Доклад: Абу Хамид, Ал- Газали
Абу Хамид,
Ал- Газали
Газали, Абу
Хамид, Ал- (1058/59–1111), мусульманский теолог, законовед, философ.
Родился в Тусе
(Иран) в 1058 или 1959.
Начав обучение
в Тусе, продолжил его в Джурджане и Нишапуре. Позже способного молодого ученого
приблизил к себе просвещенный багдадский визир Низам ал-Мулк. Ал-Газали достиг
положения преуспевающего богослова и законоведа и стал во главе медресе
«Низамийа».
В 1095 внезапно
покинул Багдад и в течение 11 лет жил отшельником. Вернувшись в 1106 в Багдад,
преподавал, но незадолго до смерти бросил учеников и возвратился родину, в Тус,
где проповедовал учение суфизма. Умер ал-Газали в Тусе в 1111.
Годы уединения
были наиболее плодотворными для ал-Газали. По возвращении в Багдад в отчасти
автобиографическом сочинении Избавляющий от заблуждения он писал, что «жажда
постижения истинной природы вещей была моим свойством и повседневным желанием,
начиная с первых моих самостоятельных шагов». Углубившись в изучение суннитской
догматики, ал-Газали увидел, что за несколько веков со времени возникновения
ислама в ней накопилось большое число сомнительных и произвольных толкований
учения Мухаммеда. Но ни в одном из учений (калам, «фалсафа», исмаилизм и др.)
он не находил решения волновавших его вопросов веры. Наконец, ал-Газали
обратился к учению суфиев и убедился, что чисто рационально сконструированная
вера нежизнеспособна; помимо знания догматики, закона вера должна иметь
нравственные основания, причем вытекающие из личного опыта, из личного
переживания общения с Богом, в котором, возможно, на человека снизойдет
божественная благодать.
Для достижения
благодати необходимо освобождение от всего внешнего, наносного. Нужен опыт
аскезы и «погружения сердца в богомыслие». В отличие от радикальных суфиев,
устремленных к «исчезновению в Аллахе», ал-Газали как мыслитель отвергал
растворение в Боге, считал, что в своем желании близости с Богом человек не
должен терять своего «я». На этом пути обретается личное, индивидуальное знание
Бога и вера, которую не может уже поколебать никто и ничто.
Индивидуальный
человек – центральный пункт в учении ал-Газали о божественном познании. Личными
усилиями верующего традиционная религия очищается от «порчи» и восстанавливает
первоначальное истинное содержание. Своими трудами ал-Газали способствовал
утверждению направленного на нравственное совершенствование суфийского учения в
качестве равноправного с каламом, рациональным богословием в рамках суннизма.
Вырабатывая
свое учение, ал-Газали подверг критике прежде всего калам, которого сначала
придерживался, но к которому, как он обнаружил позже, «примешалась слепая вера
и традиция», и в конце концов мутакаллимы (адепты калама), борясь за очищения
исламской догматики от привнесенных еретиками «новшеств», запутались в
противоречивых мнениях противников и не разрешили связанные с этим трудности.
Много внимания
уделял ал-Газали изучению «фалсафы», надеясь найти в ней ответы на свои
вопросы. И хотя ал-Газали отвергал метафизику фалсафы как противоречащую догмам
о сотворенности мира, божественном знании и телесном воскрешении, в некоторых
своих «эзотерических» сочинениях (например, Ступени святости) он высказывал
близкие к «фалсафе» взгляды о совечности мира Богу и эманации.
Учение
ал-Газали вошло в историю как «довод ислама», а сам он считается одним из самых
авторитетных мусульманских теологов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|