Расходы бюджета
Министерство образования РФ. Курский гуманитарно-технический институт. Контрольная работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Расходы бюджета» Выполнил: студент
гр. БУЖ-11/2,5 Алдохин А.В.
Проверила: Железногорск 2002 г. Содержание.
Введение 3
1 Классификация расходов бюджета. 4 1.1 Расходы федерального бюджета 7 1.2 Расходы региональных бюджетов 10 1.3 Расходы местных бюджетов 11
2 Расходы федерального бюджета на 2002 г. 13
Заключение 32
Список использованной литературы. 33 Введение Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории -
бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением
государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения,
на основе которых происходит процесс использования средств
централизованного фонда денежных средств государства по различным
направлениям. Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции
совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу
концепции закладываются три основных блока задач: . сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета; . определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот; . создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно- финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях [3]. Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и
сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами
является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.
Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских
учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных
для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых
за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым
и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством,
экономическую основу регионов составляет их собственность например,
экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы:
земля, недра и т.д.[3] Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и финансовая,
ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном
дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов
территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов. Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет
средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя
ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных
обязательств. 1 Классификация расходов бюджета. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти
затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит
процесс использования средств централизованного фонда денежных средств
государства по различным направлениям [3]. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации
производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или
распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный
характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям
затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме
того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по
уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные
ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На
возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды
[4]. Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего
главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального
эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности
использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных
средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема
средств. В случае необходимости дополнительного финансирования
бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать
дополнительные источники финансирования. Целевой характер использования расходов предполагает использование
ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств
не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр
финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить
блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь
до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным
Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату
уже использованных средств [4]. Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении
средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом
ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на
основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом
утвержденных смет. Ассигнования из бюджета выдаются на безвозвратной основе, что означает
предоставление средств без условия их обязательного возврата в
государственный бюджет [4]. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов
расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной
характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая
экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных
расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов
ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от
экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым
рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-
экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным
хозяйством, административно-территориальным устройством государства,
формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов
порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на
определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике
финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на
текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов – это часть расходов
бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной
власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание
государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в
форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также
другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы
является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета. Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов,
обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая
статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь
создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с
утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства,
предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта,
расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет
развития [2]. Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются
преобладающей частью. Система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера
функций, возложенных на органы власти, согласно функциональной
классификации. Расходы делятся на следующие блоки [2]: 1. государственное и муниципальное управление 2. национальная оборона 3. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 4. осуществление международной деятельности 5. поддержка отраслей сферы материального производства 6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 7. содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения 8. охрана окружающей природной среды и природных ресурсов 9. обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования
бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы,
конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление
деятельности государственных и местных органов власти в определенной
области. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: . ассигнования на содержание бюджетных учреждений; . средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; . трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления; . ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; . ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; . бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); . субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; . инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; . бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; . кредиты иностранным государствам; . средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. Бюджетные организации расходуют бюджетные средства исключительно на: 1. оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников; 2. перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; 3. трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; 4. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; 5. оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; 6. оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных
расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов
соответствующее министерство, другое государственное учреждение или
юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак
классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в
структуре расходов, связанные с изменением системы управления. В
Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в
перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160
получателей. Среди них: Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство
внутренних дел и другие. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы
осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные,
региональные и местные [2]. 1.1 Расходы федерального бюджета Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является
группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по
главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета
утверждается федеральным законом. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств
федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам
расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам
расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации
утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации
исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов
[2]: . обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; . функционирование федеральной судебной системы; . осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); . национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; . фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу; . государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; . государственная поддержка атомной энергетики; . ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; . исследование и использование космического пространства; . содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; . формирование федеральной собственности; . обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; . компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; . пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; . проведение выборов и референдумов Российской Федерации; . федеральная инвестиционная программа; . обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; . обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; . финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; . официальный статистический учет; . прочие расходы. Средства федерального бюджета используются для финансирования
мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые
региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за
счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: . государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; . обеспечение правоохранительной деятельности; . обеспечение противопожарной безопасности; . научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс; . обеспечение социальной защиты населения; . обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; . обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; . развитие рыночной инфраструктуры; . обеспечение развития федеративных и национальных отношений; . обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; . обеспечение деятельности средств массовой информации; . финансовая помощь другим бюджетам; . прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 1.2 Расходы региональных бюджетов Основные направления использования средств региональных бюджетов
следующие [2]: . обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; . обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; . проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; . обеспечение реализации региональных целевых программ; . формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; . осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; . содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; . обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации; . оказание финансовой помощи местным бюджетам; . обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; . компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; . прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они
предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на
государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из
этого, через региональные бюджеты государство активно проводит
экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и
социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются
региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. 1.3 Расходы местных бюджетов Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия
экономических и социальных процессов в стране. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов [2]: . содержание органов местного самоуправления; . формирование муниципальной собственности и управление ею; . организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; . содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; . организация, содержание и развитие муниципального жилищно- коммунального хозяйства; . муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; . благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; . организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); . содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; . организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; . обеспечение противопожарной безопасности; . охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; . реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; . обслуживание и погашение муниципального долга; . целевое дотирование населения; . содержание муниципальных архивов; . проведение муниципальных выборов и местных референдумов; . финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Важное значение местных бюджетов в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении
государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры
общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих
более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В
основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями
бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их
государственной финансовой поддержки. 2 Расходы федерального бюджета на 2002 г. 31 декабря 2001 года Президент РФ подписал федеральный закон "О
федеральном бюджете на 2002 год" [1]. Расходная часть бюджета РФ на 2002 год утверждена в сумме 1 триллион
947 миллиардов 386,3 миллиона рублей, доходная - в сумме 2 триллиона 125
миллиардов 718,2 миллиона рублей. При этом объем валового внутреннего
продукта прогнозируется в размере 10 триллионов 950 миллиардов рублей, а
уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару спрогнозирован в
размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США [1]. Превышение доходов над расходами в 2002 году планируется направить на
погашение госдолга России в сумме 68 миллиардов 566,6 миллиона рублей и на
образование финансового резерва - 109 миллиардов 765,3 миллиона рублей. На
обслуживание государственного и муниципального долга выделяется 285
миллиардов 9 миллионов 298,7 тысяч рублей, на национальную оборону - 284
миллиарда 157 миллионов 831,5 тысяч рублей, на правоохранительную
деятельность и обеспечение безопасности государства - 173 миллиарда 863
миллиона 288,3 тысячи рублей, на образование - 80 миллиардов 88 миллионов
334,7 тысяч рублей. 257,5 млрд. руб. - средства федерального бюджета направляемые по
разделу "Социальная политика" функциональной структуры расходов
федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии, 289,7 млрд.
