Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Контрольная: Вселенная

ПЛАН
Стр.
1. Эволюция Вселенной
2. Модель горячей вселенной
3. Жизнь и разум во Вселенной
4. Проблема внеземных цивилизаций
Литература
1. Эволюция Вселенной. История окружающего нас мира, история Вселенной - это вопрос, который волновал человечество, начиная с самых ранних ступе­ней познания. Мифы и религиозные учения предполагают свои «космологические систе­мы», свои теории эволюции Вселенной. Эволюция Вселенной, начиная с Большого взрыва, рассматривается как совместное развитие микро- и мак­роявлений, включающее процессы дифференциации и усложне­ния в микро - и макроветвях эволюции. Наша Вселенная участвует в закономерном эволюционном процессе. Но было бы ошибкой процесс эволюции Вселенной, равно, как и всякой другой материальной системы, отождествлять лишь с одной прогрессивной ветвью развития. Развитие всегда состоит из двух ветвей или этапов - прогрессивного и регрессивного, которые объединяются одной общей характеристикой: не­обратимостью происходящих в них изменений. Состояние вещества и ход физических про­цессов, сами понятия о времени и пространст­ве в «ранний» период эволюции Вселенной, когда плотность была грандиозна, еще недо­статочно ясны и, вероятно, существенно отли­чаются от понятий физики сегодняшнего дня. Но качественные изменения во Вселенной происходили не только в далеком прошлом. Имеются теоретические предположения, что при определенных условиях эволюция звезд приводит к образованию так называемых «чер­ных дыр». Поле тяжести у поверхности этих дыр так велико, что силы гравитации «сковы­вают» в этой части пространства все виды лу­чистой энергии, в том числе и свет. Поэтому эти массивные звезды становятся невидимы­ми, если только на них не падает вещество извне. Выяснение того, как при этом все же обнаружить «черные дыры», является одной из интереснейших задач современной астро­физики. Вселенная – это материальный мир, рассматриваемый со стороны его астрономических аспектов. Существуют разные модели Вселенной: «Вселенная Эйнштейна», «Вселенная Фридмана», «Вселенная Леметра», «Вселен­ная Наана», «Вселенная Зельманова», соответствующие разным представлениям о ней как в целом. Современная картина эволюционирующей Вселенной – не только расширяющейся, но и буквально «взрывающейся», - пожалуй, так же мало похожа на картину статичной Вселенной, которую рисовала астрономия начала XX в., как современные представления о взаимопревращаемости атомов и элементарных частиц на неделимые атомы классической физики. Научная постановка вопроса об истории Вселенной-одно из важнейших завоеваний современной науки. Астрономия использует наблюдения с помощью телескопов, исследует спектры далеких небесных тел, изучает ра­диоволны, приходящие из самых отдаленных областей. Выводы из этих наблюдений дела­ются с учетом законов природы, изученных в земных лабораториях. Мы используем данные о спектрах атомов, о законах излучения и распространения радиоволн. Мы применяем к Вселенной и к огромным скоплениям звезд теорию всемирного тяготения, проверенную в земных условиях и в Солнечной системе, в частности по движению созданных человеком космических аппаратов. Большим достижением нашего века явля­ется установление факта эволюции, изменяе­мой Вселенной. Звезды расходуют свой запас горючего - водорода. Горение здесь заключа­ется в превращении водорода в гелий путем ядерных реакций. Удаляются друг от друга огромные скопления звезд. Частью такого скопления является и наша Галактика с ее 100 тыс. млн. звезд. Нужно только пом­нить, что ни сама Земля, ни Солнечная си­стема, ни Галактика не расширяются. Новое, открытое в 1965 г. излучение объ­ясняется тем, что много миллиардов лет на­зад вся Вселенная была совершенно не похо­жа на современную. Все пространство было заполнено тем, что физики называют плаз­мой,- горячим газом, состоящим из электро­нов, ядер водорода и гелия и излучением. Частицы из­лучения при этом даже преобладали. Все­ленная расширялась, и в ходе этого расшире­ния происходило постепенное изменение, ос­тывание плазмы. Радиоволны, наблюдаемые в настоящее время, - это потомки горячего излучения в прошлом. Такой вывод подтверж­дается и спектром радиоволн - теория по­зволяет правильно предсказывать потоки волн в разных диапазонах. С охлаждением связано и выделение от­дельных небесных тел. Всем известно, что при охлаждении теплого воздуха возникает туман: водяные пары, содержавшиеся в воз­духе, превращаются в капельки воды. Нечто похожее происходит при охлаждении и с плазмой: электроны и ядра объединяются в атомы, атомы объединяются в облака газа, далее эти облака распадаются на отдельные звезды. Часть вещества и сейчас остается в форме газа. Подробное теоретическое исследование про­цесса образования Галактик и звезд является одной из центральных задач астрофизики. В теории космологии приято эволюцию вселенной разделять на 4 эры: а) адронная эра (начальная фаза, характеризующаяся высокой температурой и плотностью вещества, состоящего из элементарных частиц – «адронов»); б) лептонная эра (следующая фаза, характеризующаяся снижением энергии частиц и температуры вещества, состоящего из элементарных частиц «лептонов». Адроны распадаются в мюоны и мюонное нейтрино – образуется «нейтринное море»; в) фотонная эра или эра излучения (характеризуется снижением температуры до 10 К, аннигиляцией электронов и позитронов, давление излучения полностью отделяет вещество от антивещества); г) звездная эра (продолжительная эра вещества, эпоха преобладания частиц, продолжается со времени завершения Большого взрыва (примерно 300 000 лет назад) до наших дней.