Доклад: Аналитическая философия
Аналитическая
философия
Аналитическая
философия, направление современной буржуазной, главным образом
англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и
понятийных (рассматриваемых в конечном счёте обычно так же, как языковые)
средств познания.
При этом
философско-гносеологический анализ средств познания, характерный для
классической философии и связанный с коренными проблемами соотношения субъекта
и объекта, подменяется, как правило, исследованием частно-научных проблем:
логических, логико-лингвистических, семиотических и пр. В рамках этих
исследований представители Аналитической философии имеют определённые
достижения в изучении особенностей языковых средств философии, возможностей
логической формализации фрагментов "естественного" языка,
логико-семантическом анализе философских понятий и пр.
В то же время
понимаемый таким образом анализ сторонники Аналитической философии
противопоставляют философии как исследованию коренных мировоззренческих
проблем, третируя последнее, как лишённую научно-познавательного значения
"метафизику". Тем самым Аналитическая философия продолжает линию
позитивизма в современной философии.
Внутри
современной Аналитической философии можно выделить два направления: логического
анализа философию, которая в качестве средства анализа применяет аппарат
современной математической логики, и лингвистическую философию, отвергающую
логическую формализацию как основной метод анализа и занимающуюся исследованием
типов употребления выражений в естественном, обыденном языке, в том числе,
когда он применяется при формулировке философских понятий.
К первому
направлению относятся логический эмпиризм (Р. Карнап, Г. Фейгль, К. Гемпель, Ф.
Франк) - непосредственное продолжение австро-немецкого логического позитивизма
на американской почве, и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен и др.).
Философия лингвистического анализа (Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон, Дж.
Уисдом) получила преобладающее влияние в Великобритании. Единые в своих
претензиях на совершение позитивистской "революции в философии" оба
эти течения выражают, однако, различные умонастроения: в то время как философия
логического анализа считает себя философией науки и представляет линию т. н. сциентизма
(от лат. scientia - наука) в современной буржуазной философии, сторонники
философии лингвистического анализа выступают против какого-либо культа научного
знания и оказываются адептами "естественного" отношения к миру,
выраженного в обыденном языке.
Понятие
анализа, принятое в Аналитической философии, появляется в буржуазной философии
20 в. в работах Б. Рассела и Дж. Мура как определённый метод разработки
философской проблематики в противоположность спекулятивному системосозиданию,
характерному, в частности, для абсолютного идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета.
По существу,
исходные установки и основные направления Аналитической философии сложились уже
в довоенном неопозитивизме, в частности в логическом позитивизме Венского
кружка и у английских философов 20-30-х гг. - последователей Мура и позднего Л.
Витгенштейна. Однако сам термин "Аналитическая философия" получает
распространение только после 2-й мировой войны, охватывая различные
неопозитивистские течения буржуазной философии, предметом анализа которых были
языковые средства. Распространение термина "Аналитическая философия",
вытесняющего термин "неопозитивизм", связано в основном с неудачами
реализации программы неопозитивизма ещё на ранних его стадиях: с невозможностью
упразднить классическую философскую проблематику, осуществить всеохватывающий
анализ "языка науки" на основе неопозитивистских принципов, полностью
"деидеологизировать" философию и пр.
Для
Аналитической философии как современного этапа эволюции неопозитивизма
характерна тенденция, сохранив идею анализа как "антиметафизики",
максимально освободиться от каких-либо содержательных предпосылок философского
характера, в том числе от жёстких гносеологических постулатов раннего
неопозитивизма (например, принципа рассматривать анализ как чистую технику и не
ограничивать его какими-либо предвзятыми формами, связанными с определёнными
концепциями знания. Тем самым современная Аналитическая философия приходит либо
к полной ликвидации себя как философии, при подмене философского исследования
конкретным логико-лингвистическим, логико-семантическим и пр. анализом, либо к
возвращению в завуалированной форме к проблемам философского характера. При
этом для современной Аналитической философии характерны стремления сочетать
элементы различных вариантов анализа и соединять анализ с концепциями и др.,
которые традиционно считались антитезой современного позитивизма.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|