руб. - процентные расходы федерального бюджета, сформированные исходя из
графика платежей 2002 года и 1324,7 млрд. руб. - непроцентные расходы
федерального бюджета в традиционной структуре. Существенно в 1,42 раза против уровня 2001 года, в проекте
федерального бюджета на 2002 год возрастают расходы на оплату труда
работников бюджетной сферы, финансируемых из федеральною бюджета. Это
обусловлено установлением ставки 1 разряда Единой тарифной сетки па уровне
450 рублей и индексацией тарифной части фонда оплаты труда в среднем в 1,89
раза; приравниванием с 1 июля 2002 года окладов по воинской должности
(должностных окладов) военнослужащих и приравненных к ним лиц к должностным
окладам федеральных государственных служащих, что эквивалентно увеличению
окладов денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц от 1,7
до 2 раза. Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем
бюджетного финансирования на 2002 год по разделу "Государственное
управление и местное самоуправление" предусматривается в размере 56670,6
млн. рублей, в соответствии с ведомственной структурой расходов
определенной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N
867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" с учетом
изменений и дополнений. Cудебная власть. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в
размере 18857 млн. рублей или увеличен против 2001 года на 7523,1 млн.
рублей, т.е. 66,4 процента. Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по
разделу "Международная деятельность" в 2002 году планируется в объеме
46653,8 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов
федерального бюджета - в сумме 81113,8 млн. рублей, и возвратных платежей,
учитываемых в составе расходов со знаком "минус", в сумме 34460,1 млн.
рублей. Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу
"Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание
российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации,
финансирование операций неторгового характера, а также расходы по
предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета
кредитных операций приняты в сумме 567,63 млн. долл. США (17880,17 млн.
рублей. Взносы в международные организации (без учета международных
финансовых организаций) предусматриваются в сумме 152,79 млн. долл. США
(4812,95 млн. рублей), при этом будет обеспечено частичное погашение
имеющейся задолженности по взносам России в ООН и другие международные
организации ( 17,2 млн. долл. США). В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также
расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми
договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2002 году будет
оказывать техническое содействие по строительству, расширению и
модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции
и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам
как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Ирак, Югославия. Поскольку сотрудничество в области строительства комплексных объектов
за рубежом является в настоящее время по существу единственной формой
продвижения на внешний рынок машиностроительной продукции, технологий и
строительных услуг российских предприятий, планируется увеличить указанные
расходы по сравнению с 2001 годом на 100 млн. долл. США. Расходы
федерального бюджета на эти цели в 2002 году, составят 500 млн. долл. США,
или 15750,0 млн. рублей. Предполагаемый общий объем поступлений в 2002 году в счет погашения
основной суммы долга по кредитам, предоставленным Правительством бывшего
СССР и Правительством Российской Федерации иностранным государствам
определен исходя из графика платежей действующих межправительственных
соглашений, а также соглашений, парафированных за последний период
(подписание последних состоится в начале 2002 года), и составит 548,22 млн.
долл. США, или 17268,9 млн. рублей. В то же время следует учитывать, что ряд стран-должников, имеющих
платежи срочные к погашению в 2002 году, относятся к категории "беднейших"
и их платежные возможности не позволяют осуществлять выплаты в полном
объеме. В этой связи существует вероятность предоставления ряду таких стран
в рамках соглашений с Парижским клубом кредиторов облегчения долговою
бремени путем реструктуризации их задолженности. Кроме того, по опыту
прошлых лет, есть вероятность непогашения или длительной задержки платежей
в погашение задолженности Кубы перед Российской Федерацией. Присоединение России в 1997 году к деятельности Парижского клуба
кредиторов в качестве полноправного участника позволило расширить круг
иностранных государств, обслуживающих свою задолженность, перед Российской
Федерацией. Соглашения об урегулировании задолженности предусматривают
возможность проведения конверсионно-обменных операций в размере 20-30
процентов от суммы урегулируемой задолженности. Указанные операции предполагают не только переуступку, продажу долга
третьей стороне, но и получение в счет погашения долга акций предприятий,
финансирование местных затрат на территории стран-должников. В 2002 году
планируются поступления от проведения таких операций на сумму до 150 млн.
долл. США, или 4725,0 млн. рублей. Объем предоставления внутри страны кредитов, полученных от
правительств иностранных государств, банков и фирм, предусматривается в
2002 году до 360 млн. долл. США, или 1 1340,0 млн. рублей. Согласно
Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в связи с тем, что
практика привлечения под государственные гарантии иностранных связанных
кредитов доказала свою неэффективность, в 2002 году привлечение новых
кредитов не предусматривается, а будет продолжено использование тех
кредитов, которые включены в Программу внешних заимствований Российской
Федерации на 2001 год. В 2002 году будет продолжено участие Российской Федерации в
деятельности международных финансовых организаций. В качестве взносов в эти организации планируется перечислить 27,9
млн. долл. США, или 878,9 млн. рублей. Предполагается перечисление взносов
в ОЭСР за участие Российской Федерации в деятельности рабочих органов этой
организации. Планируемые расходы по контрактам, заключенным в рамках займов
международных финансовых организаций в объеме 50,3 млн. долл. США, или
1584,5 млн. рублей представляют собой расходы на софинансирование по
проектам МБРР, на возмещение налогов, уплаченных по займам, и расходы на
поддержание рублевого эквивалента установленной части квоты Российской
Федерации в МВФ. В 2002 году предельная сумма выплат по предоставленным Российской
Федерацией гарантиям в рамках займов международных финансовых организаций
может составить 29,5 млн. долл. США, из которых 19,5 млн. долл. США -
оценка выплат по частичным гарантиям от некоммерческих рисков (включены в
целевую статью 136 "Государственные гарантии по внешним заимствованиям"), а
10 млн. долл. США - по полной суверенной гарантии, предоставленной ЕБРР по
кредиту ОАО "Камаз" (отражены в целевой статье 131 "Расходы в сфере
международной деятельности" как предоставление кредитных ресурсов
предприятиям и организациям). Показатель статьи "Возврат кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных
внутри страны, полученных от международных финансовых организаций"
установлен на уровне 120 млн. долл. США, или 3780,0 млн. рублей. Операции, проведенные в 2000 году путем погашения заемщиками
просроченной задолженности и будущих обязательств по проектам МБРР и ЕБРР,
существенно изменили график возврата средств конечными заемщиками в
последующие годы. Сумма основного долга 2002 года, погашенная досрочно,
составила 43 млн. долл. США. Дополнительным фактором, повлиявшим на
корректировку сумм возврата основного долга, стала консолидация
внебюджетных фондов в федеральном бюджете (Федеральных дорожный фонд,
Государственный фонд занятости, Фонд МНС Российской Федерации и Федеральной
службы налоговой полиции России), расходы по обслуживанию займов которых в
2002 году будут осуществляться за счет федеральною бюджета. В 2002 году планируется возврат кредитов (бюджетных ссуд),
предоставленных внутри страны, полученных от правительств иностранных
государств, банков и фирм в размере 145 млн. долл. США, или 4567,5 млн.
