Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Статья: КОДЕКС

Таможенно-правовые нормы, понятие и виды.

Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с

этим целесообразно будет воспроиз­вести прежде всего общее определение

правовой нормы.

В общем виде правовая норма — это юридическое пра­вило, санкционированное и

закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных

законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий­ской

Федерации, актах министерств, государственных коми­тетов и других

государственных органов. В административ­но-правовой литературе норма

административного права оп­ределяется следующим образом.

Норма административного права есть установленное или санкционированное

государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере

государственного управле­ния и реализация которого, как и норм других

отраслей пра­ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой

государства.

Это установленные или санкционированные государст­вом правила, регулирующие

отношения в сфере государст­венного и муниципального управления, реализация

которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж­дением.

Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого

государством правила поведения, целью которого является регулирование

общественных от­ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере

необходимости) в сфере функционирования меха­низма исполнительной власти или

(в широком смысле) госу­дарственного управления.

Норма административного права выражает сущность регулируемого ею

общественного отношения, является кир­пичиком конкретного административно-

правового норматив­ного акта.

Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике

административно-правовой нормы открыва­ет путь к разномерной и многоплановой

характеристике та­моженно-правовой нормы.

Нормы административного права при их классификации делятся на нормы

материального и нормы процессуального административного права. Такая

классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое

де­ление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и

нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст.

8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осу­ществляют

таможенные органы Российской Федерации, яв­ляющиеся правоохранительными

органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный

таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления

Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты

Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможен­ного

права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по

делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения, а также

другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила,

содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним,

помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и

другие статьи разд. Х ТК.

Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей

права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как

структура админи­стративно-правовых норм; действие правовых норм во вре­мени,

действие их в пространстве и по кругу лиц.

Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции

и санкции. То же самое можно ска­зать о таможенно-правовой норме.

Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых

надо или можно действовать опреде­ленным образом.

Диспозиция определяет само правило поведения, пред­писываемое,

дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции нормы указываются неблагоприятные послед­ствия, угрожающие

нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях

санкциями яв­ляются меры административной и дисциплинарной ответст­венности, а

также меры пресечения.

Пределы действия указанных правовых норм во вре­мени определяются общими

правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными

актами Правительства Российской Федерации.

Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением

органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать,

скажем, тамо­женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио­нальным

таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого

характера.

Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-

правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и

неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи­кой.

Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма­териальные таможенно-

правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.

Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами

устанавливаются юридически обя­зательные правила, которые Действуют в

соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможен­ного дела. В

самом общем виде таможенно-правовые нор­мы регулируют отношения в области

перемещения това­ров и транспортных средств; таможенных режимов; тамо­женных

платежей; таможенного оформления; таможенно­го контроля; таможенной статистики

и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически

обязатель­ное правило, установленное и санкционированное госу­дарством в

соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо

его часть) в сфе­ре таможенного дела и неисполнение (нарушение) кото­рого

влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в

Конституции Российской Фе­дерации, в федеральных законах, в актах ГТК России

и дру­гих центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74

Конституции предусмотрено:

"1. На территории Российской Федерации не допускает­ся установление

таможенных границ, пошлин, сборов и ка­ких-либо иных препятствий для

свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво­диться в соответствии с

федеральным законом, если это не­обходимо для обеспечения безопасности,

защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

В юридической литературе встречается довольно услов­ное деление таможенно-

правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы в таможенном праве уста­навливают права субъектов

на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и

ликвида­ция таможенных управлений и таможен осуществляется Го­сударственным

таможенным комитетом Российской Феде­рации" (ст. 8 ТК).

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать

определенные действия определенного содержа­ния. Пример — ст. 55 ТК "Требования

к владельцу магазина беспошлинной торговли":

"Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность

изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин

беспошлинной торговли и реализуемых им;

соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и

выполнять требования таможен­ных органов Российской Федерации;

вести учет поступающих и реализуемых товаров и пред­ставлять таможенным

органам Российской Федерации от­четность об этих товарах в порядке,

определяемом Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации".

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъ­екта воздерживаться от

совершения действий определенно­го характера. Например, ст. 167 ТК

предусматривает:

"Полученная от отправителя товаров и документов на них информация,

составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а

также конфиденци­альная информация не должна разглашаться, использовать­ся

таможенным перевозчиком, и его работниками в собствен­ных целях, передаваться

третьим лицам, а также государст­венным органам (кроме таможенных органов

Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных

за­конодательными актами Российской Федерации".

Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций

и предприятий в сфере таможенного дела

Важное место среди субъектов таможенного права за­нимают государственные

служащие, работающие как непо­средственно в таможенных органах, так и во

входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на

предприятиях и в организациях.

Вначале хотелось бы высказать некоторые общие сооб­ражения относительно

современного понимания характера и содержания государственной службы. Это

необходимо для выявления основных черт и определения специфики служ­бы в

таможенных органах, учреждениях и организациях.

Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления,

непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и

к государ­ственному механизму. Без персонала он представлял бы со­бой

безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение

в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.

Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и

организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как

существенно отличающие­ся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от

трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть осно­вания

понимать таможенную службу как определенную сово­купность таможенных органов,

учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных

органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах.

В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе

государственных служащих в таможенных орга­нах и учреждениях, о порядке

приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов,

связанных со службой в них.

В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет

единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например, Б.М.

Лазарев по­лагает: "Государственная служба — это прежде всего служение

государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него

деятельности по реализации задач и функций государства в государственных

органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных

учреждениях, на го­сударственных предприятиях (в их администрации)". Это

оп­ределение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые

структуры — это не государственные органы, не органы исполнительной власти?

Каков круг работников, вхо­дящих в администрацию предприятий? Ответы на эти

вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания

государственной таможенной службы. То, что служба в таможенных органах

(являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений,

предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему

характеру также государственными), представляет собой разновидность

российской государственной службы, не вызывает сомнений.

Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих

таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это

государственная таможенная служба. Государственная служба в таможенных

органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами,

закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип:

"Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной служ­бе",

а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная госу­дарственная служба

находится в ведении Российской Феде­рации. Более развернуто принципы

государственной служ­бы сформулированы в других правовых актах. В научной и

учебной юридической литературе вопросу о принципах госу­дарственной службы

уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных

принципов госу­дарственной службы относятся демократизм, профессиона­лизм,

социально-правовая защита служащих.

Названное можно считать и основными принципами го­сударственной таможенной

службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и

подотчетности служащих.

Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется,

В частности, в сменяемости тамо­женных служащих. Сменяемость кадров в

таможенных ор­ганах и учреждениях обеспечивается в процессе их естест­венного

обновления, в частности, связанного с уходом работ­ников по достижении

соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с

назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также

в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и

гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены

частич­но в ТК и других правовых актах, в том числе в норматив­ных актах по

вопросам приема и прекращения службы в та­моженных органах, издаваемых ГТК

России.

