Валютное регулирование в РФ
Северо-Западная Академия Государственной Службы при Президенте Российской
Федерации Р Е Ф Е Р А Т по финансовому праву тема : «Валютное регулирование в РФ» Выполнила студентка V курса вечернего отделения юридического факультета Миронова Н.Н. группа № 52 Преподаватель Иванюженко А.Б. Санкт-Петербург 1998 П Л А Н
Введение :
1. Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы.
Основная часть :
2. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы
3. Отдельные вопросы осуществления валютного контроля
. Валютный контроль за экспортными поставками
. Некоторые вопросы таможенного оформления экспорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля
. Валютный контроль за импортными поставками
Заключение:
7. Перспективы развития таможенно-банковского контроля России
Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы В области валютного законодательства за последние десять лет произошли
радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой
государственной валютной монополии. Государственная валютная монополия была главным принципом валютной
политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство
выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая
концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью
валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на
совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими
ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных
резервов и единства валютной кассы. С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом
либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество
физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с
валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в
России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер. Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных
ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной, национальной
валюты. Так, денежные обязательства возникающие при совершении сделок с
золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. В
соответствии с решением Совета Безопасности РФ «Об итогах работы
Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации
финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах междду конечными
потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с
этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях,
обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в
иностранной валюте. Оценка вкладов в уставный фонд предприятия с
иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в
иностранной валюте - по соглашению между участниками предприятия. Таким образом мы можем определить валютное регулирование как,
деятельность государственных органов, направленная на регламентирование
порядка совершения валютных операций. Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях :
нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в
создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых
являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-
правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным
жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и
прекращении валютных правоотношений. Основы организации и осуществление валютного регулирования определены
Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное
регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями,
осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том
числе и ведомственных (однако имеющих общее значение). Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций,
выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную. Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую
очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в
совершении валютных операций, под которыми понимаются :
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные
ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве
средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной
валюте
ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из
Российской Федерации валютных ценностей
осуществление международных денежных переводов
Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения
валютного законодательства при осуществлении валютных операций[1]. Особым направлением валютного контроля является контроль за
соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой
деятельности - предпринимательской деятельности в области международного
обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на
них[2]. В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
ведется по следующим основным направлениям :
определение соответствия проводимых валютных операций действующему
законодательству и наличия необходимых для них лицензий
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед
государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации
проверка обоснованности платежей в валюте
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы
валютного контроля за внешне-торговой деятельностью. Под которыми
понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в
процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор
форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая). Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и
их принципы Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными
отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой
деятельности являются :
защита экономического суверенитета
обеспечение экономической безопасности
стимулирование развития национальной экономики при осуществлении
внешнеторговой деятельности
обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в
мировую экономику Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма
государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь
внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль
принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют
в формировании судебной и административной практики, содействуют отмене
устаревших и принятии новых юридических норм, в толковании правовых актов и
устранения пробелов в законодательстве, в организации контроля за
деятельностью государственных чиновников, осуществляемой в порядке
дискреционных полномочий т.е. полномочий, реализуемых по собственному
усмотрению. Итак, рассмотрим непосредственно сами принципы государственного
регулирования внешнеторговых отношений : Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики .
Внешнеторговая политики является частью внешней политики - общего курса
государства в международных делах. Это предполагает необходимость
согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими
установками внешней политики. Так, например, присоединение России к
международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой
немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с
данной страной, какими выгодными они не являлись Единство системы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль - обязательный этап
любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку
управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль
за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими
органами государственной власти РФ и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях
обеспечения положения Федерального закона «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности». Других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также
в целях защиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных
образований и российских лиц[3] Единство политики экспортного контроля. Система экспортного контроля
представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами
власти установленного российским законодательством порядка вывоза за
пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а так же
отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-
технической информации, которые могут быть использованы при создании
вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового
уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания,
по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка. Единство таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория
- это территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной
юрисдикцией в отношении таможенного дела[4] . Таможенная территория РФ
также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и
внутренние воды. Воздушное пространство над ними. Таможенная территория
включает в себя также в морской исключительной экономической зоне
Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над
которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в
отношении таможенного дела[5] . Принцип единства таможенной территории
нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного
партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных
границ. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется
посредством применения экономического и административного методов
регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации. Тот или иной метод регулирования
предполагает использование конкретных инструментов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть
объединены в следующие группы : таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы) паратарифные инструменты. Использование которых формально не связано с
регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее
существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи не
налогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми
органами) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и
т.д.) антидемпинговые и компенсационные полшины, с помощью которых
осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с
занижение цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий
государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные
поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и
качества контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее
ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством
товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами
исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и
(или) импортных операций
Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот
принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического
равенства[6], признания защиты равным образом частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности[7]. Государство не должно
дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть
предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности
худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой
деятельности. Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали
из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют
право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального
бюджета[8]. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших
от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить
ответные меры. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во
внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ
в целом. Очевидно, что данным принципом не исключается возможность
государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде
ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во
внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ
конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных
интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности
государства[9] . Исключением являются лишь случаи неоправданного
вмешательства. Рассматривая внешнеторговую деятельность, как одну из сфер валютного
регулирования в РФ, нельзя не обратиться к рассмотрению субъективной и
объективной сторон указанных правоотношений . Итак, все участники правоотношений по валютному контролю могут быть
разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность
которых является объектом контроля. Первые (контролирующие субъекты представлены органами и агентами
валютного контроля. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные
акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами
Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и
документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В
соответствии со ст.11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ, а
так же Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Так Центральный банк РФ:
29. определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте
30. издает нормативные акты
31. проводит все виды валютных операций
32. устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ
33. устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ
34. устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии
35. устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления
36. готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам
37. выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ Агентами валютного контроля являются организации, которые в
соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции
валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим
органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются
агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под
уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на
проведение валютных операций). В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле» агенты, так же как и органы проводят проверки валютных
операций резидентов и нерезидентов в РФ. Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях
валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов. К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской
Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с
законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с
законодательством РФ, с местонахождением в РФ
дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации,
находящиеся за пределами РФ
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов -
юридических лиц и организаций не являющихся юридическими лицами В число нерезидентов входят
физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, с местонахождением за пределами РФ
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами
РФ
находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные
официальные представительства, а также международные организации, их
филиалы и представительства
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц
и организаций, не являющихся юридическими лицами Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются
в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями
Российской Федерации с этими государствами[10] Отдельные вопросы осуществления валютного контроля Валютный контроль за экспортными поставками Расширение внешнеторговых контактов и либерализация
внешнеэкономических связей привели к такой ситуации, когда на внешний рынок
стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом
в этой сфере деятельности. Одним из последствий упразднения государственной
монополии на внешнюю торговлю стали серьезные валютно-финансовые проблемы,
связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров из
России. По одной из оценок, 1992 году отток капитала составил 12-13 млрд
долларов США. Если сделать перерасчет по курсу того периода. То получиться
сумма, эквивалентная 15-16% валового внутреннего продукта. Отток капитала
из России в таких размерах стал мощным толчком для развития инфляционных
процессов. Относительно общего объема вывезенного из России капитала существует
несколько оценок. По данным экспертов МВД России, за последние годы из
страны ушло около 120 млрд долларов. На счетах зарубежных банков находиться
20 млрд долларов, незаконно вывезенных из России. Более конкретна оценка
ГУЭП МВД России : в общей сумме осевших за рубежом российских капиталов
доля нелегальной утечки составляет 10%. Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной
целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной
выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления
финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования
государственных валютных резервов. Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые
результаты. Утечка валюты снизилась до 4 % от суммы сделок, что примерно
соответствует мировым показателям в этой области. По данным МВЭС России,
только за один год с момента введения таможенно-банковского валютного
контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров на 8
% валютные поступления в российские банки увеличились на 60 %. При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта
товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов :
предварительный контроль
информационно-аналитический контроль
окончательный документальный контроль Предварительный контроль включает в себя определение правильного
оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности
содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий
внешнеторговой деятельности действующему законодательству. Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной
карточки валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для
проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение
и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ
информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление
нарушителей валютного и таможенного законодательства. Информационно-аналитический контроль предполагает формирование учетной
карточки на основании ГТД, в соответствии с которой было произведено
таможенное оформление товара, и передачу этой карточки в уполномоченный
банк. Учетная карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости
товара и дате его вывоза за пределы РФ. После зачисления соответствующих
валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о
движении средств за данный товар . При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном
научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России по истечении
180 дней со дня экспорта товаров производят их анализ. При выявлении
учетных карточек, в которых содержится информация о не зачислении валютных
средств от экспорта товаров, такие учетные карточки передаются в таможенный
орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник
внешнеэкономической деятельности предположительно не обеспечивший
зачисление валютной выручки. При осуществлении окончательного документального контроля таможенными
органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не
поступления валютной выручки. В случае подтверждения таких фактов
применяются санкции, установленные .Таможенным кодексом РФ. Помимо учетных карточек экспортируемых товаров базовым документом
таможенно-банковского контроля является паспорт экспортной сделки. Он
оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему
под действие валютного контроля. Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный экспортером договор в
двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в
котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная
выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для оформления паспорта
сделки в уполномоченный банк экспортером предоставляется. Наряду с
оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал и надлежащим
образом заверенная копия внешнеторгового контракта. На основании которого
был составлен паспорт сделки. Паспорт сделки (Приложение 1) содержит следующую обязательную
информацию:
реквизиты уполномоченного банка
реквизиты экспортера
реквизиты иностранного покупателя
реквизиты и условия контракта Каждому паспорту сделки присваивается свой номер. Являющийся сложным
кодом, в котором присутствуют четыре части:
первая часть кода состоит из одной арабской цифры «1», означающей, что
паспорт используется для валютного контроля за экспортными поступлениями
вторая часть кода - это восемь цифр, составляющих код (по ОКПО)
уполномоченного банка, на счет которого будут зачислены валютные средства
третья часть представлена тремя цифрами, составляющими номер, присвоенный
филиалу уполномоченного банка ЦБ РФ. Филиал уполномоченного банка
фигурирует в паспорте сделки в том случае, когда транзитный валютный счет
экспортера, на который должна поступить валютная выручка по указанному в
паспорте контракту, ведется в филиале уполномоченного банка. Если же этот
счет ведется в головной конторе уполномоченного банка или у последнего
вообще нет филиалов, в третьей части кода вообще указывается «000»
четвертая часть кода представляет собой порядковый номер данного паспорта в
журнале, который ведется уполномоченным банком для отдельного учета
входящих и исходящих документов валютного контроля
Приложение 1 ПАСПОРТ ЭКСПОРТНОЙ СДЕЛКИ № 1/00000000/000/00000 от 00.00.00 г.