рублей. Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По
подразделу 03 "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ"
расходы на 2002 год планируются в общей сумме 312,86 млн. долл. США, или
9855,5 млн. рублей. Прогнозируемый общий объем расходов федерального бюджета в 2002 году
на предоставление государственных кредитов правительствам стран СНГ
составит 130 млн. долл. США, или 4095,0 млн. рублей, в том числе:
Республике Беларусь - 40 млн. долл. США, Республике Украина - 50 млн. долл.
США, Республике Азербайджан - 15 млн. долл. США. В проекте бюджета на 2002 год расходы на международные культурные,
научные и информационные связи предусмотрены в сумме 42,77 млн. долл. США,
или 1347,3 млн. рублей, т.е. с увеличением относительно 2001 года на 17,18
млн. долл. США, что вызвано необходимостью выделения средств на покупку
лицензии на право трансляции Летних Олимпийских игр 2004 г. в Греции и
Зимних Олимпийских игр 2002 г. в США, Чемпионата мира по футболу, а также
финансированием мероприятий по продвижению кандидатуры России в качестве
организатора Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2010". Расходы на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам по
сравнению с 2001 годом снижены, исходя из их уровня по отчетным данным за
предыдущие годы. и предусмотрены в бюджете на 2002 год в сумме 1,8 млн.
долл. США, или 56,7 млн. рублей. Кроме того, с учетом соответствующих поручений Президента и
Правительства Российской Федерации в проект бюджета на 2002 год включены
новые виды расходов в сумме 45,0 млн. долл. США, касающиеся реализации
международных обязательств Российской Федерации в сфере военно-технического
сотрудничества с иностранными государствами. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных
исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в
сумме 29396,9 млн. рублей, или с ростом против объема текущего года на
33,1%, в том числе по фундаментальным исследованиям - на 43,6% и по
разработке перспективных технологий и приоритетным направлениям научно-
технического прогресса - на 23,2 процента. За счет ассигнований по разделу в 2002 году планируется
профинансировать 38 федеральных целевых программ, в которые вошли 48
подпрограмм. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на их реализацию,
планируется в сумме 6265,3 млн. рублей, или с ростом к 2001 году на 1283,9
млн. рублей. К наиболее приоритетным отнесены следующие программы:
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники"
(1800,0 млн. рублей), "Национальная технологическая база" (1000,0 млн.
рублей), "Развитие гражданской авиационной техники России" (2200,0 млн.
рублей), "Реформирование оборонно-промышленного комплекса" (500,0 млн.
рублей), "Интеграция науки и высшего образования России" (175,0 млн.
рублей), "Мировой океан" (123,0 млн. рублей). Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств,
направляемый в 2002 году из федерального бюджета на финансирование отраслей
материального производства планируется на уровне 53371,3 млн. рублей. В
составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на
государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию,
народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной
промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции,
воспроизводство минерально-сырьевой базы. Государственная поддержка угольной промышленности. Финансирование
угольной промышленности из федерального бюджета осуществляется в
соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по
реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. N 1523 "О
государственном финансировании мероприятий но реструктуризации угольной
промышленности", дополнениями и изменениями к нему. Объем средств на
поддержку угольной промышленности определен в сумме 7,2 млрд. рублей. Финансирование спецкомбинатов системы "Радон". На финансирование
работ, выполняемых на особо радиационно-опасных объектах спецкомбинатов
"Радон" Госстроя России, выполняющих работы по сбору, хранению и утилизации
радиоактивных отходов в отдельных регионах предусмотрено на 2002 год в
сумме 159,0 млн. рублей. Государственная поддержка народных художественных промыслов. На эти
цели в федеральном бюджете на 2002 год учтено направление средств в размере
16,9 млн. рублей на оказание государственной поддержки народным
художественным промыслам для компенсации тарифов на железнодорожные
перевозки но территории Российской Федерации продукции, изготовленной
организациями народных художественных промыслов, а также части расходов
этих предприятий на потребленную электроэнергию. Государственные капитальные вложения. Объем бюджетных ассигнований,
направляемых на финансирование государственных капитальных вложений
определен исходя из прогнозируемых источников доходов бюджета в сумме 42,3
млрд. рублей. Государственные капитальные вложения сосредоточатся в
основном на объектах непроизводственного назначения, имеющих некоммерческий
характер и не располагающих собственными источниками накоплений, что
позволит профинансировать федеральные целевые программы, связанные с
ликвидацией последствий аварий и катастроф, отдельные объекты
здравоохранения, науки, культуры, образования, а также жилищное и
коммунальное строительство. Стандартизация и метрология. По Госстандарту России предусмотрено
выделение субвенций на содержание эталонной базы России, Государственной
службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли,
Государственной службы стандартных образцов состава и свойства веществ и
материалов, Государственной службы стандартных справочных данных.
