Финансово-Промышленные Группы
Оглавление 1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ 2 2. Основные принципы функционирования ФПГ 6 3. Финансовые аспекты деятельности ФПГ. 10 Заключение 13 Список литературы 14 1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации
взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей
стране, но и за ее пределами. Согласно российскому законодательству, ФПГ - это “ совокупность
юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо
полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные
активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях
технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных
и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности
и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности
производства, создание новых рабочих мест.”[1] Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица,
подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и
учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы,
либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную
группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и
некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением
общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в
одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно
наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а
также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в
состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным
обществом (унитарным предприятием-учредителем). В состав участников финансово-промышленной группы могут входить
инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды,
страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении
инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются
юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников
Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на
территории указанных государств либо осуществляющие на их территории
капитальные вложения, регистрируются как транснациональные
финансово-промышленные группы. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на
основе межправительственного соглашения ей присваивается статус
межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы
национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на
основе взаимности. Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий
представителей всех ее участников. Направление участником финансово-промышленной группы
представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы
осуществляется решением компетентного органа управления участника
финансово-промышленной группы. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы
устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы. Центральная компания финансово-промышленной группы является
юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании
финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным
обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел
финансово-промышленной группы. Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило,
является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной
компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а
также ассоциации, союза. Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях,
установленных законом или учредительным договором группы: . выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово- промышленной группы; . ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы; . готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы; . выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Иные виды деятельности центральной компании финансово-
промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы
устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной
группы. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской
Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы,
участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства
товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой
налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет,
отчетность и баланс финансово-промышленной группы. По обязательствам центральной компании финансово-промышленной
группы, возникшим в результате участия в деятельности
финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы
несут солидарную ответственность. Особенности исполнения солидарной обязанности
устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. Мерами государственной поддержки деятельности финансово-
промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской
Федерации, являются: . зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы; . предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы; . передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы; . предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций; . предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы. . Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная
компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам
финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о
деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой
Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет.
Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-
промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка
проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной
группы.
2. Основные принципы функционирования ФПГ
В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные,
горизонтально интегрированные и конгломератного типа. Так же подразделяются
одно-банковые структуры и много банковые структуры. Так же можно выделить и следующую тенденцию. Ныне ФПГ в России
формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым
понимается объединение с целью производства преимущественно одного
определенного товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной
отрасли (пол-отрасли)[2]. Первое объединение обладает неоспоримым минусом -
его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров.
Вторая организация более устойчива в долгосрочной перспективе, однако
возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов. С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее
формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы
участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс
участников группы. С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда
выступали банки. Часто причиной их создания является местное
законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми
банковскими операциями. Банки альянса в ФПГ должны выполнять следующие функции[3]: . расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы: депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование: трастовые операции: . лизинговые операции в интересах участников группы: . размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка; . поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек. Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно
осуществляться на следующих принципах: . добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды; . открытость для приема новых членов, если их включение создает синергетический эффект; . добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу; . сохранение автономности каждого из членов объединения; . обязательность проведения единой стратегической политики; . наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в ФПГ: . приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ. Использование ФПГ как формы сотрудничества финансовых и промышленных
учреждений позволяет: . восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности; . создать финансовый механизм для развития производства; . увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры; . увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции; . повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции; . проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта; . аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках ФПГ, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ: . получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ; . всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции: . использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения; . иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов; . уменьшить трансакционные, технологические и информационные издержки: . банкам коалиции участвовать в проектном финансировании, что позволит повысить рентабельность разрабатываемых проектов: . выступать на рынке в двух ролях — как самостоятельная компания и как ФПГ, что даст дополнительные возможности по приобретению заказов и реализации продукции; . использовать интегральный имидж преуспевающих компаний для получения дополнительного преимущества не только на российском, но и на мировом рынке: . составить конкуренцию мощным иностранным компаниям, все в большей степени занимающим российский рынок и имеющим преимущество перед раздробленными российскими фирмами, практически лишенными инвестиций и внешнего финансирования, работающими в режиме самофинансирования. что в значительной степени ограничивает их развитие. . Получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной ФПГ будет расти и имидж крупного банка. При формировании ФПГ используется и следующий метод. Он заключается в
