Доклад: Аристотель о научном знании
Аристотель о научном знании.
Аристотель был и философом, и ученым, живо интересующимся
различ-ными специальными научными проблемами. Сама философия была для него
прежде всего наукой. Аристотель отделял философию от искусства и мифоло-гии, а
тем более от религии и тесно сближал ее с физикой как наукой о природе вообще и
с математикой.
Научное, или достоверное, знание для Аристотеля - не результат веры, некритически воспринятой
традиции, субъективного опыта. Оно - результат ло-гического рассуждения
(дианойа), направленного на открытие начал, причин и элементов того, что дано нам в непосредственно с чувственном
опыте: “... вся-кое знание, основанное на рассуждениях ... имеет своим
предметом, - говорится в “Метафизике”, - более или менее точно определенные
причины и начала”.
Если у учителя Платона Сократа критерием наличия знания была
способ-ность дать определение, то у Аристотеля на первое место выходит знание
при-чин существования всего того, что существует. “Знать же, почему нечто есть,
- значит знать через причину”, - пишет он во “Второй аналитике”. Впрочем,
Ари-стотель сохраняет и сократовский тезис о том, что достоверное, научное
знание должно быть обобщенным. Научное знание должно быть также логически
дока-зательным: нужно не просто выявить причину данного предмета, но и
доказать, что для этого предмета именно она, а не нечто иное, является
причиной.
Виды знания.
По Аристотелю, их три: “ ... видовые отличия знания ...
говорят, что оно, - читаем мы в “Топике”, - об умозрительном, о деятельности и
о творчестве ...”. У Аристотеля предметом умозрительного знания является то,
что существует объ-ективно, независимо от субъекта.
Теоретическое знание.
Согласно Аристотелю, только теоретический вид знания подлинно
нау-чен. Когда Аристотель говорит о теоретическом виде знания, то он имеет в
виду не совсем то, что понимаем мы, когда говорим о теории. Для нас
теоретическое знание означает знание абстрактное, отвлеченное, обобщенное, но
при этом мо-гущее быть руководством к действию. Для Аристотеля же теоретическое
не только абстрактно, но и бездеятельно, замкнуто на себе, умозрительно или
даже, лучше сказать, умосозерцательно. Оно непроизводительно. Согласно
Аристоте-лю, именно это высший вид знания.
Виды теоретического знания.
Будучи одним из трех видов знания, теоретическое знание в свою
очередь трояко: Аристотель различает в нем математику, физику и философию.
Аристо-тель говорит о физике и математике как о теоретических философских
дисцип-линах. Физику Аристотель называет также “второй философией”. В
соответст-вии с этим Аристотель, сопоставляя собственно философию с физикой и с
мате-матикой, называет ее “первой”.
Собственно философию Аристотель называет также мудростью и
теоло-гической теоретической философией, т.е. теологией. Аристотель понимал под
теологией не религиозное учение о
сверхъестественном, а философское раз-мышление о боге. Аристотель
называл свою философию также “божественной”, ибо, как думал философ, философия - такое знание, которым “скорее
всего мог бы обладать бог, и точно
также божественной была бы всякая наука о божест-венном”.
Аристотель, отдав предпочтение “теоретическим” наукам перед
науками “практическими” и “творческими”, внутри самих теоретических наук отдает
ре-шительное предпочтение философии. Аристотель превозносит философию как
знание ради понимания в отличие от знания ради выгоды и пользы. Он видит в ней наиболее умосозерцательную и
наименее полезную науку, если под полез-ностью понимать служение внешней цели,
что, по Аристотелю, подобает лишь несвободной науке: “... как свободным
называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно
также и эта наука единственно свобод-ная, ибо она одна существует ради самой
себя”. Философия в понимании Ари-стотеля вовсе не нужна для обыденной,
практической жизни, в этом смысле она самая бесполезная из всех наук. Но именно
это говорит в ее пользу: “все другие науки, - заявляет философ, - более
необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной”.
Генезис науки и философии.
Мнение Аристотеля о науке и философии определяет его
представления об их возникновении.
Философия и науки были не всегда - в этом Аристотель прав.
Науки на уровне теоретического знания возникают, согласно Аристотелю, лишь
после то-го, как удовлетворены и жизненно необходимые потребности и потребности
в удовольствиях. Они возникают для наилучшего времяпрепровождения.
Что касается философии, то Аристотель как бы указывает на ее
мифоло-гическую родословную и на переходные формы между мифологическим и
фило-софским мировоззрениями. В целом же Аристотель развивает тезис Платона о
том, что философия возникает вследствие изумления (или удивления). Известно,
что Платон сказал в своем диалоге: “Теэтет”, что “изумление ... и есть начало
философии ...”.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|