Доклад: Мадхава
Мадхава
Мадхава
(санскр.) = Видьяранья, индийский философ адвайта-веданты 14 в., министр царя
южноиндийского государства Виджаянагар и, возможно, позднее – глава
шанкаровского монастыря в Шрингери (Майсор).
I.
Сарва-даршана-санграха (Резюме всех философских систем) – знаменитый компендиум
(по которому европейцы изучали индийскую философию в 19 в.), где излагаются
основные доктрины 15 более или менее значительных сложившихся ко времени
Мадхавы: материализм (чарвака), буддизм, джайнизм, оппозиционные адвайте
ведантистские школы Рамануджи и Мадхавы, шиваитские школы пашупаты, шайвы,
пратьябхиджни, школа алхимиков (расаяна), вайшешика, ньяя, миманса, школа
грамматистов, санкхья и йога (некоторые рукописи включают и главу о веданте,
считающейся неподлинной).
II.
Дживанмуктививека (Анализ состояния освобожденного при жизни) – трактат в пяти
главах, посвященных разработке адвайтистской доктрины, по которой
«освобождение» возможно уже при жизни того, кто достиг «различительного
знания». В главе 1 Мадхава дает определение «освобожденного при жизни»,
опираясь на прежние адвайтистские авторитеты и выступая против оппонентов,
придерживающихся мнения, что «освобождение» достижимо лишь после смерти
(видехамукти). Он различает также статусы «ищущего знания» (вививдиша) и
«познавшего» (видван), уточняя то расстояние, которое необходимо пройти
первому, чтобы стать вторым. «Освобождение» – прежде всего полная независимость
от внешнего мира. Главы 2–3 посвящены преимущественно стратегии преодоления
скрытых, бессознательных желаний (васана-кшая), являющихся серьезным
препятствием для тех, кто стремится к «освобождению». В главе 4 уточняется, в
каком смысле «освобождение при жизни» составляет высшую цель человеческого
существования. В главе 5 описывается облик того, кто достиг «освобождения при
жизни».
III. Панчадаши
(Трактат из пятидесяти глав) – cтихотворное изложение адвайты, основывающейся
на трех «столпах» сакральных текстов, рациональности и опыта. Мадхава
солидаризируется с направлением Пракашатмана (10 в.), предпочитающего в
качестве модели соотношения Брахмана и индивидуальной души метафору первообраза
и отражения (абхаса-вада), а не модель ложного ограничения (аваччхеда-вада),
которую, в частности, отстаивал Вачаспати Мишра. Майя – одна из сил Брахмана,
посредством которой он принимает видимость самоумножения. Однако Мадхава
отходит от школы Пракашатмана, развивая в последних пяти главах идею
«блаженства Брахмана» (существует, правда, мнение, что эти главы были написаны
не им, но близким ему Бхаратитиртхой).
IV. К менее
известным трудам относятся обобщающая работа Виваранапрамеясанграха (Резюме
предметов истолкования) и переложение комментария Шабары к Миманса-сутре –
Джайминияньяямалавистара (Подробное описание гирлянд правил Джаймини).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|