Статья: Электронная коммерция
Статья Хорошко Дениса Ивановича
на публикацию в сборнике.
Введение
Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать определение
этому понятию.
Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и
заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между
покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных
документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров
(или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм
любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными
требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу
лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить
в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в
World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать
клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для
сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если
информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут
быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может
происходить в on-line режиме.
Под определение электронной коммерции подпадают не только системы,
ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие
иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных
информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр.,
могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим
также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой
электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные
возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для
оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.
На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках
являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные
инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.
Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В
область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды
деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение
возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями,
организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция
является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как
одну из составляющих.
Объемы электронных продаж
Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для общения и
распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно, что сетевые
технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях. Как
показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои товары
и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.
К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 100 млн.
человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999 году
объем розничных продаж в Сети составил около 40-50 млрд. долл. Сейчас
наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52%
за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в
первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%).
По прогнозам к 2002 году более 70% компаний будут использовать Интернет в
своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300-500 млрд.
долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70-80%.
Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет около
20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%.
Прогнозы различных компаний на 2004-2005 годы, несмотря на заметные
расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60% до
150% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает достигнуть
1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в экономике
может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема сделок будет
заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим
отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным
образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим останется пока объем
южноамериканского, африканского и ближневосточного рынков. Особенно быстрые
темпы развития прогнозируются в корпоративном секторе, который к 2005 году
будет давать более 90% всех электронных доходов. Объем продаж потребительских
товаров в Сети через 5 лет может достигнуть 600-800 млрд долл.
В настоящее время среди покупателей Интернет-магазинов преобладают
американцы. Они составляют более половины всех пользователей, совершивших
покупки в Сети. Доходы американской электронной коммерции составили в 1999
году около 75% мировых доходов на этом рынке, но к 2003 году ожидается их
снижение до 50-55%.
Три четверти американцев, покупающих через Интернет, пользуются при оплате
кредитными картами. В 1998 году каждый покупатель сделал в среднем 6 покупок,
а в 1999 - 13. Для тех, кто уже привык делать покупки в Сети, подобный способ
становится одним из основных. Например, исследования онлайн-покупателей в
новогодний период 1999 года показывают, что 67% подарков они приобретают в
обычных магазинах, 7% - по каталогам, а 26% - в Интернете.
Интересные факты в размитии электронной коммерции в Европе.
Недавно министрами экономики стран ЕС был одобрен проект соглашения "О
юридических аспектах электронной коммерции". Согласно этому документу,
электронный контракт имеет полноценную юридическую силу. Кроме того,
достигнуты договоренности между странами ЕС о взаимном признании электронных
контрактов. Одобрение данного проекта является мощным стимулом для развития
европейского электронного рынка.
Сейчас около 35% постоянных европейских пользователей Интернет регулярно
посещают сайты, связанные с онлайновой торговлей. В настоящее время в Европе
насчитывается около 16 млн. покупателей Интернет-магазинов. К 2004 году
ожидается рост их количества до 100 млн., что составит около 70% от всех
европейских пользователей.
В 1999 году рост доходов европейской электронной коммерции превысил
американский, составив около 200%. Однако объем розничных продаж был равен
всего 3,5 млрд. долл., т.е. лишь 0,2% всех розничных продаж. Лидерами здесь
оказались финские покупатели (12,7%), на втором месте - Франция (10%), затем
- Германия (4%) и Великобритания (2,8%).
На онлайновом рынке ожидается высокая конкуренция, сопровождаемая мощным
ростом прибыли, в результате чего к 2005 году из каждых 20 электронных
компаний выживет лишь одна.
Наиболее перспективными отраслями для корпоративной электронной торговли в
Европе считаются автомобильная промышленность, транспорт и электроника.
Довольно существенны доходы электронной коммерции на азиатском рынке. В 1999
году розничная электронная торговля здесь принесла около 3 млрд. долл.,
причем 94% доходов приходятся на 2 наиболее развитые страны: Японию (более
1,5 млрд. долл.) и Корею (720 млн. долл.). К этой группе можно отнести
Австралию (около 380 млн. долл).
В настоящее время около 5% пользователей Интернет в Китае, а также 15%
пользователей в Гонконге, сделали покупки в онлайновых магазинах. Наибольшим
спросом здесь пользуются книги и компьютеры.
Но все же интереснее обсудить российскую специфику электронной коммерции. На
сегодняшний день не всё так хорошо и гладко. Приведу пример покупки в одном
из электронных магазинов через Интернет.
Процесс выбора продуктов и регистрации занял около 35 минут (21.10 с 15:15 до
15:50) при незагруженном 2-мегабитном канале в субботу.
Подтверждение по электронной почте пришло тут же.
Оператор позвонил в 16:05 и подтвердил заказ.
В 17:15 еще раз позвонил оператор и попросил согласие на замену кефира "Милая
Мила" на "Домик в деревне" и хлеба на "Бородинский". Также выяснилось, что
сосисок нет никаких - выходные.
Заказ был доставлен 22.10 в 12:15 (оговоренное время доставки - с 9 до 12
часов).
Претензий к доставленному заказу не было.
Заключение
Подводя итог можно сделать следующие выводы.
1. Существует тенденция к дальнейшему увеличению объема применения
приемов электронной коммерции разнообразными фирмами в своей деятельности,
причем немалый процент составляет различные Internet-технологии.
2. Сетевые технологии Internet еще далеки от совершенства, чтобы
обеспечить надежную защиту для коммерческой деятельности в Internet.
3. Кроме пробела в сетевых технологиях, существует правовой пробел.
4. А что самое главное – общественное сознание еще не доросло до
электронной коммерции как таковой. |