Доклад: Основные методы научного познания
Основные
методы научного познания
Как подчеркивал
Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен
быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к
деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной
реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в
темноте.
Существуют
различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию,
которая понимается и как система принципов и способов организации и построения
теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Остановимся
лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на
методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из
сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они
таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу
действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета
и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации
субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то
эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее
направленность и объективность.
Познание
начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения
характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о
наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение,
сравнение.
Эксперимент -
это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь
с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания
искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств
предмета.
Метод
моделирования основан на создании модели, которая является заместителем
реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция
моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в
материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели
равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь
разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не
затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная
функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по
предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.
Анализ и
синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные,
более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение
компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в
объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению.
Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования,
упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание,
конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
Индукция и
дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных
фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих
закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная
на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они
основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и
фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на
поисках закона существования и развития исследуемой системы.
Исторический и
логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении,
исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику,
изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть
абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод
хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.
Интегрирующим
научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является
метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный
метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все
более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого
движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое
исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап
восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию
сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе
абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап
восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному
понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению,
способному опредметиться в практике.
Для образного
восприятия всего сказанного о содержании теории познания приведем специальную
таблицу, координирующую принципы, формы и методы научного познания (см. табл.
1).
Таблица 1
Основные принципы познания
|
Основные формы познания
|
Основные методы познания
|
Принцип единства объективного и
субъективного (принцип деятельностного отражения)
|
Чувственная и рациональная Формальная и
содержательная
|
Наблюдение Эксперимент Моделирование
Анализ и синтез
|
Принцип единства исторического и
логического (принцип историзма)
|
Эмпирическая и теоретическая (факт,
идея, гипотеза, теория)
|
Индукция и дедукция Исторический и
логический методы
|
Принцип единства абстрактного и
конкретного (принцип конкретности истины)
|
Истина
|
Метод восхождения от абстрактного к
конкретному
|
Как можно
видеть, каждый столбец начинается с наиболее простого элемента, и чем ниже
опускаем мы свой взгляд, тем с более и более сложными, конкретными принципами,
формами и методами имеем дело. Однако каждый предыдущий элемент при этом не
исчезает, а остается в последующем элементе в подчиненном и преобразованном,
"снятом" виде. Связь "по горизонтали" в таблице не столь
непосредственна, но тоже имеется, особенно - в ее финальной, нижней части:
истина и конкретность, по Гегелю, - синонимы. К этому можно добавить, что любой
принцип, будучи обернутым на практику познания объекта, превращается в метод:
например, принцип историзма выступает как исторический и логический методы.
Функциональное различие предлагаемых в таблице столбцов можно образно
представить себе так: если сравнить "строительство" знания со
строительством здания, то принципы - это фундамент, формы - строительный
материал, а методы - технология данного "строительства".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|