагирские элементы.
Контакты с юкагирами стали относит, стабильными на рубеже 13—14 вв., когда
юкагиры под влиянием эвенов продвинулись на В. в басе. р. Анадырь.
Оленеводство сложилось у тундровых Ч., по-видимому, под влиянием коряков
незадолго до появления русских.
Первые упоминания Ч. в рус. документах — с 40-х гг. 17 в., подразделяют их
на «оленных» и «пеших». Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого
океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к В. до Берингова
пр. Поселения «пеших» Ч. — оседлых морских охотников располагались вместе с
эскимосскими между м. Дежнева и зал. Креста и далее на Ю. в низовьях Анадыря
и р. Канчалан. Численность Ч. в кон. 17 в. составляла ок. 8—9 тыс. чел.
Контакты с русскими первоначально сохранились в основном. на нижней Колыме.
Попытки обложить нижнеколымских Ч. ясаком, военные походы против них в сер.
17 в. не принесли результатов. Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы
численность нижнеколымских Ч. резко сократилась, оставшиеся откочевали на В.
После присоединения к России Камчатки население Анадырского острога,
основанного в 1649, стало расти, что
С кон. 18 в. активизировались торг. контакты Ч. с русскими. Согласно «Уставу
об управлении инородцев» 1822, Ч. не несли повинностей, ясак вносили
добровольно, получая за это подарки. Установившиеся мирные отношения с
русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства
способствовали дальнейшему расширению территории Ч. на 3.: к 1830-м гг. они
проникли на р. Большая Барани-ха, к 1850-м — на нижнюю Колыму, к сер. 1860-х
— в междуречье Колымы и Индигирки; на Ю. — на территория коряков между
Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками; на В.
усилилась ассимиляция Ч. эскимосов. В 1850-х гг. в торговлю с приморскими Ч.
включились американские китобои. Расширение территория обитания Ч.
сопровождалось окончательным выделением территория групп Ч.: колымской,
анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-
вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние Ч.),
туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские Ч.) и др. В
1897 численность Ч. составляла 11751 чел., ок. 60% их составляли тундровые
Ч., ок. 40% — береговые, проживавшие в 75 поселках. С кон. 19 в., вследствие
истребления мор. зверя, численность береговых Ч. резко упала: к 1926 она
составила 30% всех Ч. Современные потомки береговых Ч. живут в пос. Сиреньки,
Н. Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Инчоун, Лорино,
Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье Чукотки.
В 1930 был образован Чукотский национальный округ (с 1977 — авт. округ). Для
этнического развития Ч. в 20 в., особенно в период укрупнения колхозов и
образования совхозов со 2-й пол, 50-х гг., характерны консолидация и
преодоление обособленности отдел, групп. Культурные различия тундровых и
береговых Ч. стираются и к наст. времени в Шмитовском, Беринговском,
Чаунском и Анадырском р-нах практически исчезли. На В. Чукотки, где
сохраняется традиции зверобойный промысел, аккультурация береговых Ч. идет
медленнее. Расширяются контакты Ч. с русскими и др. народами, растет число
смешанных браков (от 20 до 60%). Дети в смешанных браках обычно выбирают
чукотскую национальность.
Основные занятие тундровых Ч. — кочевое оленеводство, имевшее ярко
выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в
упряжке. Стада отличались сравнит, крупными размерами, олени были слабо
приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра
местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом
в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря.
Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя
пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных
каналов.
Основные занятие береговых Ч. — охота на мор. зверя: зимой и весной — на
нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в
одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На
моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие —
гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось
огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на
большой скорости с нарт.
Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито.
Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом —
с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.
До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного
барана, впоследствии почти полностью истребленных; под влиянием торговли с
русскими распространился пушной промысел. До наст. времени сохранилась охота
на птиц с помощью «бола» — метательные орудия из несколько веревок с
грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц
пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг
били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных
растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из
рога, позднее — железа.
Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и
дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художеств, резьба и
гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи,
вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий
геометрический узор. В 19 в. на восточном побережье возникли кустарные
объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В
20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы
Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром
костерезного искусства стала мастерская в с. Уэлен (создана в 1931).
Во 2-й пол. 19 в. многие Ч. стали наниматься на китобойные шхуны и золотые
прииски.
Большинство современных Ч. занимаются традиционные занятиями в рамках
оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в животноводстве,
звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и
здравоохранения. Семьи оленеводов живут в оседлых поселках; укрупнены
поселения приморских Ч. В 1989 более 1,5 тыс. Ч. проживало в городах —
Магадане, Анадыре.
