Доклад: Неоплатонизм
Неоплатонизм
Неоплатонизм,
идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью
систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом
идей Аристотеля. Основное содержание неоплатонизм сводится к разработке
диалектики платоновской триады - "единое", "ум" (нус),
"душа".
Первая
онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между
непознаваемым "единым" и познаваемым "умом" дополнялась возникшим
из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как
первое докачественное расчленение "единого". Вторая - "ум",
представленная у Платона лишь в виде отдельных намеков, разрабатывалась
неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом "уме"
- перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал
одновременно и субъектом, и объектом ("мышлением мышления") и
содержал в себе свою собственную "умственную" материю. Учение о
"душе" на основе платоновского "Тимея" и тоже под влиянием,
как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в неоплатонизме до
учения о космических сферах.
Последнее
излагалось с большими подробностями и давало картину действия "мировой
души" во всем космосе. Т. о., неоплатонизм как идеалистическая философская
система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию
его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой
и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: "единое", "ум",
"душа", "космос", "материя". Для учения о
внутрикосмических телах неоплатонизм привлек теории Аристотеля о субстанции и
качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся
принципах вещей), а также о потенции и энергии. На неоплатонизм оказал влияние
стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я
человека, однако неоплатонизм мог родиться только из решительного преодоления
вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций
стоической интерпретации наследия Платона.
Неоплатоники
много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям,
математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а
также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям. Эта
особенность все больше развивалась по мере эволюции неоплатонизма, достигнув
схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. В
целом неоплатонизм явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать
все достояние античной философии для борьбы с христианским монотеизмом.
Основателем
неоплатонизма в 3 в. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение которого
было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта римская школа неоплатонизма
отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу
конструированием основной платоновской триады.
Сирийская школа
неоплатонизма (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематической форме
осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на
религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества,
чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического
восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор
Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе неоплатонизма (4 в.), основанной
Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем
неоплатонизм все более занимается комментированием Платона и Аристотеля.
Афинская школа неоплатонизма (5-6 вв.) была основана Плутархом Афинским,
продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными
представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий.
Александрийская школа неоплатонизма (4-5 вв.) больше других оказалась
погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия,
Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками
выступали и латинские неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин,
противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил
изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую
последним оплотом языческого неоплатонизма.
Идеи
неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце
античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а
затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. неоплатонизм оказал значительное
воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).
Христианский
неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в
очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи
неоплатонизм получили большое распространение уже в период ранней патристики (4
в.) благодаря деятельности представителей т. неоплатонизм каппадокийской школы
- Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь
христианизации неоплатонизм Видную роль в распространении идей неоплатонизм
сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи неоплатонизма в более светской и
рационалистической форме проводил Михаил Пселл.
Под глубоким
влиянием идей неоплатонизма находился Августин. Некоторые черты неоплатонизма
можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как,
например, Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая
традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католической
линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который
переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи
неоплатонизм, впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть,
что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной
мистики, в западной философии средневековья, был именно неоплатонизм (например,
уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского).
К концу
средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике 14-15
вв. (Мейстер Экхарт,И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рейсбрук и анонимный трактат
"Немецкое богословие"). Пантеистические и рационалистические
тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения,
как Николай Кузанский, Г. Плифон и М. Фичино. Большой шаг в сторону
секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии
эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т.
Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности неоплатонизма в 17 - начале 18 вв.
свидетельствует школа кембриджских платоников (Р. Кедворт и др.). Немецкий
идеализм конца 18 - начала 19 вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в
лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком
философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей "Истории
философии" (см. Соч., т. 11, М. - Л., 1935, с. 35-76). Воздействие
неоплатонизма на идеализм 19-20 вв. можно проследить прежде всего у таких
русских философов, как В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А.
Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде
различных направлений современной буржуазной философии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|