История развития финансов
План
Введение 3
Что такое финансы? 4 Основные закономерности развития финансов 6 Деятельность М.М. Сперанского. 8 Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. 11 Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова. 13 Причины обострения финансовых проблем России во II-ой половине XIX в. 15 Денежная реформа С.Ю. Витте 17 Заключение 19 Литература: 20 ТЕРМИНЫ 21 Введение Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных
отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его
деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и
кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды
денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают
деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек,
или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Система образования и использования фондов денежных ресурсов,
участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы
общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между
государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и
отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует
финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную
систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и
услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками
общественного организма. Что такое финансы? Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с
возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин
finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой
денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение
и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений
между населением и государством по поводу образования государственных
фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых,
денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали
материальной основой существования и функционирования финансов (где нет
денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными
правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал
особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался
общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно
сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых,
регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без
придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного
характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой
деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить
финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные
отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в
условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к
финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения
гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является
равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных
данными отношениями. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое
денежное отношение - всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение
финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с
формированием, распределением и использованием централизированных и
децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и
подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не
раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие
свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений
– их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками
общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти
отношения – производственные (экономические), поскольку возникают
непосредственно в общественном производстве.
Основные закономерности развития финансов
Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью
сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении
XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла
и в XX век. Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены
правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что
сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от
уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной
политики в области социально-экономических преобразований. Довольно быстрое развитие России в XIXв. – переход от мануфактуры к
машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале
XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества
к вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни
общества вплоть до государственного устройства. Политические и социально-экономические реформы сопровождались
изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны,
реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизнь
политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой
экономике. Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующая
налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов
государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется
экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха,
наводнение, град и др. или социальными «взрывами». Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного
хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления
налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем
платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и
обострением социальной напряжённости. Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного
дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга.
Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках. Последствия чрезмерной эмиссии – расстройство денежного обращения и
как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в
бюджетных отношениях. Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара
товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и
авторитета национальной денежной единицы Расстройство денежной системы становится основной из причин
расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов
является оздоровление денежного обращения. История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования
войн, обострения противоречий между нарождающимся российским
предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в
государственном управлении и периодического расстройства денежного
обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных
финансов, денежного обращения и банков. Деятельность М.М. Сперанского. Выдающийся государственный деятель и первый исполнитель управленческих
и финансовых преобразований в России начала XIX в. – М.М. Сперанский
(1772–1839), был одним из первых историков развития финансов и денежного
обращения. Критический анализ развития денежного обращения в XVIII – начале XIX
вв. России позволил ему определить основные направления реформ, проведение
которых в XIX в. фактически сформировало денежную систему, с которой Россия
вошла в XX в. Знание основных направлений деятельности Сперанского и предложений по
реформированию государственного управления, финансовых и кредитно-денежных
отношений необходимо не только потому, что почти все его предложения
реализованы в реформах, проведённых в середине XIX – начале XX вв, но и
потому, что его анализ причин слабости финансового положения и состояния
денежного обращения в начале XIXв и предложения по сбалансированию
государственного бюджета и укреплению денежного обращения актуальны и
сегодня. Деятельность М.М. Сперанского и разработка им теоретических основ
реформ в области финансов и денежного обращения были направлены на
укрепление российского предпринимательства. Он стремился приспособить к
новым требованиям состояние финансов, главную причину, расстройства которых
видел в несоразмерности расходов государства с доходами. Понимая, что
соразмерность восстанавливается либо сокращением издержек, либо
приумножением доходов, он, намечая пути финансовых преобразований,
предполагал сокращать издержки, оставляя лишь необходимые, откладывая
полезные и исключая вовсе излишние издержки. Называя предложенный казначейством способ погашения бюджетного дефицита
за счёт увеличения налогов и выпуска ассигнаций вредным, Сперанский
предлагал прекратить новый выпуск ассигнаций. Его предложения по
оздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажных
денег должно быть ровно столько, сколько есть капиталов и кредитных бумаг. Под капиталом он понимал всё, что может быть обращено в мену и куплю, а
кредитные деньги делил на четыре группы, в зависимости от их обеспечения,
подчёркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога. Особенностью эмиссии в России начала XIX в. было то, что рост цен шел
медленнее, чем падение курса ассигнаций (за счёт опережения темпов роста
производительных сил, темпов роста потребностей) и потому ежегодное падение
курса ассигнаций соответственно увеличивало убыток казны. Ущерб в доходах
от падения курса ассигнаций царское правительство пыталось возместить за
счёт введения новых налогов. надбавок к податям и пошлинам. Сперанскому принадлежит идея своеобразной индексации в системе
налогов. Он считал необходимым все подати и налоги «приблизить к тому
исчислению, в котором им по первому их началу быть надлежало». Главным условием оздоровления финансов Сперанский видел возможность
оздоровления денежной системы за счёт постоянного извлечения из обращения
части ассигнаций либо посредством займов на основе серебра, либо путём
замещения их кредитными деньгами, выдаваемых частными лицами, либо в виде
банковских билетов и казначейских билетов, выдаваемых правительством.
Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и
ассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский
в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости
классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждён
в том, что «богатство государства образуется и возрастает с трудом». Но работы М.М. Сперанского (так же, как и работы министров финансов
царской России Е.Ф. Канкрина, И.А. Вышнеградского и С.Ю.) были не
теоретическим исследованиями, а официальными локументами, подготовленными в
форме планов, записок, проектов, отчётов, адресованных высшему органу
государственного управления, а чаще лично государю-императору. В этих документах формировались основы экономической и финансовой
политики – программа деятельности российского правительства, формальной
задачей которой было развитие производительных сил, но главной целью на
протяжении XIX – XX вв. оставалось удовлетворение фискальных потребностей
государства, т.е. его финансовые интересы. С этих позиций и следует рассматривать исторический опыт России в
организации финансовой и денежно-кредитной системы страны. И в этом
отношении М.М. Сперанский является основоположником именно организационной
структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX в., так как
все преобразования и реформы, проведённые уже после его смерти, воплощали в
той или иной форме его видение финансовых проблем и путей их решения. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. Состояние финансов в России к серединеXIX в. было приведено к
достаточно устойчивому положению одним из талантливейших министров финансов
Е.Ф. Канкриным (1774–1845), занимавшим этот пост более 20 лет. Понимание того, что условие устранения бюджетного дефицита – это
упрочение денежной системы, предопределило успех его финансовой политики. Проведённая им денежная реформа заменила наличные деньги билетами
государственного казначейства, представлявшими по существу обязательства
правительства с определённым сроком платежа и установленными процентами,
сочетающими особенности кредитного срочного обязательства и
государственного денежного знака. Выпуск казначейских билетов был для
государства выгоден, так как проценты на них обычно не востребовались. Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839– 1843гг. впервык
установила в России серебрянный монометализм. Главной платёжной монетой
устанавливались серебряная (российской чеканки), а монетной единицей –
серебрянный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным
знаком ценности. Заслуживает внимания последовательность проводимых мер по укреплению
денежного обращения. В начале была учреждена депозитная касса, в которой
выпускались депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль. В
обмен на депозитные билеты от населения неограниченно принимались золото и
серебро. депозитные билеты свободно по предъявлении обменивались на металл,
в результате за один год без затрат на это государства разменный фонд
составил 38 млн. руб. Затем ассигнации, бывшие в обращении в качестве
второстепенного денежного знака, стали обмениваться по курсу 3 руб. 50 коп.
