Доклад: Место авторитета и разума в индийской философии
Место
авторитета и разума в индийской философии
Ответы на такие
философские вопросы, как, например: 'Какова причина мира?', 'Существует ли
бог?', 'Какова природа бога?',- не могут быть получены благодаря наблюдению.
Чтобы отыскать ответы, совместимые с истинами, уже установленными нашим опытом,
философ должен применить воображение и разум. Подобно другим отраслям знания,
философия в своих исканиях идет от известного к неизвестному.
Основанием
(ground) философии является опыт, а главным инструментом ее - разум. Однако
возникает вопрос: 'Какой именно опыт должен служить основанием философии?'
Индийские мыслители не единодушны в этом вопросе. Некоторые из них, например, считают,
что философия должна основываться на обычном, нормальном опыте, то есть на тех
истинах, которые открыты учеными и признаны всеми людьми.
В Индии эти
взгляды полностью разделяются философами школ ньяйи
, вайшешики
,
санкхьи
и
чарвака
.
В большей своей части это положение разделяется также философами буддийской и джайнской
школ.
Однако некоторые другие мыслители считают, что в отношении таких вопросов, как
вопросы о боге, о состоянии освобождения и т. п., мы не можем получить
сколько-нибудь правильной идеи из нашего обычного опыта. В этом случае
философия по необходимости зависит от опыта тех немногих святых пророков и
мудрецов, которые непосредственно постигли сакшаткару, или даршану, или нечто
подобное им. По мнению этих мыслителей, основу философии составляют авторитет
или свидетельства заслуживающих доверия лиц и священных писаний. Этому методу
следуют школы мимансы и веданты. Многие из своих теоретических положений они
основывают на ведах и упанишадах. Равным образом буддийская и джайнская школы
ставятся в зависимость от учений Будды и джайнов, которые считаются всеведущими
и совершенными. В Европе средневековая схоластическая философия также была
основана на авторитете христианской библии.
Разум является
главным инструментом спекуляций философов обоих типов. Отличие их друг от друга
состоит в том, что у первых разум следует за обычным опытом, тогда как у вторых
- за авторитетом. Индийскую философию часто упрекают в том, что ее теории
основываются не на самостоятельном рассмотрении, а на авторитете и носят
поэтому характер скорее догматический, чем критический. Такое обвинение явно
несправедливо по отношению к большинству индийских систем, которые в той же
мере основываются на свободных рассуждениях, в какой это имеет место и на
Западе даже в современный век критического мышления. Критика эта может иметь
отношение главным образом к двум системам - мимансе и веданте, которые, как мы
уже указывали, значительное место уделяют авторитету. Однако хотя эти системы
исходят из авторитета, их теории подкрепляются столь вескими самостоятельными
аргументами, что если даже убрать их опору - авторитет, они все же будут прочно
стоять и выгодно отличаться от некоторых теорий, основывающихся исключительно в
самостоятельном мышлении.
Как мыслящее
существо, человек не может, конечно, чувствовать себя удовлетворенным до тех
пор, пока не удовлетворен его разум. Но если аргументы в пользу данной
философии достаточны для удовлетворения его разума, то дополнительные факторы,
основывающиеся на опыте лиц с ясным умом и чистым сердцем, будут лишь
увеличивать ее ценность.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|