0тветственность и подотчётность лиц, находящих­ся на службе в таможенных

органах и учреждениях, являет­ся важным принципом таможенной службы. Реализация

его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов

и их должностных лиц, характеризую­щегося, в частности, четко выраженной

вертикальной под­чиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием

юридически закрепленной подчиненности по горизонтали — органам представительной

и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, местного

самоуправления и мест­ной администрации.

Что касается ответственности рассматриваемой катего­рии служащих, то к ним

прямо относятся общедемократические требования и установки.

Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности

(дис­циплинарная, административная, уголовная, материальная) должностных лиц

таможенных органов.

Принцип профессионализма, компетентности является ве­дущим началом при

организации и функционировании госу­дарственной таможенной службы. Это не

только общедемокра­тическое условие формирования и деятельности корпуса

тамо­женных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без

выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в

таможенной сфере.

Остановимся вначале на самом понимании и содержа­нии принципа

профессионализма применительно к таможен­ной службе и к таможенным служащим.

Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно

подчерк­нуть обязательность как общей, так и специальной подготов­ки

служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь

это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений,

наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий,

региональных и иных служб и структур ГНИВЦ), без помо­щи которых деятельность

таможенных органов не может быть эффективной.

Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками

в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости

технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в

Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об

административно-правовых и административно-процессуальных аспектах

регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и

уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфе­ре

таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная де­ятельность), а также о

некоторых положениях других пра­вовых отраслей — финансового, трудового,

налогового, бан­ковского права; валютного законодательства; международно-

правовых договоров, соглашений и норм в области сотруд­ничества государств в

сфере таможенного дела.

Словом, требования, предъявляемые к таможенным слу­жащим, достаточно высоки,

что объясняется необходимос­тью обеспечить подлинные профессионализм и

компетентность данной категории государственных служащих.

Некоторые аспекты принципа профессионализма закреп­лены в ТК. Так, в ст. 420

ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов,

предусмот­рена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам,

уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9

ТК говорится: "В целях ...подготовки кадров и повышения их квалификации в

систе­ме Государственного таможенного комитета ...действуют ...учебные

заведения профессионального и дополнительного образования".

Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной

деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158,

чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве тамо­женного

брокера, предприятие, обладающее правом юриди­ческого лица, должно иметь в

штате специалиста по тамо­женному оформлению, получившего квалификационный

ат­тестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161

ТК, в которой помимо других предпи­саний содержится следующее положение: "В

случае суще­ственного изменения правового регулирования таможенного дела

специалист по таможенному оформлению должен в ме­сячный срок подтвердить

соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам". Требования

професси­онализма и компетентности служащих зафиксированы в боль­шинстве

разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвя­щенных вопросам производства

и рассмотрения дел о нару­шениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др.

Принцип социальной защищенности таможенных слу­жащих в той или иной мере

отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в

частности в указах Президента и постановлениях Правительства Россий­ской

Федерации. Непосредственно проблемам социальной за­щищенности посвящена гл. 62

ТК "Оплата труда, матери­ально-бытовое обеспечение и социальная защита

должност­ных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением

характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось,

перестройка таможен­ной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в

по­стоянной материально-технической, финансовой и социаль­ной поддержке со

стороны государства. Без этого таможен­ные органы будут просто не в состоянии

решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер

усложняется.

Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них

должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих,

постоль­ку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и

материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность

функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности.

Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предпи­саний в области

обеспечения социальной защиты должност­ных лиц таможенных органов имеет в

определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует

сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.

Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса

должностных лиц таможенных органов. На­пример, в ст. 428 ТК говорится, что

государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-

бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в

целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими

лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридичес­ки закреплены:

обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные

оплачиваемые отпуска; обеспе­чение их жилой площадью, телефоном; пенсионное

обеспе­чение данных лиц и их семей; положение о том, что обложе­ние налогом

доходов, полученных должностными лицами та­моженных органов в связи с

выполнением служебных обя­занностей, осуществляется применительно к условиям

и по­рядку, установленным законодательством Российской Феде­рации для

военнослужащих.

Перечисленные и иные правовые нормы, в которых во­площен принцип социальной

защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных

органов, до­полняются, развиваются и конкретизируются в указах Пре­зидента и

постановлениях Правительства, в нормативных ак­тах ГТК, например в Указе

Президента Российской Федера­ции "О неотложных мерах по организации

таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г., в

поста­новлении Правительства Российской Федерации "О неотлож­ных мерах по

усилению таможенного контроля на государственной границе Российской

Федерации" от 24 мая 1993 г.

Более подробно о реализации рассмотренных принци­пов государственной

таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных

служащих.

Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа,

учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание

терминов "служащий" и "должность".

Должность — это элемент любой управленческой струк­туры, в том числе

таможенных органов и учреждений. Приве­дем определение этого понятия, данное

В. М. Манохиным: "Го­сударственно-служебная должность — это часть

организаци­онной структуры государственного органа (организации),

обо­собленная и закрепленная в официальных документах (шта­тах, схемах

должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана

(организации), предоставленной лицу — государственному служащему в целях ее

практичес­кого осуществления." Требуется, правда, уточнение: должнос­ти

существуют не только в государственных органах и органи­зациях, но и в

общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих

предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь

теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях.

Интерес­ное определение должности принадлежит ДЛ. Бахраху: "Долж­ность есть

юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные

лица, реализующие должност­ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет".

Термин "служащий" также требует некоторых поясне­ний. В самом широком смысле

слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную

должность в государственной организации или общественном объеди­нении,

коммерческом или Частном предприятии и т. р.." Госу­дарственный

таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и,

во-вторых, государственно­го служащего, имеющий некоторые особенности.

Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранитель­ных, надо

подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к

тем, которые применяют­ся, например, в органах внутренних дел, налоговой

полиции, а также пограничной службы.

Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях

таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском

и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных

и ряда других отраслей, особенностя­ми их характера, организации руководства

и управления ими.

Государственный таможенный служащий — лицо, за­нимающее за вознаграждение

должность в таможенных органах, учреждениях и организациях, участвующее в

осу­ществлении таможенного дела и обладающее определен­ным объемом (кругом)

прав и обязанностей.

Рассмотрим подробнее вопрос о классификации тамо­женных служащих. В

литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно,

различ­ные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация

служащих в зависимости от видов государ­ственной деятельности; от характера

труда (т. е. по стар­шинству должностей); от юридических свойств должностей (т.

е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена

следующая классификация государ­ственных таможенных служащих. Отметим еще раз,

что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах,

являющихся одним из видов органов исполнитель­ной власти, а также в

государственных таможенных учреж­дениях, предприятиях и организациях.