за один серебрянный рубль. Завершилась денежная реформа выпуском в
обращение государственных кредитных билетов и полной заменой ассигнаций, в
результате было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков с
государственными билетами, получившими повсеместное хождение наравне с
серебряными монетами и обеспеченными всем достоянием государства и
разменными на двойную монету. Таким образом, оздоровление денежного обращения было достигнуто путём
восстановления металлического обращения. Е.Ф. Канкрин добился бездефицитного бюджета, проявляя большую
осторожность в использовании государственного кредита и установлении новых
налогов, опираясь, прежде всего, на бережливость и экономию в
государственных расходах (прежде всего по военному ведомству) и способствуя
развитию отечественной промышленности (в первую очередь горнодобывающей)
через таможенную политику протекционизма и упорядочению внутренней торговли
путём вовлечения мелких торговцев в систему налогообложения. Не меньшее
значение имело наведение порядка в организации счётной и казначейской
работы и устранение злоупотреблений в сборе государственных доходов. Успех финансовой политики Е.Ф Канкрина. во многом был обеспечен его
тонким пониманием сущности обесцененных бумажных денег, которые он
сравнивал с ухудшенными металлическими монетами и видел в них особого рода
затаённый налог, с помощью которого правительство завладевает частью
имущества членов общества, своего рода безнаказанное хищение размер
которого для каждого отдельного человека трудно определить, а значит, и
невозможно взыскать. Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова. Для понимания особенностей истории развития банковской системы России
важно знание взглядов Н.С. Мордвинова (1754–1845) – президента Вольного
экономического общества по вопросам о роли банков и политики протекционизма
в развитии промышленности и сельского хозяйства и их влиянии на
оздоровление финансов и государственного бюджета. Н.С. Мордвинов разделял мнение Сперанского о необходимости создания
частных банков и негативную оценку практики Госбанка (в силу подчинённости
государственного банка правительству) постоянно участвовать в покрытии
бюджетного дефицита. Он отводил частным губернским банкам важную роль в
активизации предпринимательской деятельности посредством способности банков
сосредотачивать средства, рассеянные по всей территории России. Для современной ситуации в России ценными являются предложения Н.С.
Мордвинова о возможности выдачи ссуд не только под залог различного
имущества, но и без залога – лицам, одарённым знаниями и способностями,
т.е. под своего рода ноу-хау, поддерживающим развитие ремесел, искусства
или решение социальных проблем. Будучи убеждённым, что «в ряду действующих в государственном составе
сил первою признать должно денежную» и понимая важность науки управления
деньгами, Мордвинов прозорливо видел роль банков и их назначение в
концентрации денежных капиталов и постоянном обороте в виде кредитных
отношений, способствующих процветанию государства и развитию всех сфер
деятельности. Наиважнейшая роль принадлежит банковской системе и в организации
устойчивого денежного обращения, ибо возможности процветания общества и
возрастания общественного богатства зависят не только от количества денег,
но и от свободы и скорости их движения и обеспечения их полноценности. В то же время усиление капиталистического предпринимательства, и в
банковской системе в том числе, порой сопровождается растратами, хищениями
и другими нарушениями финансовой дисциплины, что ведёт к разрушению
стабильности денежной системы и нарастанию финансовых затруднений как в
различных сферах экономики, так и в исполнении государственного бюджета. Это доказывает неразрывность и взаимозависимость всех звеньев финансово-
кредитной системы. Причины обострения финансовых проблем России во II-ой половине XIX в. Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX
в.связаны с войнами: Крымской (1853-1856) и Русско-Турецкой(1877-1878).
Влияние Крымской войны привело к возрастанию военных расходов,
стремительному росту бюджетного дефицита до 265,8 млн.руб и сопровождалось
резким ростом эмиссии кредитных билетов, размен которых был со временем
прекращён (вначале на золото, а затем и на серебро). Расходы турецкой войны
в основном покрывались с помощью военных заимов (917,1 млн. руб) и займов
государственного банка (свыше 1 млрд.руб). При устойчивом денежном обращении у государства имеется как бы «запас
прочности», при котором выпуск бумажных денег не только вреден для казны,
но и приносит ей даже прибыль. Если даже бумажных денег чересчур много,
нарастают отрицательные последствия чрезмерной эмиссии. В период Крымской войны «резервы» «безобидной эмиссии» были исчерпаны.
