Доклад: Западничество
Западничество
Российское
западничество 19 в. никогда не было однородным идейным течением. Среди
общественных и культурных деятелей, считавших, что единственный приемлемый и
возможный для России вариант развития - это путь западноевропейской
цивилизации, были люди самых разных убеждений: либералы, радикалы,
консерваторы. На протяжении жизни взгляды многих из них существенно менялись.
Так, ведущие славянофилы И.В.Киреевский и К.С.Аксаков в молодые годы разделяли
западнические идеалы (Аксаков был участником 'западнического' кружка
Станкевича, куда входили будущий радикал Бакунин, либералы К.Д.Кавелин и
Т.Н.Грановский, консерватор М.Н.Катков и др.). Многие идеи позднего Герцена
явно не вписываются в традиционный комплекс западнических представлений.
Сложной была и духовная эволюция Чаадаева, безусловно, одного из наиболее ярких
русских мыслителей-западников.
П.Я.Чаадаев
(1794-1856), несомненно, считал себя христианским мыслителем. Столь характерная
для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые
черты. Чаадаев утверждал в своих сочинениях культурно-историческую роль
христианства. Он писал, что историческая сторона христианства заключает в себе
всю 'философию христианства'. В 'историческом христианстве' находит, по
Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только 'нравственной
системой', но действующей универсально божественной силой. Можно сказать, что
для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро
чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою
историософию на концепции провиденциализма.
Для него
несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его
'конечным целям'. В своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер
действия 'божественной воли', писал о 'Тайне Промысла', о 'таинственном
единстве' христианства в истории и т.д. Тем не менее рационалистический элемент
присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя
с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается
средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной
ценности культурно-исторического опыта человечества. 'Конечно, не все в
европейских странах, - писал Чаадаев, - проникнуто разумом, добродетелью,
религией, далеко нет, - но все в них таинственно повинуется той силе, которая
властно царит там уже столько веков'. Западный путь, при всем его
несовершенстве, есть исполнение сакрального смысла истории.
Западник-радикал
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) в молодости пережил страстное
увлечение немецкой философией: эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, а
несколько позднее - Гегеля. Однако верным гегельянцем критик был сравнительно
недолго. Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический
детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что 'судьба субъекта,
индивидуума, личности важнее судеб всего мира'. Персонализм Белинского был
неразрывно связан с его увлечением социалистическими идеалами. Идеал
общественного строя, основанного 'на правде и доблести', должен быть воплощен в
реальность, прежде всего во имя суверенных прав личности, ее свободы от любых
форм социального и политического гнета. Дальнейшая эволюция взглядов Белинского
сопровождалась усилением критического отношения к столь увлекавшему его в
молодые годы философскому идеализму. Религиозные же убеждения молодости
уступали настроениям явно атеистического толка. Эти настроения позднего
Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве все в большей
степени начинает доминировать идеология политического радикализма.
Михаил
Александрович Бакунин (1814-1875) был одним из наиболее ярких представителей
российских западников-радикалов. Его философское образование (под влиянием
Н.В.Станкевича) начиналось с усвоения идей Канта, Фихте и Гегеля. Определенное
воздействие на молодого Бакунина оказали сочинения европейских мистиков (в
частности, Сен-Мартена). Но наиболее значительную роль в его духовной эволюции
сыграло гегельянство. В опубликованной в 1842 в Германии статье Реакция в
Германии Бакунин писал о гегелевской диалектике абсолютного духа как о процессе
революционного разрушения и творчества. Впрочем, уже в этот период его
отношение к философии становится все более критическим. 'Долой, - заявлял
Бакунин, - логическое и теоретическое фантазирование о конечном и бесконечном;
такие вещи можно схватить только живым делом'. Таким 'живым делом' для него
стала революционная деятельность.
Исключительный
по своему напряжению пафос революционного утопизма пронизывает все последующее
творчество Бакунина. 'Радость разрушения есть в то же время творческая
радость', - утверждал он. И это одно из многих его утверждений подобного рода.
'Светлое будущее', ради которого Бакунин-революционер был готов жертвовать
своей и чужой жизнью, предстает в его описании в виде некой грандиозной утопии,
не лишенной религиозных черт: 'Мы накануне великого всемирного исторического
переворота... он будет носить не политический, а принципиальный, религиозный
характер...'. В 1873 в работе Государственность и анархия русский революционер
пишет о гегельянстве как о 'веренице сомнамбулических представлений и опытов'.
В своей радикальной критике всяческой метафизики поздний Бакунин не
ограничивался неприятием философского идеализма. В метафизичности он упрекал
Л.Фейербаха, философов-позитивистов и даже таких материалистов, как Бюхнер и
Маркс.
Александр
Иванович Герцен (1812-1870), как и большинство российских западников-радикалов,
прошел в своем духовном развитии через период глубокого увлечения
гегельянством. В молодости он испытал также влияние Шеллинга, романтиков,
французских просветителей (в особенности Вольтера) и социалистов (Сен-Симона).