По характеру труда (старшинству должностей) таможен­ные служащие могут быть

подразделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены

Коллегии ГТК; начальники региональ­ных таможенных управлений и таможен,

таможенных по­стов; начальники управлений, отделов, других структурных

подразделений таможенных органов, их заместители; дирек­тора (начальники)

таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и

научно-исследовательских учреждений. руководители таможенных органов и

учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих за­дач

возглавляемого органа, предприятия, учреждения, орга­низации, структурного

подразделения; в направлении и ко­ординации их деятельности, подборе и

расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением.

Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат

сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с

распределением обязаннос­тей. В зависимости от уровня и места

соответствующего ор­гана в системе таможенных органов такой штат может

со­стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на­звать аппаратом

при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят

его советники, рефе­ренты и другие категории служащих.

К числу специалистов относятся служащие таможен­ных органов и

учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное

образование, ко­торые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых

навыков, но не являются руководителями. Спе­циалистами являются инспектора,

экономисты и юрискон­сульты, референты, бухгалтеры различных категорий,

това­роведы, инженеры, программисты, эксперты.

Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную

деятельность: секретари, машинистки, де­лопроизводители, кассиры и другие

служащие, занятые под­готовкой и оформлением документов, хозяйственным

обслу­живанием, организационно-технической стороной учета и кон­троля, ведением

делопроизводства.

Нужно отметить, что деление служащих на руководите­лей, специалистов

(именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело

юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ

СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату­ры должностей

служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки

должностных характерис­тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и

схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номен­клатурой должностей

деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для

рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу­жащих, в

частности, в учебниках по административному пра­ву. Такой подход,

апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных

служащих.

Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них

полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев

классификации служащих. Та­моженные служащие в соответствии с этим критерием

могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих.

Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та­моженных органов с учетом

того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица

таможенных ор­ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты.

Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законо­дательстве и в

юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное,

что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой

категории служащих (и не только государственных) совершать юридически

значимые действуя.

В этом смысле удачным можно признать следующее оп­ределение: "Должностными

лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические

дейст­вия". Такие юридические действия влекут определенные юридические

последствия, и серьезное отличие должност­ных лиц от других категорий

служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации

внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол­номочия, а

вторые — нет.

По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля­ются те государственные

служащие, которые обладают рас­порядительными полномочиями: имеют подчиненных

им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, оп­ределяющие

поведение других людей, или акты администра­тивного распоряжения

материальными и денежными ресур­сами, либо осуществляют контроль. Это

определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем

ха­рактеристики должностного лица более подробно раскрыва­ют его понятие.

Разновидностью должностных лиц являются представи­тели власти. В

законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного

Суда СССР в постановле­нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия.

К представителям власти были отнесены работники государ­ственных органов и

учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять

требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами

или предприятиями, учреждениями, организа­циями независимо от их

ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты,

председатели, их замес­тители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры,

сле­дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и

контролеры и др.).

В литературе в качестве основного признака представи­телей власти выделяется

следующее положение: эти госу­дарственные служащие имеют право предъявлять

государ­ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени

государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в

их подчинении. Б.М. Лаза­рев также отмечает: "...представители власти

облечены го­сударственно-властными полномочиями по отношению к ли­цам, не

находящимся у них в служебном подчинении."

На основе высказанных выше общих соображений отно­сительно характера и

особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих

перейдем к ха­рактеристике специфики правового положения должностных лиц

таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо

подчеркнуть, что серьезный отпе­чаток на организацию и прохождение службы в

таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает

пра­воохранительный характер этих органов.

Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их

должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным

лицам таможен­ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука­занных

органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные

граждане и лица без гражданст­ва), способные по своим деловым и моральным

качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен­ные органы

задачи. Граждане, не соответствующие этим тре­бованиям, не должны приниматься в

таможенные органы и проходить в них службу.

Деловые качества предполагают профессионализм и ком­петентность в сфере

прежде всего таможенного дела, деталь­ное знание лицом особенностей его

участков, на которых не­посредственно придется работать должностному лицу

тамо­женного органа, и смежных участков, а также организацион­ные способности

и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К

деловым качест­вам следует отнести также наличие практического опыта работы,

способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны

изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых

качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и

рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных

сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач.

Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая

сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и

оши­бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите­ту таможенных

органов и государственным интересам.

Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных

на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое

и свое­временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также

юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе

осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и

обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это

только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам

таможенных органов.

Важным правовым требованием является принятие долж­ностным лицом присяги.

Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий

должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно

соблюдать Конституцию и законодательство Российской Фе­дерации, защищать ее

экономический суверенитет и безопас­ность, добросовестно выполнять свои

служебные обязаннос­ти и подчиняться требованиям дисциплины таможенной

служ­бы". Церемония принятия присяги утверждается ГТК.

Уровень образования является необходимым условием принятия на работу

гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего

успешного вы­полнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия

общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и

функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с

ус­ложнением таких задач в сфере таможенного дела повыша­ется роль

экономической и правовой подготовки преобла­дающей части должностных лиц.

Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои

функ­ции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий

должностных лиц таможенных органов — от ру­ководителей ГТК и его основных

ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных

та­моженных управлений, таможен, их структурных подраз­делений и таможенных

постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и

повышения уров­ня образования для такой категории таможенных служа­щих, как

специалисты — экономисты, юрисконсульты, то­вароведы, бухгалтеры, инженеры,

эксперты, специалисты по таможенному оформлению.

В целях повышения квалификации и организации пере­подготовки таможенных

кадров в таможенной системе Рос­сийской Федерации создана постоянно

действующая на раз­ных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных

реги­онах, на уровне таможен — система обучения и переподго­товки кадров. В

нее входят Институт повышения квалифи­кации и переподготовки работников

таможенных учрежде­ний ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы

обу­чения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития

таможенного дела предстоит большая ор­ганизационная и методическая работа,

которая призвана су­щественно помочь делу образования и переподготовки

тамо­женных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших

учебных заведения, которые занимались бы подготовкой квалифицированных

таможенных кадров с выс­шим образованием, а также разветвленную сеть средних

спе­циальных таможенных школ, училищ, колледжей, которые готовили бы кадры

для непосредственной работы в тамож­нях и таможенных постах.

Статьей 420 ТК предусмотрено, что должностные лица та­моженных органов должны

быть способны по состоянию здоро­вья выполнять возложенные на эти органы

задачи. Это условие относится ко всем категориям должностных лиц. Но особенно

важно его соблюдение теми из них, кто непосредственно осу­ществляет

таможенное дело, находится на оперативной рабо­те, связанной с перемещением

товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и таможенным

контролем, прове­дением дознания и оперативно-розыскной деятельности,

про­изводством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в сфере

деятельности, связанной с таможенными правонару­шениями (уголовными,

административными и др.), фактор креп­кого здоровья должностных лиц, которые

участвуют в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое

усло­вие наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности

применять специальные средства и огнестрель­ное оружие. В гл. 61 ТК подробно

регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных

средств и огнестрельного оружия. Более конкретно эти вопросы будут

рассмотрены несколько ниже.

