Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

: Внешнеэкономические связи России на примере Северо-западного и Дальневосточного регионов

Международная академия бизнеса и банковского дела

Факультет управления и финансов

Реферат

по курсу “Экономическая география”

на тему “Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере

Северо-Западного и Дальневосточного регионов”

студента Темнохуда Федора Анатольевича

1 курса группы УФ72

специальность 604400

Финансы и кредит

Тольятти 1997

Оглавление

Оглавление...................................................................

........................................................................

Введение.....................................................................

.......................................................................

Северо-западный

регион.......................................................................

..............................

Общее состояние по

региону......................................................................

................................................................

Внешняя

торговля.....................................................................

.............................................................................

........................

Перспективы развития внешнеэкономических

отношений.........................................................

Дальний

Восток.......................................................................

......................................................

Общее состояние

региона......................................................................

.............................................................................

Внешняя

торговля.....................................................................

.............................................................................

........................

Перспективы развития внешнеэкономических

отношений.........................................................

Заключение...................................................................

......................................................................

Список использованной

литературы...................................................................

............

Введение

Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В

зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы,

внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое

сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой

внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Именно на этой

форме я остановлюсь в своем реферате.

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в

мировые хозяйственные связи, так и на развитие еди­ного рыночного

пространства внутри страны, становится расширение непо­средственного участия

регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.

Провозглашение Россией независимости и распад Союза ССР существенно

трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов

Федерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на

перерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои

потребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет

завоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнего

зарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним

межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные

операции.

На настоящий момент, наиболее важными остаются экономические связи России со

странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль

в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и

дальневосточный регионы.

Северо-западный регион

Общее состояние по региону.

Северо-Западный район (к нему относятся Санкт-Петербург, Ленинградская,

Мурманская, Вологодская, Архангельская области и республика Карелия)

отличается высоким уровнем эконо­мического развития. В территориальном

разделении общественно­го труда он выступает с продукцией сложного

машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт современное

технологиче­ское оборудование для различных отраслей промышленности:

электроэнергетики, приборостроения и электроники, морского су­достроения.

Большое значение приобрели отрасли химической и лесной промышленности,

производство товаров народного потреб­ления. Район, например, занимает одно

из первых мест у нас по производству морских судов разного типа (в том числе

мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газо­вых

турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих ему устойчивое

положение на нашем рынке и за рубежом.

Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью

Санкт-Петербурга, его высококвалифицирован­ным рабочим классом, научным и

техническим персоналом, со­здающим 10 % научно-технических разработок бывших

республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из

важнейших флагманов научно-технического прогресса, подго­товки

квалифицированных кадров для народного хозяйства.

[1]

Вместе с тем затянувшийся финансово-эконо­мический кризис, хронический острый

недостаток отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годом усложняют

положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумаж­ных

предприятий и машиностроительных заводов, обслуживающих лесной комплекс,

снижают их конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мере это

относится к предприятиям металлургии, промышленности строительных материалов,

рыбному хозяйству, другим отраслям.

Внешняя торговля

Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной

специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей

данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое

оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности,

точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и

целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе аппатиты.

Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет

важные экспортно-импорт­ные функции на Балтийском море для всей России. Через

Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Бал­тийском бассейне — во

многие страны следует на экспорт продук­ция петербургских и других российских

предприятий. Здесь же пе­рерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы

успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург —

Гамбург — Роттердам.

Через Северо-Западный осуществляются регион теснные экономические связи с

Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией,

Следует учитывать, что в последние годы лидирующие позиции в области

российских внешнеэкономических связей сохраняются (и даже упрочиваются) за

странами ЕС - около 33-40 процентов всего товарооборота, или, как подчеркнул

вице-председатель ЕК Л.Бриттен, выступая 17 июня 1997 года в Государственной

Думе России, 40 процентов российского экспорта и 38 процентов импорта. В свою

очередь Россия занимает пятое место во внешней торговле ЕС по импорту и

шестое - по экспорту.

Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет положительное сальдо в

торговле с ЕС: 1993 год - 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд. экю, 1995 - 5,9 млрд.

экю, 1996 - 11,4 млрд. экю.[2]

Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы,

ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время

доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном

автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.

В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные

товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и

оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-

компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи.

Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.

Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво.

Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 1996 года составил, по данным

российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт

превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн.

долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло в

связи с этим до 177 млн. долларов (в 1995 году — 160,6 млн. долларов).

Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляет почти

90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет на две основные позиции —

рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится свыше двух третей экспорта.

Принципиально важное значение для российского экспорта имеет тот факт, что

ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС.

Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется благоприятная для увеличения

российского экспорта ситуация. Отличительной структурной особенностью

поставок из России в Норвегию является крайне незначительная доля в них нефти

и газа, традиционно занимающих ведущее место в российском экспорте во многие

страны Европы.

Вместе с тем происходит рост импорта норвежских товаров. Это объясняется прежде

всего увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично — продовольственных

товаров. Вместе с тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой

широкой номенклатуре.[3]

Близость Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических и

почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития

сотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной

Норвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для Северо-

Западной России

Перспективы развития внешнеэкономических отношений

В последние годы обоюдный интерес друг к другу России, а также стран

Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть

достаточ­ные основания. Высокоразвитые в промышленном отношении страны

Запад­ной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию

развития все острее будут нуждаться в России как потен­циально емком рынке и

как партнере в промышленной коопера­ции. Уже сейчас наиболее дальновидные

деловые люди из евро­пейских стран начинают осваивать российский рынок.

В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболее

пер­спективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах

государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов

управления.

Например, возникла идея так называемого 'Архангельского коридора",

связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной

дорогой через Республику Карелия с Ар­хангельской областью, с Республикой

Коми и Уралом. После вво­да в участка железной дороги длиной 126 км у в

Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в ре­альный трансграничный

проект. Этот проект — плод усилий ру­ководителей, ученых и предпринимателей

губернии Оулу, Респу­блики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга Санкт-

Петербурга

Второй трансграничный проект — так называемый "Южно-Карельский", или

"Атлантический коридор", который призван со­единить территории южной части

Балтийского региона через фин­ляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки,

европейскую ав­томагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-

российской границы, с глубинными российскими территориями че­рез Карелию,

Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется.

Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые

международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом

республи­ка вкладывает собственные средства в объекты таможенной

инфрас­труктуры федерального значения.

Только создание этих двух трансграничных коридоров позво­лит создать по обе

стороны границы тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с

объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн груза в год и заметно повлиять

на повыше­ние конкурентоспособности Балтийского региона в мировом мас­штабе и

российского Северо-Запада — в Европе, а Карелии — в нашей стране.

Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионы европейцев, да и

американцев, которым прежде не был доступен уникальный по красоте природы и

бо­гатству культуры российский Север, смогут увидеть, знаменитые Валаам,

Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятники мирового значения.

В последнее время правительство Карелии провело консульта­ции с руководителями

многих субрегионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии,

а также с прави­тельствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовы­годных

проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее

привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и

культурных обменах.[4]

Дальний Восток

Общее состояние региона

На территории региона располагаются республика Саха-Якутия. Хабаровский край.

Приморский край. Амурская, Сахалинская. Камчатская и Магаданская области. По

ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным

ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два

подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаронский и

Приморский края. Амур­ская. Сахалинская и Камчатская области).

Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения,

нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона,

проживает 80% его жителей. Север, напротив, отли­чается суровой природой и

малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная

специализация района, определяющая его место в хозяйстве России.

Промыш­ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых,

значительно удале­ны друг от друга.

Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего

Востока в системе российских регионов. Прежде всего – особые экономико-

географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от

основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и

ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью.

Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу

наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное

место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так регион производит: 98%

алмазов, олова – 80%, борного сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%,

рыбы и морепродуктов – более 40%, древесины – 13%, целлюлозы – 7%. Эти

факторы и обусловили роль Дальнего Востока в составе СССР.

Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко

регулировалось из центра в целях обеспечения обо­ронной безопасности

государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку

здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В

результате длительное время указанные регионы в экономическом отноше­нии были

в значительной степени оторваны от стран АТР, от сво­их ближайших соседей. За

последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР

дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении

от­стающего.

