Кредитование промышленных предприятий
Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений Кафедра финансового менеджмента. РЕФЕРАТ На тему: «Современные проблемы кредитования промышленных предприятий». Выполнил студент дневного отделения группы ФД-401 Шилов В.В. Проверила Антипина З.А. Г. Челябинск 2001г. Содержание работы.
Введение.-------------------------------------------------------------------
------------ 3 1. Банковское кредитование реального сектора экономики.-------- 4-5 2. Факторы, сдерживающие кредитование промышленности.---- 6-8 3. Меры по преодолению кризиса кредитно-финансовой системы. 9- 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------
---------- 18-19
Список используемой литературы.---------------------------------------------
- 20 Введение.
Ситуация в экономике, сложившаяся в настоящее время, вновь выдвигает вопрос
об инвестициях на первый план. Для подъёма реального сектора экономики
нужны огромные инвестиции в предприятия всех отраслей и регионов страны.
Несмотря на разные взгляды ведущих экономистов страны на конкретные пути
выхода российской экономики из кризиса, все они сходятся, по крайней мере,
в одном мнении – без крупных и долгосрочных инвестиций возрождение России
невозможно.
Однако источник таких инвестиций пока не найден, напротив, в последнее
десятилетие наблюдается постоянное снижение реальных инвестиций в экономику
страны.
По разным подсчётам для строительства современной экономики России
потребуется от 50 до 200 млрд. долл. начальных инвестиций. Мнения о том
где, их можно получить, сильно расходятся. Среди основных источников
называются специалистами, как правило, называются: средства самих
предприятий, в том числе и за счёт предоставления им налоговых льгот;
средства иностранных инвесторов; бюджетное финансирование за счёт печатания
новых денег; привлечение средств, находящихся на руках у граждан в России и
вывезенных за рубеж.
Такое финансирование может быть осуществлено как путём создание
специализированных инвестиционных фондов, так и в рамках ещё одного
наиболее реального источника финансирования – инвестиционной деятельности
коммерческих и государственных банков.
Однако указанные источники инвестирования средств по отдельности даже
потенциально не в состоянии изменить ситуацию в экономике. Но их
скоординированное использование способно оказать в течение нескольких лет
необходимый эффект. Экспертная оценка рассмотренных источников позволяет
говорить о реальном инвестиционном потенциале в России как минимум от 20 до
80 млрд. долл.
Таким образом, в ближайшее время можно начать реальное восстановление
экономики страны, однако, успех всего предприятия будет зависеть не только
от того, удастся ли собрать искомую сумму, но и от того, насколько
эффективно будет работать механизм финансирования. 1. Банковское кредитование реального сектора экономики в России.
Недостаток собственных финансовых средств на инвестиционные программы не
компенсируется привлечением средств со стороны. Доля кредитов банков в
структуре инвестиций в реальный секторе превышает 2,5 – 3%%. Хотя
кредитование для коммерческих банков остального мира традиционно является
более высокодоходным видом деятельности, чем расчётно-кассовое
обслуживание, большинство российских кредитных организаций предпочитает
ограничивать свои взаимоотношения с предприятиями менее прибыльными, но и
менее рискованными расчётными операциями, так как риски промышленных
инвестиций чрезвычайно велики. Относительно благополучной была ситуация
лишь в экспортных отраслях и финансово-промышленных группах. Однако
обслуживавшие их так называемые системные банки никогда не были
инвесторами или кредиторами. Главной их целью оставался контроль и
перераспределение финансовых потоков сырьевых отраслей и части предприятий
ВПК.
Финансовый обвал 17 августа 1998г. уменьшил данный объём в несколько раз.
Промышленности, обременённой долгами, не из чего возвращать кредиты банкам.
Объём прибыли, полученной предприятиями и организациями в 1998г.,
уменьшился примерно на 45% по сравнению с 1997 г., число убыточных
предприятий превысило 50% в промышленности, 60% на транспорте, 80% в
сельском хозяйстве.
Традиционные кредитные риски в нашей стране дополняются рядом особенностей.