Рассмотрим другие общие вопросы статуса должност­ных лиц таможенных органов.

Прежде всего отметим: ТК предусматривает общие правила приема граждан России на

работу в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов на

контрактной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются

специальные звания. Эти звания и порядок их присвоения устанавливаются

Прези­дентом Российской Федерации. Присвоение специальных персональных званий

служит одной из форм аттестации должностных лиц таможенных органов. Указом

Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. утверждено Положение о

порядке присвоения персональных званий долж­ностным лицам таможенных органов и

организаций тамо­женной службы Российской Федерации. На основании на­званного

Положения должностным лицам таможенных орга­нов и организаций присваиваются

персональные звания, со­ответствующие должностям:

а) в ГТК — действительный государственный советник таможенной службы —

Председатель ГТК; государственный советник таможенной службы I ранга —

заместители Пред­седателя ГТК; государственный советник таможенной служ­бы II

ранга — начальники управлений; государственный со­ветник таможенной службы

III ранга — заместители началь­ников управлений, начальники самостоятельных

отделов советник таможенной службы I, II рангов — начальники от­делов

управлений, их заместители, заместители начальни­ков самостоятельных отделов,

экономические советники и помощники Председателя ГТК, главные специалисты по

ос­новной деятельности, начальники секторов, консультанты' советник

таможенной службы II, III рангов — ведущие спе­циалисты по основной

деятельности; советник таможен­ной службы III ранга, инспектор таможенной

службы I, II рангов — специалисты I, II категорий, специалисты по основной

деятельности;

б) в региональных таможенных управлениях, а также в таможенных учреждениях,

подведомственных ГТК России (ГНИВЦ, таможенных лабораториях и специальных

высших и средних учебных заведениях): государственный советник таможенной

службы II, III рангов — начальники региональных таможенных управлений;

государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной

службы I ранга — ректоры вузов, директор ГНИВЦ, начальник ЦТЛ заместители

начальников региональных таможенных управлений; советник таможенной службы I,

II рангов — проректоры вузов, директора средних специальных учебных

заведений, заместители директора ГНИВЦ, заместители начальника ЦТЛ,

начальники отделов (секторов) региональных таможенных управлений, начальники

таможенных лаборато­рий, ученые секретари; советник таможенной службы II, III

рангов — заместители директоров средних специальных учеб­ных заведений,

заместители директоров филиалов вузов и средних специальных учебных

заведений, деканы, заведую­щие кафедрами, заведующие лабораториями,

начальники отделов и их заместители, заместители начальников тамо­женных

лабораторий, главные специалисты, главные науч­ные сотрудники, профессора;

советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II

рангов — заместители деканов, директора зональных курсов, доцен­ты, ведущие

специалисты, ведущие научные сотрудники, специалисты I категории, старшие

инспектора; инспектор та­моженной службы I, II, III рангов — старшие

преподава­тели, преподаватели, старшие научные сотрудники, старшие эксперты,

старшие методисты, специалисты II категории, инспектора, научные сотрудники,

младшие научные сотруд­ники, методисты I, II категорий, диспетчеры учебных

отде­лов, другие специалисты;

в) в таможнях: государственный советник таможенной службы II, III рангов,

советник таможенной службы I ран­га — начальники таможен; государственный

советник та­моженной службы III ранга, советник таможенной службы I, II, III

рангов — заместители начальников таможен; совет­ник таможенной службы I, II,

III рангов, инспектор тамо­женной службы I ранга — начальники таможенных

постов, начальники отделов таможен и таможенных постов, их замес­тители,

главные специалисты; советник таможенной службы III ранга, инспектор

таможенной службы I, II рангов — стар­шие инспектора, специалисты I

категории; инспектор тамо­женной службы I, II, III рангов — инспектора,

специалисты II категории, другие специалисты.

Персональные звания должностным лицам таможенных органов Российской Федерации

присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой

должности, образования и стажа работы в этих органах. Причем соот­ветствующие

новой должности знания присваиваются, как правило, по нижнему пределу.

Персональные звания действительного государственного советника таможенной

службы присваиваются Президен­том Российской Федерации, а государственного

советника I, II, III рангов — Правительством по представлению Предсе­дателя

ГТК. Другие персональные звания присваиваются Председателем ГТК.

Присвоение персональных званий должностным лицам таможенных органов

осуществляется в последовательном порядке по истечении установленного срока

выслуги в со­ответствии с занимаемой должностью и при наличии поло­жительной

аттестации. Установлены следующие сроки вы­слуги в персональном звании:

инспектор таможенной служ­бы III ранга — 2 года; II ранга — 3 года; I ранга — 3

года; советник таможенной службы III ранга — 4 года; II ранга — 4 года. Сроки

выслуги в отношении персональных званий дей­ствительного государственного

советника, государственного советника таможенной службы I, II, III рангов,

советника та­моженной службы I ранга не устанавливаются.

Предусмотрено также присвоение персональных званий без соблюдения

последовательности. Это право предоставле­но Председателю ГТК, который имеет

право за особые отли­чия при выполнении служебного долга присваивать

очеред­ное персональное звание до истечения установленного срока выслуги или

обращаться в Правительство с предложениями о присвоении персональных знаний

государственного совет­ника таможенной службы I, II, III рангов, не

предусмотрен­ных по должности; при выдвижении на более высокую долж­ность

присваивать работнику таможенной службы персональ­ное звание без соблюдения

очередности, но не более чем на два звания выше того, в котором он состоял до

выдвижения. Лицам, перешедшим на работу в таможенные органы, а так­же в

организации, подведомственные ГТК, из рядов Воору­женных Сил,

правоохранительных органов, других органи­заций и учреждений, персональные

звания присваиваются с учетом ранее занимаемых ими должностей, имеющих

воин­ских званий или классных чинов.

Для должностных лиц таможенных органов устанавли­вается ношение форменной

одежды. Форма одежды опреде­ляется Правительством, а правила ее ношения —

ГТК. Фор­менная одежда выдается бесплатно.

К числу других общих вопросов статуса должностных лиц таможенных органов

следует отнести также предусмотренные ТК положения о приеме на работу на

контрактной основе, о присвоении специальных персональных званий и о ношении

форменной одежды, касающиеся руководителей и специалистов таможенных

лабораторий, лиц профессорско-преподава­тельского состава, руководителей и

специалистов научно-ис­следовательских учреждений и учебных заведений ГТК.