Итак, не взирая на громкое название – “форпост социализма на Берегах Тихого

океана” Дальний Восток в составе СССР играл роль сырьевого придатка и

средства решения военно-политических задач. Несмотря на декларированную

закономерность социалистического способа производства – «подтягивание

отстающих территориальных звеньев», в советский период этот регион посоянно

отставал по уровню экономического роста от своих соседей – Западной и

Восточной Сибири

Сейчас ситуация на Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-

эпергетическсом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия

Приморского края задолжали энергетикам более 180 Млрд. руб., что приводит к

остановке большинства производств и их финансовому параличу. Останавливаться

вынуж­дены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток).

Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за

энергоресурсы. Так, нефтепро­дукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в

портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива,

оплаченного Камчаткой. Подобные исто­рии в регионе не редкость. Так, уголь на

Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с топливом конфискует

Хабаровский Край.

Среди традиционных отраслей специализации- рыбная промышленность. Дальний

Восток с его 5% российского населения производит более 50% рыбной продукции

страны. Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до 75% общего

улова рыбы и морепродуктов, они владеют 90% основных производственных фондов

отрасли. Однако состояние флота таково, что 64% добывающих, 95%

перерабатывающих и 56% транспорт­ных судов должны быть уже списаны. Отрасль

близка к катастрофе.

Внешняя торговля

Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза составлял

4,4% , но по отдельным товарным позициям был много больше, это относится к

экспорту круглого леса (40%), рыбы (26%), рыбных консервов (22%), цемента

(более 10%). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6%

своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель

составляет 7,2%.

Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах Дальнего Востока

подтвердили рост экспортной активности. В значительной степени этому

способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции (основного

экспортного товара), усиление экспортной направленности горно-рудной, лесной,

нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Объем дальневосточного

экспорта составил около 950 млн. американских долларов, что на 21 процент

больше, чем за соответствующий период прошлого года. Первое место в экспорте

устойчиво занимает Приморский край (268.4 млн.долл., рост на 20%), второе -

Хабаровский край (220.7 млн.долл.рост на 25%).

[5]

В настоящее время основным внешнеэкономическим партне­ром на Дальнем Востоке

является Япо­ния. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений

компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ре­сурсов, развитию

лесоперерабатывающих производств, производ­ству целлюлозы и бумаги, развитию

угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового

хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный

оборот всех этих природных ресурсов, удалось со­здать новые экспортные базы в

этом удаленном от основных раз­витых районов и центров регионе, усилить его

транспортную осна­щенность. При помощи японских кредитов, например, освоены

угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ

— Тында — Беркакит, в порту Ванино соору­жены специальные причалы по

перегрузке угля, леса, контейне­ров. В погашение предоставленных кредитов

Япония получает лес, технологическую щепу, якутские угли. Рассматриваются

вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием

иностранных фирм. Одна из таких японских фирм "Содэко" в соот­ветствии с

соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые

работы на нефть и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое обоснование

разработки неко­торых разведанных месторождений этой фирмой в настоящее

вре­мя прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей

острова и всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других

ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного

месторождения Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском крае, содержащего золото,

серебро, марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными

российскими и иностранными долями в уставном капитале. В тендере на право

освоения Хаканджинского золоторудного месторождения, несом­ненно, примут

участие японские фирмы.

По многим направлениям ширятся внешнеэкономические свя­зи Дальнего Востока с

Китаем. Интенсивно растет пригранич­ная торговля, совершаются сделки и

соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так,

на­пример, в товарообороте Приморского края доля КНР состав­ляет почти 60 %.

В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100 млн.долл., импорт — более 300

млн. Приморье вывозит в Китай минеральные удобрения, рыбопродукты,

лесоматериалы и т.д., взамен получает товары народного потребления и

продовольствие. Достигнуто соглашение между властями китайской провинции

Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыб­ных запасов

пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее время в Китае проявляется

известный интерес к российским месторожде­ниям железной руды. Это объясняется

не только тем, что россий­ская руда по качеству вдвое превосходит китайскую,

но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не

мо­гут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэто­му весьма

вероятно участие китайского капитала в разработке мес­торождений железной

руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским

центрам производства чугу­на и стали ближе, чем месторождения сырья в

Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России

является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важ­нейшим

фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию региона в целом. За

счет внешнеэкономической деятель­ности удается в значительной степени

компенсировать отрица­тельные последствия отдаленности от основных

промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места,

рас­ширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и

бесперебойно снабжать население продуктами пита­ния.