В числе факторов риска при банковском финансировании реального сектора
остаются отсутствие эффективного механизма реализации залогов, низкая
рентабельность (в среднем 0,5 – 5%%), плохое использование основных фондов,
трудовых ресурсов. Уровень загрузки мощностей составляет более 50% в
секторе потребительских товаров и около50% в секторе инвестиционных. Более
половины производств вообще не прибегает к банковским ссудам. Основным
источником пополнения оборотных средств для предприятий и организаций стали
долги – кредиторская задолженность и банковские кредиты. На собственные
ресурсы приходилось около 2%. Банки «выталкивались» из обслуживания
реального сектора не только дефицитом средств у предприятий, но и ростом
объёма неплатежей, их «старением». Просрочка свыше трёх месяцев в
кредиторской задолженности составляет в последние годы около 50% от общей.
Главной особенностью пост кризисного развития банковской системы стал
неожиданно динамичный рост остатков средств на корреспондентских счетах
коммерческих банков. Объём остатков в рублях быстро восстановился и на 1
июля 1999г. более чем наполовину превысил предкризисный уровень. Рост вновь
достигнут во многом за счёт эффекта пирамид; прежние обязательства
обслуживаются за счёт прироста новых ресурсов с финансового рынка.
Инвестиции в реальные проекты снижаются, избыточные ресурсы банков не
работают на экономику.
Первая половина 1999г. характеризовалась расширением рублёвого
кредитования, объём которого увеличился на 58,9%, и дальнейшим сокращением
(на 25,1%) валютного кредитования предприятий и организаций. Доля кредитов
реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы на
указанный период несколько уменьшилась и составила на 1 июля 1999г. 27,7%,
несмотря на значительное увеличение в пассивах банков временно свободных
средств. Стоимость кредитных ресурсов повышалась, что ограничивало и без
того скромные возможности по финансированию реального сектора.
В ходе реформ банковские структуры в связи с их функцией опосредования
движения денежных потоков получили преимущество перед структурами реального
сектора экономики. Если банки в ситуации гиперобесценивания финансовых
активов и денежных накоплений фактически освободились от прежних взаимных
долговых обязательств, то субъекты реального сектора потеряли, с одной
стороны, денежные ресурсы, имевшиеся на счетах в банках, ас другой,
остались без основного источника формирования оборотных средств –
банковских кредитов. Дисбаланс формирования доходов банковского реального
секторов российской экономики, взаимообусловленных процессов, определил не
только тенденцию нарастающего финансово-платёжного кризиса и ускоренного
сокращения производства и внутреннего рынка, но и бесперспективность
развития самой банковской системы без функционирования в реальном секторе
экономики.
Курс на рестрикционную кредитно-денежную политику фактически привёл в
действие механизм порочного круга, а именно: банки не имеют достаточной
возможности и стимулов для кредитования производства, вследствие чего
положение субъектов реального сектора становится всё более критическим и
ведёт к углублению таких тенденций, как рост доли невозвращённых кредитов в
структуре банковских балансов, ухудшение общей ликвидности, что ещё более
снижает возможности коммерческих банков инвестировать средства в
промышленное производство. Какая бы модель инвестирования экономики ни
применялась (государственное инвестирование, осуществляемое самими
предприятиями или финансовыми посредниками) центральную роль в его
финансовом механизме играет банковская система. Это связано с тем, что
большая часть средств из перечисленных выше источников, прежде чем будет
инвестирована в экономику, попадет в банк, и лишь после того, как его
руководство примет решение, средства могут
Оказаться инвестированными в конкретные предприятия. Таким образом, роль
банков с точки зрения инвестиционного процесса заключается не столько том,
какую величину своих сегодняшних активов они готовы перереструктурировать в
долгосрочные инвестиции, а насколько безопасным окажется аккумуляция
средств их клиентов — участников инвестиционного процесса, рассмотренных
выше, и насколько эффективным будет механизм последующего размещения этих
средств.
Итак, в стране существует неплохой инвестиционный потенциал. Однако
средства, о которых говорилось выше, были в стране и раньше, и только за
последние годы в экономику могли прийти десятки миллиардов долларов в год,
но не пошли Основных причин две. Первая — отсутствие условий для развития
эффективного процесса инвестирования. Вторая — отсутствие минимально
необходимого количества эффективных собственников, в которых инвестор мог
бы не только поверить, как в будущее России, но и чьи проекты были бы
достаточно реальными к воплощению в жизнь. В качестве непременных условий
успешного осуществления инвестиционных проектов можно указать достаточно
много совершенно разноплановых положений.
