Доклад: Аристотелево понятие сущности (субстанции)
Аристотелево понятие сущности (субстанции)
Сущность, это единичное, обладающее самостоятельностью, в
отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от
вре-мени, места, от связей с другими сущностями и т.д. Именно сущность может
быть выражена в понятии и является предметом строгого знания науки. Аристо-тель
стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре
внимания у него находится отношение общего к частному. Аристотель создает
первую в истории систему логики силлогистику, главную задачу которой он видит в
установлении правил получения достоверных выводов из определен-ных посылок.
Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключе-ниях и
доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Фор-мальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным
средством научного доказательства.
Вопрос о том. что такое бытие, Аристотель предлагал
рассматривать пу-тем анализа высказываний о бытие - здесь вполне очевидна связь
теории силло-гизма и аристотелевского понимания бытия. “Высказывание” по
гречески “кате-гория”. Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или
иначе отнесены к бытию, но ближе всего
к бытию стоит аристотелевская категория
сущности (поэтому ее, как правило, и
отождествляют с бытием). Все остальные категории качества, количества,
отношения, места, времени, действия, страдания, состоя-ния, обладания
соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность от-вечает на вопрос:
“Что есть вещь?” Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно
Аристотелю, даем ей определение,
понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: Каковы свойства
вещи?” и определяют призна-ки, свойства
вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но
она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятель-ное, существующее
само по себе, безотносительно к другому. Для логики Ари-стотеля характерно
убеждение в том, что сущность первичнее
отношений.
Важная особенность аристотелевского учения о сущности
заключается в том, что хотя под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет
(инди-видуум), однако сама сущность вовсе не есть что то, воспринимаемое
чувства-ми: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама
же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что
делает предмет “вот этим”, не позволяя ему слиться с другими.
Характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неиз-менности) остается
важнейшей и у Аристотеля; при этом неделимы как первич-ные сущности (этот
человек), так и сущности вторичные (человек, живое суще-ство).
Такое понимание также сталкивается с определенными
трудностями. Ведь по исходному рассуждению сущность - начало устойчивости и
неизменности, а потому она может быть предметом истинного знания науки. В то же
время “вот этот” индивид в его “вот этости” как раз не может быть предметом всеобщего
и необходимого знания. С другой стороны, общее понятие “человек” является
предметом знания, но в то же время “человек
вообще” не имеет самостоятель-ного существования, это только отвлеченное
понятие.
Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в
своей еди-ничности не есть предмет науки; общее же является предметом научного
знания, но неясно, каков его онтологический статус, - ведь Аристотель отверг
учение Платона, согласно которому общее (идея) имеет реальное существование.
Эта проблема обсуждалась не только в античной, но и в средневековой, и в
новоев-ропейской философии. На протяжении многих веков философы спорили о том,
что существует реально - единичное или общее?
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|