Доклад: Антропологизация образования переносится в третье тысячелетие
Антропологизация
образования переносится в третье тысячелетие
1. Крупным
недостатком современных моделей содержания образования является практически
полное игнорирование в них многоуровнего и системного представления
человекознания. Несмотря на существенную деидеологизацию новых программ по
обществознанию, в них до сих пор не изжит застойный дух реликтового
социологизма, по-прежнему делается ставка на подмену человекознания
обществознанием и сохраняется благодатная почва для реидеологизации. Необходимо
честно признать, что человекознания в школе нет, а обществознание заменить его
не способно, как не может часть проглотить то целое, от которого она сама зависит.
Человекознание охватывает широкий круг проблем — от глобальных проблем
существования и выживания человечества, историко-цивилизационных, международных
и национально-государственных проблем до сравнительно «мелких» бытовых,
семейных, межличностных и собственно личных проблем людей. С одной стороны, все
эти «мелкие» проблемы тесно связаны с задачами воспитания, с другой — они не
менее важны и сложны для учащихся, чем глобальные проблемы человечества и
общества, с третьей — именно к ним относятся общечеловеческие проблемы смысла
жизни, назначения человека и личностного самоопределения.
2. Вошло в моду
декларировать, что тот или иной новоиспеченный курс учитывает потребности и
интересы учащихся, является личностно-ориентированным и непременно что-то
развивающим. Но как достигаются столь «блестящие эффекты», к сожалению,
остается методологической загадкой. На наш взгляд, такие курсы с самого начала
своего создания должны основываться на реальных исследованиях потребностей и
интересов учащихся. Предполагается, что еще раньше мы признали их важность,
приоритетность, сложность и многообразие. Следует ли торопиться с приобщением
учащихся к проблемам современной цивилизации, пока мы не убедили их, что можем
помочь в понимании и решении их собственных проблем? Вместо того, чтобы
оказывать действительную помощь в развитии личности, школьников накачивают
всяким «хламом», то есть сведениями, которые устаревают и становятся ненужными
после очередных сотрясений на олимпе. (Подумаем о том, кому сейчас нужны знания
об исторических съездах и программах КПСС, и о том, сколько сил потрачено на их
«вдалбливание» и экзаминирование?! А сколько времени тратится на изучение
законов, которые не только все время меняются как перчатки, но и к тому же
существуют лишь на бумаге.)
Не надо
забывать о большом грузе собственных проблем каждого человека и школьника, в
особенности. В их решении недостаточно уповать на коррективный подход
существующей психологической службы в образовании. Многие проблемы имеют
типичный для каждого возраста характер, а потому вполне могут стать предметом
учебных занятий по их анализу, разрешению и преодолению. Однако понять важность
такого подхода мешает укоренившееся противопоставление общественного и
индивидуального, которое, как заметил А. Маслоу, является пережитком незрелого
дихотомизирующего сознания. На самом деле, значительное число так называемых
общественных проблем — это те же индивидуальные проблемы, только ставшие
массовым явлением (напр., преступность, наркомания, проституция, неграмотность,
бездуховность и т.п.). Но анализироваться и разрешаться они могут и должны
прежде всего как индивидуальные. Школьникам нужны не те общие представления,
которые требуются в основном высокопоставленным чиновникам и депутатам для
принятия законов, постановлений и программ, а более конкретные когнитивные
средства для понимания и решения их проблем. (Кстати, только в рамках
человекознания мы можем в целостности представить и верхние — государственные —
и нижний, то есть самый что ни на есть базисный, или индивидуальный, уровни
одной и той же общественной проблемы. Тогда и выясняется, что одна и та же
проблема, например призыва в армию, по-разному видится из министерского кресла
и с позиции рядового гражданина.)
3. Образование
дает знания, которые помогают людям решать их проблемы. Как говорил Лев
Толстой, «знание — орудие, а не цель». И это орудие должно соответствовать
сложности решаемых личностью проблем. Нетрудно понять, что эти проблемы,
подобно всем практическим и мировоззренческим проблемам, выходят за рамки отдельных
научных дисциплин и требуют комплексного подхода. Будем надеяться, что в
недалеком будущем среди приоритетных задач образования появится и задача
развития у учащихся культуры междисциплинарного мышления. Приведенное
соображение — не единственное, но, вероятно, самое весомое в доказательстве
того, почему система курсов человекознания должна строиться на
междисциплинарной основе. Мало того, коль скоро речь идет о человекознании,
которое не ограничивается лишь научным знанием, то мы должны стремиться не просто
к междисциплинарности, а к интегративности как способу объединения разных
областей духовной культуры вокруг определенных проблем и вопросов.
4. Выше
упоминалось, что разработка человекознания нуждается в предварительных
исследованиях потребностей и интересов учащихся. Уточним и разовьем это
утверждение. Хотя человекознание как система разновозрастных курсов должно быть
по содержанию междисциплинарным и интегративным, но на начальном этапе его
проектирования требуется проведение психологических исследований как
теоретического, так и эмпирического характера. Перед школьной психологией здесь
открывается редкий, если не уникальный, шанс участвовать с самого начала в
проектировании содержания и формы нового учебного предмета. В некотором смысле
эта работа является аналогом тех исследований, которые проводятся под
руководством В.В. Давыдова в русле его концепции развивающего обучения по ряду
традиционных школьных предметов. Как известно, лейтмотивом концепции В.В.
Давыдова выступает развитие научно-теоретического мышления. Однако специфика
системы курсов человекознания, которая заключается в более тесной связи с
проблемами педагогически ориентированной психологии личности, требует иной
концептуальной основы. В значительной степени такие основы уже созданы в концепции
психологической педагогики (психопедагогики), разрабатываемой в последние годы
В.П. Зинченко. Психопедагогика, как и развивающее обучение, «исповедует»
проективный, а не коррективный, подход к образованию, опирается на плодотворные
идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, но ее лейтмотивом
является личностное развитие путем свободного самоопределения личности в своих
отношениях с миром. Психопедагогика проектирует не личность, а когнитивные
средства для демонстрации путей развития человека и для его самоовладения этим
развитием, причем при проектировании подобных средств В.П. Зинченко предлагает
использовать принцип живого знания. Таким образом, психопедагогика вместе с
развивающим обучением (развивающим образованием) уже в немалой степени
подготовили предпосылки для осуществления стратегии антропологизации
образования XXI века, который, по оптимистическим прогнозам, может стать веком
Человекознания и гуманизации общества.
Список
литературы
Б.Г. Мещеряков,
И.А. Мещерякова. Антропологизация образования переносится в третье тысячелетие
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/
|