2. Факторы, сдерживающие кредитование промышленности в России. Как мы видим, важную роль в повышении инвестиционной активности и
обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее
время банки еще не стали ни аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов,
ни их эффективным оператором. Причины такого положения дел многообразны. Но
если кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере
проявляется и в банковском секторе. Рентабельность в реальном секторе не позволяет с учетом инфляции
обеспечить возврат среднесрочных и долгосрочных кредитов на выгодных для
коммерческих банков условиях. Низкая отдача капитала в реальном секторе
(увеличение сроков освоения инвестиций, снижение отдачи основных
производственных фондов) не будет способствовать привлечению инвестиций
даже в условиях снижающейся инфляции.
Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения
макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций достаточно
противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции,
падение доходности ценных государственных бумаг, порой отрицательная
доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового
положения кредитных организаций. Вряд ли возможно предполагать, что в таких условиях свободные финансовые
ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики.
Поэтому, по нашему мнению, нет пока оснований считать, что в ближайшее
время инвестиции появятся. Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность.
Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. Кредитование
промышленных предприятий в настоящее время призвано, как правило,
возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный
характер и осуществляется или под конкретные экспортные поставки, или под
готовую и ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных
вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от
этих вложений. Высокие риски невозможно устранить без улучшения финансового
состояния предприятий. Очевидно, что в течение одного года кардинально
улучшить состояние финансов хозяйствующих субъектов и провести успешную
реформу предприятий не удастся ни при каких условиях. Во-вторых, падение доходности инструментов финансовых рынков уменьшает
инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое
положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли
склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при
условии относительно благоприятной экономической конъюнктуры совокупные
финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций
недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в
промышленность, транспорт или связь. В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, на наш
взгляд, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние
проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны
частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска" инвестиций. Идея
Правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных
инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств,
срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со
стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких
рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство
не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит средств для этого,
непонятно, почему частный сектор должен брать на себя инициативу и какие-
либо обязательства. В-четвертых, большинство предприятий, как это ни покажется парадоксальным,
не готово к приему инвестиций. Имеется в виду, что пока не работает
механизм привлечения инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда
инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности"
предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках адекватных
объема выделенных средств и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-
прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это
никакой экономической ответственности. В-пятых, учитывая потрясения, начавшиеся в конце 1997 г. на мировых
финансовых рынках, такие источники инвестиций, как средства иностранных
инвесторов и средства, привлекаемые посредством эмиссии ценных бумаг, в
1998 г. можно отнести к исключительно гипотетическим. Наконец, немаловажной причиной вялости инвестиций является недостаточное
законодательное подкрепление и неясные перспективы экономической
деятельности в свете принятия новых законодательных актов. Таким образом, очевидно, что причины недостаточного участия банков в
инвестиционной деятельности кроются отнюдь не в простом нежелании банков
смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности нормального
извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно
пойдут туда, и банки не будут препятствием этому процессу. 3. Меры по преодолению кризиса кредитно - финансовой системы. Очевидно, что одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно.
Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса
первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций. На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим
направлениям: активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т.
е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей
роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок
инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных
инвестиций; создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах
банковской и инвестиционной деятельности; адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих
инвестициям; укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной
деятельности. В развитие перечисленных направлений, по нашему мнению, необходимо. Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и
естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной
программы. Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с
преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на
кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть
вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранным
государством банкам, связанным с кредитованием эффективных инвестиционных
проектов. Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под
гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции
народного хозяйства. Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и
перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области
инвестиционных проектов. Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с
относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных
инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более
дешевыми для предприятий. Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и
проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать
ресурсы и снижать инвестиционные риски. Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных
организаций от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления
долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций
финансового лизинга. Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в
затраты предприятий расходов, связанных со страхованием основных
производственных фондов, что будет способствовать снижению инвестиционных
рисков. Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств
кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы,
которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического
роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам
укрупнения кредитных учреждений и их капитала. Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков,
призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием
государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им
специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).
