Доклад: Италия
- 1 -
Состав территории и экономико-географическое положение.
Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить 3 части:
материковую ( около 1/2 площади), полуостровную ( Апеннинский полуостров ) и
островную ( острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких ). Морские границы в 4
раза длиннее сухопутных. Даже самые глубинные районы страны отстоят от
побережья не более чем на 200 - 300 километров.
Экономико-географическое положение в центре Средиземноморского бассейна
издавна благоприятствовало развитию связей со странами Ближнего Востока и
Северной Африки, а также с другими странами Южной Европы. И теперь оно
способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопутные границы с Францией,
Швейцарией и Австирией, а отчасти и с бывшей Югославией проходят по Альпам.
Северная Италия находится в более выгодном чем Южная положении, так как
имеет возможность осуществлять внешние экономические связи и по сухопутным и
по морским дорогам. Через Италию проходят трансконтинентальные авиационные
линии.
Население.
Италия занимает второе место в Европе ( после Германии ) по числу жителей.
Для Италии постоянно характерна массовая эмиграция. Ежегодно ее покидают
десятки тысяч человек. Это происходит вследствие тяжелых условий жизни
крестьянства, безработицы и низкой заработанной платы рабочих. Жизненный
уровень итальянских трудящихся - один из самых низких в развитых
капиталистических странах Европы. Раньше для Италии была характерна
эмиграция за океан. В послевоенное время усилилась временная и сезонная
эмиграция в страны "Общего рынка", особенно в ФРГ и
во Францию. Сальдо внешних миграций в Италии отрицательное.
Италия - одна из густонаселенных стран Европы. На размещение населения
влияет интенсивно протекающий процесс урбанизации. Основная часть городского
населения сосредоточена в Северной Италии. Большинство городов Италии
возникло в древние и средние века. Они пользуются мировой известностью как
своеобразные исторические музеи с архитектурными памятниками старины и
произведениями искусства. Среди них выделяются Рим, Флоренция, Венеция,
Милан, Геную, Болонья.
Национальный состав населения однороден - 98% его составляют итальянцы. По
вероисповеданию итальянцы - католики. Хотя церковь в Италии отделена от
государства, она активно вмешивается в политическую жизнь страны и оказывает
большое влияние на широкие круги населения. В западной части Рима один
квартал занимает государство Ватикан - теократическая монархия. Его глава -
папа римский - одновременно является главой всей католической церкви.
Для классового состава населения характерен большой удельный вес городского и
сельского пролетариата, крестьян-бедняков, ремесленников и кустарей.
Господствующее положение занимает небольшая по численности промышленная,
торговая и сельскохозяйственная буржуазия.
По государственному строю Италия - парламентарная республика во главе с
президентом.
Общая характеристика хозяйства.
До второй мировой войны по темпам роста и уровню промышленного производства
Италия заметно отставала от других главных капиталистических стран. Причины
такого отставания заключались в слабости сырьевой базы, узости внутреннего
рынка. С середины 50-х и в 60-х годах произошел подъем промышленного
производства. Аграрно-индустриальная
страна стала индустриально-аграрной. Большую роль в этом сыграло активное
вмешательство государства в экономику. После войны государство стало
собственником железных дорог, средств связи, большой части металлургических
заводов и многих других предприятий. Оно предоставляет различные льготы и
дает кредиты частным промышленным компаниям. Итальянские монополии усиливают
свои позиции путем слияния и установления связей с транснациональными
компаниями. Особенно большое участие в промышленности Италии принимает
капитал США, Германии и Швейцарии. На основе новейших технических достижений
обновились крупные предприятия машиностроения и химической промышленности и
ряда других отраслей, построены новые современные заводы. Однако наряду с
крупными современными заводами для Италии характерно наличие множества
мелких слабомеханизированных предприятий.
Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее, чем в других
капиталистических станах. Это объясняется тем, что в системе землевладения
и землепользования в Италии сохранились более сильные пережитки феодальных
отношений; все еще значительная доля сельскохозяйственного производства
приходится на мелкие, раздробленные хозяйства крестьян с отсталой
агротехникой.
Характерная особенность размещения хозяйства - резкая территориальная
диспропорция между Северной и Южной Италией. Еще до политического
объединения страны в 70-х гг. XIX в. в Северной Италии существовали богатые
торговые республики с разнообразными связями, с большими центрами ремесленного
и фабричного производства. Теперь Северная Италия не уступает по уровню
экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия
близка к таким менее развитым государствам, как Греция и Португалия.
Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту
диспропорцию. На размещение производства все большее влияние оказывает
экологический фактор, особенно на Севере.
Промышленность.
Италия плохо обеспечена основными видами полезных ископаемых - углем, нефтью,
железной рудой. Более значительны запасы природного газа, бокситов,
полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора. Среди
других стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической
энергии. Промышленность Италии сильно зависит от импорта сырья и топлива.
Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, своем
природном газе и гидроресурсах. По мощности нефтеперерабатывающих заводов
Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве
электроэнергии первое место занимают ТЭЦ, относительно велика и доля ГЭС,
построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают
геотермические электростанции. Построены первые АЭС. В связи с развитием
электроемких производств выработка электроэнергии значительно возросла.
Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет
машиностроение: производство автомобилей, мотороллеров ( Италия - родина
мотороллера ), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бытовое
электрооборудование и пишущие машинки. 3/4 машиностроительных заводов
расположено в Северной Италии.
В связи с ростом машиностроения увеличилась выплавка черных и цветных
металлов. Черная металлургия основывается на импорте лома и чугуна, кокса,
железной руды, легирующих металлов. Особенности сырьевой базы сказывается на
структуре и размещении предприятий этой отрасли. Выплавка стали намного
превышает производство чугуна. Крупнейшие комбинаты расположены в портах
Таранто, Генуя, Неаполь. Предприятия передельной металлургии построены при
больших машиностроительных
заводах ( в Милане, Турине ). Электрометаллургия - выплавка стали и
алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.
Химическая промышленность базируется на привозных нефти и фосфоритах, ан
природном газе, сере и другом местном сырье. Высокими темпами развивается
нефтехимия, особенно увеличилось производство пластмасс и синтетических
волокон на базе крекинга нефти. Большая часть химических заводов расположена
в Северной Италии, но новые комбинаты нефтехимии были построены также в
портах Южной Италии.
Текстильная промышленность Италии производит преимущественно хлопчатобумажные
ткани и ткани из синтетического волокна. Эта отрасль сконцентрирована главным
образом в Милане и его пригородах. Экономические кризисы и спады
производства середины 70-х - начала 80-х годов особенно сильно отразились в
Италии на судо- и автомобилестроении, текстильной промышленности.
Сельское хозяйство.
Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного
климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений и
винограда. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными
аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая
река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий,
переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый,
узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают
каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким
и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых,
миндальных деревьев ми других садовых культур, а также винограда.
Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств:
капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных
крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной
продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более передовыми
методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного
труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Для Южной Италии типично
сочетание крупного помещичьего землевладения ( латифундии ) и мелкого
крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды.
Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но уступает ему
по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет
растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе
в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и цитрусовых. Виноградники
покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому
полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных
деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия
поставляет их на европейский рынок раньше своих конкурентов. Главные зерновые
культуры - пшеница, кукуруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.
Животноводство развито сравнительно слабо. Крупный рогатый скот разводят в
капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кормами горных
районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В
прибрежных районах подспорьем для них служат продукты моря.
Транспорт.
Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет
автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню
электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в
мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города
Северной Италии.
Экономико-географические различия.
Лишь в немногих капиталистических странах можно встретить такие резкие
различия в уровнях экономического развития, какие существуют между Севером и
Югом Италии.
В пределах Севера треугольник, который образуют города Милан, Турин и Генуя,
представляет собой район наиболее высокоразвитой промышленности. Милан
- второй по населению город Италии. По развитию же промышленности, торговой и
финансовой функциям этот город занимает первое место, поэтому его нередко
называют деловой столицей страны. Милан окружен городами-спутниками, многие из
которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен также своим
оперным театром Ла Скала. Лицо Турина определяют автомобильные заводы
концерна "Фиат". С ними связаны предприятия других фирм, специализирующиеся на
производстве автопокрышек, шарикоподшипников и электрокабеля. Большую
индустрию Севера обслуживает Генуя ( 900 тыс. жителей ) - крупнейший
порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, расположено
много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также
большое курортное значение.
Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Севера, где
выделяется своей индустрией Венеция. Этот город славится своеобразием
улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промышленных предприятий и
коммунального хозяйства, загрязняющие Венецианскую лагуну, частые наводнения и
постепенное опускание города создают проблему спасения всемирно известных
памятников архитектуры Венеции от разрушения.
Особое место в Италии, как и во всех странах мира, занимает столица. Рим
расположен в центральной части Апенинского полуострова, в стороне от моря. Это
главный административный, политический и культурный центр страны. Хотя в
настоящее время в Риме имеется военная, химическая и некоторая другая
промышленность, все же его промышленное значение невелико. Город получил
всемирную известность благодаря многочисленным историческим и архитектурным
памятникам и не случайно является одним из крупнейших центров туризма в мире.
Отсталость Южной Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После
второй мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат в
Таранто, несколько нефтехимических комбинатов, атомные электростанции, но это
лишь весьма незначительно повысило индустриальную активность Юга. Важнейший
промышленный и культурный центр Южной Италии - Неаполь. Как
пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает
только Генуе. В Неаполе и его окрестностях расположены известные курорты.
Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой,
низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует или служит
для выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый
клочок земли, а в горных районах проводят сложные работы по устройству
террас, опорных стен, предохраняющих из участки от эрозии.
Юг дает основную часть эмигрантов.
В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1980 года, здесь
были разрушены многие населенные пункты. Этим еще более было ослаблено
экономическое положение Южной Италии.
Внешние экономические связи.
И импорте Италии преобладают топливо ( нефть, уголь, кокс ) и промышленное
сырье ( металлолом, хлопок ); она ввозит также машины и продовольствие. В
экспорте главную роль играют готовые изделия ( машины, оборудование, ткани )
и фрукты ( апельсины, лимоны ). Наиболее велик товарооборот со странами
"Общего рынка", Швейцарией и США.
Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы
итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого
страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают
свыше 30 млн. иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в
одну из важнейших отраслей экономики. |