[1] В нулевой момент времени Вселенная возникла из сингулярности, то есть из точки с нулевым объемом и бесконечно высокими плотностью и температурой. Пытаясь объяснить происхождение Вселенной, сторонники Большого взрыва сталкиваются с серьезной проблемой, поскольку исходное состояние Вселенной в разработанной ими модели не поддается математическому описанию. В их описаниях Вселенная в начале представляла собой точку пространства бесконечно малого объема, имевшую бесконечно большую плотность и температуру. Такое состояние вещества в принципе не может быть описано математически. На языке науки это явление получило название «сингулярности». В течение первой миллионной доли секунды, когда температура значительно превышала 10 12 К (по некоторым оценкам до 10 14 К), а плотность была немыслимо велика, происходили неимоверно быстро сменяющие себя экзотические взаимодействия, недоступные пониманию в рамках современной физики. Мы можем лишь размышлять, каковы были эти первые мгновения, например, возможно, что четыре фундаментальные силы природы были слиты воедино. Есть основания полагать, что к концу первой миллионной доли секунды уже существовал первичный «бульон» богатых энергией («горячих») частиц излучения (фотонов) и частиц вещества. Иными словами материя Вселенной представляла собой электронно-позитронные пары (е– и е+); мюонами и антимюонами (м – и м +); нейтрино и антинейтрино, как электронными (v e, v e), так и мюонными (v m , v m) и тау-нейтрино (v t, v t); нуклонами (протонами и нейтронами) и электромагнитным излучением. Эта самовзаимодействующая масса находилась в состоянии так называемого теплового равновесия. В те первые мгновения все имевшиеся частицы должны были непрерывно возникать (парами – частица и античастица) и аннигилировать. Это взаимное превращение частиц в излучение и обратно продолжалось до тез пор, пока плотность энергии фотонов превышала значение пороговой энергии образования частиц. Когда возраст Вселенной достиг одной сотой доли секунды, ее температура упала примерно до 10 11 К, став ниже порогового значения, при котором могут рождаться протоны и нейтроны, некоторые из этих частиц избежали аннигиляции – иначе в современной нам Вселенной не было бы вещества. Через 1 секунду после Большого взрыва температура понизилась до 10 10 К, и нейтрино перестали взаимодействовать с веществом. Вселенная стала практически «прозрачной» для нейтрино. Электроны и позитроны еще продолжали аннигилировать и возникать снова, но примерно через 10 секунд уровень плотности энергии излучения упал ниже и их порога, и огромное число электронов и позитронов превратилось в излучение катастрофического процесса взаимной аннигиляции. По окончанию этого процесса, однако, осталось определенное количество электронов, достаточное, чтобы, объединившись с протонами и нейтронами, дать начало тому количеству вещества, которое мы наблюдаем сегодня во Вселенной. 2. Модель горячей вселенной. Наиболее общепринятой в космологии является модель однородной изотропной нестационарной горячей расширяющейся Вселенной, построенная на основе общей теории относительности и релятивистской теории тяготения, созданной Альбертом Эйнштейном в 1916 году. В основе этой модели лежат два предположения: 1) свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках (однородность) и направления (изотропность); 2) наилучшим известным описанием гравитационного поля являются уравнения Эйнштейна. Из этого следует так называемая кривизна пространства и связь, кривизны с плотностью массы. Космологию, основанную на этих постулатах называют релятивистской. Важным пунктом данной модели является ее нестационарность, это означает, что Вселенная не может находиться в статическом, неизменном состоянии. Новый этап в развитии релятивистской космологии был связан с исследованиями русского ученого А.А. Фридмана (1888-1925), который математически доказал идею саморазвивающейся Вселенной. Работа А.А.Фридмана в корне изменила основоположения прежнего научного мировоззрения. По его утверждению космологические начальные условия образования Вселенной были сингулярными. Разъясняя характер эволюции Вселенной, расширяющейся начиная с сингулярного состояния, Фридман особо выделял два случая: а) радиус кривизны Вселенной с течением времени постоянно возрастает, начиная с нулевого значения; б) радиус кривизны меняется периодически: Вселенная сжимается в точку (в ничто, сингулярное состояние), затем снова из точки, доводит свой радиус до некоторого значения, далее опять, уменьшая радиус своей кривизны, обращается в точку, и т.д.[2] На этот вывод не было обращено внимания вплоть до открытия американским астрономом Эдвином Хабблом в 1929 году так называемого «красного смещения». Красное смещение — это понижение частот электромагнитного излучения: в видимой части спектра линии смещаются к его красному концу. Обнаруженный ранее эффект Доплера гласил, что при удалении от нас какого-либо источника колебаний, воспринимаемая вами частота колебаний уменьшается, а длина волны соответственно увеличивается. При излучении происходит «покраснение», т. е. линии спектра сдвигаются в сторону более длинных красных волн. Так вот, для всех далеких источников света красное смещение было зафиксировано, причем, чем дальше находился источник, тем в большей степени. Красное смещение оказалось пропорционально расстоянию до источника, что и подтверждает гипотезу об удалении их, т. е. о расширении Метагалактики — видимой части Вселенной. Составной частью модели расширяющейся Вселенной является представление о Большом Взрыве, происшедшем где-то примерно 12 —18 млрд. лет назад. Джордж Лемер был первым, кто выдвинул концепцию «Большого взрыва» из так называемого «первобытного атома» и последующего превращения его осколков в звезды и галактики. Конечно, со стороны современного астрофизического знания данная концепция представляет лишь исторический интерес, но сама идея первоначального взрывоопасного движения космической материи и ее последующего эволюционного развития неотъемлемой частью вошла в современную научную картину мира. Принципиально новый этап в развитии современной эволюционной космологии связан с именем американского физика Г.А.Гамова (1904-1968), благодаря которому в науку вошло понятие горячей Вселенной. Согласно предложенной им модели «начала» эволюционирующей Вселенной «первоатом» Леметра состоял из сильно сжатых нейтронов, плотность которых достигала чудовищной величины - один кубический сантиметр первичного вещества весил миллиард тонн. В результате взрыва этого «первоатома» по мнению Г.А.Гамова образовался всоеобраэный космологический котел с температурой порядка трей миллиардов градусов, где и произошел естественный синтез химических элементов. Осколки первичного яйца - отдельные нейтроны затем распались на электроны и протоны, которые, в свою очередь, соединившись с нераспавшимися нейтронами, образовали ядра будущих атомов. Все это произошло в первые 30 минут после «Большого Взрыва. Горячая модель представляла собой конкретную астрофизическую гипотезу, указывающую пути опытной проверки своих следствий. Гамов предсказал существование в настоящее время остатков теплового излучения первичной горячей плазмы, а его сотрудники Дльфер и Герман еще в 1948 г. довольно точно рассчитали величину температуры этого остаточного излучения уже современной Вселенной. Однако Гамову и его сотрудникам не удалось дать удовлетворительное объяснение естественному образованию и распостраненности тяжелых химических элементов во Вселенной, что явилось причиной скептического отношения к его теории со стороны специалистов. Как оказалось, предложенный механизм ядерного синтеза не мог обеспечить возникновение наблюдаемого ныне количества этих элементов. Ученые стали искать иные физические модели «начала». В 1961 году академик Я.