Целесообразным представляется рассмотреть следующие основные проблемы
осуществления инвестиций российскими банками и пути их решения:
Срок кредитования. В банке срок, на который может быть предоставлен кредит,
определяется: наличием средств, размещенных на тот же или более длительный
срок клиентами банка, и собственных средств (с учетом обеспечения покрытия
за счет тех же источников невозвратных активов и расходов на собственную
деятельность); долей обязательств, которые могут быть досрочно изъяты
клиентами;
долей неснижаемого остатка обязательств, находящихся на расчетных и текущих
счетах;
возможностями оперативно привлекать с финансового рынка средства для
проведения непредвиденных текущих платежей.
Реальная доля неликвидных активов в балансах банков составляет до 40—60% их
валюты баланса. Как следствие, многие банки уже сейчас не имеют адекватного
покрытия этих активов долгосрочными или бессрочными ресурсами. Средний же
срок привлечения — размещения основной доли пассивов и активов в
большинстве банков составляет 3—6 месяцев, в случае, если в рамках
реализации инвестиционной деятельности в банки будут поступать новые
ресурсы из источников инвестирования, перечисленных в начале статьи, то
возможности банков по дальнейшему инвестированию будут полностью
определяться характеристиками вновь прибывающих средств. Например, под
проект, требующий 100 млн. руб. инвестиций на срок 15 лет банк должен иметь
не менее 100 млн. руб. средств, привлеченных на 15 и более лет и т д. На
сегодня возможности банков по трансформации коротких ресурсов в более
длительные активы, в том числе по причине отсутствия системы страхования
депозитов, незначительны, а чрезмерное увлечение этим занятием не раз
приводило и, наверное, не раз еще приведет коммерческие банки к
банкротству. Гарантии сохранности средств, вложенных в банки. В принципе, когда банк
объявляют банкротом и приступают к его ликвидации, пострадавшей стороной и
ответчиком становится не сам банк и его владельцы, а, в первую очередь, его
кредиторы. Причем больше всего страдают те из них, которые размещали
средства на длительный срок.
Системы страхования депозитов в России не создано до сих пор, но что еще
хуже — система ликвидации банков пока абсолютно неэффективна. Так,
процедура формирования конкурсной массы растягивается на больший срок, чем
были размещены активы банка, в нее попадают далеко не все даже вполне
ликвидные активы. За счет не совсем законных, сомнительных и откровенно
воровских схем огромные средства оседают у совершенно посторонних фирм и
частных лиц, а из оставшейся конкурсной массы половина идет на прокорм
доблестных ликвидаторов. Остатки не составляют и нескольких процентов от
обязательств банка.
Разумеется, столь сложный механизм, как страхование депозитов и ликвидация
кредитных организаций, за короткое время наладить невозможно. Но до тех
пор, пока клиент будет рассматриваться лишь как источник чьего-то
обогащения, а его право никто реально не будет защищать, он будет бежать из
банка при любом неблагоприятном обстоятельстве и стараться вызволить свои
средства, нарушая всяческие законы, и более уже не доверяя их надолго
никому.
А положение исправить все-таки можно. Прежде всего, нужно создать
необходимую правовую основу добровольному страхованию депозитов (всех
клиентов, а не только граждан). Первоначально системой должны быть охвачены
только наиболее надежно работающие банки, гарантией устойчивости которых
является их собственный профессионализм. На случай временной потери
ликвидности, этим банкам должна быть оказана реальная, действенная и
своевременная поддержка со стороны Банка России, возможно, под гарантии
страхователей.
В случае если страхователи оценивают положение в банке как критическое,
должна быть правовая основа немедленной санации или банкротства банка этой
самой корпорацией страхователей с переходом прав распоряжения активами
банка и его обязательств. На данную организацию может быть возложена и
ликвидация других кредитных учреждений. Даже в начале работы данной
организации объем возвращенных клиентам средств может заметно увеличиться.
Уверенность клиентов в возврате своих средств может существенно
простимулировать рост в коммерческих банках депозитов на длительные сроки.
Процентная политика. Цена кредита складывается в основном из двух
составляющих: цены заимствования и маржи банка, которые могут быть
скорректированы ситуацией на рынке и уровнем существующих ставок. В
процентных ставках существует заметный разброс. Есть ресурсы бесплатные (в
большинстве случаев это текущие счета и средство, застрявшие в расчетах,
собственные средства, по которым проценты не платят), есть очень дорогие
(прежде всего частным лицам и некоторые межбанковские кредиты, которые
достигают сейчас 40-100%).