Федерального фонда стандартов и общероссийских классификаторов,
финансирование расходов по осуществлению государственными инспекторами
территориальных органов Госстандарта России надзорных и контрольных
функций, а также других расходов в общей сумме 90,2 млн. рублей. Воспроизводство минерально-сырьевой базы. Расходы федерального
бюджета в 2002 году на воспроизводство минерально-сырьевой базы
предусматриваются в объеме 7323,9 млн. рублей Сельское хозяйство и рыболовство. Таблица 1. Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство.
| |млн. руб. |
|1. Текущее содержание подведомственных структур |7041,2 |
|2. Расходы на приобретение отечественной техники на |1200,0 |
|условиях лизинга, в том числе с направлением средств | |
|в уставные капиталы лизинговых компаний | |
|3. Целевые субсидии |1850,0 |
|4. 3атраты капитального характера |394,5 |
|5. Средства на формирование и использование |150,0 |
|федерального фонда семян | |
|6. Возмещение разницы в %% ставках по кредитам, |1400,0 |
|привлеченным сельскими товаропроизводителями в банках| |
|7. На проведение мероприятий по воспроизводству, |70,0 |
|охране и использованию объектов животного мира | |
|8. Мероприятия в области сельского хозяйства |955,0 |
|9. Финансирование ФЦП "Повышение плодородия почв" |4051,0 |
|в т.ч. Субсидии на компенсацию части затрат на |2100,0 |
|приобретение минеральных удобрений и средств | |
|химической защиты растений | |
|Финансирование мелиоративных работ |1951,0 |
|ВСЕГО |17401,7 | Охрана окружающей среды и природных ресурсов. В федеральном бюджете на
2002 год предусмотрены ассигнования в сумме 9613,5 млн. рублей на
финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды.
Указанные средства предполагается направить на осуществление
государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и
содержание государственных природных заповедников и национальных парков. Транспорт, связь и информатика. Общий объем расходов проекта
федерального бюджета на 2002 год на поддержку указанных отраслей
оценивается в 5,3 млрд. рублей. Железнодорожный транспорт. Программой структурной реформы на
железнодорожном транспорте предусматривается постепенное сокращение
перекрестною субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. В
настоящее время убытки от пассажирских перевозок в дальнем следовании
составляют более 18 млрд. рублей, что приводит к дополнительной нагрузке на
грузовые тарифы. В целях снижения убыточности пассажирских перевозок и, в
первую очередь, социально значимых перевозок пассажиров в плацкартных
вагонах, и, соответственно, сдерживания роста тарифов на грузовые перевозки
в бюджете на 2002 год предусматривается государственная поддержка
железнодорожною транспорта в сумме 600,0 млн. рублей. Автомобильный транспорт. В рамках данного подраздела предполагается
финансирование отдельных подпрограмм федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России (до 2010 года)" на сумму 26,5
млн. рублей. На финансирование мероприятий подпрограммы "Безопасность
дорожного движения", направленных на формирование безопасного поведения
участников дорожного движения, работу информационно-пропагандистского и
воспитательного характера (в основном с детьми дошкольного и школьного
возраста) на повышение безопасности дорожного движения в России, а также
создание и организацию работы единых дежурно-диспетчерских служб по
спасению пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, будет
направлено 9,0 млн. рублей. Реализация подпрограммы "Международные
транспортные коридоры" будет способствовать улучшению транспортного
обслуживания международных связей, в том числе созданию благоприятных
условий для привлечения на национальные транспортные коммуникации
транзитных перевозок, а также повышению конкурентоспособности российских
товаропроизводителей и транспортных предприятий на мировых товарных и
фрахтовых рынках. Ассигнования из бюджета по данной подпрограмме составят
2,5 млн. рублей. На содержание исполнительной дирекции по реализации
Программы предполагается направить 15,0 млн. рублей. Воздушный транспорт. На содержание поисковых и аварийно-спасательных
служб гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации
предусмотрены расходы в размере 121,7 млн. рублей. На покрытие убытков 35
убыточных аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера, где авиация
является единственным видом транспорта, будут выделены ассигнования в сумме
84,6 млн. рублей. Водный транспорт. В федеральном бюджете на 2002 год предусматриваются
ассигнования на содержание бюджетных учреждений, субсидии и субвенции
предприятиям Министерства транспорта Российской Федерации, обеспечивающих
безопасность судоходства и мореплавания и выполнение Российской Федерацией
Международных конвенций и межправительственных Соглашений, в сумме 2312,9
млн. рублей. Размер субсидий по содержанию ледокольного флота,
обеспечивающего проводку судов по трассе Северного морского пути и
находящегося в федеральной собственности, определен в сумме 420,0 млн.
рублей. На обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях
намечается выделить 1802,3 млн. рублей (151,8% к 2001 г.), в том числе на
обеспечение безопасности - 1793,2 млн. рублей и субсидии на межобластные
перевозки - 9,1 млн. рублей. Связь и информатика. На покрытие убытков почтовых отделений связи
расположенных, в основном, в районах Крайнею Севера, в федеральном бюджете
предусмотрено 83,6 млн. рублей, на поддержку информационных центров - 2,1
млн. рублей. Дорожное хозяйство. В федеральном бюджете ассигнования на дорожное
хозяйство предусмотрены в сумме 54519,4 млн. рублей. Из них на
финансирование сети федеральных дорог направляется 31783,4 млн. рублей
(111,9% к 2001 г.), в том числе в рамках ФЦП "Модернизация транспортной
системы" - 30783,4 млн. рублей. Ассигнования из федерального бюджета на
государственную поддержку дорожного хозяйства субъектов Российской
Федерации составят 22736,0 млн. рублей. Развитие рыночной инфраструктуры финансовая поддержка малого
предпринимательства. В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрены
расходы в сумме 20,0 млн. рублей для продолжения финансирования мероприятий
по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого
предпринимательства, начатого в предыдущие годы. Расходы на образование. Расходы на образование определяются в
федеральном бюджете на 2002 год в размере 78124,1 млн. рублей. Расходы,
направляемые на подготовку кадров с учетом потребности рынка труда,
позволят обеспечить обучение 949,2 тыс. учащихся профессионально-
технических училищ, 1176,4 тыс. учащихся средних учебных заведений, 2829,1
тыс. студентов вузов и других обучающихся. Культура, искусство и кинематография. Расходы на культуру, искусство
и кинематографию на 2002 год определены в размере 10146,5 млн. рублей, что
составляет 158,9% к расходам на указанные цели, установленным Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2001 год". Расходы на финансирование средств массовой информации. Расходы на
финансирование средств массовой информации на 2002 год определены в сумме
9890,8 млн. рублей, что составляет 158,7 % к утвержденному плану на 2001
год. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Государственные расходы федеральною бюджета на здравоохранение в 2002 году
ориентированы на реализацию приоритетных направлений реформирования и
совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект, и определенных
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации, на адаптацию выделяемых средств к гарантированным объемам
медицинских услуг, повышение реальной доступности и качества медицинской
помощи для широких слоев населения. Расходы на здравоохранение, физическую
культуру и спорт на 2002 год определены в сумме 30694,9 млн. рублей, что на
38,2 % больше, чем в 2001 году. На мероприятия по физической культуре и
спорту планируется направить бюджетные ассигнования в сумме 1 147,2 млн.