Аттестация должностных лиц таможенных органов яв­ляется одним из способов

оценки и выявления служебного соответствия таможенных кадров возрастающим

профессиональ­ным и морально-этическим требованиям. Условия и процедура

аттестации регулируются Положением о порядке аттестации должностных лиц

таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК от 16

марта 1992 г.

Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится в целях

совершенствования деятельности этих ор­ганов, улучшения подбора, расстановки

и воспитания кад­ров, оценки их работы, стимулирования повышения

квали­фикации и ответственности за охрану государственных ин­тересов России.

При аттестации оцениваются квалификация, компетент­ность, работоспособность,

добросовестность сотрудников, уро­вень их культуры, морально-нравственные

качества, способ­ность выполнять служебные обязанности в таможенной сис­теме.

По результатам этой оценки делаются выводы об их соответствии занимаемой

должности.

Аттестация проводится во всех таможенных органах, включая ГТК, РТУ, ГНИВЦ,

таможенные лаборатории, а так­же учебные заведения. Аттестация лиц

руководящего соста­ва номенклатуры ГТК проводится комиссией Комитета с

уче­том мнения таможенного органа.

Руководство аттестацией, контроль за организацией ра­боты по ее проведению в

таможенных органах осуществля­ются Управлением кадров и учебных заведений

ГТК.

Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится один раз в четыре

года вне зависимости от сроков присвоения персональных званий. Конкретные

сроки, а так­же график проведения аттестации утверждаются начальни­ком

соответствующего таможенного органа и доводятся до сведения аттестуемых

работников не менее чем за месяц до начала аттестации. В очередную аттестацию

не включаются должностные лица, проработавшие в занимаемой должности менее

одного года, молодые специалисты, беременные жен­щины. Женщины, находящиеся в

отпуске по уходу за ребен­ком, включаются в очередную аттестацию не ранее чем

че­рез год после выхода их на работу.

При выдвижении должностных лиц на более высокую должность, а также в случаях

снижения качества исполне­ния функциональных обязанностей или допущения

сущест­венных недостатков при их исполнении аттестация может быть проведена

досрочно.

Для проведения аттестации ГТК и другими таможенны­ми органами утверждаются

аттестационные комиссии в составе председателя, секретаря и членов комиссии

из числа наиболее опытных, авторитетных работников и представи­телей

профсоюзной организации.

Аттестационная комиссия является постоянно действу­ющим органом и строит свою

деятельность в соответствии с годовым планом, утверждаемым первым

заместителем или заместителем Председателя ГТК, начальником (заместите­лем

начальника) другого таможенного органа.

Аттестационная комиссия рассматривает также вопро­сы присвоения персональных

званий.

Аттестация должностных лиц руководящего состава, назначаемых на должности

приказами ГТК, проводится ко­миссией, возглавляемой первым заместителем

Председате­ля ГТК. Аттестация должностных лиц, назначаемых прика­зом других

таможенных органов, проводится комиссией, воз­главляемой начальником или

заместителем начальника со­ответствующего таможенного органа. Персональный

состав комиссии утверждается приказом начальника таможни.

Поведению аттестации предшествует необходимая под­готовительная работа. На

каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до

начала аттеста­ции представляется аттестационный лист, составной частью

которого является характеристика, подготовленная непосред­ственным

начальником аттестуемого. Характеристика долж­на содержать оценку

индивидуальных качеств работника. При последующих аттестациях в комиссию

представляется так­же аттестационный лист предыдущей аттестации.

Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до

аттестации, ознакомлен с представ­ленным на него аттестационным листом. В

случае несогла­сия аттестуемого с оценкой его деловых и моральных ка­честв им

могут быть представлены в комиссию мотивиро­ванные возражения.

Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения,

в котором работает аттестуе­мый, либо лица, его заменяющего. Аттестационная

комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе и рассмат­ривает

представленные документы. Обсуждение отношения к своим обязанностям и личных

качеств аттестуемого долж­но проходить в обстановке требовательности,

принципиаль­ности, объективности и доброжелательности. При неявке работника

на заседание аттестационной комиссии без ува­жительных причин комиссия может

провести аттестацию в его отсутствие. Факт неявки по неуважительной причине

сотрудника таможенного органа на заседание аттестацион­ной комиссии должен

быть подтвержден соответствующим документом.

На основе всестороннего объективного рассмотрения де­ловых и нравственных

качеств работника, его отношения к выполнению служебных обязанностей

аттестационная комис­сия дает одну из следующих оценок его деятельности: а)

заслуживает выдвижения на более высокую должность; б) соответствует

занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии

улуч­шения работы и выполнения рекомендаций комиссии с воз­можной повторной

аттестацией через шесть месяцев или год;

г) не соответствует занимаемой должности (с указанием оснований несоответствия).

Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации

о поощрении отдельных ра­ботников за достигнутые ими успехи, об изменении

долж­ностных окладов в пределах минимальных и максимальных размеров по

соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к

должностным окладам, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в

долж­ности, а также высказывать предложения по повышению деловой

квалификации, улучшению служебной деятельнос­ти аттестуемых лиц (с указанием

мотивов, по которым дают­ся соответствующими рекомендации и предложения).

Оценка деятельности работника и рекомендации комис­сии принимаются открытым

голосованием в отсутствие ат­тестуемого. Аттестация и голосование проводятся

при нали­чии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттес­тационной

комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов от числа

присутствующих членов ко­миссии. При равенстве количества голосов аттестуемый

ра­ботник признается соответствующим занимаемой должнос­ти. При аттестации

работника, являющегося членом аттес­тационной комиссии, аттестуемый в

голосовании не участву­ет. Результаты аттестации сообщаются работнику сразу

же после голосования.

Результаты аттестации (оценка и рекомендации) зано­сятся в аттестационный

лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем,

секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в

голосовании.

Аттестационный лист и другие документы на работни­ка, прошедшего аттестацию,

хранятся в его личном деле.

Результаты аттестации с выводами и предложениями сообщаются в ГТК в недельный

срок после проведения ат­тестации работников таможенного органа.

По итогам аттестации издается приказ по таможенному органу, в котором

отражается принятое соответствующим руководителем с учетом оценок и

рекомендаций аттестацион­ной комиссии и при соблюдении действующего

законодатель­ства решение о материальном или моральном поощрении от­дельных

работников за достигнутые ими успехи, применении должностных окладов в

пределах минимальных и максималь­ных размеров по соответствующей должности,

установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам,

на­правлении на повышение деловой квалификации, повышении или понижении в

должности, об освобождении от занимаемой должности работника, признанного не

соответствующим за­нимаемой должности по результатам аттестации, или

обра­щается внимание аттестованных лиц на имеющиеся недостатки в исполнении

ими служебных обязанностей.

Указанные решения принимаются в срок не более двух месяцев со дня аттестации

работника. По истечении указан­ного срока понижение должностного оклада,

уменьшение или отмена надбавок к нему, перевод на ниже оплачиваемую

долж­ность, освобождение работника от должности по результа­там данной

аттестации не допускается. Время болезни ра­ботника в двухмесячный срок не

засчитывается.

