Доклад: Герцен Александр Иванович
Герцен
Александр Иванович
(1812-1870)
Герцен
Александр Иванович- философ и революционер, писатель и публицист,
основоположник народничества. Окончил физико-математическое отделение Московского
университета /1833/. Вместе с Н.П.Огаревым создал тайный кружок по изучению
политической, в частности, социалистической, литературы. Дважды арестовывался и
ссылался /1835-1840 и 1841-1842/. С 1847 - в эмиграции. Основал в Лондоне
"Вольную русскую типографию" /1853/, издавал "Полярную
звезду" /1855-1869/, "Колокол" /1857-1867/. Участвовал в
создании революционной организации "Земля и Воля". Создал
оригинальную материалистическую и атеистическую концепцию, в которой использовал
переработанную диалектику Гегеля, названную им "алгеброй революции".
"Реалистическая" научная теория, согласно Герцену, необходима для
обоснования будущего социального переворота. Поражение революции 1848-1849
явилось основой духовной драмы Герцен, разрешением которой стала его концепция
"русского", крестьянского социализма.
Взгляды Герцена
нельзя отождествлять с классическим материализмом, согласно которому
психические процессы пассивны и всецело зависят от материальных процессов.Его
учение сводится к следующему:
Ошибка
идеализма
"Идеализм
высокомерно думал, что ему стоит сказать какую-нибудь презрительную фразу об
эмпирии, - и она рассеется, как прах. Высшие натуры метафизиков ошиблись: они
не поняли, что в основе эмпирии положено широкое начало, которое трудно
пошатнуть идеализмом. Эмпирики поняли, что существование предмета - не шутка;
что взаимодействие чувств и предмета не есть обман; что предметы, нас
окружающие, не могут не быть истинными потому уже, что они существуют; они
обернулись с доверием к тому, что есть вместо отыскивания того, что должно
быть, но чего, странная вещь, нигде нет!"
Материалисты-метафизики
"
Материалисты-метафизики
совсем не то писали, о чем хотели; они до внутренней стороны своего вопроса и
не коснулись, а говорили только о внешнем процессе; его они изображали довольно
верно, и никто с ними не спорит; но они думали, что это все, и ошиблись: теория
чувственного мышления была своего рода механическая психология, как воззрение
Ньютона -механическая космология, притом, никак не надобно терять из вида, что
локкова школа рассматривала мышление только как частную, отдельную, личную
способность одного типического человека; разум как родовое мышление,
пребывающее и развертывающееся в истории и науке, не заслужил их внимания;
оттого у всех у них недостает исторического понимания прошлых моментов
мышления".
Романтический
идеализм
"Философия,
не умевшая признать и понять эмпирию, хуже того, умевшая обойтись без нее, была
холодна, как лед, бесчеловечно строга; законы, открытые ею, были так широки,
что все частное выпадало из них; она не могла выпутаться из дуализма и,
наконец, пришла к своему выходу: сама пошла навстречу эмпирии, а дуализм
смиренно сходит со сцены в виде романтического идеализма, явления жалкого,
бедного, безжизненного, питающегося чужой кровью".
История
мышления и природы "
История
мышления - продолжение истории природы: ни человечества, ни природы нельзя
понять мимо исторического развития. Различие этих историй состоит в том, что
природа ничего не помнит, что для нее былого нет, а человек носит в себе все
былое свое: оттого человек представляет не только себя, как частного, но и как
родового. История связует природу с логикой: без нее они распадаются; разум
природы только в ее существовании, - существование логики только в разуме; ни
природа, ни логика не страдают, не раздираются сомнениями; их не волнует
никакое противоречие; одна .не дошла до них, другая сняла их в себе: в этом их
противоположная неполнота".
Грани в
природе
"Мы
привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы; это
несправедливо; в действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и
граней, к великой горести всех систематиков; но в этом случае, сверх того,
опускают из виду, что человек имеет свое мировое призвание в той же самой
природе, доканчивает ее возведением в мысль; они противоположны так, как полюсы
магнита или, лучше, как цветок противоположен стеблю, как юноша -
ребенку".
Задача
мышления
"Дело
науки - возведение всего сущего в мысль. Мышление стремится понять, усвоить вне
сущий предмет и с первого приступа начинает отрицать то, что его делает
внешним, другим, противоположным мысли, т. е. отрицает непосредственность
предмета, обобщает его и имеет уже с ним дело как со всеобщим: таким оно
старается его понять".
Единство
личности
"Мало
того, что человек идет далее животных, понимая самобытную замкнутость своего я;
я есть подтверждение, сознание своего тождества с собою, снятие души и тела,
как противоположных, единством личности, - на этом остановиться нельзя: надобно
понять высшее единство рода с собою. Это единство начинается поглощением лица
как частности, и испуганный человек стремится, напутствуемый ложным чувством
самосохранения удержать себя и истиной ставит свое лицо; подтверждая только
свое тождество с собою, человек непременно распадается со всей вселенной, со
всем тем, что он чувствует не принадлежащим своему я".
Философия-наука
"К
философии приступают со своей маленькой философией; в этой маленькой, домашней,
ручной философии удовлетворены все мечты, все прихоти эгоистического воображения.
Как же не рассердиться, когда в философии-науке все эти мечты беднеют перед
разумным реализмом ее! Личность исчезает в царстве идеи в то время, когда жажда
насладиться, упиться себялюбием заставляет искать везде себя и себя, как
единичного, как этого".
"В науке
царство совершеннолетия и свободы; слабые люди, предчувствуя эту свободу,
трепещут; они боятся ступить без пестуна, без внешнего веления; в науке некому
оценить их подвига, похвалить, наградить; им кажется это ужасной пустотой,
голова кружится, и они удаляются. Распадаясь с наукой, они начинают ссылаться
на темное чувство свое, которое, хоть и никогда не приходит в ясность, но не
может ошибиться".
Общее и
частное
"Ни один
маятник не удовлетворяет общей формуле, которая выражает закон его размахов,
ибо в формулу не вводится случайный вес пластинки, на которой он висит, ни
случайное трение; ни один механик, однако, не усомнился в истине общего закона,
снявшего в себе случайные возмущения и представляющего вечную норму размахов.
Развитие науки во времени сходно с практическим маятником: оптом оно совершает
нормальный закон (который здесь во всей алгебраической всеобщности дается
логикой), но в частностях везде видны видоизменения, временные и
случайные".
Восточный
человек
"Восточный
человек не понимал своего достоинства; оттого он был или в прахе валяющийся
раб, или необузданный деспот; так и мысль его была или слишком скромна, или
слишком высокомерна; она то перехватывала за пределы себя и природы, то,
отрекаясь от человеческого достоинства, погружалась в животность".
Россия и Европа
"Европа не разрешила противоречия между личностью и государством, но, по
крайнем мере, она поставила этот вопрос. Россия подходит к задаче с
противоположной стороны, но и она ее не решила. При наличии этого вопроса и
начинается наше равенство. У нас больше надежд, потому что мы только что
начинаем, но надежда - только потому надежда, что может не осуществиться".
Главные
сочинения:
"Основные
философские произведения: "Дилетантизм в науке", "Письма об
изучении природы", "С того берега", Избр. философские
произведения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|