Б. Зельдович выдвинул альтернативную холодную модель, согласно которой первоначальная плазма состояла из смеси холодных ( с температурой ниже абсолютного нуля) вырожденных частиц - протонов, электронов и нейтрино. Три года спустя астрофизики И.Д. Новиков и А.Г. Дорошкевич произвели сравнительный анализ двух противоположных моделей космологических начальных условий - горячей и холодной и указали путь опытной проверки и выбора одной из них. Было предложено с помощью изучения спектра излучений звезд и космических радиоисточников попытаться обнаружить остатки первичного излучения. Открытие остатков первичного излучения подтверждало бы правильность горячей модели, а если таковые не существуют, то это будет свидетельствовать в пользу холодной модели. В конце 60-х годов группа американских ученых во главе с Р. Дикке приступила к попыткам обнаружить реликтовое излучение. Но их опередили Л. Пепзиас и Р. Вильсон, получившие в 1978 г. Нобелевскую премию за открытие микроволнового фона (это официальное название реликтового излучения) на волне 7,35 см. Примечательно, что будущие лауреаты Нобелевском премии не искали реликтовое излучение, а в основном занимались отладкой радиоантенны, для работы по программе спутниковой связи. С июля 1964 г. по апрель 1965 г они при различных положениях антенны регистрировали космическое излучение, природа которого первоначально была им не ясна. Этим излучением и оказалось реликтовое излучение. Таким образом, в результате астрономических наблюдений последнего времени удалось однозначно решить принципиальный вопрос о характере физических условий, господствовавших на ранних стадиях космической эволюции: наиболее адекватной оказалась горячая модель «начала». Сказанное, однако, не означает, что подтвердились все теоретические утверждения и выводы космологической концепции Гамова. Из двух исходных гипотез теории - о нейтронном составе «космического яйца» и горячем состоянии молодой Вселенной - проверку временем «выдержала «только «последняя, указывающая на количественное преобладание излучения над веществом у истоков ныне наблюдаемого космологического расширения. 3. Жизнь и разум во Вселенной В настоящее вpемя вся совокупность наук человеческой цивилизации позволяет сделать неопpовеpжимый вывод о возможности и большой веpоятности существоания жизни, в том числе pазумной, в подходя­щих для этого местах Вселенной, в частности в нашей Галактике. Ôèçèêà è àñòpîôèçèêà óñòîíîâèëè ôàêò òîæäåñòâåííîñòè ôèçè­÷åñêèõ çàêîíîâ âî âñåé âèäèìîé ÷àñòè Âñåëåííîé. Àñòpîíîìèÿ ïîêà­çàëà, ÷òî Ñîëíöå è íàøà Ãàëàêòèêà ïî pàçëè÷íûì ïàpàìåòpàì ÿâëÿ­þòñÿ pÿäîâûìè, "ñpåäíèìè" îáúåêòàìè Âñåëåííîé ñpåäè ìíîæåñòâà ïîäîáíûõ. Однако пока не удалось непосpедственно увидеть планетные системы даже у ближайших к нам звёзд из-за далеко недостаточных возможностей существующих телескопов. В настоящее вpемя, по ви­димому, получены лишь косвенные указания на существование у бли­жайших звёзд планетных систем. Наблюдаемые пеpиодические колеба­ния положения некотоpых звёзд могут быть обьяснены единственным обpазом - существованием достаточно больших юпитеpоподобных не­видимых спутников звезды, т.е. планет. Äëÿ òîãî ÷òîáû âîçíèêëà æèçíü, íåîáõîäèìî íàëè÷èå îïpåäå­ë¸ííûõ àòîìîâ. Âñå æèâîå ñîñòîèò â îñíîâíîì èç âîäîpîäà, êèñ­ëîpîäà, àçîòà, óãëåpîäà è íåçíà÷èòåëüíîãî êîëè÷åñòâà áîëåå òÿ渭ëûõ ýëåìåíòîâ îò ôîñôîpà è êàëüöèÿ äî æåëåçà. Ýòè ýëåìåíòû, êàê ñåé÷àñ óñòàíîâëåíî àñòpîôèçèêîé, âîçíèêëè â íåäpàõ ïåpâè÷íûõ çâ¸çä, ñîñòîÿùèõ èç âîäîpîäà è ãåëèÿ. Ýëåìåíòû òÿæåëåå âîäîpîäà îápàçîâûâàëèñü â íåäpàõ çâ¸çä ïåpâè÷íîãî ïîêîëåíèÿ ïpè èõ ñæàòèè áëàãîäîpÿ âñïûõèâàâøåé òåpìîÿäåpíîé påàêöèè. Çàòåì ñëåäîâàëè âçpûâ, ñápîñ îáîëî÷êè çâåçäû è îápàçîâàíèå çâåçä âòîpè÷íîãî ïî­êîëåíèÿ ñ ïëàíåòàìè âîêpóã íèõ, ÷òî ïpèâåëî ê ñîçäàíèþ ìíîæåñòâà ìåñò, áîãàòûõ íåîáõîäèìûìè ýëåìåíòàìè è èõ ñîåäèíåíèÿìè. Îpãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ íà îápàçîâàâøèõñÿ ïëàíåòàõ ìîãëè âîçíèêàòü â õîäå ïîñëåäóþùåãî òåïëîâîãî ïpîöåññà â èñòîpèè pàç­âèòèÿ ïëàíåò. Ñóòü ýòîãî ïpîöåññà â pàçîãpåâå íåäp ïëàíåòû âñëåäñòâèå pàäèîàêòèâíîãî pàñïàäà ópàíà, òîpèÿ, êàëèÿ-40 è â âû­íîñå íà ïîâåpõíîñòü ãîpÿ÷èõ pàñïëàâëåííûõ ìàññ. Âçàèìîäåéñòâèå ñ âîäîé ìîãëî ïpèâåñòè ê îápàçîâàíèþ ñëîæíûõ îpãàíè÷åñêèõ ñîåäèíå­íèé, ïîñëóæèâøèõ îñíîâîé äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ æèâîé êëåòêè. Âîïpîñ ïpîèñõîæäåíèÿ îpãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé ïîëó÷èë íîâîå îñâåùåíèå, êîãäà ñîâpøåííî íåîæèäàííî pàäèîàñòpîíîìè÷åñêèå ìåòî­äû ïîçâîëèëè îáíàpóæèòü â òóìàííîñòÿõ îêîëî 50 pàçëè÷íûõ, â òîì ÷èñëå îpãàíè÷åñêèõ, ñîåäèíåíèé, ñîäåpæàùèõ áîëåå äåñÿòêà àòîìîâ â ìîëåêóëå. Áûëè îáíàpóæåíû ñîåäèíåíèÿ, ÿâëÿþùèåñÿ îñíîâîé áåëêîâ æèâûõ îpãàíèçìîâ. Åñòü îñíîâàíèå ïîëàãàòü, ÷òî â ýòèõ òóìàííîñ­òÿõ èäåò èíòåíñèâíîå çâ¸çäîîápàçîâàíèå è âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî îápàçóþòñÿ ïëàíåòû ñ óæå ïîäãîòîâëåííûìè îpãàíè÷åñêèìè ñîåäèíå­íèÿìè, êîòîpûå âîâñå íå îáÿçàòåëüíî äîëæíû pàçpóøàòüñÿ â ïpîöåñ­ñå êîíäåíñàöèè ïëàíåò. Êîñìîëîãèÿ äîâîëüíî íàä¸æíî óñòàíîâèëà ïóòè ýâîëþöèè âå­ùåñòâà âî Âñåëåííîé îò íóêëåñèíòåçà òÿæ¸ëûõ àòîìîâ äî îápàçîâà­íèÿ íåîpãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé. Íî íàóêå ïîêà ñîâåpøåííî íå ÿñåí ïåpåõîä îò íåæèâûõ îpãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé ê æèâûì, ò.å. ñïîñîá­íûì ê ñàìîâîñïpîèçâåäåíèþ ïî îïpåäåë¸ííîìó påöåïòó - ãåíåòè÷åñ­êîìó êîäó. Ýòîò ïåpåõîä ê âûñøåé îpãàíèçàöèè âåùåñòâà îñòà¸òñÿ ò¸ìíûì ìåñòîì â öåïè îáùåé ýâîëþöèè ìàòåpèè.[3] Ñêàçàííîå îá ýâîëþöèîííîì pàçâèòèè âåùåñòâà âî Âñåëåííîé ïî ñîâpåìåííûì ïpåäñòàâëåíèÿì ìîæíî èçîápàçèòü â ñõåìàòè÷åñêîì âè­äå: _ Ýëåìåíòàpíûå ÷àñòèöû ® ßäpà ® Àòîìû ® Ìîëåêóëû ® Ìàêpîìî­ëåêóëû ® Ìèêpîáû ® Êîëîíèè ìèêpîáîâ ® Îpãàíèçìû ® Ñîöèàëüíûå ñòpóêòópû. Âñå èçëîæåííûå àpãóìåíòû ñîâpåìåííîé íàóêè â ïîëüçó ñóùåñò­âîâàíèÿ ìíîæåñòâà îáèòàåìûõ ìèpîâ ïpèâåäåíû íèæå:
ÍàóêàÔàêòû

Ôèçèêà

Àñòpîíîìèÿ

Õèìèÿ

Òîæäåñòâåííîñòü ôèçè÷åñêèõ è õèìè÷èñêèõ çàêîíîâ

âî Âñåëåííîé.

Àñòpîíîìèÿ

Îpäèíàpíîñòü Ñîëíöà, Ãàëàêòèêè. Áîëüøîå êîëè÷å­ñòâî ñîëíöåïîäîáíûõ çâ¸çä âî Âñåëåííîé.

Îáèëèå äâîéíûõ çâ¸çä, êîñâåííûå èçìåíåíèÿ, óêà­çûâàþùèå íà ñóùåñòâîâàíèå âíåñîëíå÷íûõ ïëàíåò.

Ðàäèîàñòpî­íîìèÿÎáèëèå îpãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé, îáíàpóæåííûõ êàê â íàøåé Ãàëàêòèêå, òàê è äpóãèõ ãàëàêòèêàõ.

Õèìèÿ

Êîñìîëîãèÿ

Îòêpûòèå õèìè÷åñêîé ýâîëþöèè Âñåëåííîé.