рублей, которые будут использованы в приоритетном порядке на развитие
детско-юношеского спорта, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий
среди различных слоев населения, проведение спортивных мероприятий среди
инвалидов, а также на крупнейшие международные спортивные мероприятия,
проводимые в России и за рубежом, в том числе заключительный этап
подготовки и участие в XIX зимних Олимпийских играх и XII Параолимпийских
играх 2002 года в Солт- Лейк-Сити (США). Расходы на социальную политику. Расходы на социальную политику
планируются в проекте федерального бюджета на 2002 год в объеме 406,3 млрд.
рублей, из которых 257,5 млрд. рублей - перечисление средств в бюджет ПФР
на выплату базовой части трудовой пенсии. Ассигнования на финансирование мероприятий по содействию занятости
населения составят 1676,3 млн. рублей, в том числе на: . профессиональное обучение безработных граждан - 905,0 млн. руб., . профессиональная ориентация - 55,0 млн. руб., . организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 93,7 млн. руб., . информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и о гражданах, ищущих работу, предувольнительные консультации высвобождаемым гражданам - 31,0 млн. руб., . организация общественных работ - 350,0 млн. руб., . организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежи, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы) - 205,2 млн. руб., . социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 6,4 млн. руб., . оказание содействия самозанятости населения (создание 1000 рабочих мест) - 30,0 млн. руб. Расходы на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей
и подростков определены в сумме 502, 0 млн. рублей. В 2002 году будет продолжено финансирование федеральных целевых
программ в объемах, позволяющих профинансировать мероприятия программ с
учетом их финансирования в предыдущие годы, в сумме 722,17 млн. рублей: в
том числе на программу "Дети-инвалиды" - 162,0 млн. рублей, "Развитие
социального обслуживания семьи и детей" - 75,2 млн. рублей, "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 78,38 млн. рублей,
"Социальная поддержка инвалидов" - 207,52 млн. рублей, "Старшее поколение"
- 155,72 млн. рублей, "Дети Севера" - 43,35 млн. рублей. На расходы по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий,
в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны будут
выделены средства в сумме 1516,8 млн. рублей (с ростом против плановых
назначений 2001 года на 51,7 процента). В составе расходов Минтруда России предусматриваются средства на
реализацию федеральных полномочий по льготам, предусмотренным Федеральным
законом "О ветеранах" в сумме 5000,0 млн. рублей (с ростом против плановых
назначений 2001 года на 25,0 процента), из них: на обеспечение инвалидов
войны транспортными средствами и компенсацией расходов на транспортное
обслуживание вместо получения транспортного средства - 1528,2 млн. руб.;
санаторно-курортное лечение участников войны и инвалидов - 1015,4 млн.
руб.; оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за
пользование им - 1524,3 млн. руб.; оплату проезда на железнодорожном,
воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных,
межкраевых и межреспубликанских маршрутов - 932,1 млн. руб. На реализацию первоочередных мероприятий миграционной политики на
2002 год предусмотрены ассигнования в сумме 131 1,76 млн. рублей. Кроме
того, учтена выплата компенсации за утраченное жилье и/или имущество
гражданам в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 "О порядке выплаты компенсации за
утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате
разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно" в
размере 1000,0 млн. рублей. На расходы, связанные с содержанием и питанием граждан, временно
покинувших места постоянного проживания на территории Чеченской Республики
и находящихся в местах временного размещения на территории Российской
Федерации, а также на оплату проезда и провоза багажа указанных граждан к
местам их проживания на территории Чеченской Республики предусмотрено
выделение средств в размере 1609,223 млн. рублей. При этом указанные
расходы учтены в составе федеральной целевой программы "Восстановление
экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие
годы)". На реализацию Федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и
вынужденных переселенцев" предусмотрены ассигнования в сумме 32,3 млн.
рублей. Указанные средства будут направлены на социальную поддержку семей
беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей, на
мероприятия, проводимые в отношении детей, находящихся в центрах временного
размещения вынужденных переселенцев и центрах временного размещения лиц,
ищущих убежища, на мероприятия по обустройству детей, прибывших без
родителей из зон межнациональных и военных конфликтов, и их реабилитацию, а
также на оказание адресной помощи особо нуждающимся детям из семей
вынужденных переселенцев. Ассигнования по Программам ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций оцениваются в 2002 году в сумме 8429,3 млн. рублей, в том числе на
проведение мероприятий по реабилитации радиоактивно загрязненных территорий
по федеральной целевой программе "Преодоление последствий аварий и
катастроф" предусматривается 46,1 млн. рублей, на подпрограмму "Дети
Чернобыля", являющейся составной частью Федеральной целевой программы "Дети
России" - 28,7 млн. рублей. Из общей суммы ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете,
на социальную защиту населения, проживающего (работающего) в населенных
пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской и
других радиационных катастроф, включая лиц, принимавших участие в
ликвидации последствий этих катастроф, направляются средства в размере
7639,2 млн. рублей, из которых на социальную защиту граждан, пострадавших
вследствие чернобыльской катастрофы- 58 11,5 млн. рублей, граждан,
пострадавших вследствие ядерного выброса в Челябинской области - 361,5 млн.
рублей и граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне - 66,2 млн. рублей, а также на выплату ежемесячной
компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с
радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, реализуемой
Министерством труда и социального развития Российской Федерации, - 1400,0
млн. рублей. Расходы, связанные с предоставлением льгот и компенсаций по
социальному страхованию, гарантированных действующим законодательством для
граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф,
предусматриваемые Фонду социального страхования Российской Федерации в
пределах общей суммы финансирования, составляют 715,3 млн. рублей. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 1996
года N 811 "О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских
немцев" и в целях дальнейшего развития социально-экономической и культурной
базы возрождения российских немцев постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 июня 1997 года N 854 "О федеральной целевой программе
развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских
немцев на 1997-2006 годы" на реализацию Программы предусмотрены расходы в
сумме 36,6 млн. рублей. Расходы по обслуживанию государственного долга. В федеральном бюджете
на 2002 год общий объем процентных расходов определился в 289,7 млрд.
