Доклад: Идейно-теоретические истоки социологии
Идейно-теоретические истоки социологии
Наряду с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э.
Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй
половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих
основоположников Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) она
заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на
объективных данных исторической, экономической, социологической и других
науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание
истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А.
Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.
В настоящее время социология марксизма подвергается
основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней ни относиться, она
является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих
сторонников во многих странах мира.
Марксистская социология - это прежде всего материалистическое
понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания
исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление
социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля,
а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей
предшествующего периода, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др.
Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение
материалистических основ жизни общества, характера взаимодействия его основных
сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной
деятельности людей в историческом процессе.
Марксистская социология остается одной из наиболее влиятельных
в настоящее время. Она противостоит многим классическим и современным
социологическим теориям. Исторический материализм привел к появлению множества
различных объяснительных версий исторического процесса, к формированию
значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ.
Многие из них демонстрируют всевозрастающие возможности в понимании социальных
феноменов. В своей претензии описывать социальную жизнь как тотальность
марксизма, видимо, не имеет себе равных и в конце XX столетия.
Вникая в ближайшие причины, положившие начало разработке
социологии в так называемом материалистическом направлении, мы можем разделить
их на две категории: 1) причины общего и необходимого характера и 2) причины
частичные, более случайные.
К разряду первых следует отнести следующие три благоприятные
условия:
1. Высокая степень развития, достигнутая экономическими
отношениями за последнее столетие, и значение, которое они приобрели во всех
областях общественной жизни. Расцвет этот совпал с заметным упадком таких
господствующих прежде факторов эволюции, как религия и метафизическое учение, а
также с крайней специализацией научных исследований. Не будучи объединены
соответствующей философией, отдельные науки не могли открыто притязать на роль
верховных руководительниц общественного прогресса; они влияли и действовали
только, так сказать, за кулисами истории.
2. Глубокие, хотя на первый, поверхностный взгляд и незаметные
перемены, происшедшие в основных нравственных началах, в этических обобщениях,
от новых, установившихся между людьми отношений, смутно выразившихся, например,
в известной трехчленной формуле французской революции: свобода, равенство,
братство. Этический процесс резко сказался в падении прежних, христианских,
аскетических идеалов бедности, воздержания, лишений всякого рода и в замене их
противоположными идеалами материалистического довольства, земного блаженства и
счастья.
3. Быстрые успехи как наук о явлениях мира неорганического и
органического, наиболее тесно связанных с экономической деятельностью человека,
так и техники, основанной на этих отраслях знаний. Ускоренный и могучий рост
этот выгодно контрастировал в течение всего XIX столетия с отсталостью наук о
явлениях сверхорганического мира - самой социологии и производной от нее
психологии. Такое положение вещей, в силу общего закона соотношения между
развитием специальных наук и эволюцией философии, не могло не отразиться и на
господствующих мировоззрениях.
Действительно, свое внутреннее обоснование современная
философия, как в позитивизме, так в эволюционизме и неокритицизме и даже в
учениях левого крыла гегельянства (не забудем, что из него вышли Герцен,
Бакунин, Прудон и др.) получила от ряда более совершенных, так называемых
естественных наук. В новейших философских системах, имевших влияние на массу
умов, ясно чувствуется материалистическая или сенсуалистическая односторонность
(соответствующая господству наук физико-химических и биологических). Идеализм,
в строгом смысле слова, пользовался успехом лишь в небольших кружках; и успех
его был преходящий, непрочный. Вообще, за исключением первой трети столетия, да
и то только в Германии, идеализм в XIX веке был не глубок; он легко вырождался
в спиритуализм, в мистицизм и играл роль, хотя бы, например, в России,
временной реакции против крайних увлечений противоположными взглядами.
Если же принять во внимание, что на общий характер
практической деятельности человека непосредственно влияет не специальное
знание, а выразительница его, философия, то нельзя удивляться тому, что деятельность
эта расположила умы к восприятию и усвоению социологических теорий
преимущественно материалистического и сенсуалистического характера. Теми же
влияниями объясняются и первоначальное смешение социологии с политической
экономией (которая, кстати сказать, дала марксизму чуть ли не две трети его
содержания), и относительный успех биологической, антропогеографической и, в
особенности, этнологической школ в социологии. Учение Маркса явилось логическим
заключением всего предыдущего развития, выводом из совокупности
распространенных в его время научных истин и заблуждений. Таким образом, вопрос
о внутренней ценности экономического материализма неизбежно превращается в
вопрос о ценности его теоретических, философских и социологических предпосылок.
Частные и уже более случайные причины, обусловившие сильный и
быстрый рост экономического материализма, весьма многочисленны.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|