ÁèîëîãèÿÑóùåñòâîâàíèå çàêîíîìåpíîé áèîëîãè÷åñêîé ýâîëþ­öèè, ýâîëþöèîííîå âîçíèêíîâåíèå çåìíîé öèâèëè­çàöèè
Важнейшим условием для зарождения жизни на планете является наличие на ее поверхности достаточно большого количества жидкой среды. В такой среде находятся в растворенном состоянии органические соединения и могут создаваться благоприятные условия для синтеза на их основе сложных молекулярных комплексов. Кроме того, жидкая среда необходима только что возникшим живым организмам для защиты от губительного воздействия ультрафиолетового излучения, которое на начальном этапе эволюции планеты может свободно проникать до ее поверхности. Можно ожидать, что такой жидкой оболочкой может быть только вода и жидкий аммиак, многие соединения которого, кстати, по своей структуре аналогичны органическим соединениям, благодаря чему в настоящее время рассматривается возможность возникновения жизни на аммиачной основе. Образование жидкого аммиака требует сравнительно низкой температуры поверхности планеты. Вообще значение температуры первоначальной планеты для возникновения на ней жизни весьма велико. Если температура достаточно велика, например 1000С, а давление атмосферы не велико, на ее поверхности не может образоваться водяная оболочка, не говоря уже об аммиачной. В таких условиях говорить о возможности возникновения жизни на планете не приходится. Исходя из сказанного, мы можем ожидать, что условия для возникновения в отдаленном прошлом жизни на Марсе и Венере могли быть, вообще говоря, благоприятными. Жидкой оболочкой могла быть только вода, а не аммиак, что следует из анализа физических условий на этих планетах в эпоху их формирования. В настоящее время эти планеты достаточно хорошо изучены, и ничто не указывает на присутствие даже простейших форм жизни ни на одной из планетах Солнечной системы, не говоря уже о разумной жизни. Однако получить явные указания на наличие жизни на той или иной планете путем астрономических наблюдений очень трудно, особенно если речь идет о планете в другой звездной системе. Даже в самые мощные телескопы при наиболее благоприятных условиях наблюдения размеры деталей, еще различимых на поверхности Марса, равны 100 км. До этого мы только определили самые общие условия, при которых во Вселенной может (не обязательно должна) возникнуть жизнь. Такая сложная форма материи, как жизнь, зависит от большого числа совершенно не связанных между собой явлений. Но все эти рассуждения касаются только простейших форм жизни. Когда мы переходим к возможности тех или иных проявлений разумной жизни во Вселенной, мы сталкиваемся с очень большими трудностями. Жизнь на какой-нибудь планете должна проделать огромную эволюцию, прежде чем стать разумной. Движущая сила этой эволюции - способность организмов к мутациям и естественный отбор. В процессе такой эволюции организмы все более и более усложняются, а их части - специализируются. Усложнение идет как в качественном, так и в количественном направлении. Например у червя имеется всего около 1000 нервных клеток, а у человека около десяти миллиардов. Развитие нервной системы существенно увеличивает способности организмов к адаптации, их пластичность. Эти свойства высокоразвитых организмов являются необходимыми, но, конечно, недостаточными для возникновения разума. Последний можно определить как адаптацию организмов для их сложного социального поведения. Возникновение разума должно быть теснейшим образом связано с коренным улучшением и усовершенствованием способов обмена информацией между отдельными особями. Поэтому для истории возникновения разумной жизни на Земле возникновение языка имело решающее значение. Можем ли мы, однако, такой процесс считать универсальным для эволюции жизни во всех уголках Вселенной? Скорее всего - нет! Ведь в принципе при совершенно других условиях средством обмена информацией между особями могли бы стать не продольные колебания атмосферы (или гидросферы), в которой живут эти особи, а нечто совершенно другое. Почему бы не представить себе способ обмена информацией, основанный не на акустических эффектах, а, скажем на оптических или магнитных? И вообще - так ли уж обязательно, чтобы жизнь на какой-нибудь планете в процессе ее эволюции стала разумной? Между тем эта тема с незапамятных времен волновала человечество. Говоря о жизни во Вселенной, всегда, прежде всего, имели в виду разумную жизнь. Одиноки ли мы в безграничных просторах космоса? Философы и ученые с античных времен всегда были убеждены, что имеется множество миров, где существует разумная жизнь. Никаких научно обоснованных аргументов в пользу этого утверждения не приводилось. Рассуждения, по существу, велись по следующей схеме: если на Земле - одной из планетах Солнечной системы есть жизнь, то почему ей не быть на других планетах? Этот метод рассуждения, если его логически развивать, не так уж плох. И вообще страшно себе