рублей, или 2,73 % к ВВП, в том числе по обслуживанию внутреннего долга -
57,9 млрд. рублей, внешнего - 231,8 млрд. рублей. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга. Условия,
в которых формируются показатели развития рынка государственного
внутреннего долга Российской Федерации в 2002 году, связаны, прежде всего,
с фактическим преодолением последствий финансового кризиса августа 1998
года и восстановлением организованного рынка государственных ценных бумаг,
что характеризуется увеличением объемов заимствований на внутреннем рынке
при сохранении стабильного уровня доходности по государственным ценным
бумагам. Восстановление доверия инвесторов к рынку государственных
заимствований позволяет рассчитывать на привлечение средств с финансового
рынка путем рыночного размещения разнообразных государственных финансовых
инструментов с доходностью, не превышающей 14-16 % годовых по коротким
инструментам и 20-23 % по среднесрочным инструментам. До конца 2001 года продлена новация по государственным ценным бумагам
со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. с целью ее полного завершения.
Портфель инвесторов, не прошедших новацию, суммарно составляет менее 0,5%
от общего объема государственных ценных бумаг, подлежащих новации. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составят в
2002 году 57,9 млрд. рублей. Наиболее значительный объем расходов на
обслуживание приходится на купонные выплаты по облигациям федерального
займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК), которые получены
инвесторами в результате новации, а также будут размещены в период 2001-
2002 гг. - 33,7 млрд. рублей. Расходы на обслуживание по облигациям федерального займа с постоянным
и переменным купонным доходом (ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК), полученным Банком России и
коммерческими банками в результате реструктуризации задолженности в 1999-
2001 гг., соответственно составят в 2002 году 7,0 млрд. рублей и 2,9 млрд.
рублей. В связи с возросшим объемом привлечения краткосрочных инструментов,
расходы на обслуживание ГКО в 2002 году составят 5,5 млрд. рублей. Учитывая, что размер купонных выплат по ОГСЗ может определяться на
основе доходности по ГКО-ОФЗ либо, исходя из официальных показателей,
характеризующих инфляцию, расходы на обслуживание ОГСЗ в 2002 году составят
1,3 млрд. рублей. Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга. В
федеральном бюджете на 2002 год предусмотрены ассигнования на платежи по
обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в размере
- 7,4 млрд. долларов США. В 2002 году продолжатся выплаты Парижскому клубу кредиторов по долгу
бывшего СССР как по кредитам, реструктуризированным в рамках соглашения от
29.04.1996 и Меморандума от 01.08.1999, так и по кредитам с оригинальными
сроками погашения, не подлежащим реструктуризации. Объем платежей по
обслуживанию странам-участникам Парижского клуба кредиторов предусмотрен в
размере 0,2 млрд. долларов США - по новому российскому долгу и 2,4 - по
долгу бывшего СССР. Из общей суммы предусматриваемых бюджетных ассигнований
на платежи по обслуживанию государственного внешнего долга предстоит
выплатить около 3 млрд. долларов США в виде купонов но государственным
ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. Платежи процентов и комиссий по кредитам МФО в 2002 году ожидаются в
сумме 848 млн. долларов США, из них около 400 млн. долларов США - МВФ,
около 448 млн. долларов США - МБРР и ЕБРР. В основу составления прогноза расходов по обслуживанию
государственного внешнего долга был положен сценарий развития событий,
учитывающий в определенной мере валютные и процентные риски, в том числе
возможное ослабление доллара по отношению к остальным мировым валютам и в
первую очередь к евро. В 2002 году планируется выплатить около 0,35 млрд.
долларов США Внешэкономбанку на погашение процентов по кредитам,
предоставленным в 1998-1999 годах Минфину России за счет средств Банка
России для расчетов по государственному внешнему долгу Российской
Федерации. Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2002 году начинается
новый этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года,
в том числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам
других уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание
бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном
создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне
рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения
эффективности бюджетных расходов. Исходя из этого общий объем финансовой
помощи бюджетам других уровней составит 245353,7 млн. рублей. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов российской федерации.
Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - регионов (ФФПР)
образован в размере 147491,0 млн. рублей, что составляет 14% налоговых
доходов федерального бюджета (за исключением контролируемых Государственным
таможенным комитетом), рассчитанных по консервативному прогнозу социально-
экономического развития. В составе ФФПР предлагается выделить дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в
размер 135928,0 млн. рублей и субсидии на государственную поддержку закупки
и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за
исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности с ограниченными сроками завоза грузов в размере 8963,0 млн.
рублей. Финансовая поддержка северного завоза. В целях создания благоприятных
условий для жизнедеятельности северных регионов в межнавигационный период
2001-2002 годов, а также принимая во внимание дотационность большинства
северных субъектов Российской Федерации и невозможность, в связи с этим,
привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков на длительные (более 6
месяцев) сроки, в Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации, как и в 2001 году, предусматривается финансовая
поддержка северного завоза в виде субсидий. Необходимость направления средств федерального бюджета на цели
государственной поддержки досрочного завоза грузов в районы Севера
обусловлена большими затратами предприятий и организаций по транспортировке
грузов на значительные расстояния с многочисленными перевалками,
накоплением и длительным хранением грузов в межнавигационный период, а
также невозможностью в условиях ограниченной платежеспособности населения
компенсировать указанные повышенные затраты предприятий в полном объеме за
счет выручки от реализации продукции (услуг). По расчету, произведенному с
учетом индексов - дефляторов, потребность в средствах федерального бюджета
на указанные цели составит в 2002 году 8963,0 млн. рублей. При этом имеется
в виду, что государственная финансовая поддержка досрочного завоза
продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
с ограниченными сроками завоза грузов должна осуществляться также за счет
средств региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного
завоза продукции (товаров) на Север. На пополнение указанных фондов
предлагается направлять передаваемые с 1 января 2002 года в управление
субъектов средства, выделенные им из федерального бюджета в 1994-1995 годах
на поддержку досрочного завоза грузов на Север в размере 8914,0 млн.