Реквизиты банка:
Наименование - ______________________________________________________
Филиал - ____________________________________________________________
Почтовый адрес - _____________________________________________________ Реквизиты Экспортера:
Наименование - ______________________________________________________
Код ОКПО - _________________________________________________________
Номер счета - ________________________________________________________ Реквизиты иностранного покупателя :
Наименование - ______________________________________________________
Страна - _____________________________________________________________
Адрес - ______________________________________________________________ Реквизиты и условия контракта :
|Номер - |Последний платеж - |
|__________________________ |_______________ |
|Дата - |Валюта платежа - |
|____________________________ |__________________ |
|Сумма контракта - |Код валюты платежа - |
|_________________ |______________ |
|Валюта цены - |Форма расчетов - |
|____________________ |__________________ |
|Код валюты цены - |Поступление выручки - |
|________________ |_____________ |
Валютная оговорка - __________________________________________________
Лицензия Банка России :
Номер - _________________________ Дата - ____________________________
Отсрочка - ___________________________________________________________
Подписи уполномоченных лиц:
От Банка От Экспортера
Должность_____________________ Должность _______________________
______________________________ _________________________________
(Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись)
М.П. Дата М.П. Дата
Особые отметки_______________________________________________________ Как уже отмечалось, паспорт сделки на каждый внешнеторговый контракт
оформляется и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр остается в
уполномоченном банке и служит основанием для открытия досье валютного
контроля (досье формируется уполномоченным банком по каждому паспорту
сделки и представляет собой специальную подборку документов по контролю за
поступлением валютной выручки от экспорта товаров) за поставкой, другой
экземпляр возвращается экспортеру. Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя
ответственность :
за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям
контракта, на основании которого он был составлен
за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта
товаров по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки,
на валютный счет экспортера в уполномоченном банке в который он
предоставляет паспорт сделки для оформления Некоторые вопросы таможенного оформления экспорта товаров в связи с
осуществлением валютного контроля Таможенные органы принимают экспортируемые товары к таможенному
оформлению только в случае предъявления в дополнение к установленным
документам паспорт сделки. Оформление товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в
иностранной валюте без предоставления паспорта сделки допускается лишь в
случаях предусмотренных нормативными актами ГТК России или с письменного
разрешения ГТК России. На начальном этапе таможенные органы (таможенный пост или отдел
таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре
таможенного поста. Отдел таможенного оформления и таможенного контроля
таможни) рассматривают представляемые им в рамках процедуры валютного
контроля следующие документы :
внешнеторговый контракт
оригинал грузовой таможенной декларации (ГТД)
один экземпляр копии ГТД
копию паспорта сделки
лицензию ЦБ РФ (в случае осуществления валютных операций, связанных с
движением капитала, а так же зачисления валютных средств на счета в
иностранных банках)
и иные документы, необходимые, для контроля заявляемых сведений Таможенные органы проверяют соответствие внешнеторгового контракта
действующему валютному законодательству, а также соответствие
представленного паспорта сделки установленным требованиям к его оформлению.
При этом не может служить основанием для отказа в выпуске товаров
отсутствие во внешнеторговом контракте сведений об общей стоимости
товаров, валюте платежа, форме расчетов, если эти данные содержатся в
паспорте сделки по срокам оплаты, а так же расхождение данных контракта и
паспорта сделки по срокам оплаты товаров, вызванное объективными условиями
(время пересылки банковских документов. Время движения товаров и т.п.). В
последнем случае необходимым условием является соблюдение общего срока
исполнения текущей валютной операции - 180 дней. Если во внешнеторговом контракте содержатся сведения о текущем
валютном счете экспортера. А в паспорте сделки указан транзитный валютный
счет, то и такая «не состыковка» не может стать основанием для отказа
таможенного органа в выпуске экспортируемого товара. Должностные лица таможенного органа проверяют :
соответствие данных, заявленных ГТД, информации, содержащейся в паспорте
сделки
соответствие кода характера сделки (графа 24 ГТД) валюте платежа,
предусмотренной внешнеторговым контрактом (графа «Код валюты платежа»)
соответствие подписи ответственного лица банка, заверившего копию паспорта,
и оттиска печати банка образцам подписей ответственных лиц банка и оттисков
печатей (при отсутствии в таможенном органе оттисков печатей таможенное
оформление не производится) При таможенном оформлении экспортных поставок с расчетами в
клиринговой валюте. Не котируемой ЦБ РФ, таможенному органу представляется
справка уполномоченного банка, подтверждающая :
наличие у участника внешнеторговой деятельности клирингового счета
осуществление расчетов в клиринговой валюте в счет конкретного
межправительственного соглашения
курс и код клиринговой валюты Если между документами, представленными для таможенного оформления, не
выявлено никаких существенных расхождений, сами эти документы признаны
подлинными и соответствующими требованиям к подобным документам,
должностное лицо таможенного органа подписывает копию паспорта экспортной
сделки и ставит на ней личную номерную печатью. Указанная копия паспорта
сделки остается в делах таможенного органа наряду с экземпляром ГТД. Если выявляется конкретное нарушение таможенных правил и предписаний
законодательства о валютном контроле, то оно фиксируется в акте
произвольной формы, который в течении рабочего дня, следующего за днем
