Доклад: Богданов Александр Александрович
Богданов
Александр Александрович
(1873 -
1928)
Богданов
Александр Александрович(настоящая фамилия - Малиновский)- философ, экономист,
политический деятель, ученый и писатель. По образованию врач. С 1905 - член ЦК
РСДРП/б/, в 1909 исключен из партии. В 1918-1926 - член президиума
Коммунистической академии. С 1921 занимался исследованиями в области
гематологии, с 1926 - директор основанного им первого в мире института
переливания крови.
В философии от
естественноисторического материализма развивался к энергетизму и махизму.
Создатель эмпириомонизма, в котором коллективный опыт занял место
индивидуального опыта эмпириокритицизма. Богданов отстаивал положение о
тождестве общественного бытия и общественного сознания. Теоретик Пролеткульта.
Создатель тектологии - всеобщей организационной науки, противопоставляемой
диалектике и базирующейся на теории равновесия.Эмпириомонизм приводил к
безусловной релятивизации познания, субъективно-идеалистическому истолкованию
проблемы истины.
Учение его
сводилось к следующему:
Физическое и
психическое.
"Если в
едином потоке человеческого опыта мы находим две принципиально различные
закономерности, то все же обе они вытекают из нашей собственной организации:
они выражают две биологически - организующих тенденции, в силу которых мы
выступаем в опыте и как особи и как элементы социального целого. На вопрос,
почему этих типов организации только два... ищите ответ в биологической и
социальной истории человека, она расскажет, как в борьбе за существование
возникла родовая жизнь человека, как обособлялась в ней личность и в то же
время развертывалась все более широкая связь социальная, и, наконец, как
развивались, приспособлялись все к той же борьбе, человеческие формы мышления с
их современной двойственностью".
Культура.
"Культура
охватывает всю сумму приобретений, материальных и нематериальных, которые
сделаны человечеством в процессе труда и которые возвышают, облагораживают его
жизнь, давая ему власть над стихийною природой и над самим собой".
Общественное
бытие и сознание.
"Социальная
жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно - психическая... Вообще
социальность неразделима с сознательностью. Идеология и экономика - область
сознательной жизни. Общественное бытие и общественное сознание в точном смысле
этих слов тождественны".
"К
высказываниям принадлежат отнюдь не одни только специализированные формы
выражения, как речь, мимика, искусство, но все вообще двигательные реакции
организма, которые мы можем "понять" в связи с психическими
переживаниями. Если, например, мы видим человека, выполняющего какую - нибудь
работу, то в его действиях мы находим для себя целый ряд высказываний: они ясно
выражают наличность, во - первых, восприятия всех объектов и орудий его труда,
во - вторых, представления о некотором желательном преобразовании этих объектов
как о "цели", в - третьих, стремления достигнуть этой цели и
принятого решения в этом смысле. Все такого рода высказывания имеют не только
не меньше смысла, чем "теоретические", например словесные, но даже
значение основное по отношению к этим последним: речь, мимика и другие
специальные формы выражения возникают на почве практического объединения
человеческих действий, общественный труд людей есть первичная область их
общения, а стало быть и высказываний".
Искусство.
"В
искусстве организация идей и организация вещей неразделимы. Например, взятые
сами по себе, архитектурные сооружения, статуя, картина являются системами
"мертвых" элементов - камня, металла, полотна, красок; но жизненный
смысл этих произведений лежит в тех комплексах образов и эмоций, которые вокруг
них объединяются в человеческой психике".
Начала
религии.
"Распоряжаясь
жизненными отношениями столь обширной и сложной системы, как община, патриарх в
огромном большинстве случаев делает это по готовому шаблону, пользуясь
накопленным опытом своих предшественников, их "заветами", то есть
правилами и указаниями, которые от них перешли к нему, передаваясь в ряду их
поколений. Постоянно ссылаясь на эти "заветы", выставляя себя перед
общиной исполнителем воли предков, он тем самым поднимает их авторитет над
своим как высший и более могущественный. Большую часть своей жизни каждый
патриарх был раньше подчиненным исполнителем своих ближайших предшественников,
привык почитать их и подчиняться им, ставить их над собой. Став патриархом, он
в силу консерватизма мышления сохраняет этот взгляд на них и, как хранитель
общественной традиции, передает его всем родичам. но в таком же точно отношении
предыдущие патриархи стояли к тем, место которых заняли, и подобным же образом
поставили их выше себя в глазах общины; а те делали то же по отношению к своим
предшественникам, и т. д. Уходя в даль прошлого, образы предков - организаторов
растут в сознании потомков, достигая сверхчеловеческих размеров; уважение к ним
переходит, наконец, в настоящее обожествление. Так почитание предков привело к
созданию богов и положило начало древнейшим религиям".