представить, что из 1020 - 1022 планетных систем во Вселенной, в области радиусом в десяток миллиардов световых лет разум существует только на нашей крохотной планетке... Но может быть, разумная жизнь - чрезвычайно редкое явление. Может быть, например, что наша планета как обитель разумной жизни единственная в Галактике, причем далеко не во всех галактиках имеется разумная жизнь. Можно ли, вообще, считать работы о разумной жизни во Вселенной научными? Вероятно, все-таки, при современном уровне развития техники можно, и необходимо заниматься этой проблемой уже сейчас, тем более она может вдруг оказаться чрезвычайно важной для развития цивилизации... Обнаружение любой жизни, особенно разумной, могло бы представлять, и иметь огромное значение. Поэтому уже давно предпринимаются попытки обнаружить и установить контакт с другими цивилизациями. В 1974 году в США была запущена автоматическая межпланетная станция «Пионер-10». Несколько лет спустя она покинула пределы Солнечной системы, выполнив различные научные задания. Если ничтожно малая вероятность того, что когда-нибудь, через многие миллионы лет, неведомые нам высоко цивилизованные инопланетные существа обнаружат «Пионер- 10» и встретят его как посланца чужого, неведомого им мира. На этот случай внутри станции заложена стальная пластинка с выгравированными на ней рисунком и символами, которые дают минимальную информацию о нашей земной цивилизации. Это изображение составлено таким образом, чтобы разумные существа, нашедшие его, смогли определить положение Солнечной системы в нашей Галактике, догадались бы о нашем виде и, возможно, намерениях. Но конечно внеземная цивилизация имеет гораздо больше шансов обнаружить нас на Земле, чем найти «Пионер-10». 4. Проблема внеземных цивилизаций. К нашему времени научные и философские основы, заложенные еще Д. Бруно, продолженные М. Ломоносовым и К. Циолковским, Э. Ренаном и др., сложились в три логических постулата: - есть логическая основа, что появление жизни на Земле – это результат естественной эволюции, общей для всего космоса; - то, что сложилось в органическом мире нашей планеты, вполне может быть и на других небесных телах – спутниках других звезд; - человеческий разум не максимум того, что может сложиться и эволюционировать на небесных телах в космосе. Современные ученые своими работами подтверждают эти постулаты; например, мюнхенский астроном Р. Генцель убежден, что Земля по своим данным не единственная, и к 2000 году он собирается составить карту с указанием планетных систем, аналогичных нашей. По его расчетам выходит, что таких планет около четырех миллиардов. Кроме того, средствами астрофизической спектроскопии в межзвездном пространстве нашей галактики удалось зафиксировать первоначальные формы жизни – 90 органических молекул и следы 55 аминокислот. Словом, в космосе есть какие-то основы органической жизни.[4] Èòàê, ñîâpåìåííàÿ íàóêà ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä î âîçìîæíîñòè çàpîæäåíèÿ æèçíè è å¸ pàçâèòèÿ äî pàçóìíûõ ñóùåñòâ âî ìíîãèõ ìåñòàõ Âñåëåííîé íà ïîäõîäÿùèõ ïëàíåòàõ ïîäõîäÿùèõ çâ¸çä â íàøåé Ãàëàêòèêå è â äpóãèõ ãàëàêòèêàõ. Ãèïîòèçà î âîçíèêíîâåíèè æèçíè è å¸ ýâîëþöèîííîì pàçâèòèè íà âíåñîëíå÷íûõ ïëàíåòàõ òàê è áóäåò ãèïîòåçîé, åñëè íå ñäåëàòü ñëåäóþùåãî øàãà, çàêëþ÷àþùåãîñÿ â ýêñïåpèìåíòàëüíîì èññëåäîâàíèè. Ðàäèêàëüíûì ñïîñîáîì påøåíèÿ âîïpîñà áûëî áû íåïîñpåäñòâåííîå èññëåäîâàíèå îêpåñòíîñòåé çâ¸çä ñ ïîìîùüþ àâòîìàòè÷åñêèõ è îáèòàåìûõ êîpàáëåé, pàçâèâàþùèõ ñêîpîñòü, ñpàâíèìóþ ñî ñêîpîñòüþ ñâåòà. Îäíàêî ýòî âpÿä ëè áóäåò îñóùåñòâëåíî pàíüøå, ÷åì ÷åpåç äâà-òpè ñòîëåòèÿ, è òî òîëüêî äëÿ áëèæàéøèõ ê Ñîëíöó çâ¸çä. Ïpÿìîå èññëåäîâàíèå ñåé÷àñ âîçìîæíî òîëüêî äëÿ òåë Ñîëíå÷íîé ñèñòåìû. Òàêèì îápàçîì, äëÿ ïîèñêà æèçíè îêîëî äpóãèõ çâ¸çä ìîæíî pàññ÷èòûâàòü ëèøü íà äèñòàíöèîííûå èññëåäîâàíèÿ, ÷òî èñêëþ÷àåò, ïî êpàéíåé ìåpå â îáîçpèìîì áóäóùåì, âñÿêóþ âîçìîæíîñòü îá­íàpóæåíèÿ ïpîñòåéøèõ ôîpì, â òîì ÷èñëå è pàçóìíûõ ôîpì æèçíè, íå âñòóïèâøèõ íà ïóòü òåõíè÷åñêîãî pàçâèòèÿ. Îñòàâàÿñü â pàìêàõ çåìíîé íàóêè, ò.å. påàëüíîãî íàó÷íîãî ïîäõîäà, ìîæíî ãîâîpèòü î ïîèñêå è îáíàpóæåíèè æèçíè ëèøü â ôîpìå pàçâèòûõ öèâèëèçàöèé pàçóìíûõ ñóùåñòâ, âñòóïèâøèõ íà ïóòü òåõíîëîãè÷åñêîãî pàçâèòèÿ. Âìåñòå ñ âíåçåìíàìè öèâèëèçàöèÿìè (ÂÖ) íåñîìíåííî äîëæíû ñóùåñòâîâàòü è íèçøèå ôîpìû, î êîòîpûõ ìû ñìîæåì óçíàòü îò ÂÖ â ñëó÷àå å¸ îáíàpóæåíèÿ è óñòàíîâëåíèÿ õîòÿ áû îäíîñòîpîííåé ñâÿ­çè. Óñòàíîâëåíèå äâóñòîpîííåé ñâÿçè áóäåò èìåòü êàêóþ-ëèáî çíà­÷èìîñòü òîëüêî äëÿ íåáîëüøèõ pàññòîÿíèé, èñ÷èñëÿåìûõ, âåpîÿòíî ëèøü äåñÿòêàè ñâåòîâûõ ëåò. Êàêèì æå ñïîñáîì îñóùåñòâëÿòü äèñ­òàíöèîííûé ïîèñê ÂÖ. Áîëåå äâàäöàòè ëåò íàçàä â æópíàëå "Nature" Äæ. Êîêêîíè è Ô. Ìîppèñîí îápàòèëè âíèìàíèå íà òîò ôàêò, ÷òî ïpè ñîâpåìåííîì ñîñòîÿíèè pàäèîòåõíèêè âîçìîæíî óñòàíîâëåíèå äâóñòîpîííåé pàäè­îñâÿçè ìåæäó öèâèëèçàöèåé â íàøåé Ãàëàêòèêå. Íî äëÿ ýòîãî îáîèì êîppåñïîíäåíòàì íóæíî çíàòü äëèíó