Маржа банков также сильно колеблется от 3—5% до нескольких десятков.
Поэтому и цены на кредиты изменяются сегодня в широком диапазоне. Как
правило, это 35—60%, но есть немало прецедентов, когда кредиты выдаются под
О—5% (однако эти льготные кредиты зачастую выделяются внутри финансовой
группы, и сами по себе приведенные цифры не отражают реальных финансовых
обязательств, в том числе и по процентам, складывающихся между участниками
группы).
Для того чтобы кредиты стали доступны для финансирования реальных
инвестиционных проектов, при марже банка в 1—3% и норме обязательного
резервирования 5— 7% стоимость привлекаемых ресурсов должна быть не более
5—15%. А в ряде случаев и вовсе бесплатной. И это в рублевом эквиваленте
(для программ, чья продукция не имеет высокой рентабельности или находится
в рублевом обороте).
Целевое использование средств. Если мы рассматриваем инвестиционный проект
развития уже действующего предприятия, то у последнего, кроме
инвестиционных задач, как правило, есть или время от времени появляется
множество текущих нерешенных проблем (недостаток оборотных средств, долги
перед поставщиками, задолженность по зарплате, кредиты, взятые на текущую
деятельность). После получения средств для инвестиционного проекта, который
должен завершиться через много лет, у предприятия неизбежно возникает
соблазн или даже жесткое требование ситуации направить их в другое русло. В принципе, требование целевого использования средств и даже инструменты
контроля, а также штрафные санкции фигурируют уже достаточно давно почти во
всех ссудных договорах. Однако реальный контроль за целевым использованием
средств ведется далеко не всегда, поэтому в банковской практике не целевое
использование кредита большой редкостью не является и, к сожалению, как
большое нарушение не воспринимается. Если при этом учесть, что, в отличие
от банка, реально обанкротить и что-то получить с предприятия почти
невозможно, момент возникновения или значительного усугубления риска
неисполнения инвестиционного проекта приобретает для банка особую
значимость, ибо позволяет своевременно повлиять на ситуацию и более
эффективно востребовать свои ресурсы. Несомненной проблемой для банков остается отсутствие оперативной,
достоверной и полной отчетности о реальном состоянии заемщика, а также
механизмы оперативного предотвращения непредусмотренных договором операций.
На сегодня банки решают данную проблему, как правило, путем покупки
наиболее значимых заемщиков или установления иного контроля за их
деятельностью.
Финансирование проектов в полном объеме. Недофинансирование проекта чревато
потерей всех вложенных средств, а так как такие проблемы наибольшую остроту
приобретают при финансировании крупных проектов, то зачастую это приводит к
банкротству банка. Особенность российской экономики заключается в том, что
при очень высокой концентрации производства (многие предприятия страны
являются одними из крупнейших в мире и Европе) банковская система пока еще
очень слабая (активы всех коммерческих банков едва составляют 10—15%
активов самого крупного в мире зарубежного банка). Поэтому практически ни
один, за редким исключением, российский банк не в состоянии предоставить
большей части предприятий кредиты в полном объеме.
Синдицированное кредитование еще не прижилось на российской почве, поэтому
самому предприятию приходится собирать необходимый объем средств в разных
банках, что весьма не просто и не всегда приводит к положительному
результату.
Источники возврата инвестированных средств. Система залогов и их
последующая реализация остаются у российских банков одной из самых болевых
точек. Отсутствие на финансовом рынке широкого спектра инструментов
ликвидности, таких как ценные бумаги разных эмитентов, или же универсальных
инструментов, применяемых в качестве залогов и имеющих широчайший рынок,
таких как земля, недвижимость и т.п., приводит к тому, что большая часть
кредитов изначально ничем не защищена. Поэтому банки либо отказывают в
кредитовании, особенно на длительный срок, либо предельно ужесточают
условия кредитования, что может сделать инвестиционный проект
неэффективным. Таким образом, разработка и внедрение на рынок
специализированных инструментов для использования их в качестве залога
являются непременным условием успешного развития инвестиционного процесса.