Освобождение от занимаемой должности работника, при­знанного по результатам

аттестации не соответствующим занимаемой должности, производится на

основании, предус­мотренном п. 2 ст. 33 КЗоТ РСФСР (обнаружившееся

несоот­ветствие работника занимаемой должности или выполняе­мой работе

вследствие недостаточной квалификации либо со­стояния здоровья,

препятствующих продолжению данной ра­боты). Трудовые споры, связанные с

освобождением от долж­ности работников, признанных по результатам аттестации

не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с

действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

По итогам аттестации кадров администрацией таможен­ного органа с участием

профсоюзной организации разрабатываются мероприятия по выполнению

рекомендаций, вы­сказанных в ходе ее проведения, по устранению имеющихся

недостатков в профессиональной подготовке сотрудников, воспитательной работе

в коллективе и обеспечивается контроль за их исполнением. Управление кадров и

учебных заседаний ГТК осуществляет постоянный контроль за выпол­нением

требований рассмотренного Положения о порядке аттестации должностных лиц

таможенных органов, прини­мает меры по совершенствованию проведения

аттестации, повышению квалификации кадров, улучшению их воспита­ния, обобщает

и распространяет положительный опыт этой работы;

ТК предусматривает гарантии надлежащего исполне­ния должностными лицами

таможенных органов своих слу­жебных обязанностей. Установлено, что

должностные лица указанных органов при исполнении служебных обязаннос­тей

являются представителями власти и находятся под за­щитой государства. Таким

образом, должностные лица вы­деляются среди других категорий таможенных

служащих. Их правовой статус отличается определенной спецификой: как

представители власти при исполнении служебных обя­занностей должностные лица

таможенных органов в рамках своей компетенции имеют право предъявлять

государствен­но-властные требования, давать предписания, указания от имени

государства и применять меры воздействия к орга­нам, организациям и лицам, не

находящимся в их подчине­нии. Согласно ст. 422 ТК "Обязательность для

исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного

органа Российской Федерации" законные распо­ряжения или требования (т. е.

находящиеся в пределах ком­петенции и соответствующие действующему таможенному

за­конодательству) должностного лица таможенного органа обя­зательны для

исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными

органами и их должност­ными лицами и иными работниками, а также физическими

лицами. Применительно к таможенному делу и таможенной службе категории

"должностное лицо" и "представители влас­ти" совпадают, что отчетливо видно из

содержания ч. 1 ст. 421 ТК. Например, начальник таможни является не только

долж­ностным лицом, но и представителем власти. Мнение, что пред­ставителями

власти могут быть не только должностные лица, но и другие категории

государственных служащих (например, специалисты различных категорий, эксперты),

в отноше­нии таможенной службы представляется весьма спорным.

Существенным моментом для характеристики статуса должностных лиц является то,

что они находятся под защи­той государства. Соответствующая принципиально

важная правовая норма содержится в самом ТК.

В соответствии с законом должностные лица таможен­ных органов при исполнении

возложенных на них обязан­ностей руководствуются только законодательством и

иными правовыми актами Российской Федерации и международ­ными договорами. Это

одно из проявлений принципа закон­ности применительно к правовому статусу

указанных долж­ностных лиц.

Должностные лица таможенных органов подчиняются только непосредственному и

прямым начальникам. Это озна­чает, что должностное лицо подчиняется, во-

первых, своему непосредственному начальнику и, во-вторых, вышестояще­му

прямому начальнику. Это положение, как и ранее приве­денные, должно

рассматриваться во взаимосвязи со следую­щими правовыми предписаниями,

содержащимися в ст. 421 ТК. Приведем и кратко проанализируем их. Незаконное

воздействие или вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность

таможенных органов и их должностных лиц с целью повлиять на принимаемое

таможенным органом или его должностным лицом решение либо на осуществление

этим должностным лицом действия не допускается и влечет ответ­ственность,

устанавливаемую ТК. Никто не имеет права по­нуждать должностное лицо

таможенного органа выполнять обязанности, не возложенные на таможенные органы

законо­дательством Российской Федерации. При получении приказа или указания,

явно противоречащих законодательству, долж­ностное лицо таможенного органа

обязано руководствоваться положениями законодательства.

Особенно актуально первое из приведенных положений. Не секрет, что

встречаются попытки со стороны органов ис­полнительной власти субъектов

Федерации вмешиваться в деятельность таможенных органов или воздействовать

раз­ными путями и способами на принятие решений их долж­ностными лицами. Эти

попытки незаконны: таможенные ор­ганы характеризуются строго вертикальной

подчиненностью; они не подчинены никаким органам исполнительной власти

субъектов Российской Федерации.

К сожалению, иногда имеют место факты незаконного воздействия со стороны

вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц на принятие решений

нижестоящими органами. Это наносит ущерб авторитету первых и серьезно

осложняет деятельность вторых.

Упомянем еще одно предписание, содержащееся в ТК и имеющее отношение к

статусу должностных лиц. Речь идет о том, что создание и деятельность

политических партий и других общественных объединений, преследующих

полити­ческие цели, не допускаются в таможенных органах. Долж­ностные лица

этих органов в своей служебной деятельности не связаны решениями политических

партий и других обще­ственных объединений, преследующих политические цели.

Законодательством установлены определенные ограни­чения, касающиеся занятия

должностных лиц таможенных органов некоторыми иными видами деятельности. Эти

лица не имеют права заниматься предпринимательской деятель­ностью, в том

числе через посредников; быть поверенными у третьих лиц по таможенным

вопросам; выполнять какую-либо оплачиваемую работу на условиях

совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой; выполнять

связанные с таможенным делом работы по договорам граж­данско-правового

характера; оказывать с использованием своего служебного положения какое бы то

ни было не пред­усмотренное законодательством Российской Федерации

со­действие лицам и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;

самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении

хозяйствующими субъектами; органи­зовывать забастовки и участвовать в их

проведении.

К числу гарантий надлежащего исполнения должност­ными лицами таможенных

органов своих служебных обя­занностей относится возможность применения ими

физичес­кой силы, специальных средств и огнестрельного оружия. ТК и иными

правовыми актами Российской Федерации предус­мотрены случаи и порядок, при

которых должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую

силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Статьями 422—423 ТК предусмотрено, что должностные лица таможенных органов не

несут ответственности за мораль­ный, физический и имущественный вред,

причиненный право­нарушителю применением в предусмотренных ТК случаях

фи­зической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если

причиненный вред соразмерен силе оказываемого проти­водействия. В указанных

статьях регламентируются усло­вия и правила применения должностными лицами

физичес­кой силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При их применении должностное лицо обязано: предупре­дить о намерении

применения, предоставив при этом достаточ­но времени для выполнения своих

требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении

физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает

непо­средственную опасность его жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие

последствия, а также при внезапном или воору­женном нападении, нападении с

использованием боевой техни­ки и транспортных средств или при иных

обстоятельствах, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является

не­уместным или невозможным; обеспечить лицам, получившим телесные

повреждения, предоставление до врачебной помощи и немедленно уведомить о

происшедшем начальника таможен­ного органа или лицо, его замещающее;

стремиться в зависи­мости от характера и степени опасности правонарушения и

лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодейст­вия к тому,

чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, обязаны

незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения

тяжких телесных повреждений.