"Если
заветы организатора продолжают действовать, то его организаторская роль в жизни
на деле расширяется. При жизни патриарх руководил, может быть, сотней
сородичей; через двадцать поколений потомство этой общины может образовать
целое племя во много тысяч человек... легко сообразить, во сколько раз
увеличилось поле его авторитета".
Генезис
норм.
"Грубость
и беззаботность воина плохо мирилась с мягкостью и предупредительностью его
сообщника - земледельца, повышение потребности ремесленника вызывали недоумение
и отвращение неприхотливого рыбака и т. д. Неоднородность опыта породила, таким
образом, новую организационную связь - норму. Затем рождается обычное право,
право - закон, часть же опыта, регулируемого ранее обычаем, попадает под
понятие "приличия", "долга", затем
"совести"".
"Обычай,
право, мораль - по существу формы организации и общественной жизни; их генезис
представляет собой генезис расширяющегося опыта, требующего все новых и новых
форм организации. Фетишизация моральных и правовых норм, происшедшая в период
господства авторитарных и индивидуалистических идеологий, не отменяет их
организационной сущности. Даже современные, вполне "внутренние"
конфликты являются не конфликтами отвлеченных норм (долга, совести и т. д.),а
организационными конфликтами. Внутренние моральные конфликты суть конфликты
непосредственных импульсов жизни с внешней для них хотя и встречающейся в одном
поле личного сознания, кристаллизованной силой социального прошлого".
"Если
феодальные религии были средством жреческой эксплуатации, то они отнюдь не
являлись ее основой. Основой же была общественная полезность и необходимость
жречества как совершенно мирного организаторского сословия. Связи общества были
слабы; светские феодалы в силу военной специальности были мало способны
поддержать его единство и сплоченность; это делалось почти всецело жреческими корпорациями.
Они, насколько возможно, охраняли мир и ставили в рамки военно - грабительское
буйство эпохи; они за счет накопленных богатств и запасов помогали жертвам
бесчисленных войн - разоренным и калекам; они залечивали раны производства,
руководя восстановлением экономической жизни в опустошенных местностях и т. д.
Из таких социально - экономических функций вытекала власть над умами".
Идея
таинственного
"Вообще,
где познание становится орудием господства, а невежество - условием подчинения,
там выступает на сцену и усиленно культивируется идея таинственного".
Познание -
организация опыта "Форма познания - есть психическое единство выражаемого
и формы выражения... Выражаемое и форма выражения неразрывно ассоциированы
между собой в психике особи и представляют о д н у психическую форму. Эта
психическая форма как форма сознания, являющаяся моментом психической реакции,
не индивидуальна, а общественна. Состояние психики выражается полно только
тогда, когда оно может воспроизводиться путем подражания в других психиках...
следовательно, форма познания не есть индивидуально-психическая, но
общественная, она получает полную реальность не в отдельной психике, а во
взаимном соответствии отдельных психик".
Генезис
искусства
"Происхождение
живописи легко связать с мимическими движениями, подражающими контурам
предметов, которые человек видит или о которых говорит; скульптура отделилась
от живописи (промежуточная форма - рельефная живопись), архитектура находится в
самом тесном родстве с той и другой и также представляет в своих основных
формах подражание различным предметам внешней природы. Пение, речь и поэзия
составляют другую, первоначально нераздельную группу форм выражения. К этой
группе примыкает по своему происхождению, вероятно, и музыка, которая в то же время
стоит в тесной связи с танцами и мимикой в выработке ритма мелодий. Пение, речь
и поэзия дифференцировались одна от другой в сравнительно позднее время, можно
сказать - на глазах истории, особенно - речь и поэзия. Об этом напоминают долго
сохранявшиеся остатки в различных языках, например употребление одного и того
же слова для обозначения и речи вообще и всякого повествования, и поэтической
поэзии в частности...".
Наука и
искусство
"Мировые
типы в скульптуре и живописи... охватывают не меньшую сумму действительного и
важного для жизни, чем высшие концепции философии, чем высшие обобщения
науки... Великие культурные идеи всего наглядней, всего целостней, всего
убедительнее выступают именно в пластических и живописных образах".
Главные
сочинения:
"Эмпириомонизм",
"Революция и философия", "Из психологии общества",
"Наука об общественном сознании", "Всеобщая организационная
наука /тектология/".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|