Помимо выпуска кредитных билетов для покрытия возросших расходов
правительство использовало денежные средства банковских учреждений. Решение
правительства о понижении процентов, выплачиваемых государственным
казначейством по займам из банковских учреждений, привело к массовому
оттоку вкладов и повышенному спросу вкладчиков на наличность, для
удовлетворения которого иного источника, чем дополнительная эмиссия, не
было. Источником финансирования постоянно возрастающих государственных
расходов все в большей мере становилось привлечение денег в форме займов,
но это не что иное как направление находящихся в обращении излишних денег в
процентный долг, что в конечном счёте, вылилось в дополнительное
обременение налогоплательщиков тяжестью выплаты процентов. Единственно реальным путём оздоровления финансов является
стимулирование развития отечественной экономики и развития внешней торговли
и на основе роста доходов возможно восстановление устойчивости денежной
системы и денежного обращения как в сфере экономики, так и финансовой
сфере. Для сокращения бюджетного дефицита необходим рост налоговых поступлений
в бюджет. Но для возрождения и развития экономики были необходимы
отечественные и иностранные кредиты, стимулирование экономики, в том числе
и за счёт налоговых льгот. Меры по выходу из финансового кризиса сводились к трём направлениям:
1. Сокращение внутренних займов для покрытия текущих расходов правительства и стимулирования накоплений в стране;
2. Расширение экспорта и сокращение валютных расходов;
3. Привлечение внешних займов строго целевого назначения: либо на необходимую оплату ранее полученных займов, либо на финансирование перспективных целей, расходы на которые будут способствовать росту накоплений и могут скоро и сторицей вернуться в государственный бюджет.
И только на этой основе в России проводились денежные реформы. Денежная реформа С.Ю. Витте Необходимость денежной реформы министр финансов С.Ю. Витте (1849-1915)
обосновывал пагубным воздействием расстройства денежной системы на народное
хозяйство, которое проявлялось в неустойчивости и неравномерности колебаний
товарных цен как на внутреннем, так и во внешнем товарообороте. Колебания
цен сопровождались периодическим чередованием усиленного сбыта товаров или
задержки его реализации в расчёте на изменение курса. Неравномерность
колебаний цен и курса денег как во времени, так по регионам России(при её
огромной территории) ужесточала тяжесть потрясений в промышленности,
торговле и во всем народ Проведение денежной реформы было бесспорно необходимо, но оно требовало
определённых расходов и мер, подготавливавших необходимые для реформы
условия. Во времена реформы Витте это были следующие условия: - введение протекционистского тарифа (1891), облегчившего привлечение иностранного капитала; - введение винной монополии (1894), ставший одним из главных источников поступления доходов в бюджет России; - меры по стабилизации рубля (изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение металлических займов); - меры, направленные на активацию платёжного баланса страны: подчинение всей железнодорожной тарифной системы государству, повышение пошлины, поощрение быстрой реализации урожаев и широкого вывоза хлеба за границу (даже в ущерб собственных потребностей). Улучшение поступлений в бюджет позволило сводить бюджетные росписи без дефицита, заключить выгодные договоры о новых займах и конверсии старых; - сокращение Долга казны Государственному банку; - выпуск летом 1895 г. золотых монет и обмен на кредитные билеты из расчёта: за полуимпериал (5 руб.) выдавали 7 руб. 40 коп. кредитными билетами. Широкого развития этот обмен не получил, поскольку у населения создалось впечатление что это невыгодный обмен (для чего на монетах стали чеканить «5 руб. золотом» и «10 руб. золотом»). Однако это было началом перехода от бумажного и серебряного рубля к рублю золотому; Важным этапом реформы было списание кредитных билетов на сумму 15 млн.
