Доклад: Да тун - великое единение
Да тун -
великое единение
«Великое
единение», «Великое равенство» (да тун1).
Одна из
основных утопических социально-политических концепций конфуцианства.
Главный
компонент бинома да тун – понятие «тун1» («единение, объединение,
совместимость, тождественность») в древнекитайских памятниках имеет разные
значения. Например, в Чжоу ли (5–2 вв. до н.э.) – объединение из 10 тысяч
территориальных единиц, «колодцев» (цзин6,); в Мо-цзы (5–3 вв. до н.э.)
тун1 определяется как «повторенность» (чун), «[едино]телесность» (ти1),
«совместимость» (хэ3), «родственность» (лэй) – таким образом
высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое.
Словосочетание
да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8–5 вв. до н.э.) как обозначение
результата разделения земли древним «совершенномудрым» правителем Юем на девять
областей (ср. идею цзин тянь) и образования таким образом
социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества
территорий.
В другом месте
Шу цзина да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции,
влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление
этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает
четкую социальную иерархию.
Собственно
концепция да тун впервые была представлена в гл. 9 Ли юнь («Циркуляция правил
благопристойности», «Действенность ритуала») конфуцианского трактата Ли цзи
(5–2 вв. до н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния общества:
идеальное – да тун и приемлемое – сяо кан («малое процветание»).
Определение
сущности да тун в двух фразах из девяти иероглифов – «Да дао чжи син е. Тянь ся
вэй гун» – обычно принято толковать примерно следующим образом: «Когда действовало
Великое дао (или: когда шли по Великому пути). Поднебесная принадлежала всем
(была общей)». Сущность общества сяо кан определяется параллельной конструкцией
из двух фраз: «Цзинь Да дао цзи инь. Тянь ся вэй цзя» («Ныне, когда Великое дао
уже скрылось. Поднебесная принадлежит семьям»).
Этот
параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и
принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира – с другой. Но
в этом случае идея да тун входит в противоречие с установкой конфуцианства на
жесткую социальную иерархию. Это заставляло уже средневековых китайских
мыслителей (например, Чжу Си, 12 в.), а впоследствии китайских и зарубежных
исследователей сомневаться в конфуцианском происхождении концепции да тун и
искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п.
По-видимому,
тезис «Тянь ся вэй гун» – определение да тун – означает такое состояние
Поднебесной, при котором все в ней гармонизировано как в едином здоровом
организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций. Наличие
организмического смысла у термина «да тун» подтверждает его определение в
Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.): «[Когда] Небо, Земля и тьма вещей [подобны] телу
(шэнь2) одного человека, это называется да тун».
Понятие «гун2»,
фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею
централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем –
гуном. Справедливость, связанная с термином «гун2», в социальном
плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо
бесконтрольных проявлений частных интересов (сы1) и самостийных
группировок (дан) (например, Чжуан-цзы, 33; Люй-ши чунь цю, I, 1, 14). Таким
образом, гун2 может означать принадлежность не всем, а «главным»—
князьям-гунам, репрезентантам всех уровней социальной иерархии, на вершине
которой находится главный репрезентант – государь. В онтологическом плане
подобная справедливость означала соответствие космическому порядку и его
репрезентанту – дао.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|