Должностные лица таможенных органов обязаны прохо­дить специальную

подготовку, а также периодическую про­верку на пригодность к действиям в

условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и

огне­стрельного оружия. Должностные лица таможенных органов имеют право

применять физическую силу для пресечения правонарушений, задержания лиц, их

совершивших, преодо­ления сопротивления, пресечения неповиновения законным

распоряжениям и требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на

территорию, к товарам и транспортным сред­ствам, находящимся под таможенные

контролем, иных дей­ствий, препятствующих выполнению возложенных на этих

должностных лиц обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают

выполнение этих обязанностей. Должностные лица таможенных органов имеют

право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые ве­щества,

устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки

транспорта, другие специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников таможенных органов или иных лиц;

2) для отражения нападения на здания, строения, соору­жения и транспортные

средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и

транспорт­ные средства, находящиеся под таможенным контролем, а равно для

освобождения названных объектов в случае их захвата;

3) для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение

таможенного органа, если эти лица оказывают неповиновение, сопротивление,

иное противодей­ствие либо могут причинить вред окружающим или себе;

4) для пресечения оказываемого должностному лицу та­моженного органа

физического сопротивления;

5) для остановки транспортного средства, водитель ко­торого не выполнил

требование должностного лица таможен­ного органа остановиться;

6) в других случаях умышленного воспрепятствования осуществлению возложенных

на должностное лицо таможен­ного органа обязанностей.

Запрещается применять специальные средства в отно­шении женщин с видимыми

признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних,

кроме слу­чаев оказания ими вооруженного сопротивления, соверше­ния

группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей,

сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным

контролем.

В состоянии необходимой обороны или крайней необхо­димости должностное лицо

таможенного органа при отсутст­вии специальных средств вправе применять

огнестрельное оружие или использовать любые подручные средства.

Полный перечень специальных средств, используемых в таможенных органах,

определяется Правительством.

При исполнении служебных обязанностей отдельные категории должностных лиц

таможенных органов, опреде­ляемые ГТК, наделяются правом ношения, хранения

огне­стрельного оружия и пользования им.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, используемых в

таможенных органах, определяется Правительством Российской Федерации.

Отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право применять

огнестрельное оружие в ка­честве крайней меры в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников таможенных органов, когда их

жизнь или здоровье подвергаются опасности;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием должностных лиц

таможенных органов. Попытка лица, задерживаемого должностным лицом

таможенного органа, приблизиться к огнестрельному оружию путем сокра­щения

указанного этим должностным лицом расстояния или прикоснуться к такому оружию

рассматривается как попыт­ка завладения этим оружием;

3) для отражения группового или вооруженного нападе­ния на здания, строения,

сооружения и транспортные сред­ства, принадлежащие таможенным органам или

используе­мые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под

таможенным контролем;

4) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также

вооруженного лица, отказывающе­гося выполнить законное требование о сдаче

оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может быть исполь­зовано должностными лицами

таможенных органов в следу­ющих случаях:

1) для остановки транспортных средств путем их повреж­дения, если водитель

создает реальную опасность жизни и здоровью работников таможенных органов и

не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться;

2) для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью работников

таможенных органов;

3) для предупреждения о намерении применить огнестрель­ное оружие, подачи

сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отно­шении женщин, лиц с явными

признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими

вооружен­ного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного

нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов, а

также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать

посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия должностное лицо таможенного

органа обязано незамедлительно письменно доложить начальнику таможенного

органа или лицу, его замещающему, которые сообщают об этом про­курору в

течение 24 часов с момента применения огнестрель­ного оружия.

В законодательстве четко и развернуто регламентиру­ются вопросы оплаты труда

должностных лиц таможен­ных органов, их материально-бытового обеспечения и

со­циальной защиты. Этим вопросам, решение которых явля­ется жизненно

важным для указанных лиц, посвящена спе­циальная глава ТК; и в той или иной

мере они решаются во многих статьях, помещенных в других главах этого

комплексного закона, а также в иных правовых актах. Выделим наиболее

существенные моменты, характеризующие рассматри­ваемую сторону правового

статуса должностных лиц.

Принципиальное значение имеет содержащееся в ст. 428 ТК положение:

"Государство гарантирует повышенные ус­ловия оплаты труда, уровень

материально-бытового обеспе­чения и социальную защиту должностных лиц

таможенных органов Российской Федерации в целях создания матери­альных

предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных

обязанностей". Это очень важное общее положение раскрывается и

конкретизируется в ряде других статей ТК и в иных правовых актах. Оплата

труда должностных лиц таможенных органов состоит из должност­ных окладов,

окладов по специальным званиям, надбавок за знание иностранного языка, за

выслугу лет, иных надбавок. Условия оплаты труда должностных лиц таможенных

орга­нов устанавливаются в соответствии со статусом этих орга­нов как

правоохранительных.

За работу сверх установленной законодательством продолжительности рабочего

времени, а также за работу в ноч­ное время, выходные и праздничные дни

должностным ли­цам таможенных органов предоставляется компенсация в

со­ответствии с законодательством Российской Федерации о тру­де. Речь идет, в

частности, о ст. 42 КЗоТ о нормальной про­должительности рабочего времени; о

ст. 90 КЗоТ об оплате работы в ночное время; о ст. 89 КЗоТ об оплате работы в

праздничные дни и ст. 64 КЗоТ о компенсации за работу в выходной день.

ТК предусмотрена выплата пособий в случае гибели должностного лица

таможенного органа, получения им те­лесных повреждений и возмещения

материального ущерба. В случае гибели должностного лица таможенного органа в

связи с исполнением служебных обязанностей семье погиб­шего и его иждивенцам

выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного годового

денежного содер­жания погибшего по последней занимаемой им в таможен­ных

органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно

выплачивается ежемесячное посо­бие в размере среднемесячного заработка

погибшего по пос­ледней занимаемой им должности до наступления совершен­нолетия

или появления самостоятельного источника дохода, учащимся дневных отделений

высших или средних специ­альных учебных заведений — до окончания учебы. Иным

иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормиль­ца в размере

среднемесячного заработка погибшего.