руб., не выпущенных в обращение, так как под них не были предъявлены для
обмена кредитные билеты выпуска 1866 и 1876 гг., и на эту сумму был
соответственно уменьшен долг казначейства Государственному банку. Одним из завершающих этапов денежной реформы был указ от 29 августа
1897 г. об эмиссионных операциях Государственного банка, получившего право
выпуска банкнот, обеспеченных золотом на 50%(если сумма не превышает
600млн.) и на 100% (при превышении). Этим указом государство теряло
возможность беспрепятственного использования эмиссии для покрытия
государственного долга. Выпуск кредитных (бумажных) денег Государственным банком был поставлен
в строгую зависимость от наличия золотого запаса в государственном
казначействе. Таким образом, был осуществлён переход денежной системы России на
золотой стандарт, при котором кредитные билеты беспрепятственно
обменивались на золото.
Заключение
Исторический обзор сущности и особенностей проведения денежной реформы
Канкрина и Витте показывает, что денежная реформа, безусловно является
завершающим этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого круга
финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и
надёжная денежная система является базой для оздоровления всей финансовой
системы государства. Знание исторического опыта проведения денежных реформ в России первой и
второй половины XIXв. имеет непреходящее значение для современников и даёт
ключ для поиска путей выхода из финансового в России в конце XX в. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с
развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем
более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще
неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и
перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего,
означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее
совершенствоваться и развиваться. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями
общественного развития. Государство же может, учитывая объективную
необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их
использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять
формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может
создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный
кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные
потребности. Литература: 1. Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Дробозиной.–М.,2000 2. Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.–М.,2000 3. Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой.–М.,2000 4. Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова.–М.,1994. 5. www.finansy.ru/ Экономика и финансы: экономическая теория, публикации, аналитика, книги, статьи. 6. www.dis.ru/fm/ ИГ "ДИС": Издания: Журнал “Финансовый менеджмент”
ТЕРМИНЫ
Ставка рефинансирования
Банк России кредитует коммерческие банки. Для этого им устанавливается
специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования, по
которой коммерческим банкам предоставляется кредит. Особенно высоких
размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15
октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное её
понижение до 120% годовых начиная с 10 февраля 1996 г., в конце июля ставка
была понижена до 110%, а с 19 августа 1996 г. она составляет 80% годовых. Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так и
в форме переучёта векселей и перезалога ценных бумаг. Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным
банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и
ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов.
Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации
испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое
количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный
банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как
правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью
обеспечиваются залогом. Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный
характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и
все более величину штрафных санкций к банкам. В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК,
неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности
банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на
открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из
всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги
являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может
владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ
на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995
г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных
торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей. А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие
отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает
значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая
валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному
сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых
банками.
Таргетирование
Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и
нарастания кризисных явлений в экономике в середине 70-х годов получило
распространение таргетирование – установление целевых ориентиров с целью
регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которым должны
руководствоваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет
сумму увеличения денежной массы, ограничивая её приростом в реальном
исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией
обеспечения стабильности экономики. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования,
ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических
факторов, а не только от объёма денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от
таргетирования.
Консолидированный бюджет
"Консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальных
уровней и бюджета соответствующего национально-государственного и
административно - территориального образования, используемый для расчетов и
анализа. Консолидированный бюджет никем не утверждается. Контроль за бюджетами
субъектов федерации со стороны центральных органов ограничивается только
общими параметрами их бюджетов. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ контролирует
поступление и целевое использование средств, выделяемых из федерального
бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года, на
который был составлен бюджет, он составляет отчет об исполнении
федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в
Правительство РФ. Федеральное казначейство является структурным подразделением Минфина
РФ. Оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета,
которой ранее занимались Государственный банк СССР и его звенья. В условиях создания двухуровневой банковской системы РФ и расширения самостоятельности региональных и местных бюджетов произошло ослабление контроля за исполнением бюджета. В настоящее время органы казначейства отслеживают движение средств на бюджетных счетах в банковской системе, собирают и анализируют информацию о состоянии государственных финансов, обслуживают совместно с Центральным банком РФ государственный долг и т.д., что позволяет восстановить необходимый контроль за исполнением бюджета. 28 августа 1997 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета»'. Этим постановлением предусматривается Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Центрального банка РФ осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.
|