Говоря об основных проблемах осуществления банками инвестиционных программ,
нельзя не упомянуть и о вопросах нормативного регулирования банковской
деятельности. Существующая система нормативов не в полной мере отражает и
имеющиеся риски больших инвестиционных программ, и описанные выше
необходимые условия успешного инвестирования.
Прежде всего, необходимо установить более жесткий контроль за соблюдением
сбалансированности операций по срокам на период свыше года. Так, если в
ряде отчетных форм существует деление, по крайней мере, на периоды от 1 до
3, от 3 до 5 и свыше 5 лет, нормативы ликвидности задают равенство только
на срок свыше года. Возможно, жесткие нормативы по соотношениям активов и
пассивов по срокам на отдельные периоды времени для сроков свыше 1 года
вводить и неразумно, но установить текущий контроль и границы риска к
моменту роста такого рода операций в коммерческих банках следует
обязательно. Весьма актуальной окажется и проблема наращивания капитала,
если в ближайшее время из разных источников удастся мобилизовать 50—100
млрд. долл. это практически удвоит ресурсы всей банковской системы. В банковской практике при проведении активных операций, в том числе по
инвестиционному и краткосрочному кредитованию, вложению средств в капитал
компаний, в настоящее время основное внимание уделяется оценке
эффективности целевого использования средств, обеспечению рисков, в том
числе залогами, юридическим аспектам сделок, преследующим, в частности,
цели взыскания возможных долгов. Представляется, однако, что более
эффективным методом работы по активным операциям могла бы стать интенсивная
клиентская политика, направленная на расширение операций с ведущими
компаниями, которые, вполне вероятно, и не так остро нуждаются в услугах
банка. При этом банк может инициировать и обосновывать для клиента
необходимость предоставления ему тех или иных услуг. Такая практика сняла
бы многие вопросы обеспечения рисков по конкретным продуктам и
эффективность операций в основном зависела бы от общих перспектив развития
бизнеса клиента и качества его взаимоотношений с банком. Российские банки
вынуждены вести острую конкурентную борьбу за укрепление своих позиций на
финансовом рынке, а особенно за право обслуживания наиболее перспективных
российских компаний. "Интересы банка — это интересы его клиентов". Сегодня
такое заявление можно увидеть в рекламе большинства банков на страницах
газет и журналов. Очевидно, такой подход является оправданным. Однако на
практике часто оказывается, что основным вопросом клиентской политики
банка, особенно в том, что касается обслуживания долгосрочных
инвестиционных потребностей клиентов, является нахождение компромисса между
интересами банка и интересами клиентов. Вопрос о том, как максимально
соотнести интересы банка и его ведущих клиентов, часто остается нерешенным.
Между тем, стабильность клиентской базы банка и его способность привлекать
новых перспективных клиентов являются определяющими факторами стабильности
развития банка в долгосрочной перспективе. Приоритеты клиентского обслуживания. Практика показывает, что наиболее
успешно развивается бизнес тех банков, которые сумели создать систему
комплексного и льготного обслуживания ведущих клиентов с ориентацией на
общую доходность, которую приносят их операции. Это позволяет гибко
подходить к работе с крупными клиентами, в частности, устанавливать
индивидуальные тарифы по услугам банка. Центральный вопрос при работе с крупными предприятиями — финансирование
инвестиционных программ, предполагающих предоставление кредитов и вложение
средств в уставной капитал. Также важным аспектом обслуживания
инвестиционных программ является способность быстро и комплексно предлагать
клиенту новые продукты в области проектного финансирования, например,
связанные с организацией выпусков ценных бумаг и созданием системы экспортного страхования, фондированием. Помимо этого комплексное обслуживание клиентов предполагает предоставление им целого ряда других банковских услуг, в частности, кредитование оборотных средств, управление портфелем ценных бумаг, аккредитивные расчеты, конверсионные операции. Причем при проведении всех перечисленных операций должен присутствовать режим наибольшего благоприятствования и корпоративное обслуживание должно тщательно координироваться в рамках единого направления деятельности банка. От банка, обслуживающего крупные корпорации, в определенный момент могут
понадобиться качественно новые услуги, к которым банк может оказаться не
готов. Это новое качество определяется тем, что финансовая мощь корпорации
может превысить потенциал банка — это особенно актуально в случае с