создании в структуре группы так называемых "финансовых бассейнов", в
которые кроме банков должны входить страховые компании, пенсионные фонды,
инвестиционные компании и фонды, ПИФы, брокерские конторы, фонды взаимного
страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть
которых также может быть направлена на финансирование проектов ФПГ. Кроме
того, создание силами групп или включение в состав уже действующих
коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с
большой нормой прибыли позволит "переливать" часть их доходов на развитие
программ ФПГ. Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ выгодно и
государству (иначе в законе не было бы прописано столько поддерживающих
мер). Во-первых, решается проблема направления банковского капитала в
промышленность; во-вторых. увеличивается надежность банковской системы в
целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и
неоднородной; в-третьих, усиливается конкуренция: между банками внутри ФПГ
за обслуживание наиболее выгодных участников группы, между ФПГ за
привлечение новых крупных организаций. 3. Финансовые аспекты деятельности ФПГ. Необходимость объединения финансовых и иных активов ставит перед ФПГ
ряд вопросов в области финансовой отчетности. Высокая степень объединения
активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому,
что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы
всех ее участников. Между тем структура баланса коммерческого банка
совершенно отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка,
также имеющих право участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря
уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой
участник ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части
собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ. Определение
принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение
для всей финансовой организации деятельности ФПГ, поскольку без
консолидации баланса невозможно признание участников ФПГ консолидированной
группой налогоплательщиков, открывающее значительные возможности по
свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению себестоимости
конечного продукта. В настоящее время основными факторами, увеличивающими себестоимость
производства, можно считать, во-первых, неплатежи покупателей и заказчиков,
во-вторых, - высокий уровень налоговых отчислений. Рассмотрим каждый фактор
отдельно. Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса
должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как
внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам. Сводный баланс
позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить
финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с
взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного
расходования. Во-вторых, статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может
оказаться действенным инструментом управления финансами. Его
последовательное использование позволяет планировать себестоимость
производства. Статус консолидированного налоголательщика позволяет
центральной компании ФПГ свободно распределять собственные и привлеченные
ресурсы внутри группы. Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том,
что распределение средств в рамках группы может происходить между формально
различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно
сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое
перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового
обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется
либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. В обоих
случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на
прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с
договором о совместной деятельности, но практические возможности его
использования сильно ограничены. Таким образом, право ведения консолидированного баланса предоставляет
центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового
законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ.
Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как
об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и
как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе
при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением
сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы. Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в
том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере в
рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: “одна из
допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их “двойное”
налогообложение”.[4] Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов.
Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь
исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации
практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на
независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов
для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления
собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри
фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных
цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь
самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они
соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно
увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой
взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в
виде государственных дотаций и прочих льгот. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее
время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит
за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в
результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с
ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой
Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с
исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение
тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное
формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью
которой могло бы стать законодательство об ФПГ. Заключение На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ - бурно
развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур,
позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только
распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их
использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры
получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и
всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд. Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и
правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного
нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в
одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в
участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного[5]. Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость
использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать
производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя
забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп,
которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от
дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться
перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее
внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега
корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям
большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.[6] Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать
меру.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах”от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ 2. А. Г. Мовсесян "Интеграция банковского капитала — необходимое условие развития современной экономики России", председатель правления коммерческого банка "Паритет" 3. Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г 4. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово- промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г 5. The Economist. "Survey of International corporations" 8 March 1996 6. O.Fisher "Transnational corporations. Eastern Europe" Internet resources.
-----------------------
[1] Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах”от
30.11.95 г. № 190 - ФЗ, ст. 2
[2] Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово-
промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета.
Региональный выпуск. №21, 1996 г. [3] "Интеграция банковского капитала —
необходимое условие развития современной экономики
России" А. Г. Мовсесян, председатель правления
коммерческого банка "Паритет" [4] Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в
СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32,
1996 г.
[5] O.Fisher "Transnational corporations. Eastern Europe" Internet
resources.
[6] The Economist. "Survey of
I??????????????????????????????†????nternational corporations" 8 March
1996.
|