Бюджетная система
Содержание Введение 3 1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных унитарных и федеративных государств. 3 2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. 5 Заключение 12 Список литературы 13 Введение Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы
построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней
бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих
на территории страны. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В
унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных
государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный
бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального, правительства), бюджеты
членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в
Канаде) и местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами
не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не
включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в
федеральный бюджет. Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной
системы, принципы ее построения. Бюджетная система страны представляет собой основанную на
экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского
бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-
территориальных образований и местных бюджетов. Государственная бюджетная система РФ включает республиканский
(федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и
областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10
окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и
около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых,
сельских). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими
доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. 1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных унитарных и федеративных государств. Сосредоточение в государственном бюджете крупных денежных средств —
необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики
государства. Это позволяет правительству производить огромные расходы на
милитаризацию, содержание государственного аппарата управления, выплачивать
проценты по государственным займам и погашать государственный долг, а также
осуществлять возросшие социальные расходы. Централизация ресурсов дает
возможность осуществлять маневрирование средствами, направлять их на
приоритетные цели, на финансирование приоритетных направлений экономической
и социальной инфраструктуры и стимулирует экономический рост. В результате опережающих темпов роста доходов федерального бюджета
США, государственного бюджета Великобритании и других развитых стран по
сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос
удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной
системы. В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы:
подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на
добавленную стоимость, таможенные пошлины, а также доходы от
государственных займов, выпускаемых центральным, правительством. По
расходам, напротив, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного
веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые
правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие
экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на
воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Местные бюджеты, как и бюджет центрального правительства, используются
для вмешательства в процесс воспроизводства. Местные самоуправления
выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на
местах, а не из центра. Система местных бюджетов также определяется государственным
устройством (федеративное или унитарное государство) и соответствующим
административным делением. В 1960 — 1970 гг. во всех западных странах,
произошел процесс укрупнения местных административных единиц и,
следовательно, усиления централизации местных финансов. Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в
основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные
акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от
муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения,
других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и
местные налоговые лицензии. Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет
налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее
важные из которых - налог на продажи и валовую выручку. В бюджетах земель
ФРГ главное место принадлежит прямым налогам. Среди них выделяются
подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с
наследства. Члены федерации прибегают к выпуску займов, что влечет за собой
увеличение их задолженности. Во второй половины 60-х годов наблюдается
быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высокими темпами
увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме
муниципальных расходов составляет 40-60%. При ограниченности собственных
доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит;
самые крупные дефициты у бюджетов городов. В этой связи 20-50% расходов
местных бюджетов покрываются субсидиями и кредитами из государственного
бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти от центрального
правительства. Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных
странах имеют свои особенности. Например, в Великобритании местные органы
власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из
Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий и из
Национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат.
Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются из рыночного процента
и в строго лимитированных размерах. В Японии связь государственного бюджета
с местными, осуществляется только по линии выдачи субсидий. Кроме того,
государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого
назначения. Во Франции местные власти получают из государственного бюджета
средства в виде субсидий и дотаций. В США в основном имеет место
одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в
нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и
местные бюджеты главным образом в виде дотаций и целевых субвенций. В ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель,
которым средства перечисляются в форме дотаций и субвенций. Последние
передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов
бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога
делятся между федеральным бюджетом, бюджетами земель и общин, а от налогов
на корпорации — между федеральным бюджетом и бюджетами земель в размере 50%
каждому бюджету. 2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. бюджетного устройства в РФ построено на принципах: единство;
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех
звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и
экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие
расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой
характер бюджетных средств. Единство бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ,
единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично)
и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти
РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления. Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных источников
доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в
соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение
направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным
источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для
каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные
источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти
в составе РФ, местными органами управления. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы
и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме. Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов
должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает,
что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. Гласность — обязательное опубликование в открытой печати утвержденных
бюджетов и отчетов об их исполнении. Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета. Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с
установлением направления их на финансирование конкретных целей. Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ. Этот бюджет используется для свода
статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в
частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в
бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается
законодательным органом власти. Советы министров республик в составе РФ, исполнительные органы
субъектов Федерации составляют свои консолидированные бюджеты,
представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий. Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный
федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных
бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и
субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы — это доходы, поступающие полностью в
соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за
бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за
местными бюджетами — налог на имущество физических лиц. Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена
бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов для покрытия его
расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров
процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего
бюджета. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных
бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой
сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим
бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. В 1999 г. в составе
расходов федерального бюджета образован фонд целевых субвенций в сумме 7111
млн. руб., средства которого направляются на обеспечение финансовой
поддержки жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения,
предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального
хозяйства и др. Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т.е.
