Доклад: Виды понятий
Виды понятий
Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По
объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.
Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс
(например, “великий американский писатель Теодор Драйзер”; “река Кама”). Объем
общего понятия включает число элементов, большее единицы (например,
“велосипед”, “компьютер” и др.).
Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным
универсальному классу, т. е. классу, в который входят все предметы,
рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти
понятия называются универсальными). Например, натуральные числа - в арифметике,
растения - в ботанике и др.
Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия
пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой
класс (например, “вечный двигатель”, “ человек, проживший 300 лет”,
“Снегурочка”, “Дед Мороз”, персонажи сказок, басен и др.)
По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.
Конкретные и абстрактные понятия
Конкретными называются понятия, в которых отражены
одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и
идеальных). К их числу относятся понятия “ школа”, “опера”, “Александр
Македонский”, “землетрясение” и др.
Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не
предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета
(например, “белизна”, “несправедливость”, “ честность”). В действительности
существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но “белизна” и
“несправедливость” как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют.
Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между
предметами (например, “неравенство”, “подобие”, “тождество”, “ сходство” и
др.).
Относительные и безотносительные понятия
Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся
предметы, существование одного из которых предполагает существование другого
(«дети” - “родители”, “ученик” - “учитель”, “ начальник” - “подчиненный”,
“северный полюс магнита” - “ южный полюс магнита”) .
Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся
предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета
(«карандаш”, “город”, “овца”, “сильное наводнение”).
Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того
или иного свойства или отношения. Например, “грамотный человек”, “алчность”,
“отстающий ученик”, “красивый поступок” и т. д.
Если частица “не” или “без” (“бес”) слились со словом и слово
без них не употребляется (например, “ненастье”, “беспечность”, “
безупречность”, “ненависть”, “неряха”), то понятия, выраженные такими словами,
также называются положительными. В русском языке нет понятия “нависть” или
“настье”, и частица “не” в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания,
а поэтому понятия “ненастье”, “ненависть” и другие являются положительными, так
как они характеризуют наличие у предмета определенного качества ( может быть,
даже и плохого - “неряха”, “беспечность”).
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что
указанное свойство отсутствует в предметах (например, “неграмотный человек”,
“некрасивый поступок”, “ненормальный режим”, “бескорыстная помощь”). Эти
понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную
частицу “не” или “без” (“бес”), присоединенную к соответствующему
положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.
Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются
противоречащими понятиями.
Собирательные и несобирательные понятия
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных
предметов мыслится как единое целое (например, “полк”, “стадо”, “стая”,
“созвездие”). Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один
корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду.
Собирательные понятия бывают общими (например, “роща”, “детский хор”) и
единичными («созвездие Большая Медведица”, “Государственная научная
педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской Академии
образования”).
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому
предмету данного класса, мыслимого в понятии (“ручка”, “река”, “игрушка”,
“растение”). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом
данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение
является истинным.
В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут
употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном
смысле. Возьмем суждение: “Все яблоки в этой корзине спелые”. В нем понятие
“яблоко в этой корзине” является общим и употребляется в несобирательном
смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым. В суждении “Все яблоки в
этой корзине весят 5 кг” понятие “ яблоки в этой корзине” употреблено в
собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в
отдельности.
Таким образом, логическая характеристика понятий может
выглядеть, например, следующим образом:
“коллекция” - общее, конкретное, безотносительное,
положительное, собирательное;
“нерешительность” - общее, абстрактное, безотносительное,
отрицательное, несобирательное;
“поэма” - общее, конкретное, безотносительное, положительное,
несобирательное.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|