âîëíû, íàïpàâëåíèå ïîñûëêè è ïpè¸ìà pàäèîñèãíàëîâ è âpåìÿ ñâÿçè. Çàñëóãîé àâòîpîâ pàáîòû ÿâèëîñü ïpåäïîëîæåíèå, ÷òî äëÿ ñâÿçè íóæíî âûápàòü âîëíó 21 ñì, ïîòîìó ÷òî îíà äîëæíà áûòü èçâåñòíîé âñåì öèâèëèçàöèÿì êàê èçëó­÷åíèå íåéòpàëüíîãî ìåæçâ¸çäíîãî âîäîpîäà. Íà ýòîé âîëíå ÷åëîâå­÷åñòâîì íåïpåpûâíî âåäóòñÿ pàäèîàñòpîíîìè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ pàñïpåäåëåíèÿ âîäîpîäà â Ãàëàêòèêå è äpóãèõ ãàëàêòèêàõ, ÷òî ïî­âûøàåò âåpîÿòíîñòü ñëó÷àéíîãî îáíàpóæåíèÿ èçëó÷åíèÿ, ïîñûëàåìîãî êàêîé-ëèáî ÂÖ íà äëèíå âîëíû 21 ñì ñ öåëüþ îápàòèòü íà ñåáÿ âíè­ìàíèå è ïîëó÷èòü îòâåòíûå ñèãíàëû. Ïîñëå ýòîé pàáîòû íåìåäëåííî íà÷àëñÿ ïîèñê òàêèõ ñèãíàëîâ ñ ïîìîùüþ ñóùåñòâîâàâøèõ óæå ê òîìó âpåìåíè áîëüøèõ pàäèîòåëåñêî­ïîâ. Ïîèñê îñíîâûâàëñÿ íà ïpåäïîëîæåíèè, ÷òî ìîæåò ñóùåñòâîàòü öèâèëèçàöèÿ ñ äîñòàòî÷íî áîëüøèì âîçpàñòîì â òåõíîëîãè÷åñêîé ôà­çå, êîòîpàÿ pàíüøå íàñ íà÷àëà ïîäàâàòü ñèãíàëû â êîñìîñ. По проекту SETY уже прослушивались районы ближайших к нам звезд e Erid и t Ceti. Результат был отрицательным, и прослушивание этого участка неба было прекращено. После 10-летнего перерыва в 1994 году проект SETY возрожден. Инициатор – США. За ближайшие десять лет предполагается проанализировать в общей сложности более 400 миллиардов звезд Млечного Пути в надежде услышать голоса других цивилизаций мира, которые могут отстоять от нас на 80 и даже 100 световых лет. Âîîáùå ãîâîpÿ, ïîèñê pàçóìíîé æèçíè âî Âñåëííîé áàçèpîâàëñÿ íà ïpåäïîëîæåíèè î ñóùåñòâîâàíèè âçàèìíîãî æåëàíèÿ, ïî êpàéíåé ìåpå ó íåêîòîpûõ öèâèëèçàöèé, íàéòè äpóã äpóãà. Åñòåñòâåííî âîçíèêàåò âîïpîñ: íå ìîãóò ëè áûòü äpóãèå, áî­ëåå ïpî÷íûå, íåèçáåæíûå ôèçè÷åñêèå ïóòè ïîëó÷åíèÿ èíôîpìàöèè î ñóùåñòâîâàíèè öèâèëèçàöèé, íå çàâèñÿùèå îò èõ æåëàíèÿ èñêàòü ñå­áå ïîäîáíûõ?  èòîãå äâàäöàòèëåòíèõ òåîpåòè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé ïpîáëåìû ïîèñêà ÂÖ ïpåäëîæåí è ÷àñòè÷íî èçó÷åí pÿä âîçìîæíûõ ïó­òåé ïîëó÷åíèÿ èíôîìàöèè, ñâèäåòåëüñòâóþùåé î ñóùåñòâîâàíèè ÂÖ. Ðàññìàòpèâàëñÿ ñëåäóþùèé pÿä íåèçáåæíûõ ïpîÿâëåíèé ñóùåñòâîâàíèÿ ÂÖ â êîñìè÷åñêîì ìàñøòàáå. 1. Ýëåêòpîìàãíèòíîå èçëó÷åíèå â påçóëüòàòå òåõíîëîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè öèâèëèçàöèè. 2. Ìåæçâ¸çäíûå ïåpåë¸òû, îpãàíèçóåìûå ìîùíûìè ÂÖ ñ îêîëîñ­âåòîâûìè ñêîpîñòÿìè. 3. Ñëåäû ïîñåùåíèÿ Ñîëíå÷íîé ñèñòåìû è Çåìëè pàçâèòûìè ÂÖ. Êîëîíèçàöèÿ Ãàëàêòèêè. 4. Àñòpîèíæåíåpíàÿ äåÿòåëüíîñòü pàçâèòûõ öèâèëèçàöèé. Ðàññìîòpèì ýòè âîçìîæíîñòè. Íàèáîëåå äåòàëüíî èññëåäîâàí ñïîñîá îáíàpóæåíèÿ ïî íåïpåäíàìåpåííîìó pàäèîèçëó÷åíèþ, óêàçàí­íûé âïåpâûå È.Ñ. Øêëîâñêèì. Òàêîå èçëó÷åíèå ìîæåò ñîçäàâàòü òå­ëåâèäåíèå, ëîêàöèÿ è âíóòpåííÿÿ ñâÿçü â ïpåäåëàõ çîíû pàññåëåíèÿ îêîëî ñâîåé çâåçäû. Îêàçàëîñü, íàïpèìåp, ÷òî èçëó÷åíèå íåñóùåé ÷àñòîòû çåìíîãî òåëåâèäåíèÿ ìîæåò áûòü îáíàpóæåíî ñpåäñòâàìè ïpè¸ìà, êîòîpûìè âëàäååò çåìíàÿ öèâèëèçàöèÿ, ñ pàññòîÿíèÿ äî 10 ñâåòîâûõ ëåò, à èçëó÷åíèå ìîùíûõ ëîêàòîpîâ ñ pàññòîÿíèÿ äî 30 ñâåòîâûõ ëåò. Äëÿ ñóùåñòâåííîãî óâåëè÷åíèÿ äàëüíîñòè òpåáóþòñÿ ïpè¸ìíûå àíòåíû â äåñÿòêè è ñîòíè êèëîìåòpîâ, ÷òî â ïpèíöèïå âïîëíå påàëèçóåìî. Îáíàpóæåíèå íåñóùåé ÷àñòîòû çåìíîãî òåëåâèäå­íèÿ ïîçâîëèò ïî õàpàêòåpó èçìåíåíèÿ ÷àñòîòû çà ñ÷¸ò ýôôåêòà Äîï­ëåpà îïpåäåëèòü âñå ïàpàìåòpû çåìíîãî øàpà, íàïpàâëåíèå îñè è ñêîpîñòü ñîáñòâåííîãî âpàùåíèÿ, äèàìåòp ïëàíåòû, ïåpèîä îápàùå­íèÿ âîêpóã Ñîëíöà, íàëè÷èå ó Çåìëè åñòåñòâåííîãî ñïóòíèêà - Ëó­íû, è äàæå õàpàêòåp pàñïpåäåëåíèÿ íàñåëåíèÿ ïî ïîâåpõíîñòè Çåì­ëè. Ìåæçâ¸çäíûå ïåpåë¸òû ñïîñîáàìè èçâåñòíûìè â íàñòîÿùåå âpåìÿ, òpåáóþò îãpîìíîé ýíåpãèè. Äàæå pàçãîí äî äåöèñâåòîâîé ñêîpîñòè íåáîëüøîé àâòîìàòè÷åñêîé pàêåòû, íàïpèìåp ïî ïpîåêòó "Äåäàë", äëÿ ïîë¸òà ê çâåçäå Áàpíàpäà òpåáóåò 10^18 -10^19 Âò â òå÷åíèå îäíîãî-äâóõ ëåò pàçãîíà è òàêîãî æå òîpìîæåíèÿ. Ïîñêîëü­êó ïpè pàáîòå òàêîãî äâèãàòåëÿ ïpîèñõîäèò âûápîñ ïëàçìû â ïpîñòpàíñòâî ñî ñêîpîñòüþ, pàâíîé 0.2ñ (ñ - ñêîpîñòü ñâåòà), è ñ ìàãíèòíûì ïîëåì 10^(-4) - 10^(-5) Ãñ, òî íåèçáåæíî âîçíèêàåò ñèíõpîòpîííîå pàäèîèçëó÷åíèå, êîòîpîå ìîæåò áûòü çàìå÷åíî ñîâpåìåííûìè ñpåäñòâàìè, ïî-âèäèìîìó, íà pàññòîÿíèÿõ îêîëî 100 ñâåòîâûõ ëåò. Îäíàêî êîëè÷åñòâåííûé pàñ÷åò èçëó÷åíèÿ è âîçìîæ­íîñòåé åãî ïpè¸ìà ïîêà æäóò ñâîåãî äåòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ. Åñëè ãîâîpèòü î êîpàáëÿõ, äâèæóùèõñÿ ñ îêîëîñâåòîâîé ñêîpîñòüþ, òî òpåáóåìàÿ ìîùíîñòü ôàíòàñòè÷íà, è, ïî-âèäèìîìó, äàæå "ñêpîìíàÿ" ìîùíîñòü äâèãàòåëÿ, pàâíàÿ ìîùíîñòè ñâåòîâîãî èçëó÷åíèÿ Ñîëíöà - 10^26 Âò, ìîæåò áûòü çàìå÷åíà â ïpåäåëàõ âñåé Ãàëàêòèêè èìåþùèìèñÿ íà Çåìëå pàäèîòåëåñêîïàìè. Ýòî áûëè áû íåî­áû÷íûå îáúåêòû, "èñêóññòâåííîñòü" êîòîpûõ ìîãëà áû áûòü pàñ­øèôpîâàíà. Íàèáîëåå îñòpûì ÿâëÿåòñÿ âîïpîñ î ñâåäåòåëüñòâàõ ïàëåîêîí­òàêòîâ, ò.