Контрольная по финансам
Содержание: I. Cоциально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета._____________________________________________стр. 2 1. Социально-экономическая сущность бюджета государства____________________________________________стр. 2 2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета_______________________________________________стр. 5 II. Денежные доходы предприятий, и финансовые результаты их деятельности_________________________________________стр. 8 III. Расчётно-аналитическое задание _______________________стр. 11 IV. Список литературы ___________________________________стр. 12 I. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. 1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой
системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть
единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,
государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются
постоянная мобилизация ресурсов и их расходов. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый
план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается
законодательным органом власти – парламентом. Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) –
главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные
отношения, опосредствующие процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается
Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет
мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично
доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на
содержание органов государственного управления, финансовую поддержку
бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание
государственных материальных и финансовых резервов и другие. Централизация средств имеет важное экономическое и
политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из
главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это
даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решаящих
участках экономического и социального развития, осуществлять единую
экономическую и финансовую политику на территории страны. Основными функциями бюджета являются:
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики; - контроль за образованием и использованием централизованного фонда
денежных средств. Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения
национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30%
ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального
перераспределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее
рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и культуры
на всей территории России, включая республики, края, области, районы. Через расходы и налоги бюджет выступает важным имструментом
регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения
эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым
отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной
промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка
связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.
Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая
политика путём применения соответствующего налогового механизма. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных
средств. Культура в широком смысле – один из центральных компонентов
экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей –
главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты
– поддержка наименее защищённых слоёв населения (пенсионеров, инвалидов,
студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений
здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены
гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводится
активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально
слабых слоёв населения, обеспечено эффективное использование денежных
средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы. В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной
политики состоят в следующем: 1) удержать экономику от спада производства; 2) обеспечить финансовую стабилизацию; 3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; 4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства; 5) укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; 6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным использованием государственных расходов; 7) усилить контроль за величиной государственного долга.[1] 2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам в целях обеспечения полноты поступлений
доходов от уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации
разъясняют следующее. Доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации
формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством
Российской Федерации. Налоговым законодательством Российской Федерации установлена
исключительно денежная форма исполнения налогоплательщиком обязанности по
уплате налогов и сборов.
Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации формирование
доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации
осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов.[2] Виды доходов бюджетов: 1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов
доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. 2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым
законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, а также пени и штрафы. 3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по
уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается
в доходах соответствующего бюджета. 4. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы,
конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,
муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней
бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и
бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.[3] Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: - по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; - по функциональному назначению – на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку. Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат
капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие
расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных
служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и
государственному внешнему долгу и другие. Капитальные расходы включают
капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и
капитальный ремонт. В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов
федерального бюджета претерпевает существенные изменения – резко
сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на
централизованные капитальные вложения. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета: - Общегосударственное управление (обеспечение деятельности Президента
РФ, федеральных органов власти и их территориальных органов); - Функционирование федеральной судебной системы - Осуществление международной деятельности
- Национальная оборона и обеспечение безопасности государства
- Фундаментальные научные исследования - Исследование и использование космического пространства - Обслуживание и погашение государственного долга - Проведение выборов и референдумов РФ - Прочие расходы II. Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их деятельности. Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного
определения чистого результата деятельности предприятия за определенный
период. Помимо этого, классификация необходима для:
определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли
отчетного периода;
разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных
расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов
по финансовой деятельности;
разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и
финансового анализа. Для определения источников получения доходов вся деятельность
предприятия разделяется на:
основную или операционную деятельность (производство и реализация
продукции, работ и услуг предприятия);
финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим
предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции
предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);
чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности
предприятия). Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков
удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия,
так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не
являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут
рассматриваться как постоянный источник получения его доходов. Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь
следующие показатели: Показатели доходов и прибыли:
чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка
от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов,
возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является
реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки
рентабельности предприятия;
валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом
производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель
позволяет анализировать эффективность производственной деятельности
предприятия;
прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или
операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по
управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов
по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по
финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить
прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких
источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием,
операции с иностранной валютой и др.
прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной
хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
чрезвычайные прибыли;
прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода
от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или
отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями
бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли –
показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период.
Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать
информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате
его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды.
После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты
налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым
законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это
бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;
чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях
рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия.
Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых
рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие
места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании. III. Рассчитать налогооблагаемую и чистую прибыль предприятия и направления её использования. Расчётно-аналитическое задание выполнено в виде аналитического отчёта о прибылях и убытках на примере ОАО «Уренгоймонтажпромстрой», сотрудником которого я являюсь. Основная деятельность общества – промышленное строительство. IV. Список литературы: 1. П.р. Дробозиной Л.А. – «Финансы, денежное обращение, кредит», М., «ЮНИТИ», 1997 г. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ. 3. Мазур И.И. – «Реструктуризация предприятий и компаний», М.: Высшая школа, 2000 г. 4. Терехин В.И., Моисеев С.В. – «Финансовое управление фирмой»,М.: «Экономика», 1998 г. 5. П.р. Дробозиной Л.А. – « Общая теория финансов», М.: «ЮНИТИ», 1995 г.
-----------------------
[1] П.р. Дробозиной Л.А. – «Финансы, денежное обращение, кредит», М.,
«ЮНИТИ», 1997 г.
[2] Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 08 сентября 2000 г.№№ 83н, БГ-
6-09/723 «О не денежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и
сборов»
[3] Статья № 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998
года № 145-ФЗ.
|