российскими банками и корпорациями. Стремление же банка получить
максимальный доход от операций с клиентами, используя более дорогие ресурсы
или применяя высокие тарифы, может привести к переориентации клиента на
другой банк или к попыткам организовать альтернативные способы обслуживания
своих операций без привлечения банка. Однако банк может сохранить
клиента, создав новые перспективные операции. Например, если клиенту
требуется большой объем финансирования, банк может выступить организатором
инициированного кредитования. При финансировании операций компании за счет
ее собственных средств и увеличении ее собственного капитала банк может
выступить в качестве агента по размещению акций корпорации, что даст ему
возможность дополнительно застраховаться от получения контроля над
компанией другим банком. Банк может содействовать компании и в привлечении стратегического
инвестора путем проведения переговоров с ведущими международными
финансовыми институтами, и в подготовке информационных меморандумов, и в
оценке акций компании, и в согласовании других вопросов с использованием
компетентных банковских специалистов. В случае, когда банк становится равноправным партнером корпорации или
просто агентом и организатором финансовых услуг, повышается риск утраты его
контроля над клиентом, а также увеличивается мобильность клиента (он будет
стремиться выбрать другой более крупный и развитый обслуживающий банк). В
данном случае можно предложить несколько подходов, которые могут помочь
банку остаться незаменимым для компании, даже если он незначителен по
величине и уступает компании по финансовому потенциалу, причем без ущерба
для интересов компании. Важную роль играет система взаимного участия в акционерном капитале. Не
имея возможности приобрести значительный пакет акций компании, банк, взяв
на себя услуги по размещению ее акций на рынке, при помощи эффективного
управления ими на вторичном рынке может застраховать себя от вхождения в
управляющие органы этой компании конкурирующих банков. Это может вполне
соответствовать и интересам клиента, если обслуживающий банк будет
обеспечивать ликвидность акций компании и другие банковские услуги на
конкурентных условиях. С другой стороны, банк может предложить клиенту долю участия в своем
капитале. При этом клиента может вполне удовлетворить неконтрольный пакет
акций в случае, если банк в полной мере будет учитывать интересы
корпорации, а также если акции банка будут приносить клиенту доход. Все это
может побудить компанию, з свою очередь, более внимательно относиться к
интересам банка. Важным направлением клиентской политики банка является реализация
принципа "создание клиента", в том числе при работе с крупными
предприятиями. Очевидно, банк заинтересован в повышении устойчивости
рыночных позиций ведущих клиентов, увеличении спроса на их продукцию, то
есть, заинтересован во всех аспектах их деятельности, которые способны
привести к росту выручки, а соответственно и увеличить обороты, проводимые
по счетам в банке. В силу этого банк может выступать с инициативой в части
расширения операций клиента, модернизации производства. Особенно это
касается ситуаций, когда банк наблюдает повышение активности конкурентов
его клиента. В настоящее время многие перспективные российские компании еще не
накопили достаточного финансового потенциала, и при интенсивной финансовой
поддержке одна из таких компаний в отрасли может достаточно легко выйти в
лидеры, что обеспечит банку возврат вложенных средств и получение доходов
от развития бизнеса с данным клиентом в будущем. Очевидно, выработка
стратегии конкурентного поведения корпорации на рынке — одно из возможных
направлений ее совместной работы с банком. В целях повышения эффективности инвестиционного обслуживания клиентуры
немаловажную роль играет также существующая в банке структура
взаимодействия подразделений и разделение зон ответственности. Зачастую
происходит так, что "продуктовые" подразделения, занимающиеся активными
операциями, не имеют возможности расширить операции и повысить качество
своих портфелей из-за отсутствия заявок от крупных клиентов. В то же время,
подразделения, ответственные за привлечение клиентуры, не могут
заинтересовать потенциальных клиентов работой с банком, так как у них не
налажено взаимодействие и обмен информацией с "продуктовыми"
подразделениями. Таким образом, актуальным вопросом клиентской политики банка является
разработка стратегии комплексного развития отношений с крупными
корпоративными клиентами, при реализации, которой интересы банка в
наибольшей степени соответствовали бы интересам клиента. Это особенно важно