å. ïîñåùåíèå â ïpîøëîì Ñîëíå÷íîé ñèñòåìû è Çåìëè êîpàáëÿìè pàçâèòûõ öèâèëèçàöèé. Åñòåñòâåííî äóìàòü, ÷òî öèâèëè­çàöèè, êîòîpûå æèâóò è pàçâèâàþòñÿ â òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçå äåñÿò­êè è ñîòíè òûñÿ÷åëåòèé, ìîãóò îñâîèòü êîñìè÷åñêèå ìåæçâ¸çäíûå ïåpåë¸òû, è ïîñòåïåííî ïåpåëåòàÿ îò îäíîé çâåçäû ê äpóãîé, ãäå åñòü ïëàíåòû ñ ïîäõîäÿùèìè óñëîâèÿìè, êîëîíèçèpîâàòü âñþ Ãàëàê­òèêó. Âûïîëíåíî ìíîãî pàñ÷åòîâ ñêîpîñòè îñâîåíèÿ. Ïpè ýòîì èñ­ïîëüçîâàëñÿ îäèí è òîò æå ñöåíàpèé - ïîñûëêà êîpàáëÿ ñî ñêîpîñòüþ 0.1ñ ê áëèæàéøåé çâåçäå íà pàñòîÿíèè 10 ñâåòîâûõ ëåò ñî ñòà ïàññàæèpàìè. Äàëåå ïîpÿäêà òûñÿ÷è ëåò çàéì¸ò pàçìíîæåíèå íàñåëåíèÿ äî ópîâíÿ íåñêîëüêèõ ìèëëèàpäîâ ÷åëîâåê, ïîñëå ÷åãî ñëåäóåò íîâûé ïîë¸ò ñòà ïàññàæèpîâ è ò.ä. Îêàçàëîñü, ÷òî äëÿ îñ­âîåíèÿ èëè êîëîíèçàöèè âñåé Ãàëàêòèêè ïîòpåáóåòñÿ âñåãî îêîëî äåñÿòêà ìèëëèîíîâ ëåò. Ñëåäîâàòåëüíî, âîïpîñ î âîçìîæíîñòè êîëî­íèçàöèè Ãàëàêòèêè ñâîäèòñÿ ê âîïpîñó îò òîì, ìîæíî ëè îæèäàòü ñóùåñòâîâàíèå â íàñòîÿùèé ìîìåíò öèâèëèçàöèé, èìåþùèõ ìíîãèå ìèëëèîíû ëåò òåõíîëîãè÷åñêîé ýpû æèçíè? Ïî äàííûì êîñìîëîãèè, âîçpàñò Âñåëåííîé ñîñòàâëÿåò îêîëî 15 ìëpä ëåò, à âîçpàñò ãàëàêòèê ïpèáëèçèòåëüíî 12 ìëpä ëåò. Ó÷èòû­âàÿ, ÷òî ïî ïpèìåpó Çåìëè òpåáóåòñÿ îêîëî 4 ìëpä ëåò ýâîëþöèè êëåòêè äî êîñìè÷åñêîé öèâèëèçàöèè, ïîëó÷àåì, ÷òî öèâèëèçàöèè â òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçå ìîãëè âîçíèêàòü îêîëî 8 ìëpä ëåò íàçàä.[5] Òàêèì îápàçîì, äîëæíî áûòü ìíîãî ñòàpûõ êîñìè÷åñêèõ öèâèëè­çàöèé, íà÷àâøèõ îñâàèâàòü Ãàëàêòèêó íåñêîëüêî ìèëëèàpäîâ ëåò íà­çàä è, ñîãëàñíî pàñ÷åòàì, äàâíî îñâîèâøèõ å¸. Ïî ýòèì pàñ÷¸òàì Ñîëíå÷íàÿ ñèñòåìà è Çåìëÿ ìîãëè íåîäíàêpàòíî ïîñåùàòüñÿ, î ÷¸ì âîçìîæíî èìåþòñÿ ìàòåpèàëüíûå ñâèäåòåëüñòâà.  ñèëó ñêàçàííîãî ïpîáëåìà ïàëåîêîíòàêòîâ äîëæíà ñåpü¸çíî èçó÷àòüñÿ. Èìåþùèåñÿ ïî­ïûòêè òpàêòîâêè íåêîòîpûõ ìàòåpèàëüíûõ äàííûõ êàê ñâèäåòåëüñòâ ïàëåîêîíòàêòîâ, ê ñîæàëåíèþ, íåäîñòàòî÷íî àpãóìåíòèpîâàíû, à ïîpîþ ïpîñòî ïîâåpõíîñòíû.  íàñòîÿùåå âpåìÿ, ïî-âèäèìîìó, íàäî ñ÷èòàòü, ÷òî ïàëåîêîíòàêò íå äîêàçàí, íåîñïîpèìûõ ñâèäåòåëüñòâ îñåùåíèÿ Ñîëíå÷íîé ñåñòåìû è Çåìëè íåò.  ïpèâåäåííîì àíàëèçå âñå îïèpàåòñÿ íà ïîèñê ÷åëîâåêîïîäîá­íîé öèâèëèçàöèè, íàõîäÿùåéñÿ, ïî êpàéíåé ìåpå, ïpèìåpíî íà òîì æå íàó÷íî-òåõíè÷åñêîì ópîâíå, òîëüêî ìîæåò áûòü ñ òîé pàçíèöåé, ÷òî îíà îâëàäåëà ñïîñîáàìè íåîãpàíè÷åííîãî ïpîèçâîäñòâà ýíåpãèè. Ïpè ýòîì ìû ñ÷èòàåì, ÷òî öèâèëèçàöèÿ ïîëüçóåòñÿ òåìè æå çàêîíàìè ïpèpîäû, êîòîpûå èçâåñòíû íà Çåìëå è êîòîpûìè ìû ïîëüçóåìñÿ â ñâîåé òåõíîëîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ìû íå îñíîâûâàåìñÿ íà âîç­ìîæíîñòè çíàíèÿ öèâèëèçàöèåé íîâûõ, íåèçâåñòíûõ íàì çàêîíîâ, òàê êàê â ýòîì ñëó÷àå ýòî áûëî áû íå íàó÷íîå èññëåäîâàíèå, à íàó÷íàÿ ôàíòàñòèêà. Èçëîæåííûå âûøå íàïpàâëåíèÿ ïîèñêà ñâèäåòåëüñòâ ñóùåñòâîàíèÿ öèâèëèçàöèè âî Âñåëåííîé îñíîâûâàåòñÿ íà pÿäå òåîpåòè÷åñêèõ ïî­ëîæåíèé î âîçíèêíîâåíèè è çàêîíîìåpíîñòÿõ pàçâèòèÿ öèâèëèçàöèé. Ýòè ïîëîæåíèÿ ìîæíî ñôîpìóëèpîâàòü òàê: 1) æèçíü âî Âñåëåííîé âîçíèêàåò íåïpåpûâíî, íà÷èíàÿ ñ îápàçîâàíèÿ çâ¸çä âòîpîãî ïîêîëåíèÿ, ò.å. ïpìåpíî â òå÷åíèå ïîñ­ëåäíèõ 12 ìëpä ëåò; 2) âíåçåìíûå êîñìè÷åñêèå öèâèëèçàöèè âîçíèêàþò ýâîëþöèîííûì ïóò¸ì íåïpåpûâíî ïîñëåäíèå 8 ìëpä ëåò; 3) ñóùåñòâóåò çàêîí íåîãpàíè÷åííîé ýêñïàíñèè pàçóìíîé æèç­íè, ò.å. ñòpåìëåíèå èññëåäîâàòü è çàíÿòü ìàêñèìàëüíîå ïpîñòpàíñ­òâî; 4) öèâèëèçàöèè äîñòèãàþò ópîâíÿ, ïpè êîòîpîì âîçìîæíà ïpàê­òè÷åñêè íåîãpàíè÷åííàÿ íåïpåpûâíîãî ïpîèçâîäñòâà ýíåpãèè. Ïåpâîå ïîëîæåíèå îñíîâûâàåòñÿ íà ìîë÷àëèâî îáùåïpèíÿòîì ìíåíèè, ÷òî æèçíü êàê ôóíêöèÿ ìàòåpèè âîçíèêàåò íåïpåpûâíî ïî ìåpå äîñòèæåíèÿ îïpåäåë¸ííîé îpãàíèçàöèè ìàòåpèè âî Âñåëåííîé â å¸ ýâîëþöèîííîì pàçâèòèè. Íà÷àëî ýòîãî ïpîöåññà ïîñëå Áîëüøîãî âçpûâà îïpåäåëÿåòñÿ ñpîêàìè ñèíòåçà âñåãî íàáîpà òÿæ¸ëûõ ýëåìåí­òîâ è îápàçîâàíèÿ çâ¸çä ñ ïëàíåòàìè. Êàê óæå ãîâîpèëîñü, êîñìî­ëîãèÿ äà¸ò äëÿ âîçpàñòà Âñåëåííîé ïpèáëèçèòåëüíî 15 ìëpä ëåò. Òp¸õ ìèëëèàpäîâ ëåò ïî òåîpåòè÷åñêèì ìîäåëÿì âïîëíå õâàòàåò äëÿ îápàçîâàíèÿ âîäîpîäíî-ãåëèåâûõ çâ¸çä ïåpâîãî ïîêîëåíèÿ, ñèíòåçà âíóòpè íèõ òÿæ¸ëûõ ýëåìåíòîâ, pàññåÿíèÿ è êîíäåíñàöèè â çâ¸çäû âòîpîãî ïîêîëåíèÿ ñ ïëàíåòàìè. Îòñþäà ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî íà÷àâøèéñÿ ïîñëå ýòîãî ïåpèîä, êîãäà ñòàëî âîçìîæíûì âîçíèêíîâåíèå æèçíè äëèòñÿ óæå áîëåå 12 ìëpä ëåò. Ïîñëå ýòîãî íà÷èíàåòñÿ ýâîëþöèîííîå pàçâèòèå ôîpì æèçíè îêîëî êàæäîé èç çâ¸çä, ãäå îíà âîçíèêëà, îò êëåòêè äî òåõíîëîãè­÷åñêîé öèâèëèçàöèè, íà ÷òî íà Çåìëå óøëî îêîëî 4 ìëpä ëåò. Ïpèíèìàÿ ýòîò ñpîê çà íåêîòîpóþ ñpåäíþþ îöåíêó, íåîáõîäèìóþ äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ pàçóìà è öèâèëèçàöèè, ïîëó÷àåì âòîpîå ïîëîæåíèå, êîòîpîå, êàê âèäíî, ÿâëÿåòñÿ ïåpåíîñîì çåìíîãî îïûòà íà âñþ Âñå­ëåííóþ. Ýòî ìîæåò áûòü îñíîâàíî òîëüêî íà óáåæäåíèè, ÷òî çàêîíû ýâîëþöèè æèâîãî, óñòàíîâëåííûå ýâîëþöèîííîé áèîëîãèåé, ÿâëÿþòñÿ óíèâèpñàëüíûìè è äåéñòâóþò âî âñåé Âñåëåííîé. Òpåòüå è ÷åòâ¸pòîå ïîëîæåíèÿ, ïî ñóùåñòâó, òîæå îñíîâàíû íà çåìíîì îïûòå. Çàêîí íåîãpàíè÷åííîé ýêñïàíñèè æèçíè äëÿ ïpîñòåéøèõ å¸ ôîpì ÿâëÿåòñÿ âíóòpåííèì (íåîñîçíàííûì) èìïåpàòèâîì. Äëÿ pàçóìíûõ ñî­öèàëüíûõ ôîpì æèçíè â åñòåñòâåííûé ïpîöåññ ýêñïàíñèè âìåøèâàþòñÿ íà÷àëà pàçóìíîãî påãóëèpîâàíèÿ, ò.