они должны быть возвращены с процентами или без них. Методика формирования Федерального фонда финансовой поддержки регионов
постоянно совершенствуется. В 1999 г. внесены принципиальные изменения в
формирование данного фонда. Они состоят в том, что средства территориальным
бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методологии,
учитывающей: 1) собственные среднедушевые доходы территорий; 2) численность
населения, проживающего на данной территории. В 2001 году Правительство РФ разработало комплекс мер по
реформированию межбюджетных отношений, способствующих повышению
заинтересованности субъектов Российской Федерации в максимальной
мобилизации их финансовых ресурсов, оптимизации расходов и снижению
дефицитов субъектов Российской Федерации. Формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ
осуществляется нарастающим итогом на последнюю отчетную дату,
предшествующую планируемому периоду, исходя из фактических поступлений в
федеральный бюджет налоговых доходов, за исключением доходов, контроль за
поступлением которых, осуществляет Государственный таможенный комитет РФ. Средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ
выделяются только тем субъектам, которые выполняют требования бюджетного и
налогового законодательства Российской Федерации без каких-либо исключений,
дополнений и особых условий. Суммы, передаваемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов
Федерации, называются трансфертами. Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических
поступлений средств в федеральный бюджет. В 2001 г. трансферты были
предоставлены 76 регионам из 89. Не получают трансфертов 9—13 субъектов Федерации. Эти регионы — доноры
не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение
налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств
перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсов субъектов
Федерации. Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных
ассигнований на капитальные строительство для осуществления федеральных
целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном
уровне. Однако, несмотря на увеличение средств, поступающих из федерального
бюджета в бюджеты субъектов Федерации, проблема расширения собственной
доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления
остается исключительно актуальной. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные
расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов.
Однако их доходная база не была расширена. По мнению Правительства, для совершенствования межбюджетных отношений
необходимо: . не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами; . оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников; . упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий; . создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и
регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в
порядке регулирования местным бюджетам. Формирование доходов местных бюджетов осуществляется за счет
собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и
региональных регулирующих налогов и сборов. Основная их часть расходов отдельных звеньев бюджетной системы
осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью
финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на
финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются
дотации отдельным отраслям народного хозяйства, крупные средства бюджетам
территорий, погашается огромная внутренняя и внешняя задолженность страны. В бюджетах территорий основные — расходы на социальные цели. Расходы
бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет
текущих расходов и бюджет развития. Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита
бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в
бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительные
органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если
в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня
дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится
механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении
государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета
в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не
подлежат защищенные статьи. Покрытие дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска
государственных займов или использования кредитных ресурсов. Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной
классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджета
всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что
обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В соответствии с Федеральным законом бюджетная классификация включает: . классификацию доходов бюджетов РФ; . функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; . экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; . классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; . классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета; . классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; . классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ; . ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Единая бюджетная классификация используется при составлении,
утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении
консолидированных бюджетов всех уровней. При составлении, утверждении и исполнении только федерального бюджета
используются: . ведомственная классификация расходов федерального бюджета: . классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; . классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ. Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается
законодательными органами субъектов РФ, а ведомственная классификация
местных бюджетов решениями соответствующих органов местного самоуправления. 1) Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку
доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ,
определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы
доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по
источникам и способам их получения. 2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка
расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на
выполнение основных функций государства. 3) Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является
группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по
прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов
— по целевым статьям и видам расходов. 4) Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет
собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение
бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов
субъектов Федерации. 5) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка
расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы
местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов
бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая
общих принципов построения и единства бюджетной классификации. Заключение В заключении данной работы хочется подвести краткие итоги сказанному. Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий
силу закона и утверждается законодательными органами. В России он утверждается государственной Думой и Советом Федерации,
подписывается Президентом РФ. Государственный бюджет выражает
экономические, денежные отношения, опосредующие процесс образования и
использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет государства – основной орудие перераспределения национального
дохода. К главным функциям бюджета можно отнести: перераспределения национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием денежных средств. Для соблюдения законодательства в сфере государственного бюджета и
внебюджетных фондов со стороны органов власти и управления РФ, применяется
государственный финансовый контроль. Список литературы Дробозина Л.А. Финансы. М.: ИНФРА-М. 2000.
Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.
Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.
Самсонов Н.Ф. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ИНФРА-М. 2001.
|