Доклад: Жизнь и труды Аристотеля
Жизнь и труды Аристотеля
Аристотель жил в IV в. до н. э. К этому времени древнезападная, антич-ная, философия, уже имела
хотя сравнительно и непродолжительную, но бога-тую историю. Еще в VII в. в
Греции не было ни одного философа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже
несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля,
насчитывавшая несколько сот уче-ников.
Назовем теперь предшествующие Аристотелю школы и учения. Антич-ную философию, которая была целостным явлением в истории
философии, т.е. имела свое начало и завершение, можно разделить на пять периодов. Первый из них обозначим
как нулевой - это предфилософия. Все существующее во времени имеет свою
историю, а все имеющее историю имеет и предысторию, причем всякая история без
своей предыстории непонятна. Первый же период античной философии - период ее
зарождения из мифологического мировоззрения - явился как бы диалектическим
отрицанием последнего под влиянием развивающегося знания и мышления. К этому
периоду относятся первые философские
антими-фологические учения, которые еще полны мифологических образов и
имен, что объясняется недостаточной развитостью понятийно-категориального
аппарата. Создателями этих учений были
философы Милетской школы (Фалес, Апакси-мандр, Апаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенодоан, Пифагор
и ранние пифагорейцы - устроители Пифагорейского союза, философ-одиночка
Гераклит и его современник и
философский антипод Парепид - главный представитель уже упомянутой школы
элеатов. Все эти философы жили в VI
веке.
Второй период в истории античной философии - период ее зрелости - яв-ляется главным, наиболее
значительным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великих натурфилософов -
Эмпедокла и Апаксагора, Левкиппа и
Демок-рита, а также пифагорейца Филолая и средних пифагорейцев. К этому же
перио-ду относится движение софистов, впервые обратившихся к антропологической, а в связи с ней и к
этическо-социальной проблематике. В учениях софистов и Сократа зарождается
также проблема философской методологии. Время дея-тельности упомянутых
философов - V в. - составляет первую половину рассмат-риваемого периода истории
античной философии. Вторая его половина прихо-дится на IV в. В это время
деятельности Платона, первого сознательного антич-ного идеалиста введшего в философский обиход термин “идея” именно
как “идеальное” (в обыденном языке это слово имело значение “вид”, “образ”).
Сюда относится и начало деятельности так называемых сократических школ
(киников, кирепаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.
Аристотель родился в 384 г. до н. э. и умер в 322 г. до н. э.
Родина фило-софа - город Стагир. Эта греческая колония была расположена на
северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никома принадлежал к
потомственному роду врачей и служил у македонского царя Амипты III. Аристо-тель
провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником - сыном царя Амипты
Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. В последствии Аристотель был
воспитателем его сына - Александра
Македонского.
Первый афинский период. Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей
в 367 г., Аристотель поступил в существовавшую там уже в течение 20 лет Ака-демию
Платона, где пробыл 20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учите-ля. После он на долгие годы покинул Афины.
Второй афинский период. Оказавшись в 335 г. снова в Афинах,
пятидеся-типятилетний Аристотель открывает собственную философскую школу.
Сочинения Аристотеля.
Аристотельские сочинения распадаются на три группы: 1) диалоги и другие
произведения, созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть
позднее; это произведения, судя по сохранив-шимся отрывкам, тщательно им
отредактированные; 2) осуществленные под ру-ководством Аристотеля коллективные
труды его школы, в частности описания 158 государственных систем из числа
существовавших в Элладе и за ее преде-лами; 3) трактаты; несмотря на
несовершенство формы, это основные труды Аристотеля - в них выражено его зрелое
мировоззрение.
Аристотелевские трактаты могут быть разделены на восемь
подгрупп: 1) логические (“Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “Топика”,
“Опровержение софизмов”, “Категории”, “Об истолковании”; объединены позднее под
общим наименованием “Органон”); 2) собственно философские (“Метафизика”); 3)
фи-зические (“Физика”, “О небе”, “О возникновении и уничтожении”,
“Метеороло-гика”); 4) биологические (“История животных”, “О частях животных”,
“О дви-жении животных”, “О происхождении животных”); 5) психологические (“О
ду-ше”) и 6) этические (“Никомахова этика”, “Евдемова этика”, “Большая этика”);
7) политико-экономические (“Политика”, “Экономика”); 8) искусствоведческие
(“Поэтика”, “Риторика”).
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|