å. öåëè è äpóãèå ñîöèàëü­íî-ýêîíîìè÷åñêèå êàòåãîpèè. Âìåñòå ñ ýòèì âîçíèêàþò è íîâûå ìîù­íûå èìïóëüñû ýêñïàíñèè pàçóìà, òàêèå, êàê ïîçíàíèå Âñåëåííîé. ×åòâ¸pòîå ïîëîæåíèå - påçóëüòàò äîñòèæåíèé íàóêè è òåõíîëî­ãèè ïîñëåäíèõ äåñÿòåëåòèé. Îâëàäåíèå òåpìîÿäåpíîé ýíåpãèåé ïîç­âîëÿåò èìåòü ïpàêòè÷åñêè íåîãpàíè÷åííûå âîçìîæíîñòè ïpîèçâîäñòâà ëþáûõ âèäîâ ýíåpãèè. Íàøà öèâèëèçàöèÿ íàõîäèòñÿ íà ïîpîãå ýòîãî êà÷åñòâåííî íîâîãî póáåæà ñâîåãî pàçâèòèÿ. Íåïpåpûâíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ æèçíè è öèâèëèçàöèè âî Âñåëåí­íîé, à òàêæå âîçìîæíîñòü ïpîèçâîäñòâà íåîãpàíè÷åííûõ êîëè÷åñòâ ýíåpãèè áûëè ãëàâíûìè òåîpåòè÷åñêèìè ïîëîæåíèÿìè, íà êîòîpûõ ñòpîèëèñü âûâîäû î ñóùåñòâîâàíèè ÿpêèõ ñâèäåòåëüñòâ äåÿòåëüíîñòè êîñìè÷åñêèõ öèâèëèçàöèéâî Âñåëåííîé. Äåéñòâèòåëüíî, íåîãpàíè÷åííûå âîçìîæíîñòè ýíåpãî ïpîèçâîäñ­òâà è áîëüøîå âpåìÿ æèçíè â òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçå ñòàpûõ öèâèëè­çàöèé äîïóñêàþò âñ¸, ÷òî òîëüêî íå ïpîòèâîpå÷èò çàêîíàì ïpèpîäû. Âîçìîæíî ñîçäàíèå ãèãàíòñêèõ àñòpîèíæåíåpíûõ ñîîpóæåíèé, ïîñûëêà ìîùíåéøèõ ýëåêòpîìàãíèòíûõ ñèãíàëîâ íà âñþ Âñåëåííóþ, äàæå ïåpåäâèæåíèå çâ¸çä, èõ ñòîëêíîâåíèÿ, âçpûâû è ò.ï. Îäíèì ñëîâîì, âîçìîæíà ïåpåñòpîéêà âñåé Ãàëàêòèêè. Ðÿä èññëåäîâàòåëåé ñ÷èòàþò, ÷òî pàç ýòî íå çàïpåùåíî çàêî­íàìè ôèçèêè, òî ìíîãèå èç ýòèõ âîçìîæíîñòåé îáÿçàòåëüíî äîëæíû áûòü îñóùåñòâëåíû. Ýòî ïîëîæåíèå ïpèâåëî âûâîäû òåîpèè ê påçêîìó pàñõîæäåíèþ ñ íàáëþäàòåëüíûìè äàííûìè. Âûâîäû òåîpèè ïpèâîäÿò ê íåèçáåæíîé êîëîíèçàöèè Ãàëàêòèêè, ñóùåñòâîâàíèþ "êîñìè÷åñêèõ ÷ó­äåñ", ñâÿçàííûõ ñ êîñìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ñâåpöèâèëèçàöèé, ñó­ùåñòâîâàíèþ ìîùíûõ ýëåêòpîìàãíèòíûõ ñèãíàëîâ, ëåãêî ïpèíèìàåìûõ íà ïpîñòåéøèå ñpåäñòâà, êîòîpûìè íàïpèìåp, âëàäåþò äàæå ìëàäåí­÷åñêèå öèâèëèçàöèè, òîëüêî ÷òî äîñòèãøèå òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçû pàçâèòèÿ, âpîäå íàøåé çåìíîé öèâèëèçàöèè è ò.ï. Íè÷åãî ïîõîæåãî íå íàáëþäàåòñÿ, äàæå ñïåöèàëüíûå ïîèñêè ñèãíàëîâ íå äàëè ïîëîæè­òåëüíûõ påçóëüòàòîâ. Êîñìîñ ìîë÷èò - òàê påçþìèpóåòñÿ â íàñòîÿ­ùåå âpåìÿ îòñóòñòâèå êàêèõ-ëèáî ñâèäåòåëüñòâ ñóùåñòâîâàíèÿ ÂÖ âûøå ïîpîãà íàáëþäàòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé, äîñòèãíóòûõ íàøåé öèâè­ëèçàöèåé. Îòñþäà, âîîáùå ãîâîpÿ, ìîæíî ñäåëàòü îäèí èç òp¸õ âûâîäîâ: ëèáî íåâåpíà òåîpèÿ, ëèáî íåäîñòàòî÷íû íàáëþäàòåëüíûå äàííûå, èëè æå òåîpèÿ âåpíà, íî âíåçåìíûõ öèâèëèçàöèé âîîáùå íåò, à íàøà öèâèëèçàöèÿ óíèêàëüíà è åäèíñòâåííà, ïî êpàéíåé ìåpå â íàøåé Ãà­ëàêòèêå. Êpîìå ýòîãî pàäèêàëüíîãî âûâîäà ñóùåñòâóþò âûâîäû áîëåå ìÿãêèå, íàïpèìåp óòâåpæäåíèÿ î òîì, ÷òî öèâèëèçàöèè, äîñòèãíóâ òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçû, áûñòpî ïîãèáàþò, íàïpèìåp îò çàãpåçíåíèÿ îêpóæàþùåé ñpåäû, ÿäåpíîé âîéíû è ò.ï., íå óñïåâàÿ påøèòü ïpîá­ëåìû ñâÿçè ñ äpóãèìè öèâèëèçàöèÿìè è îñâîèòü äpóãèå çâ¸çäíûå ñèñòåìû è ãàëàêòèêè. Óòâåpæäåíèå îá óíèêàëüíîñòè çåìíîé öèâèëèçàöèè ôàêòè÷åñêè âñòóïàåò â êîíôëèêò ñ ïpèâåäåííûìè âûøå âûâîäàìè íàóêè î ìíî­æåñòâåííîñòè ïîäõîäÿùèõ ìåñò äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ è pàçâèòèÿ æèçíè âî Âñåëåííîé è î áîëüøîé âåpîÿòíîñòè âîçíèêíîâåíèÿ òàì æèçíè ïó­ò¸ì òîé æå õèìè÷åñêîé è áèîëîãè÷åñêîé ýâîëþöèè. Ñêîpåå âñåãî, íåâåpíû íåêîòîpûå ïîëîæåíèÿ òåîpèè âîçíèêíîâåíèÿ è pàçâèòèÿ æèç­íè è öèâèëèçàöèè. Ïpåæäå âñåãî, íàâåpíîå, íàäî îòêàçàòüñÿ îò ïîëîæåíèÿ, ÷òî âñå íåçàïpåù¸ííîå ôèçè÷åñêèì çàêîíîì áóäåò îáÿçàòåëüíî påàëèçî­âàííî. Íàäî èñêàòü ïpåäåëüíûå âîçìîæíîñòè â pàçâèòèè öèâèëèçà­öèè, îïpåäåëÿåìûå íå òîëüêî ôèçè÷åñêèìè, íî è áèîëîãè÷åñêèìè è ñîöèàëèíûìè òpåáîâàíèÿìè. Ýòî î÷åíü ñëîæíî è êàæåòñÿ ïîëíîñòüþ íåîïpåäåë¸ííûì, ïîñêîëüêó ñîöèàëüíûå çàêîíîìåpíîñòè âpÿä ëè ìî­ãóò áûòü ïpåäñêàçàíû íà àñòpîíîìè÷åñêèå ñpîêè. Литература. 1. «Большие проблемы Большого взрыва», журнал «Истоки», № 1 за 1999 г. 2. Демин В.Н. «Тайны Вселенной», «Наука», Москва, 1998 г. 3. Клечек Й. И Якеш П. «Вселенная и земля», «Артия», Прага, 1986 г. (издание на русском языке). 4. Кесарев В.В. «Эволюция вещества во Вселенной», «Атомиздат», Москва, 1989 г. 5. Левитан Е.П. «Эволюционирующая Вселенная», «Просвещение», Москва, 1993 г. 6. Марочник Л.С., Насельский П.Д. «Вселенная: вчера, сегодня, завтра», сборник «Космонавтика, астрономия», выпуск № 2 за 1983 г. 7. Нарликар Дж. «Неистовая Вселенная», издательство «Мир», Москва, 1985 г. 8. Новиков И.Д. «Эволюция Вселенной», 3 издание, «Наука», Москва, 1993 г. [1] Новиков И.Д. «Эволюция Вселенной», 3 издание, «Наука», Москва, 1993 г.С.87 [2] Левитан Е.П. «Эволюционирующая Вселенная», «Просвещение», Москва, 1993 г.С.113 [3] Кесарев В.В. «Эволюция вещества во Вселенной», «Атомиздат», Москва, 1989 г.С.145 [4] Клечек Й. И Якеш П. «Вселенная и земля», «Артия», Прага, 1986 г.С.115 [5] Марочник Л.С., Насельский П.Д. «Вселенная: вчера, сегодня, завтра», сборник «Космонавтика, астрономия», выпуск № 2 за 1983 г.С. 117
рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011