в долгосрочной перспективе, учитывая снижение значимости краткосрочных
операций банков и обострение конкуренции на финансовом рынке. Заключение. Таким образом, развитие наиболее перспективного в условиях наметившегося
экономического подъёма страны направления банковских операций –
кредитование реального сектора экономики – наталкивается на ряд
существенных труднопреодолимых ограничений. Существенным фактором,
тормозящим кредитную активность российских банков, являются высокие риски
кредитования российских предприятий. Несмотря на снижение общих рисков
кредитования реального сектора за счёт улучшения макроэкономической
ситуации, условий сбыта продукции и роста прибыли, остаются высокими
институциональные элементы рисков, в первую очередь неэффективная система
налогообложения производственной и финансовой деятельности, узость
законодательной базы в сфере защиты прав кредиторов, недостаточная
прозрачность финансовой отчётности предприятий. Все эти факторы в целом
отражают недостаточно интенсивную реструктуризацию предприятий реального
сектора экономики. Вместе с тем следует отметить, что необоснованное форсирование
кредитования реального сектора экономики в объёмах, неадекватных
существующим банковским рискам, может привести к снижению устойчивости
банковской системы и, таким образом, явится существенным препятствием для
решения, как основной задачи реструктуризации, так и непосредственно задачи
эффективного взаимодействия с нефинансовым сектором. Необходима дальнейшая
работа по снижению инвестиционных рисков. Арсенал инструментов, которые
могли бы в этих целях использоваться, хорошо известен: предоставление
синдицированных кредитов, позволяющих распределить риски, страхование
инвестиционных и кредитных рисков. Банки должны проявлять инициативу и
способствовать формированию в России так называемых институциональных
инвесторов, что особенно актуально в условиях снижающихся
микроэкономических рисков. Другим ограничителем расширения кредитования реального сектора экономики
является дефицит долгосрочных ресурсов. По состоянию на 1.04.2000г. объём
долгосрочных (свыше одного года) обязательств составлял около 100 млрд.
руб., или около 7,5% совокупных обязательств банков. В зарубежной практике
этот показатель не менее 30%. Основываясь на изложенном, можно сделать вывод, деятельность банков на
рынке инвестиций носит многоплановый характер. В связи с этим формирование
концепции деятельности банков в отношении допустимого на рынке инвестиций
круга операций является весьма важным моментом в обеспечении стабильности
банковской системы. Конечно, формирование данной концепции займет достаточно продолжительный
период времени. Однако уже сейчас можно говорить о печальных последствиях
высоко рискованной деятельности банков на российском рынке ценных бумаг,
основой которой явилось прежде всего развитие тех направлений банковской
деятельности, которые приносили немедленный спекулятивный доход. Последнее
не исключительная, но весьма значительная причина ситуации, сложившейся в
настоящее время в банковской системе Тем не менее, именно банки располагают достаточно развитой
инфраструктурой, способной обеспечить эффективный переток капиталов в
экономике. Кроме того, они аккумулируют свободные денежные средства,
которые представляют интерес с точки зрения привлечения их в качестве
инвестиций в реальный сектор экономики. Безусловно, вследствие кризиса
российской экономики величина указанных средств сократилась так, доля
депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы за
период с 1.08.1998 г по 1.03.1999 г уменьшилась с 25,4 до 17,7%. Это не
замедлило сказаться на сокращении ресурсной базы банков и кредитных
организаций в целом и, как следствие, — снижение объемов кредитования
реального сектора экономики. Итак, необходимость присутствия банков на рынке инвестиций совершенно
очевидна Вопрос лишь в том, каким образом, допуская банки на рынок
инвестиций, сохранить стабильность и высокую надежность банковской системы.
Можно достаточно много говорить о различных вариантах концепции
инвестиционной деятельности указанных финансовых институтов, однако,
несомненно, одно — инфраструктура банковской системы должна служить на
благо развития реального сектора и экономики в целом, а не стремиться к
получению единовременной краткосрочной выгоды. Список используемой литературы. Банковское дело // 1998г. №3 с.18 Банковское дело // 1998г. №5 с.9 Банковское дело // 1999г. №10 с.22 Банковское дело // 1999г. №11 с.20 Банковское дело // 2000г. №3 с.8 Деньги и кредит // 1998г. №2 с. 53 Деньги и кредит // 2000г. №6 с.12 Деньги и кредит // 2000г. №9 с. 30 2. Экономист // 2000г. №3 с. 8
|