Влияние Гегеля, однако, наиболее отчетливо прослеживается в его работах
философского характера. Так, в цикле статей Дилетантизм в науке (1842-1843)
Герцен обосновывал и интерпретировал гегелевскую диалектику как инструмент
познания и революционного преобразования мира ('алгебра революции'). Будущее
развитие человечества, по убеждению автора, должно привести к революционному
'снятию' антагонистических противоречий в обществе. На смену оторванным от
реальной жизни научным и философским теориям придет научно-философское знание,
неразрывно связанное с действительностью. Более того, итогом развития окажется
слияние духа и материи. Центральной творческой силой 'всемирного
реалистического биения пульса жизни', 'вечного движения' выступает, по Герцену,
человек как 'всеобщий разум' этого универсального процесса.
Эти идеи получили
развитие в основном философском сочинении Герцена - Письмах об изучении природы
(1845-1846). Высоко оценивая диалектический метод Гегеля, он в то же время
критиковал философский идеализм и утверждал, что 'логическое развитие идет теми
же фазами, как развитие природы и истории; оно... повторяет движение земной
планеты'. В этой работе Герцен вполне в духе гегельянства обосновывал
последовательный историоцентризм ('ни человечества, ни природы нельзя понять
помимо исторического бытия'), а в понимании смысла истории придерживался
принципов исторического детерминизма. Однако в дальнейшем его оптимистическая
вера в неизбежность и разумность природного и социального прогресса оказалась
существенным образом поколебленной.
Оценки
европейской действительности, данные поздним Герценом, были в целом
пессимистическими. В первую очередь это относится к его анализу процесса
формирования нового типа массового сознания, исключительно потребительского,
основанного на глубочайшем и вполне материалистическом индивидуализме -
'эгоизме'. Такой процесс, по Герцену, ведет к тотальному 'омассовлению'
общественной жизни и соответственно к ее своеобразной энтропии ('поворот всей
европейской жизни в пользу тишины и кристаллизации'), к утрате всякого
индивидуального и личностного своеобразия. Разочарование в европейском
прогрессе привело Герцена 'на край нравственной гибели', от которой спасла лишь
'вера в Россию'. Он не стал славянофилом и не отказался от надежд на
возможность установления в России социализма, который связывал прежде всего с
крестьянской общиной. Эти его идеи стали одним из источников народнической
идеологии.
Преимущественно
в русле западничества формировалась и традиция российского либерализма. Среди
деятелей отечественной культуры прошлого века были и те, кого по праву можно
назвать либеральными мыслителями. К их числу относится известный русский
правовед и историк К.Д.Кавелин.
Константин
Дмитриевич Кавелин (1818-1885), увлекавшийся в юности гегельянством и с
почтением относившийся к славянофилам (в особенности к Хомякову), под влиянием
Белинского, а позднее Герцена и Грановского стал убежденным западником. К
трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: Задачи
психологии (1872) и Задачи этики (1884). 'Очень осторожный мыслитель', по характеристике
В.В.Зеньковского, Кавелин был склонен к философскому релятивизму и скептицизму
('в мире нет безусловных начал и принципов - все в нем условно и
относительно'). Он всегда стремился избегать крайностей как 'отвлеченного'
идеализма ('метафизические миражи'), так и последовательного материализма.
Решающую роль в истории Кавелин отводил личностному началу. Соответственно и
смысл русской истории он видел в становлении и укреплении 'начал личности', что
должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом.
Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития
человечества.
В духе
либерализма интерпретировал гегелевское наследие русский юрист и историк Борис
Николаевич Чичерин (1828-1904). Будучи одним из видных представителей
'государственной школы' в русской историографии и сторонником конституционной
монархии, он был убежден, что именно в последней может быть достигнуто
гармоническое единство прочной государственности и общественной жизни,
основанной на либеральной идее суверенных прав и свобод личности. Основные
философские идеи Чичерина содержатся в его трудах Наука и религия (1879),
Мистицизм в науке (1880), Основания логики и метафизики и др. Пережив в
молодости глубокое увлечение гегелевской философией, он и в дальнейшем
руководствовался ее фундаментальными принципами. В трактовке русского мыслителя
подлинно философский подход к действительности 'состоит в сочетании
противоположностей', прежде всего материального мира и 'мира мыслящих
субъектов'. Деятельность последних в истории определяет
универсально-онтологический характер прогресса, поскольку в конечном счете эта
деятельность коренится в абсолютном духе, который направляет диалектический
процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет свое
значение, так как человек изначально причастен Абсолюту, будучи одновременно
конечным и бесконечным существом. 'Абсолютность' и 'бесконечность' человека
определяется в первую очередь его разумом как реальной формой абсолютного духа.
'Верховной наукой', постигающей смысл происходящего в мире, оказывается,
согласно Чичерину, история, а точнее - метафизика истории. В историческом
процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, которая и
выражает суть данного процесса. Поэтому особое значение среди исторических
дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|