составления акта, предоставляется в отдел таможенной стоимости и валютного
контроля таможни. К акту прилагаются копии документов в которых обнаружены
указанные выше нарушения и несоответствия, а также копии иных необходимых
документов. При этом до принятия решения отделом таможенной стоимости и
валютного контроля или до представления указанных документов с внесенными
изменениями и дополнениями (если только по фактам выявленных нарушений и
несоответствий не начато производство по делам о нарушении таможенных
правил) выпуск товаров не осуществляется. Так же как и паспорт экспортной сделки в документообороте таможенно-
банковского валютного контроля за экспортными операциями существуют
документы как то учетная карточка таможенно-банковского контроля и реестр. Учетная карточка представляет собой возвратный документ, составляемый
таможенными органами для уполномоченных банков и содержащий часть сведений
из ГТД, необходимых для осуществления валютного контроля. Учетная карточка
содержит информацию по одной произведенной отгрузке. На основе учетных
карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого
поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от
произведенных товарных поставок. Реестр содержит сгруппированную
информацию об отгрузках товаров на экспорт, а также о суммах и сроках
поступления валютной выручки. Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах. Первый
экземпляр разделяется банком на у четные карточки, относящиеся к различным
паспортам сделки, и эти учетные карточки распределяются по соответствующим
досье. Второй экземпляр реестра заполняется уполномоченным банком и не
позднее контрольного срока возврата, указанного в нем, высылается обратно
таможенным органам. Описанный выше документооборот можно посчитать достаточно усложненным
и даже несколько бюрократическим, но именно возвратный характер многих
документов в сочетании не только с документарным, но с денежным и товарным
контролем, позволяет государственным органам в лице уполномоченных банков и
таможни выявлять недобросовестных экспортеров, планировать поступление
валютных средств в Россию из-за рубежа, а значит поддерживать финансовую
безопасность страны. Валютный контроль за импортными поставками С того момента, когда в полном объеме «заработал» механизм валютного
контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом
сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные
операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как
заключение фиктивного контракта т.е., российский покупатель переводил
иностранному контрагенту валюту под заведомую не поставку товаров
(предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление). Широко
также практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление
российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. По
данным Банка России, основанным на отчетности коммерческих банков по
«бестоварным» переводам по фиктивным импортным контрактам из России
ежемесячно уходило около 400 млн. Долларов. Валютные контроль за импортными поставками был введен для того. Чтобы
искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих
«перекачивать» иностранную валюту за границу. Действующий сейчас механизм валютного контроля за импортными
операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными
операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является
паспорт импортной сделки. Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают
перевод из России иностранной валюты для приобретение товара, обязаны
ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств,
переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат влюты в сроки
установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты
перевода, если иное не разрешено Банком России. Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров
осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с
нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со
счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в
котором открыт специальный транзитный счет[11] или текущий счет импортера
и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по
данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки. Паспорт импортной сделки является базовым документов валютного
контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые
товары. Он оформляется совместно импортером и уполномоченным банком в двух
экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом
валютного контроля. Реквизиты паспорта сделки являются практически
аналогичными реквизитам паспорта экспортной сделки. Идентификация
импортного характера сделки отражается в первой цифре сложного номера-кода
присвоенного каждому такому документу - это цифра «2». Если оплата импортируемого товара производиться со счета в иностранном
банке, открытого в соответствии с лицензией Банка России, паспорт сделки
подписывается территориальным учреждением Банка Росии по местонахождения
импортера. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера и служит
основанием для открытия досье валютного контроля. Другой возвращается
импортеру. Паспорт импортной сделки также необходим для приобретения валюты за
рубли резидентами-импортерами на валютном рынке. При предоставлении
поручения на покупку валюты импортер обязан предоставить оригинал паспорта
импортной сделки, разрешение (лицензия) Банка России на осуществление
валютной операции, связанной с движением капитала, документ подтверждающий
регистрацию в Банке России валютной операции, связанной с движение
капитала, договор, соглашение контракт либо иной документ. Причем данный
порядок распространяется в в отдельных пунктах, не только по операциям
связанным с импортом. Причем резидент приобретший валюту на внутреннем
валютном рынке обязан дать банку распоряжение о зачислении валюты на
специальный транзитный валютный счет и перевести указанные валютные
средства, не позднее 7 календарных дней по соответствующему основанию[12]. Проводя аналогии с организацией валютного контроля над экспортом из
России мы рассматривали элементы документооборота контроля. Особенностью
валютного контроля импортных сделок резидентов РФ, является наличие нового
документа в документообороте. Это карточка платежа, которая позволяет
обмениваться информацией между ГТК России и уполномоченными банками.