Перспективы развития внешнеэкономических отношений

ПРИ РАЗРАБОТКЕ внешнеэкономической политики России на ближайшую перспективу

важное внимание следует уделять раз­витию торгово-экономических связей со

странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия, большая часть

террито­рии которой обращена к Азии, с большой заинтересованностью отмечает,

что накануне XXI века Азиатско-Тихоокеанский регион ' становится одним из

важных мировых центров роста, междуна­родным торговым и финансовым центром.

ЗНАЧИМОСТЬ для России стран этого региона определяется ря­дом факторов:

1. Становление АТР в качестве наиболее динамично разви­вающегося центра роста

мировой экономики обуславливает необ­ходимость расширения российского

присутствия в этом регионе.

2. Сложившаяся исторически ориентация российской эконо­мики на Запад, с

которой связывают возможности получения кредитов, опыта управления, новых

технологий и оборудования, а также сбыта энергоносителей и сырья, отнюдь не

исключает возможностей экономической активизации России на восточном

направлении.

В АТР мы имеем дело с начальной фазой интеграционных процессов государств,

находящихся на разных этапах экономиче­ского развития, что создает в

известном смысле более благопри­ятные условия для интеграции России в

экономику региона. К тому же продуманная стратегия внешнеэкономической

деятель­ности на Востоке могла бы позволить России получить опреде­ленные

преимущества в отношениях с Западом.

3. Расширение взаимовыгодного экономического сотрудни­чества со странами АТР

могло бы способствовать выравниванию уровней социально-экономического

развития регионов России, а также ослаблению центробежных тенденций в Сибири

и на Даль­нем Востоке. В этом плане взвешенные общегосударственные ориентиры

призвана наметить разрабатываемая в настоящее вре­мя Федеральная программа

долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом необходимости закрепления

населения, струк­турной перестройки экономики и вовлечения региона в мировое

хозяйство, в том числе через расширение сотрудничества со стра­нами АТР.

4. Экономическое сотрудничество со странами АТР открывает возможности для

облагораживания структуры российского экс­порта. Структурная перестройка

промышленности большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства,

расширение и совершенствование систем связи и транспорта, осуществление

крупных инвестиционных программ предопределяют увеличение спроса на машины,

оборудование и технологии, причем не только ультрасовременные. Улучшение

экономической ситуации в боль­шинстве стран АТР вызвало рост внутреннего

потребления, а следовательно, расширение потенциальных рынков для россий­ских

товаров.

5. Наблюдающиеся в регионе в последние годы процессы ли­берализации торговли,

не говоря уже о реализации принятых деклараций и соглашений, создают более

благоприятные условия для российских экспортеров машинотехнической продукции,

проката, химических товаров, нефтепродуктов. Растущий интерес странами

региона проявляется и к закупкам российской военно-технической продукции.

6. Расширение участия России в перспективных многосторон­них экономических

проектах в регионе может позволить более успешно решать и проблемы

национальной экономики.

7. Прямые торгово-экономические связи со странами АТР позволят в значительной

степени повысить эффективность россий­ского импорта. Качество азиатских

товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по

сравнению с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, что многие азиат­ские

страны обладают собственными или адаптированными за­падными технологиями,

соответствующими мировым стандартам. Такие технологии могли бы быть с успехом

использованы в России.

НАИБОЛЕЕ перспективным российским регионом в деле разви­тия сотрудничества со

странами АТР является огромный по пло­щади, богатый ресурсами Дальний Восток,

который является гео­графическим продолжением динамично развивающегося

"тихо­океанского кольца", естественным выходом России в АТР.

[6]

Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно

способствовать созданию эффективной, высокотех­нологичной и мобильной

экономики, в первую очередь на россий­ском Дальнем Востоке, с использованием

преимуществ террито­риального и мирового разделения труда. В настоящее время

в российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеют

топливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машин и

оборудования в последние годы прихо­дилось менее 10 процентов. Та же

тенденция в развитии и ис­пользовании экспортного потенциала присуща и

регионам Даль­него Востока.

Необходимо отметить, что наши партнеры из АТР в настоящее время проявляют

заинтересованность прежде всего в создании совместных предприятий в области

разработок топливно-энер­гетических и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ

инвесто­ров к нашим природным ресурсам должен обеспечиваться на приоритетной

основе тем из них, которые ввозят капитал и тех­нологию не только для

расширения мощностей добывающих от­раслей, но и для глубокой комплексной

переработки.