рублей. В проекте федерального закона устанавливается, что средства
региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза
продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
с ограниченными сроками завоза грузов должны отражаться в бюджетах
субъектов Российской Федерации и использоваться для закупки и доставки
нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров, медикаментов и
лекарственных средств, продукции материально-технического назначения и
непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными
сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций
социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям
дальнего востока и архангельской области. Учитывая, что регионы Дальнего
Востока и Архангельская область не имеют достаточной сырьевой базы
топливных ресурсов, завоз топлива ими производится из отдаленных регионов
России (Урала, Сибири, Якутии и др.) и услуги по перевозке топлива к месту
нахождения электростанций оказывают значительное влияние на формирование
тарифов на электроэнергию. В связи с высокой топливной составляющей в
себестоимости продукции, тарифы на электрическую энергию в этих регионах
значительно выше, чем в среднем по России. Выделение субвенций на
компенсацию тарифов на электроэнергию указанным регионам будет
способствовать выравниванию тарифов. Как показала практика прохождения
осенне-зимнего периода 2000-2001 годов и предыдущих лет, дальневосточные
регионы и Архангельская область испытывали значительные трудности с
обеспечением топливом, приводящие в отдельных случаях к критическим
ситуациям с теплоэнергоснабжением. В связи с этим, в целях гарантированного
обеспечения топливом и электроэнергией отраслей экономики и населения и
своевременного доведения администрациями соответствующих субъектов
Российской Федерации средств до акционерных обществ энергетики и
электрификации, указанные субвенции, выделяемые дальневосточным регионам и
Архангельской области на компенсацию тарифов на электроэнергию, должны
направляться на оплату поставок топлива через систему счетов, открываемых в
органах федерального казначейства. Это в значительной мере позволит
обеспечить в этих регионах своевременную поставку и оплату топлива. Фонд компенсаций. В соответствии с решениями, принятыми при
формировании федерального бюджета на 2001 год. Фонд компенсаций на 2002 год
образован в размере 40757,6 млн. рублей. В соответствии с принципами, установленными при создании Фонда
компенсаций и закрепленными Программой развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 года, средства указанного Фонда
будут предоставляться в виде целевой финансовой помощи (субвенций и
субсидий) субъектам Российской Федерации, вне зависимости от их бюджетной
обеспеченности, для финансирования социальных обязательств (социальных
пособий и льгот), возложенных на бюджеты субъектов Российской Федерации
федеральными законами ("федеральными мандатами"). При этом соответствующие
обязательства 110 федеральным законам, закрепленные за федеральным
бюджетом, будут также финансироваться по разделу "Социальная политика"
федерального бюджета. В связи с тем, что планируемый объем Фонда компенсаций не
обеспечивает полного финансирования "федеральных мандатов", и 2002 году его
средства будут сосредоточены на оказании субъектам Российской Федерации
целевой финансовой помощи на реализацию 2-х наиболее крупных и социально
значимых социальных законов: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - в размере
24000,0 млн. рублей. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - в размере 1
1848,1 млн. рублей. Кроме того, предусмотрено направить средства Фонда компенсаций на: . реализацию Федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции", постановлений Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", а также Таможенного кодекса Российской Федерации в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи в размере 2534,7 млн. рублей; . финансирование расходов на возмещение льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг, услуг связи, проезду на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения, гарантированных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в размере 1000,0 млн. рублей; . реализацию Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" - в размере 1259,8 млн. рублей; . реализацию федеральных Законов "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в размере 114,9 млн рублей. . При рассмотрении проекта федерального бюджета на 2002 год структура Фонда компенсаций может быть уточнена в зависимости от приоритетов социальной политики, внесения и принятия поправок в федеральные законы по вопросам социальной защиты населения. Распределение средств Фонда компенсаций между субъектами Российской
Федерации рассматривается и утверждается исходя из численности контингента
- получателей этих средств. Фонд софинансирования социальных расходов. В соответствии с проектом
Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период
до 2005 года и в целях поддержки приоритетных, социально значимых расходов
в условиях проведения структурных реформ в составе раздела впервые создан
Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР). В 2002 году его средства в объеме 5012,1 млн. рублей предлагается
направить на частичное возмещение, на долевой основе, расходов
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление
жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Создание ФССР позволит ускорить переход к новой системе оплаты жилья
и коммунальных услуг, повысить социальную защищенность населения при
проведении реформы, обеспечить заинтересованность субъектов Российской
Федерации в соблюдении федеральных стандартов и тем самым создать
предпосылки для реализации программы модернизации жилищно-коммунального
хозяйства. Фонд реформирования региональных финансов. В соответствии с проектом
Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации с 2002
года Фонд развития региональных финансов предлагается переименовать в Фонд
реформирования региональных финансов, что точнее отражает цели указанного
Фонда. В 2002 году Фонд реформирования региональных финансов предлагается
сформировать в размере 1200,0 млн. рублей, эквивалентном 40 млн. долларов
США, за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития
(МБРР). Средства данного Фонда будут предоставлены 10 субъектам Российской
Федерации, отобранным на конкурсной основе по формализованной методике, при
условии выполнения ими заявленных программ реформирования региональных
финансов для реализации указанных программ, развития региональной
социальной инфраструктуры, повышения эффективности бюджетных расходов в
соответствии с представленными субъектами Российской Федерации планами
использования средств Фонда реформирования региональных финансов. Фонд регионального развития. В соответствии с проводимой реформой
межбюджетных отношений в 2002 году значительные изменения произошли при
формировании Фонда регионального развития (ФРР). Начиная с предстоящего года, расходы на формирование ФРР выделены в
самостоятельный подраздел раздела "Финансовая помощь бюджетам других
уровней". Это сделано для обособленного учета капитальных расходов,
финансируемых через бюджеты субъектов Российской Федерации, в рамках
финансовой помощи регионам. В 2002 году, произошли кардинальные изменения принципов формирования
ФРР. Резко сокращено число федеральных программ развития регионов,
финансируемых за счет ФРР. Если в 2001 году таких программ насчитывалось
41, то в следующем году за счет ФРР будет финансироваться 6 программ по
развитию крупных экономических районов, а также регионов, имеющих
геополитическое значение. В соответствии с одобренным Правительством
Российской Федерации перечнем федеральных целевых программ, за счет ФРР в
2002 году предусмотрены к финансированию федеральные программы по развитию
Особой экономической зоны в Калининградской области, Экономическому и
социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Социально-
экономическому развитию Курильских островов Сахалинской области, Юга
России, а также программа, направленная на сокращение различий в социально-
экономическом развитии регионов. Кроме того, в состав ФРР включена
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики
Татарстан", включая подпрограмму "Сохранение и развитие исторического
центра г.Казани", на финансирование которых предусмотрено 12,26 млрд.