Остановимся на ней подробнее. Банк импортера не позднее 15-го календарного дня с даты платежа за
импортируемые товары (или с даты зачисления средств в иностранной валюте,
поступивших на валютный счет импортера в качестве возврата средств, ранее
переведенных им в оплату импортируемых товаров) составляет карточку платежа
(возврата платежа), представляющую собой документ о движении денежных
средств, который формируется банком импортера и отправляется в ГТК РФ при
оплате импортируемого товара или возврате ему ранее уплаченных средств
(Приложение 2). Приложение 2 К а р т о ч к а п л а т е ж а №0000000 Пси 2/00000000/000/0000000000 В.сч.000000000000 Сумма П. - 00000000000 КВП - 000 Дата П.-
00.00.00 ГВК №-0000000 Дата Г-00.00.00 Признак - 00 ФР - 00 ГТД № - 00000/00000/0000000 Номер товара - 00 Сумма Б КВ Инф.Би 0000000.00 000 Особые отметки : М.П. (Подпись) И.О. Фамилия Банк заполняет карточки платежа в части той информации, которой он
располагает, и оформленную карточку направляет в ГТК России : В карточке платежа содержится следующая информация:
порядковый номер по паспорту сделки платежа, произведенного банком
импортера единой суммой
номер паспорта сделки
номер валютного счета импортера в банке. Через который осуществляются
расчеты по паспорту сделки
сумма платежа
валюта, в которой произведен платеж суммы
дата валютирования платежа иностранной стороне по контракту или ее приказу
(дата валютирования перевода денежных средств импортеру при возврате
средств, ранее переведенных в оплату импортируемых товаров)
используемая форма расчетов
номер соответствующей ГТД
сумма, засчитанная банком как фактически уплаченная за ввезенный товар, по
которому в банк импортера поступила учетная карточка или ксерокопия ГТД
другие сведения Бумажная копия карточки платежа, отосланной в ГТК России, направляется
импортеру для идентификации платежей по мере прохождения товарами
таможенного оформления. Импортер по имеющимся у него транспортным и расчетным документам
отбирает из числа полученных от своего банка карточек платежа те из них,
которые относятся к данной учетной карточке. Далее банк импортера преверяет правильность отнесения импортером
произведенных платежей к конкретным поставкам по учетной карточке. Сверяет
фактические даты платежа с датами, указанными импортером, и, используя
представленный импортером вариант заполнения учетной карточки, а также ГТД
и иные документы, имеющиеся в досье, заполняет карточки платежа,
соответствующие данной учетной карточке. Заполненные таким образом карточки платежа направляются в ГТК РФ
одновременно с учетными карточками не позднее установленного контрольного
срока. Электронные копии паспорта сделки, учетной карточки и карточки платежа
формируются банком импортера с помощью унифицированных программных средств,
разрабатываемых ГТК России. Перспективы развития таможенно-банковского контроля России Нормативная база таможено-банковского контроля в России находиться в
состоянии постоянного развития. В действующие нормативные правовые акты
вносятся изменения и дополнения, основная цель которых - оптимизировать
механизм контроля за внешнеэкономической деятельностью. Не отрегулированным до конца остается вопрос о контроле за
поступлением выручки от экспорта работ и услуг. Необходимо ли банкам в
качестве агентов валютного контроля проверять полноту и своевременность
поступления экспортной выручки в валюте за выполнение работ и оказания
услуг за рубежом, как этого часто требуют от них органы ВЭК России ? В
настоящее время, чаще всего о существовании таких внешнеторговых контрактов
банки чаще всего узнают лишь при поступлении валютных средств на счета
клиентов. Негативно влияет на эффективность контроля за движением капитала
нерешенность проблемы применения штрафных санкций к импортерам. Как
справедливо отмечают в Управлении валютного контроля ГТК России, отсутствие
правовой основы за применение таможенными органами санкций за
необоснованные платежи в иностранной валюте при импорте товаров, выявленные
в процессе валютного контроля, фактически разрывает целостность и логику
построения системы таможенно-банковского контроля. Перспективу развития таможенно-банковского контроля в России
справедливо связывают с идеей либерализации механизма валютного контроля.