Для обществ, строя Ч. к началу контактов с русскими было характерно
перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ,
дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной
собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной
социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3—4 родственных семей; у
бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах
крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15—20 стойбищ были
связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в
байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали
патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями
(кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время
жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья
в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в.— малая патрилокальная. По
традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников
приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью
невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха.
Имя ребенку давали обычно через 2—3 недели после рождения. Существовали
элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у
богатых — многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией
в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).
Основное жилище — разборный ци-линдро-конический шатер-яранга из оленьих
шкур у тундровых Ч. и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в
центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых
мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиненой или
деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах,
древесных корнях или оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки. Яранга
приморских Ч. отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия.
До кон. 19 в. у приморских Ч. сохранялась полуземлянка, заимствованная у
эскимосов (валкаран — «дом из челюстей кита») — на каркасе из китовых костей,
покрытых дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле,
зимой— через длинный коридор. Стойбища кочевых Ч. состояли из 2—10 яранг, были
вытянуты с В. на 3., первой с 3. ставилась яранга главы общины. Поселения
приморских Ч. насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.
Тундровые Ч. передвигались на нартах на оленях, приморские — на собаках. В
сер. 19 в. у приморских Ч. под влиянием русских распространилась
восточносибирская нарта и упряжка цугом, до этого собак запрягали веером.
Пользовались также ступа тельными лыжами-ракетками, на Колыме —
заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в
байдарах — лодках, вмещающих от одного до 20—30 чел., из моржовых шкур, с
вёслами и косым парусом.
Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили
двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнем, к которому
привешивали нож, кисет и др., двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми
чулками. У приморских Ч. была распространена одежда из кишок моржа.
Головные уборы носили редко, в основном — в дороге. Жен. одежда — меховой
комбинезон (керкер), зимой двойной, летом — одинарный, меховая обувь длиной
до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица:
кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин. Мужчины
стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.
Основная пища оленных Ч. — оленина, береговых — мясо морского зверя. Мясо
употребляли в сыром, варёном и вяленом виде. Во время массового забоя оленей
заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с
добавлением крови и жира. Приморские Ч. заготавливали мясо крупных животных —
кита, моржа, белухи — впрок, заквашивая его в ямах (копаль-гын) зашитым в
шкурах. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося. Листья
карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок — замораживали, квасили,
смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым
жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире
лепешки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.
Христианизация практически не затронула Ч. В начале 20 в. православными
числились ок. 1,5 тыс. Ч. Была распространена вера в духов. Болезни и
бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за
человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно
почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных
предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски
грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое
сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться
только среди родственников по муж. линии. Умерших сжигали на костре или
оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых
шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т. д.
часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось,
что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы
имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах,
пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины,
уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.
Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами: у оленных Ч. — с
осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и
возвращением оттуда. Праздники приморских Ч. близки к эскимосским: весной
праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по
случаю окончания охоты на тюленей; осенью — жертвоприношение морю, поздней
осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде
деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались
танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями оленей, мяса, фигурок из
жира оленей, снега, дерева и др. у оленных Ч., собак — у приморских.
Фольклор Ч. включает космогонические мифы, мифологические и исторические
предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др.
Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и
североамериканских индейцев: сюжет о Вороне — трикстере и демиурге — и др.
Традиционные муз. инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. —
делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были
распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы.
Характерен танец пичьэйнен (букв. «горлом петь»), сопровождавшийся горловым
пением и выкриками танцующих. Традиционные танцы Ч. сохраняются в исполнении
профессиональных коллективов (первый профессиональный ансамбль «Эргырон»,
созданный в 1968, и др.).
Письменность с 1931 на основе лат., с 1936 — на основе рус. графики.
Первая книга на чукотском яз. — букварь В. Г. Богораза и И. С. Вдовина «Красная
грамота» (1932), первое лит. произведение — «Сказки чаучу» Тынэтэгына (Федора
Тинетева, 1940). Известны прозаики В. Ятыргин, Ю. Рытхэу, поэты В. Кеуль-кут,
А. Кымытваль, В. Тынескин и др.
Первая школа среди Ч. создана в Уэлене в 1923. Педагогические кадры
готовят Анадырское педагогическое училище народов Севера, Хабаровский
педагогическое институт и др. Чукотские яз. преподается в школах, на нем
ведутся радио- и телепередачи, в Магадане издается литература В Анадыре и во
многих селах имеются краеведческие музеи. В 1990-х гг. проблемами возрождения
традиционной культуры Ч. занимается Ассоциация народов Чукотки.
|