рублей. Реализация вышеназванной программы будет осуществляться в целях
компенсации выпадающих доходов Республики Татарстан в связи с переходом на
уплачу налогов и платежей в порядке, соответствующем федеральному
законодательству. Принципиальным отличием формирования ФРР в 2002 году является учет в
составе фонда расходов на капитальные вложения и прочие расходы по
объектам, имеющим региональное значение. При этом финансирование
федеральных объектов федеральных программ развития регионов предусмотрено
за счет государственной инвестиционной программы. Таким образом, в 2002 году наряду с трансфертами и другими текущими
выплатами в составе финансовой помощи субъектам Российской Федерации, за
счет средств федерального бюджета предусматривается выделение
инвестиционных средств на программные объекты, имеющих региональное
значение. Финансовая поддержка закрытых административно-территориальных
образований. В соответствии с параметрами прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации до 2004 года и перспективного финансового
плана до 2004 года взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами ЗАТО в
2002 году определились по объемам дотаций и субвенций бюджетам ЗАТО,
включая г. Байконур, в сумме 12368,9 млн. рублей, что составляет 14 % роста
к уровню 2001 года. Городу Байконуру предусмотрены дотация и субвенция из федерального
бюджета на сумму 824,5 млн. рублей, что обеспечивает в основном решение
социальных проблем города. Увеличение помощи предпринимается в целях предотвращения потерь
федерального бюджета, вызванных предоставлением в соответствии с налоговым
законодательством дополнительных налоговых льгот, в связи с чем, в проекте
бюджета на 2002 год предусмотрено ограничение прав главы администрации г.
Байконура по предоставлению налоговых льгот. При формировании расходов бюджетов ЗАТО возмещение убытков жилищно-
коммунального хозяйства в связи с льготной оплатой услуг военнослужащими и
другими гражданами не предусмотрены, поскольку они должны быть заложены в
сметах федеральных органов исполнительной власти. Сохранен порядок перераспределения дотаций и субвенций. На финансирование программ развития закрытых административно-
территориальных образований предусмотрено 1000,0 млн. рублей, или 2,4 % от
общей суммы запрашиваемых на указанные цели средств. Финансовая поддержка города-курорта сочи. В расходах федерального
бюджета на 2002 год учтена дотация городу-курорту Сочи в сумме 600,0 млн.
рублей. Финансирование программ развития наукоградов. На финансирование
программ развития наукоградов предусматриваются расходы в сумме 280 млн.
рублей. Указанные средства предполагается направить на исполнение Указов
Президента Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 821 "О присвоении
статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области" и от
12 апреля 2001 года N 416 "О присвоении статуса наукограда Российской
Федерации г. Королеву Московской области". Кроме того, в настоящее время подготовлены проекты указов Президента
Российской Федерации о присвоении статуса наукограда Российской Федерации
г. Троицку Московской области. Средства, выделяемые из федерального бюджета, предназначены для
финансирования инфраструктуры городов, имеющих статус наукоградов, в
соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации программами
развития городов. Предполагается в 2001 году подготовка нормативных актов о присвоении
статуса наукограда Российской Федерации городам Юбилейный, Фрязино
Московской области, и Кольцове Новосибирской области, в случае принятия
которых потребуются дополнительные, сверх 280 млн. рублей, средства
федерального бюджета. Финансирование всероссийского конкурса на звание "самый
благоустроенный город россии". Указом Президента Российской Федерации от 27
мая 1997 года N 528 предусмотрено проводить ежегодно Всероссийский конкурс
на звание "Самый благоустроенный город России". Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 июля 1997 года N 922 Минфину
России поручено ежегодно, начиная с 1998 года, предусматривать в
федеральном бюджете средства на финансирование названного конкурса. В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрено 100 млн. рублей на
выплату премий городам-победителям конкурса на звание "Самый
благоустроенный город России". Финансирование работ по сбору и утилизации радиоактивных отходов
(моснпо "радон"). Учитывая возможности федерального бюджета и принимая во
внимание особо опасный характер сбора и утилизации радиоактивных отходов, в
проекте федерального бюджета на 2002 год предусмотрена сумма 560 млн.
рублей в виде субсидии бюджету г. Москвы для Московского НПО "Радон". Финансирование расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального
хозяйства и социальной сферы, переданных в ведение местных органов
самоуправления. Задолженность федерального бюджета по финансированию
расходов на содержание объектов социальной сферы и жилфонда, переданных в
ведение органов местного самоуправления, на 1 января 2002 года составит
порядка 12300,0 млн. рублей. Это создает значительные трудности в работе
местных органов власти по обеспечению населения жилищно-коммунальными
услугами, в частности, в финансировании проведения неотложных ремонтных
работ, закупки топлива в осенне-зимний период и своевременности расчетов с
топливно-энергетическим комплексом. В 2002 году предполагается погашение
указанной задолженности на сумму 7000,0 млн. рублей, в том числе исходя из
учтенных в налоговых доходах федерального бюджета поступлений по налогу на
игорный бизнес и налогу на совокупный доход в размере 6900,0 млн. рублей. Дотации на стабилизацию доходной базы субъектов российской
федерации. В 2002 году формирование доходной базы бюджетов субъектов
Российской Федерации будет происходить в условиях адаптации к новому
налоговому законодательству. Исходя из этого, в составе раздела
предлагается предусмотреть дотации на стабилизацию доходной базы субъектов
Российской Федерации в размере 3000,0 млн. рублей, которые планируется
распределить во втором полугодии 2002 года в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. Прочие расходы. В состав прочих расходов по проекту федерального
бюджета на 2002 год включены: расходы по резервным фондам Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, расходы на
проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей
из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному
бюджету. Общий объем резервных фондов на 2002 год определен в 4,3 млрд,
рублей, или 0,2 % расходной части федерального бюджета. В состав резервных
фондов включены: резервный фонд Президента Российской Федерации, резервный
фонд Правительства Российской Федерации и резервный фонд Правительства
Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий. Заключение 2002 год объявлен Правительством Российской Федерации годом реформ и
основные параметры бюджета вобрали в себя основные черты этих реформ, к
числу которых, в первую очередь, нужно отнести судебную и военную реформы,
второй этап реформы бюджетного федерализма, реформу денежного довольствия,
пенсионную реформу, кардинальное изменение подходов к уровню оплаты труда
работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, а также
завершение работы по урегулированию кредиторской задолженности главных
распорядителей средств федерального бюджета. Следует отметить и другое. Сбалансированность федерального бюджета на
2002 год обеспечивается профицитом федерального бюджета, рассчитанным
исходя из благоприятного прогноза мировых цен на нефть. При этом структура
профицита на 84,4 процента связана с ценовым фактором и такими налоговыми
доходами как экспортно-импортные пошлины и налог на природные ресурсы. В
этой связи уровень непроцентных расходов федерального бюджета на 2002 год
является предельным и его обеспечение напрямую связано с благоприятной
внешнеэкономической конъюнктурой и успешной работой всех фискальных
органов. Список использованной литературы. 1. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2002 год". 2. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1995 3. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995 4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
|