Проекты международного экономического сотрудничества со странами АТР в

зависимости от масштабности и значимости для экономики можно условно

разделить на:

— наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые про­екты, такие, как

проект освоения Сахалинского шельфа, строи­тельство автодорожного моста через

Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка", "Благовещенск-

на-Амуре";

— крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требует

привлечения значительных зарубежных инве­стиций, а также помощи государства в

предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовых

организа­ций:

— инвестиционные проекты регионального значения, требую­щие поддержки со

стороны местных администраций.

Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наи­более крупным

проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в

эксплуатацию новых месторожде­ний предполагается довести к 2005 году объем

добычи нефти до 20 млн.т, газа — до 18,9 млрд.куб.м. Реализация проекта

связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает ши­рокий

комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что

потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных

ресурсов и т.д. не только за­рубежных, но и российских, прежде всего

дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность

со­трудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного

проекта продукцией машиностроения, что позволит ожи­вить машиностроительную

базу края, находящуюся в крити­ческом состоянии из-за потери рынков сбыта

внутри страны.

Для преодоления упомянутых выше негативных явлений и проблем на среднесрочную

перспективу необходимо решение сле­дующих основных задач:

— принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем — к расши­рению экспорта

традиционных товаров;

— привлечение необходимых иностранных кредитных ресур­сов в целях решения

острых социально-экономических проблем региона, реализации эффективных

проектов инвестиционного сотрудничества;

— диверсификация экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных

производств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонных

предприятий;

— развитие рыночных принципов осуществления хозяйствен­ных взаимоотношений во

внешнеэкономической области в целях ослабления монополизма отечественных

производителей, содей­ствие переходу к экономике открытого типа, постепенное

и обос­нованное сближение структуры внутренних и мировых цен, под­держка

экспорта и расширение рынков сбыта российской продук­ции, изменение структуры

внешней торговли и повышение ее эффективности;

— повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции

более высокой степени переработки при усло­вии совершенствования ее

технологии.

В числе возможных приоритетных направлений сотрудни­чества и торговых обменов

со странами АТР можно отметить космическую, авиационную, судостроительную

промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана и экологию,

новые технологии и материалы, сотрудничество в создании тран­спортных средств

нового типа, электроэнергетику, электронику, военно-техническое

сотрудничество.

Интеграция России в систему экономических отношений с АТР потребует

известного времени и решения многих политиче­ских и экономических проблем,

внедрения в практику торговли и взаимоотношений с другими государствами норм

и правил, при­нятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего

законода­тельства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и

требованиям многосторонних договоров и соглашений.

Заключение

В условиях перехода к открытой экономике полномочия регионов во

внешнеэкономической сфере существенно расширяются. Сейчас внешнеторговая

деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от

эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей.

Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно

занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают

свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают

экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка,

отсутствие последовательной государственной экспортной политики,

непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и

динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли

топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли

изделий машиностроения а следовательно возрастания роли сырьевых регионов во

внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на

производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение

таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным

партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в

импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы

определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических

связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса

природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и

импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным

тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики

страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с

внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической

ситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономических

связей России.

Список использованной литературы

1. И.Бусыгина Российский Дальний Восток. // Мировая экономика и международные

отношения.-1995.-№5.

2. В.Шлямин Заботы российского Северо-Запада. // Международная жизнь.-1996.-№3

3. Расположение производительных сил. -М.: «Экономика» 1994

4. С. А. Ситарян. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во

внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования. -1996. -№6.

5. О. Давыдов. Емкий российский рынок перспективен для

Норвегии.//Международная жизнь. -1997 -№4

6. А. Грандберг. Экономическая интернационализация Северного морского

пути.//Международная жизнь 1997 №7

[1] Расположение производительных сил. -М. -1994 -«Экономика»

[2] Международная жизнь №8 1997

[3] Международная жизнь №4 1997

[4] Международная жизнь №3 1996

[5] Мировая экономика и международные отношения №7 1995

[6] Проблемы прогнозирования №6 1996

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011