При получении должностным лицом таможенного орга­на в связи с исполнением

служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность

в даль­нейшем заниматься профессиональной деятельностью, ука­занному лицу

выплачивается единовременное пособие в раз­мере пятикратного годового

денежного содержания по пос­ледней занимаемой им в таможенных органах

должности, а также в течение десяти лет — разница между размером его

среднемесячного заработка по последней занимаемой долж­ности и размером

пенсии.

При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений

ему выплачивается единовре­менное пособие в размере пяти среднемесячных

заработков.

Ущерб, причиненный имуществу должностного лица та­моженного органа или его

близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных

обязан­ностей, возмещается в полном объеме. Выплата пособий и возмещение

ущерба, причиненного имуществу, производит­ься из средств федерального

бюджета с последующим взыс­канием этих сумм с виновных лиц.

Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту

работы потерпевшего на осно­вании приговора суда или постановления

следственных ор­ганов либо прокурора о прекращении уголовного дела или

приостановлении предварительного следствия.

Возмещение ущерба, причиненного имуществу, произ­водится по решению

(приговору) суда.

Годовое денежное содержание должностного лица тамо­женного органа,

используемое для исчисления размеров еди­новременных пособий, включает в себя

все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в

год гибели или причинения вреда его здоровью.

Среднемесячный заработок определяется в порядке, ус­тановленном

законодательством Российской Федерации для возмещения работодателями вреда,

причиненного работни­ками увечьем, профессиональным заболеванием либо иным

повреждением здоровья, связанным с исполнением ими тру­довых обязанностей.

Выплата пособий и сумм возмещения имущественного ущерба производится

таможенным органом, в котором ра­ботал потерпевший до момента гибели,

получения телесного повреждения или причинения ущерба имуществу, а в случае,

если этот орган реорганизован или ликвидирован, — его правопреемником или

вышестоящим органом.

Суммы пособий и возмещения имущественного ущерба налогами не облагаются.

ТК предусматривает обязательное государственное лич­ное страхование должностных

лиц таможенных органов.

Эти лица подлежат обязательному государственному лич­ному страхованию за счет

средств федерального бюджета. Страховая сумма выплачивается:

1) в случае гибели (смерти) застрахованного должност­ного лица в период

службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из

них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболева­ния,

полученных при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по

предъявлении свидетельства о праве на наследство) — в размере 12,5-кратного

годового денежного содержания;

2) при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением

служебных обязанностей в период служ­бы до истечения одного года после

увольнения из таможен­ных органов:

инвалиду I группы — в размере 7,5-кратного годового денежного содержания;

инвалиду II группы — в размере 5-кратного годового денежного содержания;

инвалиду III группы — в размере 2,5-кратного годового денежного содержания;

3) в случае получения застрахованным в связи с испол­нением служебных

обязанностей тяжкого телесного повреж­дения — в размере годового денежного

содержания, а в слу­чае получения менее тяжкого телесного повреждения — в

размере полугодового денежного содержания.

Страховая сумма по данному виду страхования выпла­чивается независимо от

выплат по другим видам страхова­ния и выплат в порядке возмещения вреда.

Годовое денежное содержание должностного лица тамо­женного органа

определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе

и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно

было бы получить в год наступления страхового случая.

Иные условия и порядок осуществления обязательного го­сударственного личного

страхования должностных лиц тамо­женных органов Российской Федерации

определяются догово­ром между ГТК и государственной страховой организацией.

Обложение налогом доходов, полученных должностными лицами таможенных

органов в связи с исполнением слу­жебных обязанностей, осуществляется

применительно к ус­ловиям и порядку, установленным законодательством

Рос­сийской Федерации для военнослужащих.

Отпуск должностного лица таможенного органа. Долж­ностному лицу

таможенного органа предоставляется ежегод­ный оплачиваемый отпуск

продолжительностью 30 кален­дарных дней без учета времени следования к месту

отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда.

Должностному лицу таможенного органа, работающему в местностях с тяжелыми и

неблагоприятными климатичес­кими условиями, предоставляется ежегодный

оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней.

Должностному лицу таможенного органа предоставля­ется дополнительный

ежегодный оплачиваемый отпуск сле­дующей продолжительности:

после 10 лет службы в этих органах — 5 календарных дней;

после 15 лет службы — 10 календарных дней; после 20 лет службы — 15 календарных

дней. Обеспечение должностных лиц таможенных органов жилой площадью,

телефоном и предоставление их детям мест в детских дошкольных учреждениях.

Лицам, назна­ченным на должность в таможенных органах, жилая пло­щадь в виде

отдельной квартире или дома по установленным законодательством нормам

предоставляется органами мест­ного самоуправления в первоочередном порядке и не

позд­нее одного года с момента назначения на должность.

Таможенные органы могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке,

определяемом Правительством Рос­сийской Федерации.

При оплате жилой площади, коммунальных услуг, а так­же топлива должностным

лицам таможенных органов предо­ставляется скидка в размере 50 процентов.

Должностные лица таможенных органов имеют право на получением беспроцентных

ссуд на индивидуальное и ко­оперативное жилищное строительство с рассрочкой

на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств

федерального бюджета.

Органы местного самоуправления продают на льготных условиях жилье должностным

лицам таможенных органов в собственность с оплатой 50 процентов его

стоимости.

За должностными лицами, прослужившими в таможен­ных органах не менее 20 лет,

после увольнения на пенсию сохраняется право на льготное приобретение жилья и

опла­ту жилых помещений на льготных условиях.

В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением

служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на получение

жилой площади на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент

гибели этого лица; жилая площадь в данном случае предоставляется не позднее

одного года со дня гибели долж­ностного лица таможенного органа.

Должностным лицам таможенных органов квартирные телефоны устанавливаются в

течение года со дня подачи заявления.

Места в детские дошкольные учреждения детям долж­ностных лиц таможенных

органов предоставляются органа­ми местного самоуправления в течение трех

месяцев со дня подачи заявления.

Регламентированы право, должностных лиц таможен­ных органов при проезде и

нахождении в служебных коман­дировках. Должностные лица таможенных органов

имеют право по предъявлении служебного удостоверения бесплат­но пользоваться на

всей территории Российской Федерация всеми видами общественного транспорта

городского, приго­родного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской

местности — любым попутным транспортом. Должностным лицам таможенных органов,

использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная

компен­сация в установленных размерах.

Должностное лицо, направленное в служебную коман­дировку, пользуется правом

на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и

размеще­ние вне очереди в гостинице по служебному командировоч­ному

удостоверению.

Пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов и их семей.

Пенсионное обеспечение осуществляет­ся ГТК применительно к условиям, нормам и

порядку, уста­новленным законодательством Российской Федерации для лиц,

проходивших военную службу, службу в органах внут­ренних дел, и их семей.

За должностными лицами таможенных органов после выхода на пенсию сохраняется

право медицинского обслу­живания в лечебных учреждениях, в которых они

состояли на учете.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011