Как бы не казалось парадоксальным на первый взгляд, именно либерализация
валютного законодательства способна остановить отток капитала за границу.
По мнению руководителей Федеральной службы по валютному и экспортному
контролю, идея либерализации валютного регулирования должна быть более
полно развита в законе о финансовой амнистии. На амнистию могли бы рассчитывать хозяйствующие субъекты, совершившие
нарушения в 1993-1994 годах, а ныне активно работающие на так называемые
«серые деньги» - средства вывезенные за рубеж в то время, когда валютное
законодательство России только формировалось и существовали многочисленные
возможности для перемещения под различными предлогами капитала за границу (
за исключением денег, нажитых преступным путем ). Документом, определяющим принципиальные направления развития системы
таможенно-банковского контроля на ближайшие годы, является Федеральная
целевая программа развития таможенной службы на 1996-1997 годы и на период
до 2000 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 01 сентября
1996 года № 1052). Одним из основных направлений таможенной политики России, обозначенных
в Программе (раздел 4), является совершенствование валютного контроля. В целях развития системы валютного контроля, полного и безусловного
выполнения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных и
налоговых обязательств предусматривается : совершенствовать действующее законодательство о валютном контроле, в
том числе о контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров,
работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также при
перемещении валютных ценностей подготовить правовые акты. Направленные на реализацию контрольных
функций таможенных органов при осуществлении внешнеэкономической
деятельности, в процессе которой возможны нарушения валютного
законодательства разработать единые принципы осуществления валютного контроля
таможенными службами государств-участников Таможенного союза укреплять взаимодействие таможенных органов с иными государственными
контролирующими органами и другими заинтересованными ведомствами (Банком
России, МВЭС, ВЭК, ФСНП и др.) в осуществлении валютного контроля и борьбы
с «отмыванием грязных денег» Развитие и совершенствование механизма таможенно-банковского контроля
за внешнеторговыми операциями должно оказать несомненное содействие
созданию основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской
Федерации. Использованная литература 1. «Финансовое право» Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова, Изд. «Новый юрист», Москва, 1998 г. 2. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник . Додонов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г. 3. «Валютный контроля внешнеторговой деятельности» юридический справочник. А.Н. Козырин, Изд. «Новый юрист» Москва, 1998 г. 4. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 5. Указание ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации 6. Конституция РФ -----------------------
[1] Ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
[2] Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании
внешнеторговой детелльности»
[3] ст.35 Федерального закона «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности»
[4] ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе»
[5] ст.3 Таможенный Кодекс РФ
[6] ст.19 Конституции РФ
[7] ст.8 Конституции РФ
[8] ст. 21 Федерального закона «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности»
[9] ст.55 Конституции РФ
[10] Постановление Верховного Совета РФ «О введение в действие Закона РФ «О
валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 года № 3617-
1
[11] п.3 Указания ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 года
[12] п.11 Указаний ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 г.
|